ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1,2,3 Понятие философии. Проблемы бытия, истины, добра и красоты в структуре философского знания.



Учебная программа

 

Дисциплины

Философия

 

 

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Форма обучения

_____________________________________

очная

 

 

Нижний Новгород

2012г.


 

1.Цели освоения дисциплины – развить культуру мышления будущего специалиста,гуманистические ценности и смыслы как важнейший компонент общечеловеческой культуры. Курс философии направлен на формирование мировоззренческой культуры , системы знаний о мире и человеке. В учебном плане философия предшествует блоку профессиональных дисциплин, так как связана с общим развитием личности, и связана с учебными курсами по культурологи, политологии и социологии, для которых представляет, в первую очередь, общетеоретическую ценность.

Данная дисциплина относится к дисциплинам гуманитарного, социального и кономического цикла ООП бакалавриата по направлению подготовки (квалификация (степень) бакалавр») экономики.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Данная дисциплина относится к дисциплинам федерального компонента ООП ВПО. Философские знания способствуют развитию необходимых для современного человека и профессионала способностей к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, качественных коммуникативных, мировоззренческих компетенций, ОК-, ОК-2, ОК-3. Для адекватного освоения курса студент должен знать основные вехи отечественной и мировой истории, литературы, обществознания.

3.Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения курса «Философия» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

Знать:

- особенности мироздания как сложной системы;

- предмет философии, ее структуру, этапы развития, основные направления и школы, их основоположников;

- знать понимать общую картину мира, основанну.

Уметь:

- выражать и обосновывать собственную точку зрения по актуальным и дискуссионным вопросам философии и мировоззрения;

- применять философские знания в профессиональной сфере.

Владеть:

- методами социофилософского анализа;

-способами аргументации и объяснения общечеловеческих вопросов.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет __4__ зачетные единицы или 144часа_.

4.1 Структура дисциплины

 

№ п/п Наименование дисциплины Семестр Объем учебной работы (в часах) Вид итогового контроля
Всего Всего аудит. Из аудиторных Сам. работа
Лекц. Лаб. Прак. Сем.
1. Философия     Экзамен

4.2 Содержание дисциплины

4.2.1 Разделы дисциплины и виды занятий

 

№ п/п Раздел Дисциплины Виды учебной работы, и трудоемкость (в часах) Самостоятельная работа
Лек. Лаб. Пр. КСР
Что такое философия?      
Проблема бытия - центральная проблема философии. Естественнонаучные и религиозные основания онтологии    
Сознание и познание.    
4. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.    
5. Смысл человеческого бытия. Истина, добро , красота как ценности и идеалы человеческого бытия    
6. Человек, общество, культура.    
7. Научные, философские и религиозные картины мира.    

 

4.2.2 Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (темы) Форма проведения занятий (Лекции, Пр и др.)
Что такое философия?   Когда, где и как появилась философия. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания. Лекции, семинары, самостоятельная работа
Проблема бытия - центральная проблема философии. Естественнонаучные и религиозные основания онтологии Общая характеристика философской онтологии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Лекции, семинары, самостоятельная работа
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Лекции, семинары, самостоятельная работа
Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Философия Древнего Востока.Общая характеристика античной философии. Философия средневековья. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения. Классическая немецкая философия. История и традиции русской философии. Неклассическая философия Шопенгауэра, Ницше и Фрейда. Основные направления философской мысли ХХ века   Лекции, семинары, самостоятельная работа
5. Смысл человеческого бытия. Истина, добро, красота как ценности и идеалы человеческого бытия Развитие представлений о добре и зле. Общая характеристика этической проблематики в философии. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Проблема прекрасного и безобразного в философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Лекции, семинары, самостоятельная работа
  Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Философия истории. Модели общественного развития. Проблема идеала общественного устройства. Лекции, семинары, самостоятельная работа
  Научные, философские и религиозные картины мира. Вера и знание. Наука и религия. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.   Лекции, семинары, самостоятельная работа

 

Образовательные технологии.

