Диссидентство и бесцензурная печать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диссидентство и бесцензурная печать



В международной проблематике советской журналистики конца 50-х – середины 80-х гг. доминирующее место занимали в опросы формирования под эгидой СССР мировой социалистической системы, укреплявшегося экономического и военного союза стран Варшавского договора.

Ужесточение политического режима в стране, растущее идеологическое давление и нетерпимость к инакомыслию вызвали откровенный протест у некоторой прогрессивно настроенной части научной и творческой интеллигенции, стремление защитить гражданские свободы. Так возникло диссидентство, основными проявлениями которого стали протесты и обращения в адрес руководителей страны, в судебные и карательные органы, бесцензурная печать («самиздат» и «тамиздат»). Начало диссидентскому движению положила демонстрация 5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской площади.

Многонациональная сов.пуб-тика оставалась гражданственной, яркой и многообразной. Она возбуждала в сознании масс стремление задуматься над многим, что их волновало, на что они ждали ответа в статьях и очерках А. Аграновского, Е. Богата, Г. В. Пескова, Т. Тэсс, Ю. Черниченко, В. Овечкина.

Валентин Овечкин: В своих очерках показывал ужасающее положение колхозного крестьянина (неоплачиваемый труд, отсутствие паспортов, а в силу этого фактически крепостная зависимость от местных властей), критиковал систему. не был убежденным противником советского строя. он первый кто перестал идеализировать и романтизировать земельный труд.

Василий Песков: очерки и новеллы «Комсомольской правды». В очерках и лирических миниатюрах Пескова перед нами предстают советские люди, картины их жизни и созидательного труда на разных широтах и меридианах нашей страны. Произведения В.М.Пескова отличаются лиризмом, глубоким проникновением в духовный мир советского человека, поэтично раскрывают красоту родной земли.

Юрий Черниченко: писал про сельское хозяйство. И про картошку. И про то, как надо пахать и поливать. не ограничивался только сугубо практическими темами. Очерк «Комбайн косит и молотит», опубликованный в 1983 году в «Новом мире» наделал шуму! Черниченко осмелился поставить под сомнение концепцию ЦК КПСС: довести парк зерноуборочных комбайнов до миллиона машин. Эффективно ли это? Комбайны ломались постоянно. И хлеб выращивался невыгодно, и труд людей расходовался нерационально. Очерк обсуждался на секретариате ЦК КПСС и был признан крупной политической ошибкой редколлегии «Нового мира».

Татьяна Тэсс - газ Известия, публицист. Она «самой читаемой журналисткой газеты». Наиболее известная книга— «Американки», посвящённая поездке журналистки в США. Эта книга сформировала образ США на годы вперед, предопределила многие мнения и стереотипы. Детская книга - чит и взрослые

Евгений Богат - «Литературной газетой», где вначале он был заведующим отделом, а потом обозревателем. Б. писал о душе, о ее бессмертии, о вечности, а всего этого не было ни в списке разрешенного, ни в списке запрещенного. Пока власть решала, как поступить с Богатом, его очерки передавались из рук в руки.

Анатолий Аграновский: мастером очерка - репортажные наблюдения органично соседствуют с принципами, по котором строится серьезная проблемная статья, и к тому же щедро приправлены значительной порцией философских размышлений, все очерки похожи на... романы.


 

Отеч-я журн в годы демокрт-и и гласности.

В середине 80-х М. Горбачев КПСС - курс на перестройку. На первый план в СМИ выступали задачи правдивого отражения действительности, информированность, компетентность, профессионализм. журналистика -однопартийной политической системы - сохранялись запреты на правдивое освещение реальностей перестроечного периода.

Количественные и качественные изменения прессы:

Возрастает авторитет СМИ. В 1989 г. выходило 8800 газет, разовым тиражом 230 млн. экз., и 1629 журналов тиражом свыше 220 млн. экз. Через год тиражи газет возросли на 4,6%, а журналов – на 4,3%.

