Об освобождении и просветлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об освобождении и просветлении



ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цели просветления и освобождения должны быть найдены в этой жизни, в контексте времени, внутри самого человека. Религиозно-философские школы могут быть дуалистическими (двайтическими) или недуалистическими (адвайтическими).

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение придет в конце мира, в конце времен и не имеет ничего общего с просветлением. Строгий дуализм (двайта). Ис­ключение представляют мистические секты, составляющие меньшинство.

О пути к святости

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самодисциплину, очищение, концентрацию и созерцание. Особо ценны идеалы аскетизма, индивидуальная садхана, йога и пробуждение сверхсознания.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самопожертвование, подчинение Богу и заботу о благе других. Особо ценны хороший труд, общественная деятельность и изучение писаний. Йоге или аскетизму при­дается гораздо меньшее значение.

О природе богослужения

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение — деятельность индивидуальная, высоко ритуализированная и медитативная, сосредоточена вокруг святого храма и домашнего алтаря все дни недели.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение — деятельность конгрегациональная, с простыми ритуалами и сосредоточенная вокруг церкви, синагоги или мечети, в основном один день в неделю.

СХОДСТВА

 

О Боге и божественных существах (дэвах)

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в меньших божеств, дэвов и махадэвов.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в ангелов и небесные силы.

 

О спасении и воле Бога

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением во­ле Бога и благодаря нисхождению Его милости через просветленного ду­ховного наставника.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением воле Бога, обычно выраженной через мессию, пророка или священника.

О благом поведении

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Жизнь добродетельная и нравственная необхо­дима для дальнейшего духовного прогресса, ибо адхармичные (неправед­ные) мысли, деяния и слова не дают нам познать близость Бога.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия должна основываться на этичном и нрав­ственном поведении, ибо его противоположность уводит нас от Бога.

О предназначении души

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цель жизни есть эволюция (через накопление опыта) к нашему духовному предназначению. Назначение мира — не в вещах мира.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Предначертанное человеку лежит вне этого мира, который есть всего лишь возможность заслужить вечную радость или страдание.

О природе реальности

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше того, что мы пере­живаем посредством пяти органов чувств. Душа бессмертна и вечна и в конечном итоге вливается в Бога.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше вещей этого мира. Ду­ша бессмертна и вечна и будет жить всегда — в присутствии Бога или отделенная от Него.

Сравнение иудаизма, христианства и ислама

У этих трех авраамических религий больше сходства, чем различий, хотя исторически сложилось так, что именно различиям придавалось решающее значение. Все они верят в одну-единственую жизнь, за которой следует рай или ад. Они соглашаются в том, что Богу противостоит зло в лице Сатаны, который искушает и губит грешников, заставляя их не повиноваться закону Бога. Все эти религии ориентированы на пророков, причем только в хрис­тианстве пророк становится божественным. Каждая из этих религий считает себя единственно истинной религией и утверждает, что неверующих ждет осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме и на вере в то, что человек вечно отделен от Бога и его высочайшее предназ­начение — достичь рая. Все они полагаются не столько на внутренний опыт или мистический контакт и руководство, сколько на священные ритуалы, веру и труд, которые ведут человека к Богу. Каждая из этих религий верит, что Бог имеет особый договор (завет) со своими приверженцами, хотя условия договора различны. Верующие всех авраамических религий хоронят своих мертвых в земле в предвидении того, что физическое тело будет однажды воскрешено на земле, встав из могилы в Судный День.

Об истинной религии

ИУДАИЗМ: Есть только одна истинная религия, иудаизм, и одно откровен­ное писание, Танах (ветхозаветная часть Библии). Священным писанием считается также Талмуд, обширный сборник комментариев к Торе (пер­вым пяти книгам Ветхого Завета).

ХРИСТИАНСТВО: Есть только одна истинная религия, христианство, и одно писание — Библия (Ветхий и Новый Заветы).

ИСЛАМ: Единственная истинная вера — это ислам, а высочайшее откровен­ное писание — Коран, но как откровенные почитаются и другие книги, в том числе Библия и ряд индуистских писаний.

