Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава третья. Углубляясь в момент сейчасСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Не ищи себя в уме
Я чувствую, что прежде чем смогу приблизиться к полной осознанности или к духовному просветлению, мне еще очень много нужно будет узнать о том, как работает мой ум.
Нет, не нужно. Проблемы ума не могут быть решены на уровне ума. Однажды, когда ты поймешь, в чем состоят основные нарушения, ты увидишь, что нет ничего такого, что тебе еще следовало бы узнать или понять. Исследование затейливой работы ума может сделать тебя хорошим психологом, но не выведет за его пределы, точно так же как для организации здравого ума и формирования нормальной психики недостаточно изучения случаев сумасшествия и безумия. Ты уже постиг основную механику состояния неосознанности: – отождествление с умом, создающим ложное “я”, эго, как замену твоему истинному “Я”, корни которого уходят в Сущее. Ты уподобляешься “ветке, отсеченной от виноградной лозы”, как выразился Иисус. Потребности эго бесконечны. Оно чувствует себя уязвимым и находящимся под угрозой и, таким образом, живет в состоянии страха и нужды. Постигнув однажды, как действуют основные нарушения, тебе больше не нужно будет исследовать их бесчисленные проявления, превращать их в запутанный комплекс личных проблем. Эго, разумеется, очень любит это делать. Оно всегда ищет, к чему бы присосаться, чтобы засвидетельствовать, защитить и усилить иллюзорную значимость собственного “я”, и всегда с большой готовностью будет цепляться за твои проблемы. Вот почему у такого огромного числа людей гигантская часть их самоощущения тесно связана с проблемами. Как только проблемы появляются, самое последнее, что они в этот момент хотели бы сделать – это освободиться от них, ибо для них это будет означать утрату собственного “я”. Вот тогда‑то бессознательное эго и вносит свой громадный вклад в продолжение боли и страдания. Поэтому, как только ты поймешь, что корень неосознанности заключается в отождествлении себя с умом, который, безусловно, включает в себя и эмоции, то ты выйдешь за его пределы. Ты станешь присутствующим. Когда ты присутствуешь, то можешь позволить уму быть таким, какой он есть, не попадаясь в его ловушки. Сам по себе ум не является дисфункциональным. Это великолепный инструмент. Нарушения наступают тогда, когда ты ищешь себя в нем и когда ошибочно принимаешь его за того, кто ты есть. Тогда он становится эготипическим умом и подминает под себя всю твою жизнь.
Покончи с иллюзией времени
Выходит так, что разотождествить себя с умом совершенно невозможно. Все мы в него погружены. Как вы научите рыбу летать?
Вот ключ: покончи с иллюзией времени. Время и ум – неразлучны. Убери время из ума, и оно остановится, пока ты не решишь опять им воспользоваться. Отождествиться с умом, значит угодить в ловушку времени – то есть оказаться вынужденным проживать свою жизнь почти исключительно через память и ожидания. Это порождает состояние бесконечной озабоченности и поглощения себя прошлым и будущим, а также формирует нежелание чтить настоящий момент и быть ему благодарным, так же как и нежелание позволить ему быть. Вынуждение возникает потому, что прошлое предоставляет тебе отождествление, а будущее питает твою надежду на спасение, на свою полную реализацию в любой форме.
Но как мы можем функционировать в этом мире, не имея чувства времени? Ведь тогда не будет никакой цели, к которой нужно стремиться. Я даже не смогу узнать, кто я, потому что именно мое прошлое делает меня тем, кто я есть сегодня. Я полагаю, что время – это что‑то очень драгоценное, и нам следует научиться использовать его мудро, а не тратить понапрасну.
Время вовсе не является драгоценным, потому что это иллюзия. То, что ты воспринимаешь как драгоценность, это не время, а одна единственная точка, пребывающая вне времени – настоящий момент. Вот он‑то действительно драгоценный. Чем больше ты концентрируешься на времени, на прошлом и будущем, тем больше ты упускаешь настоящий момент, а это – самое драгоценное из всего, что есть. Почему он самый драгоценный? Во‑первых, потому, что есть только он. И это все, что есть. Вечно присутствующим является только пространство, внутри которого разворачивается твоя жизнь, и только этот фактор остается константой. Жизнь происходит сейчас. Никогда не было и не будет времени, в котором твоя жизнь протекала бы не сейчас. Во‑вторых, момент Сейчас является единственной точкой, способной прорвать ограничения и вынести тебя за пределы ума. Это единственная точка доступа во вневременное и не имеющее формы царство Сущего.