Большее значение приобретали телевидение и радиовещание. Передачи в цветном изображении принимались более чем в тысяче городов. В 1986 г радиовещание охватило всю территорию страны. К концу 1988 г. насчитывалось 150 млн. радиоприемных аппаратов.

В 1989 г. в стране имелось 119 телецентров, но права их были ограничены. Эфирное время и объемы суточных передач регламентировались Гостелерадио СССР. 1990 г. стал последним для Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию. В феврале 1991 г. он был преобразован во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию. Но за ней сохранилось монопольное право на технические средства.

Во второй половине 80-х гг. изменения произошли в информационной службе страны. В июле 1985 г. Телеграфное агентство Союза отметило свое 60-летие, оставаясь монополистом оперативной информации. Агентство ежедневно готовило и передавало для 4 тыс. советских сми 300–325 внутрисоюзных и международных сообщений. Его подписчиками являлись свыше 600 зарубежных информационных агентств.

Информационное агентство «Интерфакс» было организовано в сентябре 1989 г., когда уже было несколько негосударственных агентств, «Постфактум», «Студинфо» и др. Меньше чем за год «Интерфакс» по достоверности информации и ее тематическому спектру вышел на первое место.

Альтернативная журналистика

Активизация неформальной прессы произошла после апреля 1985 г газета «Гласность».

Вячеслав Аргунов создал Московское бюро информационного обмена, которое стало координационным центром неформального демократического движения. Бюро создало библиотеку самиздата.

Деятельность сов журналистики во 2й пол 80-х гг. стала особенно сложной. 1.выступала обличителем пороков, рожденных административно-командной системой, 2. выражала готовность критиковать что укажут.

Неформальная печать вышла за рамки дозволенности. Она опровергала идею о плохом Сталине и безупречном Ленине. наследницей самиздата — неподцензурной литературы – стала альтернативная пресса. «Хроника защиты прав человека», «Поиск». Выделялись издания зеленого движения («Экологический вестник»). Преобладающее место в альтернативной прессе заняли политизированные издания, но были и кооперативно-коммерческие, женские («Женское чтение») и т.д.

Осенью 1990 г. Верховный Совет СССР принял два закона: Закон о печати и других средствах массовой информации ( пресса неподцензурна) и Закон об общественных организациях (свободное существование общественной организации.)Это лишило неформальную и альтернативную печать корней.

Официальное право получила церковная пресса. Русский православный синод и его архиепископат к середине 1991 г. издавали свыше 10 газет, журналов, бюллетеней: «Епархиальные ведомости», «Русская православная церковь» и др.

Темы:

Вопросы перестройки в передачах телевидения и радио. Большой интерес у телезрителей вызывали проблемные циклы «Прожектор перестройки», «В фокусе – проблема», «Для всех и для каждого», публицистические программы «Взгляд», «Позиция».

В 1989 г. обозначился дефицит самых необходимых продуктов: сахара, хлеба, мяса, молока.

Перестройка началась по сути с провозглашения нового политического мышления в международных отношениях с Западной Европой, Америкой, с совершенно новых критериев отношений с ФРГ. Одной из форм передач стали телемосты «Москва-Вашингтон», «Москва-Лос-Анжелес» и др.

Новое политическое мышление влекло за собой перестройку сознания масс. Впервые за многие десятилетия журналистика пыталась создать правдивую картину положения дел в партии, в рядах которой оказались пустозвоны и бюрократы.

Многочисленные статьи посвящались разоблачению культа личности Сталина и его последствий(сталинизм существовал как цельная, исключительно жесткая, авторитарная идеология, охватившая все сферы духовной жизни общества).

Огромное значение публицистики!!! Критическое осмысление новейшей отечественной истории расширило рамки политического портрета как жанра публицистики. В центральных изданиях появились очерки В. Решетникова («Александр Керенский. Правда и вымысел»), Л. Троцкого («Иосиф Сталин. Опыт характеристики»). Появились произведения творческой интеллигенции, покинувшей страну в годы советской власти: И. Бродского, Н. Гумилева, Е. Замятина, О. Мандельштама, В. Набокова, Б. Пильняка, А. Солженицына и др. К концу 80-х гг. увидели свет многие произведения, запрещенные ранее цензурой: «Реквием» А. Ахматовой, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, дневник К. Симонова «Глазами человека моего поколения». Процессы демократизации оказали огромное воздействие на рост национального самосознания.