Об изначальном грехе

ИУДАИЗМ: Вера в Адама, его искушение и лишение милости Божьей и в изначальный грех. ХРИСТИАНСТВО: То же. ИСЛАМ: То же, с той разницей, что Аллах (Бог) простил Адама. Поэтому нет изначального греха.

О доказательстве силы Бога

ИУДАИЗМ: Такое доказательство можно увидеть в историческом «Исходе». ХРИСТИАНСТВО: Доказательство силы Божьей — в воскресении Христа. ИСЛАМ: Доказательство силы Божьей — в самом Коране.

 

Об обязательствах человека перед Богом

ИУДАИЗМ: Евреи имеют обязательства перед Яхве, поскольку Он освободил их из Египта. ХРИСТИАНСТВО: Человек обязан Богу, поскольку Он пожертвовал Своим Сыном во искупление человеческих грехов. ИСЛАМ: Нет никакого особого обязательства; человек мотивируется тем, чтобы не попасть в ад.

О средствах спасения

ИУДАИЗМ: Спасение достигается неукоснительным следованием Закону, данному в Торе. ХРИСТИАНСТВО: Спасение достигается принятием Христа как Господа и Спасителя. ИСЛАМ: Спасение достигается полным подчинением Аллаху.

 

 

Сравнение четырех школ индуизма

Широкий спектр индуистской религиозности вмещает в себя четыре основ­ные школы, или деноминации: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм. У этих четырех направлений есть определенно больше общего, чем различий. Все они верят в карму и перерождение (реинкарнацию) и в Верховное Сущес­тво, которое одновременно и является формой, и пронизывает форму, находясь за ее пределами, которое создает, поддерживает и разрушает вселенную, чтобы создавать ее снова в бесконечных циклах. Они провозглашают цен­ность и важность храмового богослужения. Они согласны в том, что не су­ществует изначального, сущностного зла, что космос создан из Бога и про­питан только Им. Все школы верят в майю (хотя ее определения несколько отличаются) и в освобождение души от перерождений (мокшу) как цель че­ловеческого существования. Они верят в дхарму и в ахимсу, ненасилие, и в необходимость садгуру, который поведет душу к Самореализации. Члены всех школ носят на лбу священные знаки-символы (тилаки), хотя в разных школах они отличаются. Наконец, все индуисты предпочитают кремацию после смерти, веря, что их душа обретет другое тело в следующей жизни. В индуизме есть много священных писаний, но все секты считают высочайшим авторитетом Веды и Агамы, хотя их Агамы все же несколько отличаются. Ниже приводится краткое сравнение этих четырех основных деноминаций.

Личностный Бог или Богиня

ШИВАИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Шива, не имеющий ни мужского, ни женского пола. Также почитаются божества Ганеша и Карттикейя.

ШАКТИЗМ: Личностный Бог (точнее, Богиня) и храмовое божество — Шри Дэви или Шакти, женского пола. Она почитается как Великая Мать — Раджараджешвари, Парвати, Лакшми, Сарасвати, Кали, Амман и т. д.

ВИШНУИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Вишну, мужского пола. Кроме того, почитаются Его инкарнации, например Рама и Кришна, а также Его божественная спутница, Радхарани.

СМАРТИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Ишвара, мужского или женского пола, почитаемый (-ая) как Вишну, Шива, Шакти, Ганеша и Сурья или любое божество по выбору верующего, например, Кумара или Кришна.

 

Природа Шакти

ШИВАИЗМ: Шакти — это неотъемлемая энергия и проявленная воля, энер­гия или разум Бога Шивы.

ШАКТИЗМ: Шакти — это активное, имманентное Бытие, отдельное от без­молвного и отдаленного Шивы.

ВИШНУИЗМ: Шакти не придается особой важности. Однако некоторые па­раллели прослеживаются, когда божественные спутницы понимаются как неотъемлемые энергии Вишну и Его инкарнаций, например Радхарани — у Кришны и Сита — у Рамы.

