Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 49. Экологическое право Европейского Союза: понятие, принципы, механизм охраны окружающей среды.

Поиск

Право окружающей среды ЕС – совокупность основанных на экологоправовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Источники права окружающей среды ЕС делятся на акты первичного и вторичного права. Впервые термин «окружающая среда» встречается в ст. 100А («Внутренний рынок») Единого европейского акта 1986 г. В ЕЕА содержалась также и отдельная статья, посвященная окружающей среде (130 К.Т). Однако осуществление охраны окружающей среды как таковое еще не отнесено формально к целям ЕЭС. В Маастрихтском договоре 1992 г. охрана окружающей среды поставлена в ряд с другими целями Сообщества в ст. 2 Договора о Сообществе. Амстердамский договор 1997 г. также является основным источником экологического права, который еще дальше развил положения, регулирующие окружающую среду в ЕС. В результате вступления Договора в силу охране окружающей среды был придан конституционный статус (ст. 2); раздел XIX («Окружающая среда») включил ст.174–176, содержащие различные аспекты регулирования охраны окружающей среды; принцип интеграции, ранее закрепленный в ст. 174, был выделен в отдельную статью– ст. 6 Договора.

Принцип высокого уровня охраны окружающей среды – один из важнейших и основных принципов экологического права Сообщества. Принцип относится не только к деятельности Комиссии, но и к законотворческой деятельности Европейского парламента и Совета. Однако применение принципа ограничено большой разницей в возможностях различных государствчленов.

Принцип предосторожности. Его сущность заключается в том, что если существует подозрение, что определенные действия могут иметь негативное влияние на окружающую среду, то лучше не совершать этих действий вовсе, чем дожидаться, когда научные исследования докажут причинную связь между данными действиями и негативными последствиями для окружающей среды. Принцип может в некоторых случаях оправдать слишком строгие протекционистские меры государствчленов, направленные на предотвращение экологического ущерба, даже при отсутствии причинноследственной связи между данными мерами и возможностью предполагаемого ущерба.

Принцип превентивных действий. Его смысл заключается в подходе, при котором «лучше принять превентивные меры по охране окружающей среды, чем восстанавливать окружающую среду». Необходимость восстановления окружающей среды после нанесенного ущерба более не является первоочередной задачей. Вместо этого принцип предполагает принятие мер, которые вообще исключат возможность нанесения ущерба.

Принцип устранения источников ущерба. В соответствии с данным принципом ущерб окружающей среде должен по возможности устраняться в самом начале его возникновения. Принцип предусматривает предпочтение законодателем устанавливать стандарты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а не стандарты экологического качества продуктов, особенно когда речь идет о загрязнении воды и воздуха.

Принцип «загрязнитель платит» – загрязнитель должен оплатить стоимость устранения причиненного им ущерба, что заставляет экологически небезопасные отрасли промышленности и отдельные предприятия использовать в производстве менее вредные вещества и технологии. Помимо использования штрафов, принцип работает и при введении экологических стандартов. Компании, которым приходится соответствовать принятым стандартам, начинают применять наилучшие существующие технологии и инвестировать в свой производственный процесс, делая его менее вредным для окружающей среды.

Важнейшей составляющей механизма охраны окружающей среды является экологическая стандартизация (экологическое нормирование). Введение общих для государств-членов экологических стандартов - самый старый и наиболее разработанный инструмент защиты окружающей среды в рамках ЕС. Рекомендацией Совета от 3 марта 1975 г. относительно распределения стоимости и действий публичных властей в экологических делах дается официальная правовая классификация экологических стандартов Европейского сообщества. В документе устанавливается, что Сообществом принимаются следующие виды экологических стандартов:

- стандарты качества окружающей среды, ее компонентов (вода, воздух, почва, флора и фауна);

- экологические стандарты продукции;

- экологические стандарты производственных процессов.

Гарантии:

- обязанности работодателя информировать работника об условиях, предусмотренных в трудовом договоре. Данная Директива вводит обязанность работодателя представлять работнику письменную декларацию, содержащую детальное описание условий трудового контракта;

- обязанность предпринимателя в случае планируемого масштабного сокращения проводить консультации с представителями трудовых коллективов, уведомлять о предполагаемых мерах по сокращению штатов компетентные национальные органы с целью снижения возможных социальных последствий подобных действий.

- в случае банкротства, а также когда работодатель ввиду отсутствия средств не выполняет свои обязанности по выплате заработной платы работникам, последняя должна выплачиваться из специальных гарантированных фондов, которые формируются независимо от операционного капитала предприятия и не подлежат распределению между остальными кредиторами в процессе признания компании банкротом

- обязанность работодателя информировать представителей работников на предприятии о планируемых переводах.

