Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Белорусское нац-ое движение в нач.20 в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Война затруднила белорусское национальное движение. Часть деятелей национального движения была мобилизована в армию, другие эвакуировались в Россию. Довоенные белорусские национально -культурные организации распались. Остановился выпуск белорусскоязычных изданий, в том числе и газеты «Наша нива». В занятом немецкими войсками Вильно осталась небольшая группа белорусских национальных деятелей во главе с братьями Антоном и Иваном Луцкевичами, Элоизой Пашкевич (Теткой), Вацлавом Ластовским. Они вошли с белорусской стороны в так называемый Виленско -Ковенский комитет, созданный из представителей разных национальностей: поляков, литовцев, белорусов и евреев. В скором времени комитет был реорганизован, и на его базе создавались национальные народные комитеты. Правительство кайзера Вильгельма повело политические игры с населением захваченных территорий с расчетом их отрыва от России. Немцы пропагандировали идею восстановления Польского королевства в границах бывшего российского контроля, но без Ломжи и Сувалок. Округи Ломжа, Сувалки и Курляндия они планировали присоединить к Пруссии, а в регионах Ковно, Вильно, Гродно и Белостока постепенно создать марионеточное государство, связанное с Германией монетарной, таможенной, хозяйственной и военной системами под руководством немецко-балтийской верхушки. В целях защиты национальных интересов был создан Центральный союз белорусских национальных общественных организаций во главе с Белорусским народным комитетом (БНК) в Вильно. Под его руководством в 1916-1917 гг. на оккупированной территории возникла значительная сеть белорусских школ. Было начато издание учебников, газеты «Гомон». Она начала выходить 15 декабря 1916 г. два раза в неделю в Вильно под редакцией В. Ластовского. Белорусскому национальному движению способствовала политика немецких оккупационных властей, которые в январе 1916 г. признали право белорусского языка наравне с другими языками. В апреле и июне 1916 г. представители Белорусского народного комитета участвовали в конференциях народов России, проходивших в Стокгольме и Лозанне. Там они обращались к народам Европы и президенту США Вильсону с просьбой поддержать выход Беларуси из состава России, помочь белорусскому народу самостоятельно развивать свой интеллектуальный и экономический потенциал, стать хозяином на своей земле. В меморандуме белорусской делегации на конгрессе в Лозанне впервые была выдвинута идея создания государства «Соединенные штаты Беларуси, Литвы, Латвии, Украины от Балтийского до Черного морей». Но странам Антанты нужна была Россия, которая и дальше продолжала бы войну с Германией. Поэтому они не отреагировали на это предложение. В июне 1917 г. группа деятелей национального движения во главе с В. Ластовским создала законспирированную организацию «Связь независимости и неразделимости Беларуси». Эта организация была не только против краевой автономии в составе России или Польши, но считала неприемлемой и федерацию с Литвой. Она ставила целью создание независимой Беларуси в ее этнографических границах и выступала за свободную демократическую Беларусь. В сентябре 1917 г. при помощи оккупационных властей была создана Литовская рада (Тариба), как верховный государственный орган Литвы. В этих условиях, в противовес Литовской тарибе, конференция представителей белорусского национального движения в январе 1918 г. избрала Виленскую белорусскую раду во главе с А. Луцкевичем. Виленская рада взяла курс на разрыв связи с Россией и создание самостоятельного государства. На территории Беларуси, которая входила в сферу деятельности российской армии, с конца 1916 - начала 1917 гг. начали действовать разные национальные культурно-просветительские организации. Белорусские писатели, поэты и художники объединились в организацию «Белорусская хатка». Некоторые торгово-промышленные круги белорусов, под руководством Р. Скирмунта, П. Алексюка и др., в конце 1916 г. в Минске развернули работу по созданию партии белорусских народных социалистов (ПБНС). Среди белорусских ксендзов наметилась тенденция к созданию белорусской партии на основе христианской морали. Расширилась деятельность белорусского национального движения среди беженцев, основная масса которых осела в центральных губерниях России и Поволжья. В октябре 1916 г. Министерство внутренних дел России разрешило издание в Петрограде белорусских газет «Дзянница» и «Светоч», которые издавались под редакцией соответственно Д. Жилуновича и Э. Будьки. Из-за нехватки средств и недовольства цензуры в конце 1916 - начале 1917 гг. газеты были закрыты. Дальнейшее развитие белорусского национального движения было связано с победой Февральской революции 1917 г. 51. Культура Беларуси в нач 20 в. Культура Беларуси в начале века развивалась в сложных, противоречивых условиях. Она была тесно связана с национально-освободительным движением, общедемократическим подъемом, поиском путей общественного прогресса. Бел культура, не