Ничто не существует вне момента сейчас
Разве прошлое и будущее не столь же реальны, даже подчас более реальны, чем настоящее? Да и, кроме того, ведь прошлое обусловливает то, кто мы есть, точно так же как определяет и то, как мы себя воспринимаем и как ведем себя в настоящем. А наши будущие цели определяют то, какие действия мы предпринимаем в настоящем.
Ты все еще не уловил суть того, о чем я говорю, потому что пытаешься понять это ментально. Ум не может этого постичь. Только ты можешь. Пожалуйста, просто слушай. Ощущал ли ты когда‑нибудь, делал ли, думал ли или чувствовал что‑нибудь вне момента Сейчас? Считаешь ли ты, что когда‑нибудь будешь на это способен? Может ли что‑либо происходить или быть за пределами момента Сейчас? Ответ очевиден, не правда ли? Ничего не происходило в прошлом – все происходило в момент Сейчас. Ничего не произойдет в будущем – все произойдет в момент Сейчас. То, о чем ты думаешь как о прошлом, – это лишь след в памяти твоего ума, след минувшего момента Сейчас. Когда ты вспоминаешь о прошлом, то реактивируешь след в памяти – сейчас ты поступаешь именно так. Будущее – это воображаемый настоящий момент, проекция ума. Когда будущее наступает, то оно наступает как настоящий момент. Когда ты размышляешь о будущем, ты делаешь это сейчас. Прошлое и будущее со всей очевидностью не имеют собственной реальности, они могут лишь отражать свет солнца, и, стало быть, прошлое и будущее – это только слабое отражение света, силы и реальности вечного присутствия. Их реальность “заимствована” у настоящего момента. Суть того, о чем я говорю, нельзя постичь рассудком. В тот момент, когда ты это ухватываешь, в твоем сознании происходит сдвиг от ума к Сущему, от времени к присутствию. Вдруг все начинает ощущаться живым, все излучает энергию, источает Жизнь.
Ключ к духовному измерению
Иногда в чрезвычайных и угрожающих жизни ситуациях сдвиг сознания из времени в присутствие происходит естественным образом. Личностные качества, имеющие прошлое и будущее, моментально отступают и заменяются одновременными состояниями интенсивного осознанного присутствия, безмерного спокойствия и высочайшей бдительности. Когда требуется отклик, то он возникает из этого состояния сознания. Причина, почему некоторые люди любят опасные увлечения, такие как альпинизм, автогонки и тому подобное, хотя сами могут того и не знать, состоит в том, что все это толкает их именно в настоящий момент, в то насыщенное живое состояние, которое свободно от времени, свободно от проблем, свободно от мыслей, свободно от груза личных характеристик. Хотя бы на секунду соскользни, выпади из этого состояния присутствия в моменте, и это может означать гибель. К сожалению, для того чтобы пребывать в этом состоянии, они попадают в зависимость от конкретного рода деятельности. Но тебе не обязательно карабкаться по северному склону Айгера. Ты можешь войти в это состояние прямо сейчас.
∫
С древних времен духовные мастера всех традиций указывали на настоящий момент как на ключ к духовному измерению. Тем не менее, всё это, похоже, продолжает оставаться тайной. Совершенно определенно, что этому не учили ни в церквях, ни в храмах. Если ты посещаешь церковь, то можешь слышать чтение из Евангелие, такое как “Не заботься о завтрашнем дне, ибо день завтрашний сам будет заботиться о своем”, или “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия”. Или же ты можешь услышать о прекрасных цветах, которые не заботятся о завтрашнем дне, но живут непринужденно во вневременном моменте Сейчас и щедро обеспечены милостью Божией. Глубина и радикальная природа этих учений остается не признанной. Похоже, никто не понимает того, что ими нужно жить и этим вызывать глубокую внутреннюю трансформацию.
∫
Вся суть Дзен заключается в том, чтобы ступать по лезвию бритвы настоящего момента – быть абсолютным, быть в настолько полном и совершенном присутствии, что никакая проблема, никакое страдание, ничто из того, что не является тем, кто ты есть по своей сути, не имело бы возможности выжить в тебе. В отсутствие времени, в моменте Сейчас все твои проблемы растворяются. Страданию нужно время; оно не может жить в настоящем моменте. Великий мастер Дзен Риндзай для того, чтобы отвлечь внимание учеников от времени, частенько поднимал палец и медленно задавал вопрос: “Что отсутствует в данный момент?” Очень сильный вопрос, не требующий ответа на уровне ума. Он придуман специально для того, чтобы еще глубже увести твое внимание в настоящий момент. Подобный вопрос, заданный в традиции Дзен, звучит так: “Если не сейчас, то когда?”
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.244 (0.006 с.) |