В процессе изучения дисциплины «Философия» используются следующие образовательные технологии: традиционные аудиторные лекции с элементами диалога; интерактивные с использованием Интернета.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

По дисциплине «Философия» самостоятельная работа студента предполагает работу в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах и домашних условиях с доступом к ресурсам Интернет.

По дисциплине «Философия» предусмотрен экзамен.

Вопросы для контроля

 

  1. Смысл и предназначение философии. Структура философского знания.
  2. Онтология как фундаментальное направление философии.
  3. Естественнонаучные и религиозные аспекты онтологии.
  4. Современные представления о материальных структурах, пространстве и времени.
  5. Проблема происхождения и сущности сознания. Сознание и бессознательное.
  6. Философские концепции познания Традиции рационализма и эмпиризма в познании.
  7. Учение об истине, её формах и критериях.
  8. Научное познание, его основные признаки и традиции. Проблема научного метода.
  9. Философские учения о добре и зле.
  10. Проблема прекрасного в философии.
  11. Бытие человека как проблема философии.
  12. Философия Древней Индии. Учение Будды.
  13. Философия Древнего Китая. Конфуций, его жизнь и учение.
  14. Общая характеристика античной философии.
  15. Сравнительный анализ древних философских традиций Запада и Востока.
  16. Сократ, его жизнь и учение.
  17. Философия Платона.
  18. Философские взгляды Аристотеля.
  19. Атомизм Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара.
  20. Учение о Боге и человеке в средневековой философии. Философия эпохи Возрождения.
  21. Естественнонаучные идеалы и общественно-политические ценности в философии Нового времени.
  22. Философия эпохи Просвещения.
  23. Общая характеристика немецкой классической философии.
  24. Философия И.Канта.
  25. Система и метод в философии Гегеля.
  26. Особенности русской философской мысли.
  27. Философия всеединства В.С.Соловьева.
  28. Дискуссии западников и славянофилов в русской философии.
  29. Философские идеи Павла Флоренского.
  30. Сравнительный анализ традиций классической и неклассической философии.
  31. Неклассическая философия Шопенгауэра, Ницше и Фрейда.
  32. Обзор философских течений XX века.
  33. Экзистенциализм.
  34. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
  35. Религиозная философия ХХ века.
  36. Общество как философская проблема.
  37. Философия истории. Проблема социальной закономерности.
  38. Цивилизационный и формационный подход к истории человечества.
  39. Философские концепции культуры. Анализ тенденций в развитии современной
    культуры.
  40. Проблема пределов роста цивилизации.
  41. Проблема идеала общественного устройства.

 

 

Критерии оценок:

Отлично (10 и 9 баллов) Содержание вопросов раскрыто всесторонне с глубоким знанием достижений историко-философской мысли, современной философии, науки. Дается самостоятельный и оригинальный анализ вопросов. Философский материал конкретизируется на примере избранной специальности. Дополнительные вопросы не встречают затруднений.

Отлично – 8 баллов

Содержание вопросов раскрыто всесторонне. Дается самостоятельный и оригинальный анализ вопросов. Дополнительные вопросы не встречают затруднений.

Хорошо – 7 баллов

Содержание вопросов раскрыто полно, но самостоятельный и оригинальный анализ вопросов не представлен. Дополнительные вопросы не встречают затруднений.

Хорошо-6 баллов: Тема раскрыта относительно полно, однако встречаются известные неточности. Имеются незначительные пробелы в историко-философском и научном обосновании ответов. Критический уровень освоения исследуемых проблем не выражен. Ответы на дополнительные вопросы требуют некоторого времени.

Удовлетворительно : Ответы на вопросы очень краткие и без научно-философской базы. Критическое и самостоятельное осмысление философских проблем отсутствует. Значительная часть дополнительных вопросов или не получает ответа или характеризуется крайне общим уровнем знания.

Неудовлетворительно: Содержание вопросов, как основных, так и дополнительных не раскрывается. Очевидные провалы в знании истории философии, истории и современной науки. Отсутствие знаний и заинтересованности в изучении предмета.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

Канке В.А. Философия для экономистов. – М., 2010

Родзинский Д. Л. Философия в вопросах и ответах. — М.: МПСИ, 2009.

Сычев А. А. Основы философии. — М., 2010.