- минимальные требования к продолжительности рабочего времени на всей территории Европейского Союза, определяет, что длительность рабочей недели не должна превышать 48 часов, ежедневный отдых - не менее 11 часов, продолжительность отпуска - не меньше четырех недель и др.

- обязанность государств-членов заботиться о сохранении существующей эквивалентности схем предоставления оплачиваемых отпусков. Эта важнейшая гарантия обеспечения права на отдых, совместимости семейной и профессиональной жизни подкрепляется во вторичном праве положениями Директивы 96/34/ЕС от 3 июля 1996 г. о рамочном соглашении относительно отпусков по уходу за ребенком, заключенном Индустриальным союзом ЕС (UNICE), Европейским центром публичных предприятий (CEEP) и Европейской конфедерацией профсоюзов (ETUC).

 

Вопрос 50. Правовые основы и основные направления деятельности Европейского Союза в области науки, культуры и образования.

В 1983 году на сессии Европейского совета в Штутгарте была принята декларация, в которой провозглашалась идея формирования европейского сознания и содержался призыв к государствам-членам усилить культурные связи под эгидой Сообщества. В этот период начались проводиться общеевропейские культурные мероприятия, такие как программа «Культурная столица Европы», проект «Эмблематик», предусматривавший реставрацию важнейших памятников архитектуры и уникальных ландшафтов при финансовом содействии ЕЭС и другие.

Впервые положения о культурном сотрудничестве появились в Маастрихтском договоре. С этого момента культурная политика становится одним из направлений деятельности Европейского союза. С 1992 года начали действовать культурные программы Евросоюза, инициируемые Советом ЕС и Европейским Парламентом: «Ариан», «Калейдоскоп», «Рафаэль». Данные программы ставили своей целью улучшение знаний по культуре и истории народов Европы, содействие художественному творчеству и обмену в области культуры, сохранению культурного наследия и содействие культурному диалогу и сотрудничеству Европейского Союза с третьими странами.

В последующем произошло объединение имеющихся проектов в единую комплексную программу, получившую название «Культура-2000». Программа подразумевает совместную деятельность стран-членов Европейского Союза в следующих направлениях: сохранение европейского культурного наследия, поддержка национального рынка культурных ценностей и индустрии культуры, социальная поддержка работников культурной сферы, а также поощрение творчества и участия в культурной жизни.

Другое ключевое направление гуманитарной стратегии Европейского Союза - формирование тесного научно-технического сотрудничества европейских стран, которое также может рассматриваться как движущая сила интеграционного процесса. Новая технологическая эра, глобализация, необходимость модернизации экономик выводят научные исследования на наднациональный общеевропейский уровень. «Обособленные национальные системы науки образования уже не способны удовлетворить потребности интегрированной экономики, ее производственную и технологическую структуру, поэтому эта сфера включается в процесс региональной интеграции и Европейский Союз встает на путь формирования целостности научно-технической активности и интеллектуальных ресурсов, совершенствования человеческого капитала. Сами университеты как очаги науки, образования и культуры становятся интеллектуальным мотором евростроительства на основе единой цепочки «образование – наука – производство».

Начиная с 1994 года, было разработано семь рамочных программ НИОКР Европейского Союза. Данные программы представляют собой основной финансовый инструмент стимулирования исследований и формирования Европейского научного пространства.

Практическое создание единого европейского научного пространства (ЕНП) началось с реализации Шестой Рамочной программы 2002-2006 гг.Создание единого пространства необходимо для обеспечения максимально эффективного использования научного потенциала и материальных ресурсов стран ЕС на основе тесной взаимосвязи общеевропейской и национальной научной политики, обмена знаниями и информацией, а также свободного передвижения ученых в границах стран ЕС.

Новый этап в гуманитарной стратегии Европейского Союза открыло третье тысячелетие, когда была поставлена задача построения к 2010 году самой конкурентоспособной в мире и динамичной экономики, основанной на знаниях. Эта инициатива известна как «Лиссабонская Стратегия», названная по имени города, в котором она была одобрена главами государств и правительств стран ЕС в марте 2000 года. Она направлена на развитие «экономики знаний» в объединенной Европе посредством поощрения исследований, улучшения политики в области образования, развития информационных технологий и создания благоприятного инновационного климата В то же время, в стратегии подчеркивается необходимость модернизации европейской модели социального обеспечения, увеличения занятости, реформы системы социального обеспечения и снижения социальных льгот.

Основным механизмом регулирования высшего образования в Европе является Болонский процесс, задача которого состоит в приведении национальных систем к единому стандарту и создание европейского пространства высшего образования к 2010 году. В рамках Болонского процесса предусматривается взаимное признание дипломов, единая система оценок, широкий обмен студентами и преподавателями, большее внимание к аналитическим диссертационным работам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.62.69 (0.011 с.)