ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалт отчетность. Закон о бух учете и отчетности



согласно Закону РБ «О бух учете и отчетности»

бухгалтерская отчетность - система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период;

Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации включает в себя:

описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета;

план счетов бухгалтерского учета;

применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы;

применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер. Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом предприятия.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

формирование учетной политики организации;

составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Организация непрерывно ведет бухгалтерский учет с момента ее создания до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

16. Сущность, классификация и оценка основных сре-в, задача их учёта.

К осн ср относят имеющие мат-вещ форму активы ор-ции, использ в процессе про-ва про-ции, выполнение работ и оказание услуг в теч нормативного срока службы. В б/у осн ср-ам относят ср-ватруда с устанавливаемой пра-ом их стоимостью за ед и сроком службы свыше 1 года. В наст время к осн ср-ам относят ср-ва труда, стоим свыше 30 баз величин, за ед и сроком службы не менее 1 года. Классифик: 1) по отраслевому признаку(осн ср-ва в пром, в хоз, в транспорте) 2) по назнач; - произв, непроизв 3) по видам: инструмент, раб скот, многолетние насаждения, здания, трансп ср-ва. 4) по принадл: - собств, арендованные 5) по признаку использ: в эксплуатации, на консервации, в запасе, на реконстр. Задачи учёта осн сре-в: 1) правильное оформление док-ов и своевременное отражение в учёте поступления и выбытия осн ср-в. 2) своеврем и полное отраж в учёте амортизации осн ср-в. 3) определение ре-ов от выбытия осн сре-в. 4) определение затрат, связанных с ремонтом 5) контроль за сохранностью осн ср-в.

 

№17. Учёт поступления, перемещения, выбытия и ликвидация основных средств.

Источники поступл осн ср-в: 1) капит вложения, 2) получение от других ор-ций безвозмездно 3) поступл в качестве вклада в уставный фонд, 4) в обмен на др иму-во. 5) в др случаях, установленных законодательством. Выбытие: 1) продажа 2) безвозмездная передача 3) физич износ 4) частичная или полная ликвид 5) аварии или стих бедствия 6)др случаи установл зак-ом. Для учёта движ ОС использ док-ция: акт накладная приёмки-передачи ОС Ф№Ос-1 2) акт приёмки/здачи отремонтир, реконмстр и модерниз объектов Ф№ОС-3. 3) инвентарная карточка учёта ОС Ф-№ОС-6… Учёт поступления осн ср-в: предоставление учредителями осн сре-в в собственность ор-ции. Д-71 К-80 на сумму задолженности учредит по вкладам в уст фонд. 2) Д-08 К-75 при внесении объектов осн сре-в в качестве вклада в уст фонд. 3) Д-08 К-70, 68, 69, 10, 50 на затраты по доведениию объектов в работоспособное состояние. 4) Д-01 К-08 при вводе в эксплуатацию объектов осн сре-в. Учёт выбытия осн сре-в: 1) Д 01/выб - К 01 на первоначальн стоимость выбывающих осн ср-в 2) Д 91 К 01/выб – на остаточную стоимость выбывающих осн ср-в. 3) Д 02 К 01/выб – списывается амортизация по выбывающим объектам осн ср-в 4) Д 91 К 70,69 – начислена з/п с начислениями на неё за демонтаж осн ср-в. 5) Д 10 К 91 – сдан на склад лом от ликвидации осн ср-в. 6) Д 51 К 68 – начислен НДС при ликвид осн ср-в. 7) Д 99 К 91- получены убытки от ликвидации осн ср-в 8) Д 91 К 99 – получена прибыль от выбытия осн ср-в.

 

№ 18 Начисление и учёт амортизации осн ср-в.

