Тематика рефератов, курсовых работ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика рефератов, курсовых работ



1. Искусство книги Древней Руси.

2. Переводная литература Древней Руси.

3. Жанр послания в древней русской литературе.

4. Мировоззрение русского средневековья и система жанров русской литературы XI-XVI веков.

5. Проблема авторства произведений древнерусской литературы в современном литературоведении (на материале нескольких произведений).

6. «Киево-Печерский патерик» и Киево-Печерский монастырь в русской культуре.

7. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина» (сравнительно-сопоставительный анализ).

8. Образ «мудрой девы» в древней русской литературе.

9. «Повесть о Петре и Февронии» и роман о Тристане и Изольде.

10. Категория стиля в древней русской литературе.

11. Общественно-политические и литературные позиции «нестяжателей» и «иосифлян» (Нил Сорский и Иосиф Волоцкий).

12. «История о Казанском царстве» - новый тип исторического повествования.

13. «Исторические» и «сказочные» повести о взятии Азова.

14. Сюжет «договор человека с дьяволом» в русской и европейкой литературной традиции.

15. Барокко в русской литературе XVII века.

16. Эстетика подобия в литературе Древней Руси.

17. Категория прекрасного и ее понимание в средние века.

18. Безобразное в древней русской литературе.

19. Трагическое и формы его проявления в культуре ДревнейРуси.

20. Категория комического и способы ее выражения в литературе Древней Руси.

21. Эстетические концепции Иосифа Владимирова «О премудрой мастроте живописующих» и Аввакума Петрова «Об иконном писании».

22. Традиция древнерусской литературы (культуры) в литературе (культуре) нового времени (на конкретных примерах) (М. Волошин, В. Зайцев, Н Трубецкой и другие). «Память жанров» в литературе нового времени.

23. Старые русские города, древнерусское искусство (на конкретных примерах).

24. Книгопечатание. Иван Федоров - первопечатник.

25. Евангелие и древняя русская литература.

Примечание:

Темы предлагаются ориентировочно. Можно выбрать и любые другие, самостоятельно разработанные студентом, связанные с древней русской культурой.

 

Тексты для заучивания наизусть

1. Повесть временных лет...

От «Велика бо бываеть полза оть учения книжного...» до «…въсприемлеть души велику ползу».

2. Поучение Владимира Мономаха

От «Всего же паче убогих не забывайте...» до «... страхь Божий имейте выше всего».

3. «Слово о полку Игореве...»

От «Не лепо ли ны бяшеть, братия...» до «... они же сами князем славу рокотаху». Плач Ярославны.

4. «Слово о погибели Русской Земли»

От «О светло светлая ...» до «... о правоверная вера христианская!»

5. Вирши Симеона Полоцкого (на выбор студента): «Купецтво», «Монах», «Пиянство», «Язык».

 

* Можно выучить и другие отрывки (по выбору студента), но не короче названных.

Список произведений для текстуального изучения

1. Повесть временных лет

2. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона

3. Сказание о Борисе и Глебе

4. Житие Феодосия Печерского

5. Хождение игумена Даниила

6. «Поучение» Владимира Мономаха

7. Сказание, как сотворил Бог Адама

8. Хождение Богородицы по Мукам

9. Слово о полку Игореве

10. Летописная повесть о походе Игоря

11. «Моление» Даниила Заточника

12. Киево-Печерский патерик

13. Слово о погибели РусскойЗемли

14. Повесть о разорении Рязани Батыем

15. Повесть о житии Александра Невского

16. Повесть о Тверском восстании 1327

17. Легенда о граде Китеже

18. Сказание об Индийском царстве

19. Задонщина

20. Сказание о Мамаевом побоище

21. Слово о житии и преставлении Димитрия Ивановича, царя русского

22. «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого

23. Повесть Нестора Искандера о взятии Царьграда

24. Сказание о князьях Владимирских

25. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

26. Сказание о Дракуле

2 7. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

28. Домострой

29. История о Казанском Царстве

30. Степенная книга

31. Стоглав

32. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского

33. Максим Грек. Послание о Фортуне

34. Иван Пересветов «Сказание о Магмет Салтане»