теряя своей самобытности и оригинальности, развивалась под влиянием демократических идей русской культуры, тесной связи с культурами украинского, польского и литовского народов. В нач 20 в. в Беларуси происходили заметные изменения. С 1900 по 1914 кол-во начальных и общеобразовательных школ увеличилось с 6297 до 7682. Увеличилось и кол-тво учащихся в них - с 248 тыс. до 490 тыс. Расширилась сеть средних специальных учебных заведений. Учительские семинарии работали в Молодечно, Полоцке, Несвиже и Свислочи. В 1909-1915 гг. новые семинарии были открыты в Рогачеве, Гомеле. В Орше и Борисове в это время стали работать женские семинарии. В 1914 г. работало 5 с/х-ных средних школ. Фельдшеров и акушеров готовили Могилевская, Витебская и Гродненская мед школы. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1912-1914 гг. в Минске, Витебске и Могилеве функционировали учительские институты. Высших учебных заведений в Беларуси не было. Высшее образование молодежь получала в Москве, Петербурге и других городах России. Несмотря на рост числа учебных заведений, в 1911 г. в школах обучалось только 18,4% детей школьного возраста. В 1907 г. на съезде учителей в Вильно был создан «Бел учительский союз». Он добивался перестройки народного образования на демократических началах, введения преподавания на родном языке. В 1906-1908 гг. были созданы первые учебники на бел языке, авторами которых были Я. Колас и Э. Пашкевич (Тетка). В начале века были открыты библиотеки в Минске, Витебске, Орше, Полоцке и Бобруйске. Всего в Беларуси в 1914 г. работала 851 библиотека, а их книжный фонд насчитывал 423 тыс. экземпляров. Либеральная и демократическая интеллигенция создавала разные культурно-просветительные и научные товарищества. Всего на террит Бел в 1900-1914гг. действовало 54 товарищества. Наиболее известными были «Минское товарищество любителей искусств», «Товарищество минских врачей». Возникали товарищества, ставившие целью изучение истории, языка, культуры и этнографии Беларуси. В 1910 г. был создан Северо-Западный отдел Русского географического товарищества, который опубликовал 12 работ. Вопросами истории, быта и культуры Беларуси занимались исследователи Романов, Федоровский, Никифоровский, Довнар-Запольский, Ластовский и др. Основатель бел философии Е. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах «Белорусы». В работе доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса, им была составлена карта расселения белорусов. Ведущее место в культуре бел народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений «Песни печали» и прозы «Родные образы» Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхцюк» Каганца и др. Значительным событием в культурной жизни Беларуси в нач 20 в. была печать. До 1905 г. в пяти западных губерниях издавалось 15 правительственных газет. Революция 1905-1907 гг. оказала влияние на расширение гласности. В 1913 г. издавалось уже 109 газет и журналов. На бел языке - 3. Наиболее популярной была газета «Северо-Западный край». С 1906 г. стали издаваться первые легальные газеты «Наша доля» и «Наша нива». Газете «Наша нива» принадлежит выдающаяся роль в развитии бел культуры. На ее страницах публиковались труды всех славных писателей-классиков. Начиная с 1910 г. редакция «Нашей нивы» стала издавать «Бел календарь», журналы «Соха», «Крапива», «Лучынка». Возникли бел издательства «Заглянет солнце в наше оконце», «Наша нива», «Наша хата». Издавались книги на бел языке. За 10 лет было издано 80 книг тиражом почти 230 тыс. экземпляров. В нач 20 в. в Беларуси оживилась театральная жизнь. Зритель мог познакомиться с театральным искусством братских славянских народов. Русские, украинские театры и труппы гастролировали в Минске, Витебске и других городах. Любительские театральные кружки работали в Минске, Орше, Могилеве. Получили распространение так называемые «бел вечеринки», где выступали хоры, танцевальные группы, декламаторы-чтецы и т.п. Вскоре появилась и «Первая бел труппа» под руководством И. Буйницкого, которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Труппа гастролировала по Беларуси, выступала в Петербурге и Варшаве. Созданный в Вильно Бел музыкально-драматический кружок в 1913 г. осуществил первую постановку «Павлинки» Я. Купалы. Получила значительное развитие и бел музыкальная культура. Создавались хоровые кружки, оркестры, товарищества любителей музыки. Большую работу по собиранию и пропаганде бел песни провел минский хор под управлением Теревокого. Известны своим творчеством композиторы Роговский, Чуркин, Гриневич и др. В начале века в Беларуси работали известные мастера живописи, графики, скульптуры: Пэн, Рушчиц, Кругер, Альперович, Каганец, Краснопольский и др. Произведения этих художников несли в себе большой социально-политич смысл, реалистично отображая действительность. Т.о, культура Беларуси дала высокие образцы литературы и театра, архитектуры и живописи. Произведения бел деятелей заняли достойное место в копилке культур славянских народов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.007 с.) |