Для обеспеч информ об амортиз осн сре-в использ счёт 02 (аморт осн ср-в) – пассивный, регулир, контрактивный. Сальдо по К показ сумму начисленной амортиз на начало или конец месяца. Обороты по К – начисл аморт, обороты по Д – её списание. Аморт ОС начисл ор-ми, у кот объекты ОС наход на праве собствекнности и явл его балансовым имуществом. Аморт не начисл: 1) по земле, 2) по объектам природопольз 3) по библиотечн фондам. Способы начисл аморт: 1) линейный – равном начисл по годам 2) нелин – неравн начисл по годам в теч срока пол использ объекта. При этом способе можно использ 2 метода – метод СЧЛ, - уменьшаемого остатка – сумма аморт рассчит исходя из определ на начало отч года недоамортиз стоимости, и нормы аморт СЧЛ= . При 2 способе аморт рассчит исходя из определ на начало отчётного года недоамортизир стоимости и нормы аморт отчислений исходя из СПИ объекта и коэф ускорения 3) производительный – начисл исходя из прогнозир V выпуска про-ции в натур выражении на данном объекте, и кол-во выпущенной про-ции в натур выражении на данном объекте, и кол-во выпущенной про-ции на данном объекте осн ср-в. Начисл аморт прекращается с 1 числа месяца следующим за месяцем полного включения стои-сти данных объектов в издержке про-ва.

 

№19 Учёт затрат на ремонт осн сре-в(ОС).

В процессе ОС возникают затраты, кот направлены на 2 цели: 1) на улучшение состояния объекта для продления срока его использ и повышения про-сти сверх первоначальных нормативных показ путём модерниз технич перевооруж Д -08 К 60 при выполн работ подряд способом. 2) на поддерж ОС в раб сост. Это расходы на технич осмотр и уход на проведение техн и капит ремонтов, кот включ в секбестоимость про-ции и отражаются в б/у записями. Д 20, 23, 25 К 60. При осущ работ подрядным способом.

№ 20 Учёт арендованных основных ср-в.

К основным сре-ам (ОС) относятся здания, сооружения, рабочие, оборудование, приборы и устройства, выч техника, транспортные сре-ва, инструмент, скот, многолетние насаждения, внутрихоз дороги. Сохраняя первоначальную натуральную форму, они переносят свою стоимость на изготовляемую или добываемую с их участием прод-ю, выполняемые работы или оказываемые услуги частями в сумме начисленной амортизации. В состав ОС, включаются капитальные вложения в арендованные объекты, в коренное улучшение земель, а также земельные участки и объекты природопользования, приобретенные организацией в собственность. На счёте 01 «ОС» учитываются только основные средства, принадлежащие организации. Арендованные основные средства учитываются на забалансовом счёте 001 «ОС». Независимо от срока службы не учитывают в составе ОС спец инструменты и приспособления, предназнач для изгот определенных изделий. К ОС не относятся фин-ые и незавершенные капит вложения. б /у основных средств ведётся в целях: а) формирования фактич затрат, связанных с принятием активов в качестве ОС б/у; б) правильного оформления док-ов и своевременного отражения поступления ОС их внутреннего перемещения и выбытия; в) достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия ОС; г) обеспечения контроля за сохранностью; д) получения информации об ОС. Классификация ОС по признакам: - в зависимости от имеющихся прав на объекты ОС; - по степени использ; - в зависимости от характера участия в хоз дея-сти; - по видам. В учётном отношении все объекты основных средств, в т.ч. временно не используемые, сданные в аренду или лизинг во временное пользование, учитываются как основные средства в эксплуатации. Данная классификация позволяет определить счета и субсчета, необходимые для учета объектов основных средств. ОС принимаются к учету по первонач стоимости. Первонач стоимость ОС определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.

 

Учёт нематериальных активов (НА).

Под нематер активами понимают условную стоимость объектов проиышл и интеллект собственности, также иных аналогичных имущ-ых прав. Немат акт: 1) идентифицируемые – не имеют матер-вещ формы 2) использ в дея-сти ор-ции 3) способные приносить ор-ции будущие эк выводы 4) срок ПИ кот превышает 12 мес 5) стоим кот м.б. измерена с достаточной надёжностью 6) наличие док-ов, подтвержд права правообладания. При отсутствии этих усл произв затраты не явл немат акт, а относят к расходам ор-ции. Единицей для мат активов явл инвентарный объект, кот определ как сов-сть имущ прав, возник из одного патента, лицензии. НА могут поспупать в ор-цию в ре-те: 1) приобретение за уплату у др ор-ций и лиц 2) получение безвозмездно от др ор-ций и лиц 3) поступление в счёт вклада в УФ 4) про-во собств силами ор-ции 5) приходование излишков, выявл при инвент. Осн для приход немат акт, служит акт о приёме НА формы № Ф1. Для синт учёта предназнач счёт 04 – НА. На нём обобщ инфо о наличии и движ немат акт, принадл ор-ции. НА выбывают из ор-ции в ре-те: 1) списания 2) продажи др юр и физ лицам 3) безвозмездной передачи др лицам 4) вклад в УФ др ор-ции и в др случаях. Осн для списания выбывших НА явл акты их передачи, акты на их списание. Корресп счетов по учёту выбытия НА: Д04/выб К 04- для первонач стоимости выбывших немат активов, Д 05 К 04/выб – списано-начисл АО; Д 91 К04Э выб – списана ост стоим выб НА; Д 51 К 91 – поступила выручка от реализ НА; Д 91 К68 – начислили НДС из выручки от реализ НА; Д91 К99 – получ прибыль от выб НА, Д99 К91 – получ убыток от выб НА.