СМАРТИЗМ: Шакти есть божественная форма Ишвары. Это проявляющая­ся энергия Бога.

Природа Личностного Бога

ШИВАИЗМ: Бог Шива есть чистая любовь и сострадание. Он имманентен и трансцендентен, радуется нашей чистоте и садхане.

ШАКТИЗМ: Богиня Шакти одновременно сострадательна и ужасающа, ми­лостива и гневна. Ее можно умилостивить жертвоприношением и покор­ностью.

ВИШНУИЗМ: Бог Вишну полон любви и прекрасен, Он — объект предан­ности человека, радуется нашему служению и смирению.

СМАРТИЗМ: Ишвара выглядит как антропоморфное Божество в соответ­ствии с тем выбором, который верующий делает для любовного покло­нения, считающегося иногда вспомогательной, самоочистительной прак­тикой.

Аватары

ШИВАИЗМ: Божественных земных воплощений нет.

ШАКТИЗМ: Божественная Мать воплощается в этом мире.

ВИШНУИЗМ: Вишну имеет десять или больше воплощений.

СМАРТИЗМ: Все божества могут принимать земные воплощения.

Душа и Бог

ШИВАИЗМ: Бог Шива и душа — одно. Душа должна осознать эту адвайтистскую Истину благодаря милости Бога Шивы.

ШАКТИЗМ: Божественная Мать, Шакти, — посредница, дарующая адвайтистскую мокшу тем, кто служит Ей.

ВИШНУИЗМ: Бог и душа вечно раздельны. По милости Бога Вишну душе суждено поклоняться и радоваться Богу.

СМАРТИЗМ: Ишвара и человек в реальности суть Абсолютный Брахман. В майе душа и Ишвара кажутся двумя. Джняна рассеивает эту иллюзию.

Духовная практика

ШИВАИЗМ: Аскетичная. Бхакти является фундаментом, а основное значе­ние придается садхане, тапасу и йоге.

ШАКТИЗМ: Аскетично-оккультная. Основное значение придается бхакти и практикам тантры, иногда оккультным.

ВИШНУИЗМ: В основном бхактистская и неаскетичная. Основное значение придается высочайшей бхакти или преданию себя Богу (прапатти).

СМАРТИЗМ: Подготовительными садханами являются бхакти-, карма-, ра­джа-йога. Высочайший путь пролегает через знание и ведет к джняне.

Основные писания

ШИВАИЗМ: Веды, Шайва-агамы и Шайва-пураны

ШАКТИЗМ: Веды, Шакта-агамы (Тантры) и Шакта-пураны

ВИШНУИЗМ: Веды, Вайшнава-агамы, Вайшнава-пураны (особенно «Шримад-Бхагаватам») и Итихасы («Рамаяна» и «Махабхарата», особенно «Бхагавад-гита»).

СМАРТИЗМ: Веды, Агамы и классические смрити — Пураны, Итихасы, осо­бенно «Бхагавад-гита» и др.

Регионы влияния

ШИВАИЗМ: Географически широко распространен, особенно силен в юж­ной и северной Индии, Непале и Шри-Ланке.

ШАКТИЗМ: Географически широко распространен, наиболее заметен в се­верной Индии и особенно в Бенгалии и Ассаме.

ВИШНУИЗМ: Географически широко распространен и силен по всей Индии, на юге и на севере.

СМАРТИЗМ: Географически широко распространен, особенно выделяется в северной и южной Индии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы завершаем наше краткое сравнение четырех основных деноминаций ин­дуизма и других религий, вер и философий. Есть много малых народов и племен, которые следуют своими духовными путями и дают этим путям свои названия. Многие пути нам еще только предстоит открыть в будущем. Эта глава может дать тем, кто внимательно прочел ее, простой обзор тех челове­ческих верований, которые, во всем своем разнообразии, являются корнями наших мировоззрений и способов поведения, создающих нашу культуру. Эта глава может быть и чем-то большим. Она может стать началом открытия вашего собственного места в этой великой схеме. Вы вольны выбрать любую из этих форм поклонения, практики и достижения. Но на любом пути к совершенству нельзя обойтись без наставника, без того, кто прошел этим путем раньше. Жить без наставника — это все равно что пересекать океан без карты и компаса.

