Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мандала 29: монизм и дуализм — адвайта двайта

Поиск

141. Какие философии имеются в индуизме? 142. Чем различаются монизм и дуализм? 143. Возможно ли примирить монизм и дуализм? 144. Каковы воззрения монистического теизма? 145. Содержится ли монистический теизм в Ведах? Писания говорят о Едином и Двух

Мандала 30: Воззрения на реальность — СИДДХАНТА

146. Какие две школы имеются в шайва-сиддханте? 147. Каковы два воззрения на творение? 148. Каковы воззрения на Бога и душу? 149. Каковы различные воззрения на зло? 150. Каковы воззрения на махапралайю? Писания говорят о сиддханте

УПАНИШАДА ДВЕНАДЦАТАЯ. ПЕРЕДАЧА СИЛЫ — САМПРАДАЙЯ

Мандала 31: Гималайская линия передачи учения — КАЙЛАСА ПАРАМПАРА

151. Что такое Натха-сампрадайя? 152. Что такое Кайласа-парампара? 153. Что известно о ранних наставниках Кайласа-парампары? 154. Кто такие Кадайтсвами и Челлаппасвами? 155. Как звали предпоследнего гуру Кайласа-парампары и кто нынешний гуру? Писания говорят о парампаре

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Шиваитский символ веры — Шайва-шраддха-дхарана

2. Шесть школ шиваизма—Шатшайва сампрадайя

3. Истина одна, путей много — Экам cam анеках пантхах

4. Индуистская хроника—Бхарата-калачакра

5.О духовной традиции автора — Кайласа-парампара

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СЛОВАРЬ

ТАБЛИЦЫ: ВЕДИЧЕСКАЯ И АГАМИЧЕСКАЯ КОСМОЛОГИЯ, ТАТТВЫ И ЧАКРЫ

 


Посвящение

 

Ганеше, божеству качеств, устранителю всех пре­пятствий на пути появления этого современного инду­истского катехизиса, — Ему мы оказываем глубочайшее почтение! Этот святой текст посвящается моему садгуру, мудрецу Йогасвами из Шри-Ланки, совершенному сиддха-йогу и просветленному учителю, познавшему Непоз­наваемое и державшему Истину в ладони своей руки. Как патриарх Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи, этот смиренный ученик Челлаппасвами посвятил меня во все, что вы найдете здесь. Он велел всем искать внутри, познать Себя и видеть Бога Шиву везде и в каждом. Среди его великих высказываний: «Познай Себя сам. Шива дела­ет это все. Все есть Шива. Пребывай в спокойствии». Более чем 2000 лет тому назад наш великий парамагуру, Риши Тирумулар, ярко выразил сущность танца с Шивой:

Тридцать шесть элементов танцуют. Садашива танцует. Сознание танцует. Шива и Шакти танцуют. Живое и неживое танцуют. Все они и Веды танцуют, когда Всевышний танцует Свой танец блаженства. Семь миров — словно Его золотая обитель, пять чакр — словно Его пьедестал, центральная кундалини-шакти — словно Его божественная сцена, так в экстазе Он танцу­ет, Он, Кто есть Трансцендентный Свет. Он танцует с небожителями. Он танцует в золотой зале. Он танцу­ет с тремя богами. Он танцует с собранием безмолвных мудрецов. Он танцует в песне. Он танцует в первичной энергии. Он танцует в душах — Он, Господь Танца. Тат Асту.

 

 

Предисловие автора ко второму русскому изданию

 

Есть очень много книг об индуизме, написанных уче­ными и свами. «Танец с Шивой» отличается от них тем, что суммирует весь индуизм, каков он есть сегодня, в его полно­те. Эта книга рассказывает о современном индуизме простым языком, понятным и взрослым, и молодежи. Мы надеемся, что она пробудит в читателе интерес к древнейшей религии мира. Читайте «Танец с Шивой: современный катехизис индуизма» снова и снова — по одной шлоке с комментарием-бхашьей в день. Это принесет радость и пользу всей семье. Обзоры всех мировых религий и индуистская хроника также дадут вам новые полезные знания.