Философия. Учебник для вузов. - М.:Юрист, 2004г.

Реале ДЖ., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1997.

Рассел Б. История западной философии. М., 2001.

История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. М., 1991.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000.

Зеньковский В.В. История русской философии. – Л., 1991.

История философии: Запад-Россия-Восток.-М., 2001

Замалеев А.Ф. Курс русской философии. - М., 1995.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М.. 1991.

Денчев, К. Феномен антиглобализма. - М., 2005

Долан С., Райх М. Глобальный кризис. За гранью очевидного. – М.., 2010

Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. – СПб., 2009

Лиотар Ж. Состояние Постмодерна. – М., СПб., 1998

Тоффлер Э. Шок будущего. - М., 2004.

Форрестер Д. Мировая динамика. - М., 2003.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. -М., 1992.

 

 

б) дополнительная литература:

  1. Ахутин, А.В. Античные начала философии /А.В. Ахутин. СПб: Наука, 2007 .- 784 с.
  2. Бультман, Р. Избранное: Вера и понимание /Р. Бультман. – М.: РОССПЭН, 2004. – 751 с.
  3. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат/Л. Витгенштейн. -М.: АСТ, 2010. – 177 с.
  4. Гартман, Э. Сущность мирового процесса, или философия бессознательного. Метафизика бессознательного /Э. Гартман. М.: Красанд, 2010. – 440 с.
  5. Пригожин, И. Порядок из хаоса./И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Едиториал УРСС, 2003. – 312 с.
  6. Рейхенбах, Г. Философия пространства и времени /Г. Рейхенбах. -М.: Либроком, 2009. − 326 с.
  7. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций /П. Рикёр Очерки о герменевтике. − М.: Академический Проект, 2008. – 695 с.
  8. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода /Ж.-Л. Сартр. М.: Академический проект, 2008. − 224 с.

9. Сёрль, Дж. Рациональность в действии /Дж. Серль. – М.: Прогресс-Традиция 2004 ­− 336 с.

  1. Уитроу, Дж. Естественная философия времени. − М.: Едиториал УРСС, 2010. − 400 с.
  2. Фейерабенд, П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова. — М.: АСТ; Хранитель, 2007. — 413 с.
  3. Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981—1982 учебном году (2007) /М. Фуко. СПб.: Наука, 2007. – 677с.
  4. Хайдеггер, М. Бытие и время /М. Хадеггер. М.: Академический проект, 2010.
  5. Ясперс, К. Введение в философию /К. Ясперс. – Минск, Пропилеи, 2000. – 192с.

в) Интернет-ресурсы:

1. Сайт Института философии РАН

http://www.philosophy.ru/

2. Библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры

http://www.psylib.org.ua/books/index.htm

3. Официальный сайт философского факультета МГУ

http://philos.msu.ru/

4. Сайт философского факультета Новосибирского университета.

http://www.philosophy.nsc.ru/

5. Сайт журнала «Логос»

http://www.ruthenia.ru/logos/

6. Сайт журнала «Credo»

http://credo.osu.ru/

7. Сайт журнала «Вопросы философии»

http://vphil.ru/index

Англоязычные ресурсы.

http://www.apa.udel.edu/apa/index.html
Сайт Американской Философской Ассоциации.

http://www.ephilosopher.com/
Главный англоязычный философский сайт Последние новости мировой философии.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Библиотечные залы, компьютерные классы, обеспечивающие доступ к Интернет – ресурсам.

 

Планы семинарских занятий

 

Литература

1. Канке В.А. Философия для экономистов. – М., 2010.

2. Краткий очерк истории философии. М., 1981.

3. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М.1997.

4. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.1993.

5. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М. 1993.

6. Ортега -и - Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991.

 

Литература

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,

2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

3. Кризис современной цивилизации: выбор пути. М., 1992.

4. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 2, разд.6-7-8

5. Спиркин А.Г. Философия. - М., 2000.

6. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

7. Социальная философия. Хрестоматия. Ч. 1-3. Сост. Г.С. Арефьева и др. - М., 1994.

8. Философия. Учебное пособие. Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1996.