В публикациях центральной и местной печати говорилось о том, что в союзных республиках остро встали проблемы изучения родного языка, развития сети национальных школ, что нет возможности решить вопрос о выпуске новых изданий на национальном или русском языках, увеличить объем теле- и радиопередач. Летом 1989 г. в прессе развернулось обсуждение конституционных основ Советского Союза. «Дискуссионные трибуны» ввели «Правда», «Известия». Основной разговор шел вокруг альтернативы государственного устройства СССР: федерация или конфедерация республик.

«Известия» опубликовали цикл статей, связанных с политическим решением проблем создания нового Союза.

Публицистика в это время выполняет свою функцию – выразитель общественного мнения. Это самая востребованная форма, аккумулирует основные темы:

- Переосмысление исторического прошлого и личности Сталина; Ч.Айтматова «Подрываются ли основы?».

- Экологическая тема. В сборнике «Зависит от нас» целый раздел «Природа и мы», в котором публикует статья С.Залыгина «Поворот. Уроки одной дискуссии» - о том, как общественность помешала ведомствам воплотить проект о переброски рек в южные регионы страны.

- тема морали и нравственности. Поиск новой формулировки этих понятий. В. Распутина: «Если по совести». И.Васильева «Дефицит общности» в сборнике «Зависит от нас». Говорит такие фразы: «Человек не думает о человеке, каждый думает о себе», «Разменяли кое-где душу на червонцы».

Чингиз Айтматов в статье «Дефицит … человечности?» пишет о синдроме «вещизма»: «Страсть потребительства – враг незаметный, и оттого коварный втройне».

- тема деревни, ее «обмирание», потеря связи с землей. «В русском селенье» С. Залыгина, та же публикация Ивана Васильева «Дефицит общности», в ней он говорит и о том, как потребительски относятся к деревне.

- перестройка, экономика, политика. Раздел в сборнике «Зависит от нас»: «Школа демократии» и об экономике. Публикуется множество писем читателей, скомпонованных в один материал, воспоминания бывших директоров, например, «Многоначалие» Б.Кузнецова, «Отступать некуда», интервью с академиком А.Аганбегяном о том, как тратится государство на ненужные вещи, лишь бы показать западу показуху.


Журналистика 1990-х.

Вместо однообразных партийных стали выходить качественные и массовые, государственные и коммерческие, официальные и оппозиционные издания. Уже в начале 1990-х годов появилось свыше тысячи газет и журналов разных политических направлений. В 1992 г. в стране действовало около 150 разных политических партий и движений со своими печатными органами. В числе первых появились газеты «Демократическая Россия», «Речь» (партия народной свободы), «Гражданин» (кадетская демократическая партия). Наиболее многочисленными были издания коммунистической и либерально-демократической партий. Из коммунистических можно выделить газеты «Народная правда», «Молния», «За Родину, за Сталина».

Значительную издательскую деятельность развернула и либерально-демократическая партия (ЛДПР). Кроме газет «Правда Жириновского» и «Сокол», имелись издания на местах: «Либерально-правовая газета» (Тамбов), «Елецкие вести» и др. «Новая газета» - «Яблоко», одной из главных газет демократов стали «Известия».

Наибольший тираж имеют газеты, не выражающие открыто партийной приверженности, стремящиеся к объективности суждений: «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Труд». Значительно представлена аграрная, женская и молодежная пресса. («Крестьянская Россия», «Нива России»; «Сударушка», «Натали», «Женские игры»). Пресса для детей и подростков («Пионерская правда», «Детская деловая газета» и «Школьная роман-газета»). Размах получают религиозные издания: «Семейная православная газета» (для семейного чтения), «Благовест» (для военных), «Утоли моя печали» (для заключенных). Возобновили выход некоторые дореволюционные церковные журналы «Духовный христианин» (основан в 1905 г.) и «Христианин» (1906 г.). Достойное место занимают литературно-художественные журналы «Новый мир», «Знамя», «Звезда», «Москва».