Я уже бывал в великой стране России дважды и собираюсь побывать еще. Я был здесь в 1972 году, когда мы, семьдесят два индуиста-шиваита, возвращались домой после месяцев, прове­денных в Индии, а потом в 1990 году, когда правительство Со­ветского Союза спонсировало приезд 700 духовных и 700 политических лидеров на Всемирный форум за выживание че­ловечества. В конце отведенной на форум недели две с половиной тысячи человек собралось в историческом Кремле. К удивлению всех собравшихся, мой собрат, индуистский свами, Е. С. Парамананда Бхарати, открыл заседание, пропев три раза «Аум». Звуки голосов, подпевавших почтенному свами (среди них был и голос Михаила Горбачева), отражались от каменных стен и наполняли зал магической энергией. Эта энергия, как утверждали, сыграла свою роль в приближении перемен, кото­рые произошли вскорости со страной, занимающей одну шестую часть земной суши. Индуизм сегодня тоже представля­ет одну шестую — только не территории, а населения Земли: миллиард человек. То, что о великих истинах индуизма теперь снова читают в русскоязычных странах искренние искатели Истины, — знак нового времени, знак того, что люди возвраща­ются к своим древним корням, к общению с Индией и ее духов­ным гением. Мы приветствуем весь коллектив, усилиями кото­рого моя книга «Танец с Шивой» была переведена на ваш язык. Мы надеемся, что за ней последуют две другие книги моей трилогии, «Жизнь с Шивой» и «Сливаясь с Шивой». Мы также надеемся, что вы прочтете все три тома и сможете понять во всей полноте благородный Шиваитский Путь, ведущий к по­знанию вашего Высшего «Я».

Посылаю обильные благословения чистой праны русско­язычным искателям, какую бы религию они ни исповедовали.

Пусть расширение религиозного знания послужит укреплению духовной жизни каждого.

С любовью и благословениями, струящимися из этого и внутренних миров,

Садгуру Шивайя Субрамуниясвами,

основатель и издатель международного журнала

«Хиндуизм тудэй» («Индуизм сегодня»),

основатель и духовный глава Церкви Шайва Сиддханты

и монашеского ордена Шайва Сиддханта Йоги.

18 апреля 2001 г. Адинам (монастырский комплекс) на острове Кауаи, Гавайи, США.

 

 

Предисловие автора к английскому изданию

ЭТО НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ, ЧТО В ВАШИ РУКИ ПОПА­ЛА ЭТА КНИГА И ТО БОГАТСТВО, КОТОРОЕ В НЕЙ СОДЕРЖИТСЯ. ВСЕ ЭТО —ЧАСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО ТАН­ЦА СУДЬБЫ

Богатство, кото рое вы держите в своей руке, — это божест­венное знание, знание о вас и о Боге, знание о том, как жить духовной жизнью, знание о том, чему учат и во что верят индуисты. Все это и многое другое ожидает вас на страницах этой книги. Последуйте этому, и однажды вы будете держать саму Истину в вашей руке — так же просто, как сейчас держите кни­гу.

В то время как другие религии заключены в строгие рамки четко сформулированных и зачастую догматичных верований, индуизм не приемлет таких ограничений. Для индуиста интуи­ция гораздо важнее, чем интеллект; опыт вытесняет догму, а личная реализация считается бесконечно более ценной, нежели внешнее выражение веры или принадлежность вере. Философ С. Радхакришнан хорошо выразил это: «Механическая вера, ко­торая зависит от авторитета и желает принимать утешения ре­лигии, не утруждая себя тем, чтобы быть религиозной, отлича­ется от религиозной веры, которая имеет свои корни в опыте». Индуистская религиозная философия основана на опыте, на личном раскрытии и испытании всего. Она не говорит: «Либо верь, как остальные, либо страдай». Напротив, она говорит: «Познай свое "Я", будь пытлив и свободен». В индуизме нет еретиков, поскольку Бог везде и во всем. В такой открытой ла­боратории индуистская духовность выросла за тысячелетия на­столько разнообразной и богатой, что уже просто не поддается определениям. Даже многознающие индуисты, изучавшие предмет в течение всей своей жизни, редко могут с увереннос­тью сказать, что индуизм — это то-то и то-то, а не что-либо другое. Вообще говоря, сама идея индуистского катехизиса для многих покажется немыслимым, опасным и дерзким прожек­том. До сих пор никто не предпринимал попыток написания полного обзора индуизма. Вот почему эта книга, которую вы держите в руках, — книга редкая и, в своем роде, примечатель­ная. Можно даже сказать, неизбежная, поскольку рано или поз­дно подобная работа должна была появиться. Поэтому, если в нашей первой попытке осуществить невозможное мы пропус­тили какую-либо линию передачи знаний, пренебрегли какой- либо традицией или важным вопросом, пожалуйста, помните, что человеку свойственно ошибаться и только Бог совершенен, и снисходительно простите нам эту оплошность.