 

№22 Классификация и оценка материалов.

Документальное оформление поступления и отпуска материалов. Материалы – предметы труда, кот участвуют в 1 произв цикле и свою стоимость полностью переносят на изгот про-цию. Матер относят к оборотным ср-вам пред-ия. Матер ресурсы подраздел на: 1) сырьё и материалы, 2) фабрикаты и комплект изделия 3) топливо, 4) тара и тарные матер, 5) запасные части, 6) прочие матер, 7) матер переданные в переработку на сторону 8) стройматер 9) инвентарь 10) спец оснастка 11) спец одежда. Для каждой из этих групп по счёту сущ свой субсчёт.

Отгрузив мат ценности покупателям поставщик высылает им платёжн требование и др док-ты (ТТН). Получ от поставщ док-ты направл в отдел снабжения, где проверяется соответствие отгрузки, после производятся записи в журнал учёта поступающих грузов. Далее док-ты передаются в бухгалт для оплаты. Для получ матер ценностей бухгалтерия выдаёт экспедитору доверенность. Мат ценности экспедитор доставляет на склад и сдаёт мат-ответственному лицу. На основании прих ордеров, кладовщик делает запись в карточку складского учёта мат-ов. Если колич и кач-во матер не совпадают с данными док-ов, то приёмка производится комиссией, которая сост акт о приёмке мат-ов. При доставке автотранспортом, выписывается ТТМ (тов-транспортная накладная).

 

№ 23 Складской учёт мат.

Оперативно-бух (сальдовый) метод учёта мат-ов. В наст время на пре-ях применяется сальдовый метод учёта мат-ов, при кот: 1) колич-ый учёт движения мат-ов осущ на складе. 2) суммовой учёт наличия и движ мат-ов 3) бухгалтерия контролирует правильность и своевременность документирования опе-ций по движ мат в карточках складского учёта. 4) ежемесячная взаимосверка колич складского учёта мат с суммовым. Б/у осущ путём составления ведомости учёта остатков мат-ов. При сальдовом методе бухгалтерия открывает и выдаёт под расписку кладовщику карточки складского учёта на каждый номер мат-ла. Записи в карточке производятся на основании первичных док-ов по приходу и расходу мат цен в день совершения опе-ции. После каждой записи в карточке выводят остаток мат-ов на складе. Карточки скл учёта хранятся на складе в спец ящиках, они располаг по группам и подгруппам мат-ов, а внутри них – по номенкл номерам. Работники бухгал обязаны не реже 1 раза в неделю проверять правильность и своеврем разноски данных из первичн док в карточки скл учёта. Связь количественно-суммового учёта на складе суммовым учётом бухгалтерии обеспечивается с помощью открытия ведомости учёта остатков материалов на складе. Ведомость открыв на год по каждому складу в разрезе групп и номенкл-ых номеров. В теч месс ведомость нах в бухгалтерии. В конце месс она передаётся на склад в бухгалтерии. В конце месс она передаётся на склад, где заведующий складом из карточек скл учёта переносит остатки мат-ов в натур выражении по каждому номенкл номеру. После этого ведомость поступает в бухгалт, где подсчитываются итоги по группам мат-ов, и в целом по складу.

 

№24 Синтетич и аналитич учёт материалов.