Появление газетно-журнальных издательских домов – одна из отличительных особенностей журналистики постсоветского периода, так как в рыночных условиях отдельному изданию не всегда удается выжить. Самыми первыми и наиболее крупными стали издательские дома «КоммерсантЪ»; «Экономика и жизнь». Крупнейшим в мире стал издательский дом газеты «Аргументы и факты».

Кардинальные изменения произошли в региональной журналистике. Издаются деловые, информационно-коммерческие, религиозные, литературно-художественные, спортивные, уфологические и другие газеты и журналы.

В ведение России перешло 75 телецентров и телестудий, две государственные компании - «Останкино» и «Россия». К началу 1993 г. число вещательных и продюсерских телеорганизаций достигло тысячи. С 10 октября 1993 г. начались передачи канала НТВ, ставшего одним из лучших. Все больше проявляются специализированные новости: «Хорошие новости» на РТР, «Дорожный патруль» на ТВ-6, «Народные новости» для домашних хозяек, сатирические «Намедни» Л. Парфенова, «Итого» и «Куклы» В. Шендеровича. Важным событием стало развитие в России Интернета: в 1998 г. в русскоязычном Интернете насчитывалось уже свыше 700 периодических изданий, возрастает группа Интернет-медиа.

В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой информации, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе.

Создание института учредителей периодических изданий явилось важнейшим шагом в организации видоизменявшейся структуры центральной и местной прессы. Многообразие форм учредительства позволило типологически расширить систему периодической печати. Вышли в свет газеты Верховных Советов республик, издания областных, краевых Советов народных депутатов, общественно-политические и иллюстрированные еженедельные газеты, журналы и бюллетени, еженедельные издания для деловых людей с ежемесячным аналитическим приложением, еженедельники для массовой аудитории, газеты, рассчитанные на подготовленного читателя, ежемесячные издания газетно-журнального типа и др.

Новые тенденции в организации издательского дела, переход к рыночным отношениям изменили положение прессы. В особенно тяжелых условиях оказалась демократическая печать России. В наиболее выгодных – издания партийных комитетов КПСС, в руках которых были сосредоточены все материально-технические средства – финансы, бумага, полиграфическая база. И все-таки конкуренция вызвала к жизни качественно новые издания: «Независимую газету», «Куранты», «Коммерсантъ», «Совершенно секретно» и др.

Устранение монопольного права Центрального телевидения и Всесоюзного радио на эфирное время привело к существенным изменениям в структуре телевидения и радиовещания страны. На смену единой системе пришли разобщенные, не связанные общими целями 15 государственных телерадиокомплексов со своими проблемами и задачами.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. заметно отразилась на состоянии средств массовой информации страны. Одно из первых постановлений Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), принятых 19 августа 1991 г., касалось прекращения выпуска всех центральных и московских газет и журналов, за исключением шести газет КПСС, а также «Труда», «Известий» и «Красной звезды».

21 августа 1991 г. Президент Б. Ельцин издал указ «О СМИ в РСФСР», в котором говорилось о том, что имевший место переворот показал опасность монополизации СМИ, функционировавших на территории РСФСР. ТАСС, агентство «Новости», а также газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Рабочая трибуна», «Московская правда», «Ленинское знамя» и другие, отмечалось в документе, вели активную кампанию клеветы против представителей законной власти, дезинформировали народ и по сути явились соучастниками государственного переворота. В соответствии с указом был временно приостановлен выпуск этих изданий, позже возобновился.

Перерегистрация функционировавших и регистрация новых периодических изданий и позволили представить реальное состояние структуры СМИ в последние месяцы 1991 г.