Необходимо простое предостережение. Это собрание обы­чаев и верований не является беспристрастным академическим анализом индуизма, но взглядом изнутри, взглядом на религию, отражающим то, каким образом самим индуистам хотелось бы, чтобы их традиция чтилась и объяснялась другим. Не является оно и еще одной догмой, добавленной к горам доктрин и пред­писаний, которые подавляли человеческую духовность на про­тяжении всей истории. Индуизм инстинктивно восстает против любой доктрины, которая угнетает или демонстрирует узость воззрений. Индуизм по природе веротерпим и признает мно­жество путей, даже тех, которые, как кажется, противоречат его собственному. Когда вы верите, что Бог находится везде, во всем сущем, то становится невозможным ненавидеть или стремить­ся агрессивно обратить в свою веру других. Таков дух этой кни­ги: она ничего не навязывает, а просто рассказывает о той жиз­ни, которой живут сотни миллионов людей, одна шестая часть человечества. Как и сам индуизм, этот «современный катехи­зис» является развертывающимся откровением. Это скорее та­нец, чем доктрина.

Танец с Шивой! Что за необычное выражение нашей бли­зости к Богу, нашего созидательного взаимодействия с Богом. Космический Танец —это символ, суммирующий индуистский взгляд на существование, от первого удара барабана в правой руке Шивы, провозглашающего Начало, до конечного всепог­лощающего пламени в Его левой руке, провозглашающего За­вершение, которое предвещает новое Начало. Таким образом, Танец с Шивой есть все, что мы делаем, все, что мы думаем, говорим и чувствуем, от нашего кажущегося рождения до на­шей так называемой смерти. Это человек и Бог, навечно вовле­ченные в священное движение.

Древние мудрецы имели вескую причину, чтобы избрать танец как образ Бога. Эзотерически движение является самым первичным действием существования, без этой простой вещи не было бы ни Вселенной, ни нас, ни опыта, ничего. Свет — движение. Мысль — движение. Атомы — движение. Жизнь — движение. И, как считают индуисты, Бог —это движение. Кро­ме того, танец является единственным созидательным действи­ем, в котором имеет место совершенное единство творца и его творения. В отличие от картины, поэмы, изобретения или лю­бого другого творческого порыва, когда танец закончен, не ос­тается результата труда, ничего, что можно было бы сохранить и чем наслаждаться. Как и в случае с самой жизнью, мы можем созерцать танец, но никогда мы не можем владеть им. Никто не может отделить танцора от танца, точно так же, как никто не может отделить Бога от мира или от нас. Особое значение имеет место танца Шивы: чит-сабха, «зал сознания». Другими слова­ми, танец происходит внутри каждого из нас.

Невероятно сложный Космический Танец Шивы традици­онно изображается в 108 позах. Более чем двадцать веков назад Риши Тирумулар из Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи с любовью и красноречием прославил никогда не прекра­щающийся танец Бога Шивы: «Во всех мирах присутствует Он, Святой Господь. Он — в темноте, Он — свет, Он — в солнце, Он — в луне. Он — везде. Господь находится во всем творении. Неисповедимы Его пути. Он далеко. Он близко. Он — множес­твен. Он — един. Вода, земля, небо, огонь и ветер, искра духа внутри тела — все это Он. Он — странствующая джива здесь внизу. Бессмертен Он». Совершенно необходимо в настоящий исторический момент — когда мир, наша Земля, находится на пороге века раскрытия внутреннего и внешнего пространства, — чтобы мы продолжали ценить и учиться древней индуист­ской мудрости. В очень далеком прошлом великие мудрецы Ин­дии раскрыли эти вечные истины внутри себя и сохранили их в виде писаний, чтобы они могли воспеваться голосами их пред­ставителей сегодня. Настолько велико было их понимание. Во­истину, эта вечная мудрость живет теперь и будет продолжать жить в последующих поколениях. Послушайте прославленную молитву, которую предложили риши древности: «Веди меня от нереальности к Реальности, веди меня от темноты к свету, веди меня от смерти к бессмертию».

Верования индуизма

Индуизм включает в себя целый спектр различных фило­софских позиций — более широкий, чем у любой другой рели­гии, — и по сей день почитает представителей каждой из этих позиций. Один учитель восхваляет преданность в качестве вы­сшего пути, тогда как другой, пренебрегая преданностью, гово­рит, что освобождение приходит только после того, как разру­шена иллюзорная видимость вселенной. Как же, в таком случае, понять индуизм? С гималайских вершин ниспадают десятки ты­сяч потоков мысли, и их холодные воды дают жизнь всему вни­зу. Они текут вместе, их пересечения образуют широкие потоки. Из них рождаются две могучие реки, которые на протяжении всей истории орошали и озеленяли поросль индийской духов­ности. Одна из них — веданта, а другая — сиддханта. Этот современный катехизис представляет собой слияние этих двух мощных традиций в один поток, полноводный поток Санатана Дхлрмы, неудержимый и мощный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.008 с.)