Сравните ваши сегодняшние верования с верованиями, которые содержатся в нашем обзоре, и подумайте о том, какие требования каждый путь предъяв­ляет к своим последователям. Сделав это, смело объявите самому себе, кто вы такой на самом деле. Объявите о вашей духовной принадлежности, о вашем наставнике и о том, к какой религии вы, как выяснилось, склонны. И затем следуйте выбранному вами пути со всем сердцем. Отдайте ему всю вашу пре­данность, энергию и верность, направляясь к цели. Настоящие искатели на пути, чающие по длинного достижения, не скачут с одного пути на другой, от одной школы к другой, от одного учителя к другому, так как известно, что нерешительность подавляет всякий духовный рост.

 

 

БХАРАТА КАЛАЧАКРА

Индуистская хроника

Чакра, или колесо, символизирует время, совершенное мироз­дание, а также циклы бытия. Время и пространство тесно переплета­ются, как спицы в колесе. Восемь спиц обозначают восемь мировых направлений, каждое из которых обладает особым качеством и уп­равляется особым божеством.

 

Индуистская хроника

Многие аспекты нынешнего состояния Индии и индуизма можно лучше понять, рассмотрев их происхождение и историю. Ниже мы предла­гаем вниманию читателя краткую хронологию, в которой рассказывается о мудрецах, царях, иноземных завоевателях и местных реформаторах Индии, которые сделали свой вклад в сокровищницу самой древней в мире цивили­зации. Трудно переоценить тот факт, что индуистская Индия была домом четверти человечества с доисторических времен. Ее история, вкратце обоб­щаемая здесь, — это важнейший ключ к пониманию человеческой истории вообще.

Та обращенность к духовности, которой проникнуты индийское мыш­ление и индийская история, беспрецедентна в опыте человечества. Царь сре­ди своего двора, мудрец на своей горе и крестьянин в одной из 700 тысяч деревень Бхараты (Индии) — все они следуют своей дхарме, имея в виду общую конечную цель: духовное просветление. Эта всеобщая направлен­ность является источником удивительной устойчивости индуизма к воздей­ствию соревнующихся между собой религий и армий захватчиков. Нет дру­гой нации, которая пережила бы такое количество завоевателей — и сох­ранила себя. Все эти вторжения приводили самые разные народы мира на субконтинент, равняющийся по площади одной трети Соединенных Штатов. При этом Индия осталась Индией.

Многими достижениями древние индусы могли бы гордиться: изобре­тением десятеричной системы счисления и цифр, философией, лингвисти­кой, хирургией, городским проектированием и наукой управления государст­вом. А также достижением, оказавшимся весьма полезным при составлении данной хронологии: высокоразвитой астрономией.

Даты индийской истории после Будды вызывают мало споров. Даты же до Будды часто устанавливались, к сожалению, на основе не только научных свидетельств, но и просто преобладавших в тот момент мнений или полити­ческих соображений. При этом западная ученость всегда демонстрировала упорную тенденцию к отрицанию древности индуизма.

Индийский ученый С. Б. Рой указывает, что повсеместно принятая хро­нология немецкого лингвиста Макса Мюллера (1823—1900) базируется ис­ключительно «на сказках из "Катхасаритасагары"». Историк Клаус К. Клостермайер соглашается: «Хронология Макса Мюллера, некритически приня­тая большинством западных ученых, основывается действительно на весьма шатком фундаменте». Хотя Мюллер и много сделал для знакомства Запада с мудростью Индии, он сам признавался в своем тайном стремлении подорвать позиции индуизма. В письме к жене в 1886 г. он пишет: «Перевод Вед многое прояснит в судьбе Индии и в том, как развивались миллионы душ в этой стране. Это корень их религии, и я уверен, что показать им, что собой представляет корень, — это единственный способ искоренения всего того, что выросло из него за последние 3000 лет».