Синт учёт мат-ов ведётся по сч 10 «материалы» по фактич себестоимости или учётным ценам. 10 – А, инвентарный. Сальдо по Д показ наличие мат-ов на складе на начало и конец месс. Обороты по Д – поступл мат-ов на склад, по К стои-сть израсход и реализованных мат-ов. Корреспонд: Д 10 К 20 – оприход мат-лы сэкономленные в осн про-ве. Д 10 К 60 – поступили мат-лы от поставщ. Д 10 К 71 приобретены мат-лы подотч лицами. Д 10 К 75 внесены мат учредителями в качестве вклада в уст фонд. Д 10 К 91 оприход мат-лы, получ при ликвидации осн сре-в. Д 20, 23 К 10 израсх мат-лы на нужды осн и вспом про-в. Д25, 26 К 10 – израсх мат на общепроизв и общехоз нужды. Д 28 К 10 израсх мат для исправления брака про-ции. Д 94 К 10 выявлена недостача мат при инвентаризации.

 

№ 25. Учёт поступления мат-ов и расчётов с поставщиками (ж/о№6).

Учёт расчётов с поставщ ведётся на счёте 60. Счёт пассивн, расчётный, сальдо по \К – задолженность постав-ам на начало ил конец мес. Обороты по Д – суммы оплачиваемые пост-ам, обороты по К – суммы принятые к оплате. На 60 обобщается инф о расчётах с поставщ и подрядч.: 1) за тов-мат ценности, выполн работы, оказ услуги. 2) за изменение тов-мат ценностей, выявленных при их приёмке. 3) за полученные усл по перевозкам 4) за все виды услуг связи. 5) по выданным авансам под поставку мат ценностей. Учёт расч с пост ведётся в ж/о №6 по К счёта 60. Ж/о открыв на месяц, совмещая синт и аналитич учёт, заполняется линейно-позиционным способом. ж/о заполняется на основании приходных ордеров, актов о приёмке мат-ов, плат док-ов поставщика, выписок банка с расч счёта и спец счетов.

 

№26. Учёт инструментов, хоз инвентаря, спец оснастки и спец одежды.

Эти предметы учит на сч 10. На таких субсчетах: 10/9 – инвентарь и хоз принадлежн. 10/10 – спец оснастка и одежда в эксплуатации. Всё это относится к отдельным предметам в составе оборотных сре-в. К таким предметам относятся предметы со СПИ менее 12 мес, независимо от стои-сти, и предметы приобретённые не более 30 баз величин, независимо от СПИ. При передаче спец оснастки и одежды делается запись: Д 10/11 К 10/10. При включении соотв части, стоим-сти данных предметов в издержки про-ва Д 08, 20, 23,26, 25 29, 44 97 К 10/11. Учёт спец одежды, обуви, ср-в индивид защиты, выдаваемых в индивид пользование ведётся в личной карточке учёта спец одежды, обуви. Дежурная спец одежда выдаётся под ответств мастеров, бригадиров и др работников, перечень кот утв руководителем.

 

№ 27 Учёт личного состава работников и использование рабочего времени.

Исчисление заработка работников при повременной и повременно- премиальной системах оплаты труда. Каждому принимаемому на пре-ие раб присваивается табельный номер, кот указывается в табели учёта использ-ия раб времени, и во всех док-ах о з/п. Табеля оформляют табельщики, начальники цехов, мастера, и др. в табелях раб группируются по их категории: рук-ль, специалист, раб. По каждому раб в табеле ежедневно отмечают кол-во фактически отработанных часов, в т.ч. ночных, сверхурочных, дней простоев, неявок, недоработанных часов. По истеч мес табеля закрываются, т.е. в них по каждому раб подсчитывается: 1) отработанные дни и часы 2) дни неявок по причинам 3) недоработанные часы по причинам. Табель подписывают: лицо его составившее, начальник подразделения, затем его передают в бухгалтерию. По данным табелей рассчитывают з/п, составляют отчётность по труду. Главные формы тарифной сис-мы оплаты труда - повременная и сдельная. При повременной - размер вознаграждения за труд зависит от квалифик раб и кол-ва фактически отработ времени. Повременная форма подраздел на 2 системы оплаты труда: простая повременная и повременно-премиальная. При простой з/п исчисл умножением часовой или дневной тарифной ставки на фактически отработ время. При повременно-премиальной - сумма з/п складывается из простого повременного заработка и премий.