35. Повесть о споре жизни и смерти

36. Повесть о преставлении и погребении князя М.В. Скопина- Шуйского

37. Сказание Авраамия Палицына

38. Повесть об Ульянии Осорьиной

39. Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков

40. Фацеции

41. Повести о Горе-Злочастии

о Марфе и Марии

о Савве Грудцыне

о Карпе Сутулове

о Ерше Ершовиче

о Шемякином суде

о Бражнике

о Бове-Королевиче

42. Сказание о Куре и Лисице

43. Калязинская челобитная

44. Симеон Полоцкий. «Вирши», «Комедия притчи о блуднем сыне»

45. Сильвестр Медведев. Епитафион

46. Карион Истомин. Домострой. Стихи из букваря

47. Протопоп Аввакум Петров. Житие. Об иконном писании. Повесть о боярыне Морозовой. Письма боярыне Ф.Морозовой и Е.Урусовой

48. П.А. Квашнин-Самарин. Песни

 

7.6. Примерные вопросы и задания для контрольных работ по древней русской литературе

1. Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона в:

1) Поучении Владимира Мономаха;

2) Житии Сергия Радонежского;

3) Житии протопопа Аввакума

и т.д. в любом изученном произведении древнерусской литературы.

2. Определите композицию и сюжет повестей XVII века (по выбору преподавателя). Выделите в сюжете произведений традиционные мотивы и новаторство.

3. Выполните сопоставительный анализ «Повести о житии Александра Невского» и «Слова о житии Дмитрия Донского». Каковы тенденции развития жанра княжеского воинского жития?

 

8. Методические рекомендации

по организации изучения дисциплины

Курс «История древней русской литературы» - одиниз значительных в профессиональной филологической подготовке преподавателей русской культуры. Из великого тысячелетнего пути русской литературы более 700 лет принадлежат периоду, который принято называть «Древней русской литературой». Совершенно справедливы выводы исследователей литературы, которые утверждают, что для понимания высоких идеалов и мастерства гуманистической русской литературы XIX и XX веков знание древней русской литературы совершенно необходимо: в культурном наследии Древней Руси мы находим и идеалы, не утратившие своего значения для современного человека, и истоки поэтических открытий нового времени, и «память жанров» (В. Я. Пропп) литературы, и истоки творчества писателей. Переоценить значение этого периода в постижении мировоззрения русского народа, его философии и исторической жизни невозможно, ибо «русская литература - это часть русской истории. Не отражение, а именно часть» (Д.С. Лихачев). Изучение истории древней русской литературы позволяет сосредоточить внимание студента на главной сути современной гуманитаризации - «собственно человеческой форме отношений человека к миру», развивает понимание сущности других эпох, историческое мышление.

Современному студенту изучать древнерусскую литературу сложно: требуется знание реалий далекого прошлого, а для этого необходим комментарий к текстам и лингвистический, и исторический, и географический, и поэтический. Литературные жанры Древней Руси имеют существенное отличие от жанров нового времени, задача изучающего древнерусскую литературу – выявить и постичь ее специфику, войти «в огромный и своеобразный мир, в мир, населенный своими героями, реальными и легендарными; мир, в котором совершаются события, исполненные глубокого смысла, часто тревожные, трагические» (Д. С. Лихачев.)

 

 

8. 1. Рейтинговая оценка деятельности студента

Методика формирования

рейтинговой оценки знаний студентов

по дисциплине “Древнерусская литература”

 

Цели и задачи рейтинговой оценки заключаются в усовершенствовании системы подготовки студентов по литературоведческим дисциплинам и в дифференциации форм и критериев контроля за их знаниями.

При изучении дисциплины “Древняя русская литература” со студентами проводятся:

лекции- 20 часов (для студентов дневного обучения); 12 часов (для студентов заочного обучения);

практические занятия- 16 часов (для студентов дневного обучения); 8 часов (для студентов заочного обучения).

Студенты выполняют домашние задания: читают художественные тексты, ведут дневники читателя, заучивают тексты наизусть, анализируют художественные тексты, конспектируют критическую литературу, выполняют рефераты, доклады, участвуют в коллоквиуме, выполняют контрольную работу и сдают экзамен.