Газетный рынок в стране сложился одним из первых. У лучших изданий– газет «Московские новости», «Литературная газета», журнала «Новый мир» резко упало число подписчиков. А такие массовые популярные газеты, как «Труд» и «Комсомольская правда», потеряли по пять миллионов подписчиков. Рост цен на бумагу и распространение печатной продукции сделали нищими те издания, которые получили самую большую поддержку читателей. Последующий рост цен на бумагу, транспорт, связь, типографские расходы привел к высоким ценам на периодику. Сложилась ситуация, когда производство газеты обходится дешевле, чем ее доставка читателю.

В условиях рыночных отношений судьба большинства изданий оказалась в руках рекламодателей

КОММЕРЧЕСКИЕ СМИ

Из коммерческих СМИ прежде всего следует отметить группу Владимира Яковлева – издательский дом «Коммерсантъ». Газета «ъ» (в прошлом – «Ъ-Daily», общественно-политический еженедельник «Власть» (бывший «Ъ-Weekly»), экономический еженедельник «Деньги», еженедельник «Иностранец», ежемесячные журналы «Домовой», «Автопилот», журнал «Столица», появившийся в декабре 1998 года после пятой за свою историю смены редакции.

В основе успеха группы Яковлева – удачно и вовремя найденный контакт с новой социальной группой (предпринимателями), которая и является аудиторией его изданий.

В 1992 году вместо одной газеты появилось два издания: газета «Коммерсантъ-Daily» и экономический еженедельник «Коммерсантъ-weekly».

В новой российской журналистике есть только 3 выделяющихся «школы»: журналистика мнений (школа «НГ»), журналистика фактов (школа «Коммерсанта») и школа «МК», вариант массовой журналистики.

В середине 1997 года Яковлевым была проведена крупнейшая рекламная акция в истории российских СМИ. Вдоль дорог в столице и региональных центрах на рекламных щитах были размещены провокационные вопросы, под которыми не стояло никакой подписи: «Где жена?», «Сколько можно?», «Как с деньгами?» и «Кто здесь хозяин?». На тех же щитах не появилась реклама изданий «Коммерсанта». Жена читает «Домовой», С «Деньгами» все в порядке, а в остальном – «Все в нашей “Власти”» (новое название «Коммерсанта-weekly»).

Другая группа прессы возникла вокруг еженедельника «Аргументы и факты». Газета была символом «золотого века» российской прессы («демократической»), когда под руководством Владислава Старкова ее тираж перевалил за тридцать три миллиона экземпляров.

Главный редактор и журналисты «АиФ» опередили свое время, начав работать по принципам гласности. В результате - конфликт с ЦК КПСС и лично с Михаилом Горбачевым по поводу увольнения Владислава Старкова. Впервые в истории прессы коллектив редакции не подчинился вышестоящему идеологическому органу, встал на защиту своего редактора, что явилось предвестником краха тоталитарного режима. А через год, в 1990 году, еженедельник «Аиф» был внесен в книгу рекордов Гиннеса как самое тиражное издание в мире.

ИД «Экономическая газета» Юрия Якутина – не запятнала себя участием в российской политике.

«Московский комсомолец» выделяется тем, что ее редакции удается сочетать политическое влияние и расчет на самую широкую аудиторию. Отчасти влиятельность газеты достигается публикацией компромата и сенсаций. Выходит в Москве огромным тиражом, и никогда нельзя сказать заранее, в чьих интересах будет действовать на этот раз. Контрольный пакет издания принадлежит главному редактору «МК» Павлу Гусеву. Региональные издания газеты быстро вышли на самоокупаемость и уже начинают приносить прибыль. Газета «Совершенно секретно» в паре с «МК» представляет собой российскую реинкарнацию «разгребателей грязи».

Становление рынка коммерческих СМИ происходило параллельно с политизированными СМИ. Массовую прессу отличают стабильные тиражи.

Говоря о независимых СМИ в России, нельзя не отметить, что по-прежнему остаются издания, лозунгом которых является девиз «НГ» до 1995 года – «Независимость – наш главный капитал». Например, журнал «Новое время», «Новая газета».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.168 с.)