 

№ 28. Документация по учёту выработки и з/п при сдельной, сдельно-премиальной системах оплат труда.

Исчисление заработка. В зависимости от отраслевой принадл применяемых форм и си-м оплаты труда в себестоимости технологии и ор-ции про-ва на пре-ях применяются различные формы первичных дох-ов. Из типовых форм, разработанных и рекомендованных применению наиболее широко распространены: 1) наряд на сдельные работы - форма Т 40, Т41. Наряды оформляют на 1 раб или на бригаду, и использ обычно в индивид или мелко-серийных про-ах, при выполнении различных невыполняющихся работ. 2) маршрутный лист – применяют в серийных про-ах при обработке деталей отдельными партиями. На каждую партию оформляют маршр лист с указанием наименования дет , кол-во штук, деталей, выданных в работу. 3) рапорт о выработке – применяется для обобщения выработки и начисл з/п рабочему или бригаде в массовых или крупносерийных про-ах, при выполнении различных повторяющихся дет. 4) листок на доплату – оформляют к соответств рапорту, наряду, в связи с отсутствием от нормативных усл работы. 5) листок учёта простоев – предназначен для начисления з/п рабочему за время простоя не по его вине. В нём отмечают время начала, окончания, и продолжительности простоя, сумма к оплате. Дополн опе-ции не предусмотр-ые технологическим процессом оформляют нарядом на сдельную работу с красной полосой по диаганале или со штампом дополн опе-ции. Сдельная форма оплаты труда применяется в про-ах, где конечный результат напрямую зависит от интенсивности труда раб и имеется возможность измерить кол-во выпущ им про-ии. Расчет з/п при сдельной форме производится по следующим системам: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная. При сдельно-премиальной сумма заработка складыв из прямого сдельного заработка и суммы премии, начисл за достижение установленных показателей. Аккордная система оплаты труда предполагает, что оплата произв-ся за весь V выполненных работ при усл соблюдения срока их выполнения.

 

№ 29. Документальное оформление и расчёт оплаты за неотработанное время.

В соответствии со ст. 149 ТК РБ все работники имеют право на трудовые и социальные отпуска (при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РБ). Право на отпуск имеют как постоянные, так и временные работники, сезонные работники, а также работники, работающие на условиях совместительства. Но поскольку трудовой договор сезонных работников ограничен - 6 месяцев, а сезонных - 2,4 месяца, то реализация права на отпуск этих категорий работников практически означает выплату им компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Как известно, в настоящий момент все отпуска подразделяются на трудовые и социальные:

К трудовым относятся:

1. Основной минимальный отпуск;

2. Основной удлинённый отпуск;

3. Различные виды дополнительных отпусков.

Социальные отпуска - это отпуска:

а) по беременности и родам;

б) по уходу за детьми;

в) в связи с обучением без отрыва от производства;

г) в связи с катастрофой на ЧАЭС;

д) творческие;

е) по уважительным причинам личного и семейного характера.

По законодательству рабочим и служащим в ряде случаев оплачивается и неотработанное время. Порядок его оплаты регулируется Правилами исчисления среднего заработка, сохраняемого за время ежегодного отпуска и в других случаях, предусмотренных законодательством (за время учебных отпусков, выполнение государственных и общественных обязанностей и т.д.).

Продолжительность трудового основного минимального отпуска составляет не менее 21 календарного дня для всех нанимателей. Трудовой отпуск наниматель обязан предоставлять, как правило, в течение каждого рабочего года (ежегодно).

За первый год работы работникам трудовой отпуск предоставляется не ранее, чем через шесть месяцев работы у нанимателя, а в последующие годы согласно графика отпусков.

Замена трудового отпуска денежной компенсацией возможна при увольнении работника, либо при досрочном отзыве из отпуска при его согласии на основании поданного им заявления на выплату компенсации за отпуск, кроме семи календарных дней обязательных для отдыха.

Для начисления заработной платы за время отпуска основанием служит распоряжение (приказ) руководителя предприятия о предоставлении отпуска, в котором указана его продолжительность и период, за который он предоставляется. Государственные праздники и праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

Бухгалтер оформляет расчёт отпускных расчётом заработной платы за отпуск.