Итоговая оценка за семестр по дисциплине определяется как сумма баллов по результатам всех запланированных мероприятий:

90-100 б. - “отлично”;

76-89 б. - “хорошо”;

60-76 б. - “удовлетворительно”.

За работу в семестре студент может набрать максимально 100 баллов, в этом случае преподаватель (по своему усмотрению) может выставить экзаменационную оценку по набранному рейтингу. К экзамену студент допускается, если набрано не менее 40 б. Максимально за семестр по текущему контролю студент набирает 60 б.

На семинарско-практических занятиях студенты закрепляют теоретические знания (демонстрируют результаты самостоятельной работы) и осваивают навыки анализа художественных текстов и критической литературы.

Итоговые баллы по семинарским, практическим занятиям, коллоквиумам складываются из баллов, набранных при выполнении заданий (чтение, конспектирование, реферирование, подготовка докладов, наглядных пособий, синхронистических таблиц, чтения наизусть, анализа текстов и т.д.).

При изучении дисциплины студент должен подготовиться к 7/4 практическим занятиям (см. методические указания по курсу), прочитать художественные тексты (по списку), выучить наизусть отрывки из художественных текстов и уметь их анализировать, подготовить рефераты, выступить с ними в аудитории.

Изучение дисциплины заканчивается сдачей студентом экзамена. Успешно изучившим дисциплину считается студент, получивший на экзамене 20-40 баллов и набравший в итоге 60-100 баллов.

Рейтинг студента по курсу “Древняя русская литература”

ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

  Виды учебных Работ количество баллов
мини- мальное макси- мальное
Текущий РТ (до 60 б.) 1. Лекции;   2. Семинарские, практические занятия, коллоквиумы; 3. Самостоятельная работа*: 1) контрольная работа; 2) чтение и анализ художественных текстов, ведение “Дневника читателя”; 3) чтение и конспектирование критической литературы; 4) заучивание наизусть; 5) подготовка реферата-доклада; 6) подготовка таблицы, наглядного пособия. 0,5х10=5   1х8=8             Всего 40 б. 1×10=10   1,5×8=12             Всего 60 б.
Промежуточный Рэ Выступление на научной конференции (подготовка к выступлению). Подготовка и проведение “Дней славянской письменности и культуры”. Экзамен.        

 

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

  Виды учебных работ количество баллов
мини- мальное макси- мальное
Текущий РТ (до 60 б.) 1.Лекции;   2. Семинарские, практические занятия, коллоквиумы; 3.Самостоятельная работа*: 1) контрольная работа; 2) чтение и анализ художественных текстов, ведение “Дневника читателя”; 3) чтение и конспектирование критической литературы; 4) заучивание наизусть; 5) подготовка реферата-доклада; 6) подготовка таблицы, наглядного пособия. 0,5х 6=3     1х4=4             Всего 40 б. 1×6=6     1,5×4=6             Всего 60 б.
Промежуточный Рэ Выступление на научной конференции (подготовка к выступлению). Подготовка и проведение “Дней славянской письменности и культуры”. Экзамен.        

 

*Самостоятельная работа студента - максимальный балл проставляется за выступление с результатами самостоятельной работы на семинарах, практических занятиях, конференции, коллоквиуме.

 

Примечание: Студент допускается к итоговому контролю при условии выполнения ВСЕХ видов учебной нагрузки, предложенной в данной методике (при этом он должен набрать не менее 40 баллов).

Выступления на семинаре (основное, дополнительное, а также замечания, оппонирование) оцениваются дополнительными баллами за счет промежуточного контроля.

 

Учебное издание

 

 

Абашева Диана Владимировна

 

Древнерусская литература

(X-XVII века)

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

 

 

Специальности «Русский язык и литература»,

«Журналистика»

 

 

Подписано в печать . Формат 60x84/16. Бумага писчая.

Печать оперативная. Усл. печ. л. 4,6. Тираж 30 экз. Заказ №

 

Отпечатано на участке оперативной полиграфии

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.34 (0.014 с.)