Современные исследователи, такие как д-р Б. Г. Сиддхартх из Научного Центра Б. М. Бирлы, д-р С. Б. Рой, профессор Субхаш Как, д-р Н. Р. Варадпанде, Бхагван Сингх и д-р Дэвид Фроули, ведачарья, разработали более точную картину древней Индии, собрав новые хронологии на основе высоконадеж­ного метода: датирования эпизодов писаний по упоминающимся в них ас­трономическим феноменам с учетом прецессии равноденствий. Ось враще­ния Земли совершает колебания. Это приводит к тому, что созвездия, как они видны с Земли, смещаются с постоянной скоростью по предсказуемой траек­тории, совершая полный цикл за 25 000 лет. На основе вычислений, напри­мер, стих из Ригведы, в котором говорится о зимнем солнцестоянии в соз­вездии Овна, можно отнести к 6500 г. до н. э. Фроули утверждает: «Прецес­сионные изменения являются ключом к пониманию индийской астрономии. Нельзя игнорировать их в древних текстах просто потому, что они дают нам даты, слишком ранние для общепринятых воззрений на историю человечес­тва». Кроме астрономических указаний в писаниях, многое поддерживает датировки вышеупомянутых ученых: радиоуглеродный анализ, раскопки го­родов индо-сарасватийской долины и недавнее установление русла древней реки Сарасвати, важного предмета ведических писаний.

Значительная часть датировок в настоящей хронологии до 600 г. до н. э. взята из работ д-ра С. Б. Роя (Хронологические рамки индийской протоисто­рии: нижний предел, опубликовано в The Journal of theBaroda Oriental Institute, март-июнь 1983 г.) и Дэвида Фроули (Боги, мудрецы и цари). Некоторые ис­правления в нашей хронологии сделал проф. Шива Г. Баджпай, д-р фил., директор Отдела азиатских исследований Калифорнийского государственно­го университета, соавтор (наряду спроф. Джозефом Э. Шварцбергом и д-ром Раджем Б. Матхуром) Исторического атласа Южной Азии.

Макс Мюллер был первым евангелистом одной очень зловредной дог­мы, которую в конце концов навязали индийской истории, а именно теории «арийского вторжения». Термин арья, изначально означавший в Ведах «бла­городный», затем примененный к праязыку, от которого произошли гре­ческий, санскрит, латынь, германские и другие языки, постепенно стал отно­ситься к тем, кто говорил на этом праязыке, к предполагаемой расе светло­кожих ариев. Идея материнской расы овладела умами европейских христи­анских ученых в XVIII—XIX вв., и они создали разработанные гипотезы о путях миграций ариев из Центральной Азии на запад в Европу, на юг в Индию и на восток в Китай. При этом арии покоряли местные примитивные народы и основывали великие мировые цивилизации. Согласно этой теории, Веды, сердце и ядро Санатана Дхармы, были принесены в Индию извне, а не сос­тавлены в самой Индии.

Хотя «арийской» теории недоставало научных доказательств, она (и арийско-дравидское расовое противостояние как следствие из нее) была при­нята и проповедовалась как установленный факт. Тому было три главных причины. Теория предлагала удобный прецедент для британского, христианского вмешательства в дела Индии. Она примиряла древность индийской цивилизации и религиозных писаний с библейской датой Творения: 4000 г. до н. э. Наконец, она создавала разделение и конфликт между народами Индии, делая их уязвимыми и податливыми для христианских миссионеров.

Современные ученые как Востока, так и Запада считают, что народ Риг­веды, называвший себя арья, был автохтонным в Индии, и не было никогда никакого «арийского вторжения». Доказано, что языки Индии имеют общих предков: древнесанскритский и тамильский. И даже эти два вроде бы не свя­занных друг с другом языка, согласно последним исследованиям «суперсе­мей», имеют общее происхождение от древнего языка, которому пока дали условное название ностратический.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.03 с.)