Исходные данные для расчёта берут из лицевых счетов работников. Расчёт среднего заработка работников при повременно-премиальной системе оплаты труда производится исходя из заработка за последние 12 месяцев, а при оплате труда по окладам - за последние три полных месяца, предшествующих месяцу предоставления отпуска.

Если в течение периода, за который определяется средний заработок, имелись периоды, когда в соответствии с законодательством работники освобождались от основной работы с частичным сохранением или без сохранения заработной платы, то месяц, в котором были такие периоды, из подсчёта исключается. В годовой заработок включаются начисленные суммы заработка:

- по ставкам;

- премии;

- вознаграждения по итогам работы за год;

- индексация заработной платы и другие, на которые начисляются страховые взносы;

- пособие по временной нетрудоспособности.

Если в учитываемом периоде произошло повышение тарифных ставок и должностных окладов, то производят осовременивание начисленного заработка на основании поправочных коэффициентов, которые рассчитываются пропорционально росту тарифной ставки работника на момент начисления отпуска.

Среднедневной заработок определяется делением годовой заработной платы с учётом осовременивания на количество календарных дней в этом периоде за вычетом праздников. Сумму заработной платы за время отпуска рассчитывают умножением среднедневной заработной платы на количество дней отпуска в календарных днях. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 80% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, а в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) нетрудоспособности.

Минимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать по каждому месту работы сумму двух среднемесячных заработных плат рабочих и служащих в месяце, предшествующем месяцу начала нетрудоспособности. Это ограничение не применяется при выплате пособия в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременности и родам, по уходу за больным ребенком до 14 лет и т.д.

Пособия в размере 100% среднего заработка с первого дня утраты трудоспособности начисляются следующим работникам за рабочие дни по графику их работы:

- инвалидам войны и другим инвалидам, приравненным к ним по льготам;

- участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и лицам, проживающим и выехавшим из зон эвакуации;

- воинам-интернационалистам;

- лицам, имеющим на иждивении трёх и более детей в возрасте до 16 лет (учащимся до 18 лет);

- жёнам воинов-интернационалистов и вдовам при лечении в реабилитационных центрах;

- донорам в течение 12 месяцев после последней сдачи крови, при условии, что в предшествующем календарном году донор-мужчина сдал кровь не менее 5 раз, донор-женщина не менее 3 раз;

- лицам из числа круглых сирот, не достигших возраста 21 года;

- при временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами (но не менее 2 минимальных заработных плат в месяц);

- при временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и т.д.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в половинном размере, т.е. за первые 6 дней - 40%, за последующие дни - 50%, в следующих случаях:

- при временной нетрудоспособности от заболеваний или травм, причиной которых явилось употребление алкоголя, наркотических или токсических веществ;

- при нарушении режима, установленного врачом;

- лицам, ставшими нетрудоспособными в период прогула без уважительных причин. Лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, осложнённым иными заболеваниями или состояниями, временно ограничивающие трудоспособность, за исключением простого алкогольного опьянения, пособие по временной трудоспособности выплачивается на общих основаниях за весь период обострения этих заболеваний или состояния.

Расчёт пособия по временной нетрудоспособности оформляется расчётом больничного.

 

№ 30. Документальное оформление и исчисление пособий по временной нетрудоспособности.

Данными пособиями обеспечивабтся лица,на кот в соответствии с зак-ом распространяется гос соц страхование. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в случаях: - утраты трудоспособности в следствие заболевания или травмы. – беременности и родов, - ухода за больным членом семьи, - ухода за ребёнком до 3 лет и ребёнком-инвалидом до 16 лет, в случае болезни матери или др лица, осущ уход за ребёнком. Основанием для оплаты и начисления пособия явл листок нетрудоспособности, выданный и оформленный в установленном порядке. Пособия выплачив в размере 80% среднего заработка за первые 6 раб дней и в размере 100% среднего заработка за послед дни нетрудоспособности. Пособие исчисляется из среднего заработка за 2 предшествующих месяца до поступления нетрудоспособности.

 

№31 Удержания из з/п.

В соотв с зак-ом из з/п могут производиться удержания: - подоходный налог, - в ФСЗН, - штрафы, - проф взносы, - за товары, купленные в кредит, - за брак про-ции, - по исполнительным листам – возмещение матер ущерба. Удержание штрафов, алиментов про-ся на основании исполнительных листов. За тов купленные в кредит согласно справке обязательства. Отчисления в ФСЗН по %, установленному зак-ом. Подоходный налог, согласно таблицам МинФина РБ. Общий размер всех удержаний при каждой выплате з/пл не может превышать 20%, а в случаях особопредусмотренных законодат 50% з/п, перечисляющейся к выплате работнику.

 

№32 Синтетич и аналитич учёт расходов по оплате труда.

Для учёта расчётов с персоналом по оплате труда предназначен счёт 70. Пассивный, расчётный, по К – начисления, по Д – удержания, вычеты. Сальдо по К показ задолж пре-ия перед работниками. Д 20, 23 К 70 начислена з/п работникам осн и вспомог цехов. Д 25, 26 К 70 начисл з/п персоналу общепроизводств и общехоз назначения. Д 28 К 70 – начисл з/п раб-ам занятым исправлением брака. Д 44 К 70 начисл з/п раб занятым сбытом про-ции. Д 69 К 70 начислены пособия за счёт ср-в фонда соц защиты населения. Д 70 К 50 выплачена из кассы з/п. Д 70 К 68 удержан подоходный налог.

 

№ 33 Система счетов для учёта затрат на про-ве, их характеристика.

В данную си-му входят: 20, 21,23, 25, 26, 28, 29, 40, 96, 97. Для учёта затрат в основном про-ве использ 20 «основное про-во» (калькуляционный). Сальдо по Д показ фактич себестоимость незаверш про-ва на нач и конец мес. По Д отраж затраты, связ с про-ом про-ции, по К – фактич себестоимость изд, стоимость возвратных отходов. Корреспонд: Д 20 К 70 – начисл з/п основным произв рабочим, Д 20 К 25 – списываются общепроизв расходы на затраты осн про-ва. Д 20 К 26 – спис общехоз расходы на затраты осн про-ва, Д 20 К 28 – спис окончательные потери от брака про-ции на затраты осн про-ва, Д 43 К 20 – оприход на склад готовая про-ция по фактич себест, Д 28 К 20 – спис из осн про-ва себест окончательно забракованных изд.

23- активный, калькуляционный, сальдо по Д – фактич себест незаверш про-ва на нач и конец месс. По Д отраж затраты вспомог про-в, по К списыв фактич себест про-ции. Корресп: Д 23 К 10 – отпущ сырьё во вспомог про-во. Д 23 К 16 – спис отклонения в стоимости мат, Д 23 К 70 – начисл з/п рабочим вспомог цехов., Д 23 К 25 – списывается часть общепроизв расходов, Д 43 К 23 – оприходована на склад готовая про-ция вспомог про-в, предназнач для реализации на сторону. Д 25 К 23 – списыв стои-сть услуг вспомогательных цехов.

Для синтетич учёта общепроизв-ых расходов предназначен 25 «Общепроиз-ые расходы». Счёт активный, сальдо не имеет, закрывается ежемесячно и в балансе не отражается.на этом счёте учитываются расходы: 1) по содержанию и эксплуатации машин и оборудования. 2) амортиз отчисления, 3) отопление, освещение, содержание помещения цехов. 4) з/п рабочих, занятых обслуживанием машин и оборудования. 5) з/п аппараты управления цехами и другими расходами. По Д счёта собираются все затраты цехов, а по К - списываются собранные расходы и распределены между затратами основного и вспомогательного про-ва. Корреспонденция: Д 25 К 02 – начислена амортизация по основным сре-ам. Д 25 К 05 – начислена амортизация по нематериальным активам цехов. Д 25 К 10 – отпущены мат-лы на нужды цехов по учётным ценам. Д 25 К 16 – списываются отклонения в стоимости материалов, относящихся к израсходованным материалам в цехах. Д 25 К 70 – начмсл з/п обслуживающим рабочих цехов, Д 25 К 71 – списываются командировачные расходы, Д 20 К 25 – списываются общепроизв расходы на затраты основного про-ва. Д 23 К 25 – списываются общепроизв расходы на затраты вспомогательных про-в.

Для синтетич учёта общехоз-ых расходов применяется 26. Счёт активный, собирательно-распределительный. Сальдо нет, открывается ежемесячно и в балансе не отражается. По Д отражаются расходы, связанные с содержанием аппарата управления ор-ции, общзаводского персонала, зданий. По К отражается списание собранных расходов и их распределение между выпускаемой про-цией для включения в себестоимость про-ции. Корреспонденция: Д 26 К 02 – начислена амортизация по основным сре-ам общехозяйственного назначения. Д 26 К 05 – начислена амортиз по нематериальным активам общехоз назначения. Д 26 К 10 – отпущены материалы на общехоз нужды по учётным ценам. Д 26 К 16 – списываются отклонения в стоимости мат, относящихся к израсход материалам на общехоз нужды. Д 26 К 70 – начислена з/п аппарату управления и общезаводскому персоналу. Д 26 К 71 – списываются командировачные расходы на общехоз нужды, Д 20 К 26 – списываются общехоз расходы на затраты основного про-ва. Д 29 К 26 – списывается часть общехоз расходов на затраты основного про-ва. Для синт учёта брака в про-ве предназначен 28. Активный, колькуляционный, сальдо нет, закрываются ежемесячно, в балансе не отражается. По Д отражается фактис себестоимость окончательно забракованных изделий и затраты на исправление частичного брака. По К стоимость лома по цене возможного использ, сумма удержаний из з/ п рабочих, виновников брака, также сумма окончательных потерь от брака про-ции. Корреспонденция: Д 28 К 10 – отпущены мат на исправление частичного брака про-ции по учётным ценам. Д 28 К 16 – списываются отклонения в стоимости мат, относящихся к израсход мат-ми на исправление брака про-ции. Д 28 К 70 – начислена з/п рабочим за исправлением брака про-ции. Д 28 К 20 – списываются из основного про-ва себестоимость окончательно забракованных изделий. Д 10 К 28 – оприходован на склад лом от ликвидации окончательного брака про-ции. Д 70 К 28 – удержан из з/п рабочих виновников брака про-ции. Для синт учёта затрат, обслуж про-в и хоз предназначен 29. Активный, калькуляционный. Сальдо по Д показывает фактич себестоимость незавершённого про-ва, обслуживающих про-в и хоз на начало и конец месс. По Д отражают затраты обслуживающих про-в и хоз-в по выпуску про-ции и оказанию услуг. По К фактич себестоимость выпущенной про-ции. На 29 учитываются затраты ЖКХ, подсобного сельского хоз-ва. Корреспонденция как и у 23.

Для синт учёта резервов предстоящих расходов предназначен 96, «Резервы предстоящих расходов». Пассивный , бюджетно-распределительный. Сальдо по К показывает сумму, нах в резерве на начало и конец месс. По К – отражаются отчисления в резерв. По Д - использование резерва на те цели, для кот он был создан. Резервы предст расходов могут созд для финансирования след расходов. 1) для оплаты отпусков рабочих 2) для финансирования затрат по ремонту осн ср-в. 3) для гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания. Коореспонденция: Д 20, 23, 25, 26 К 96 – произведены отчисления в резерв предст расходов за счёт себестоимости про-ции. Д 96 К 70 – начислены отпускные рабочим всех про-в, за счёт резерва. Д 96 К 10, 70, 69 – списываются затраты по текущему ремонту осн сре-в.

Для синт учёта расходов буд периодов предназначен 97. Активный, бюджетно-распределительный. Счёт предназначен для учёта расходов, кот осущ в текущем месс, но не относятся к себестоимости про-ции этого месс: - расходы по подписке на переодические издания, - арендная плата, - расходы по освоению новых видов про-ции. Сальдо по Д отражает сумму исписанных расходов буд периодов на нач и конец месс. По Д отражаются осущ расходы в тек мес, но относящиеся к последующим месс. По К - списание ранее произв расходов на себестоимость про-ци того месс, к кот она относится. Корреспонденция: Д 96 К 10 – израсх мат на освоение новых видов про-ции по учётным ценам. Д 97 К 16 – списыв отклонения в стоимости мат, относящ к израсход мат-ам. Д 97 К 70 - начислена з/п рабочим за освоение новых видов про-ции. Д 97 К 51 – перечислено с расч счёта арендная плата авансом за несколько месс вперёд. Д 20 К 97 – спис часть расходов по освоению нового вида про-ции при переходе к его серийному выпуску.

 

№ 34 Методы учёта затрат и колькулирования себестоимости про-ции.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.026 с.)