9. Философия истории: Антология. М.,

10. Новгородцев П.И. Общественный идеал в свете современных исканий.// Сочинения. М. Раритет. 1995.

11. Новгородцев П.И. Демократия на распутье. Там же.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Литература

1. Н.О. Лосский История русской философии. М. 1990.

2. И.М. Невлева Русская философия. Учебное пособие. М.2000.

3. Л.И.Новикова, И.Н. Сиземская. Русская философия истории. М. Магистр. 1997.

4. П.И. Новгородцев. Сочинения. М. Раритет. 1995.

5. Н.О. Лосский Мысли Н.А. Бердяева о познании человека. Спб. 1994. Кн.1.

6. Русский эрос или философия любви в России. М. 1991.

7. Гершензон М.О. Славянофильство. // Вопросы философии. 1997. №12.

Тема 9. Основные направления Западной философии ХХ века.

1. Рационализм и иррационализм в западной философии.

2. Классический позитивизм. Логический позитивизм.

3. Основные идеи прагматизма.

4. Новейшие направления в западной философии: структурализм, герменевтика,

философская антропология.

Литература:

Аналитическая философия в XX в. (Материалы «круглого стола»).// Вопросы философии

1988.- № 8.

Буржуазная философская антропология. М., 1986.

Герменевтика: история и современность. М., 1985.

Зайченко Г.А. Судьбы неопозитивизма и постпозитивизма.// Философские науки.1988, №2.

Западная философия ХХ века. М., 1994.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. В 2-х т. т.1 – М., 1994.

История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб., 1997.

Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. М., 1983.

Реале ДЖ., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1997.

 

Тема 10. Философия и научная картина мира

1. Философия и мировоззрение.

2. Философия и религия.

3. Философия и наука.

4. Учение о бытии мира

Литература:

Бор, Н. Единство знаний. / Н. Бор // УФН. Вып. 8. 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: / http://ufn.ru/ru/articles/1962/1/c/

Гейзенберг, В. Шаги за горизонт./ В. Гейзенберг. - М., 1987. . 260. с

Зиновьев, А.А. На пути к сверхобществу./ А.А. Зиновьев.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zinoviev.ru/rus/sverch.html

Каржина, Г.А.. Традиции гуманизма и развитие науки. / Г.А. Каржина // Вестник ННГУ, серия социальные науки, ННГУ 2004 с.425-434.

Кутырев, В.А. Культура и технология: борьба миров / В.А. Кутырев. – М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 240 с.

Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой./ И. Пригожин, И. Стенгерс - М., 1986. 432 с.

Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика. 1998. – 410 с.

Сноу, Ч. Две культуры и научная революция. // Ч. Сноу. Портреты и размышления. М. Изд-во «Прогресс», 1985. С. 195-226.

 

 

Тематика рефератов

Тема 4. Античная философия.

1. Особенности становления и развития античной философии (специфика, периодизация).

2. Материализм и диалектика Гераклита и Демокрита.

3. Философский идеализм Сократа- Платона.

4. 4.Учение о матери и форме Аристотеля.

Литература:

Адо П. Что такое философия? - М., 1999.

Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1999.

Антология мировой философии. Т.1. Часть 1. М., 1969.

Аристотель. Метафизика// Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.,1975. т.1.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.

Лосев А.Ф. Типы античного мышления// Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М., 1955.

Платон. Пир // Платон. Собр. соч.: В 4 т.- М., 1994. т.3.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2000.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. ч.1.

 

Тема 17. Проблема истины.

1. Концепции истины.

2. Диалектика объективного и субъективного в истине.

3. Истина как процесс. Конкретность истины.

Литература:

Бердяев Н.А. Истина и откровение. М., 1996.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Корнев Г.П. Социальная природа, смысл и назначение истины. Н. Новгород, 1996.

Лобастов Г.В. Так что же есть истина? //Философские науки. – 1991, № 6.

Липский Б.И. Практическая природа истины. Л., 1988.

Теория познания. В 4 томах. М., 1991. Часть 2.

Хазиев В.С. Философское понимание истины.// Философские науки. 1991, № 9.

Хайдеггер М. О сущности истины// Философские науки. 1989. № 4

 

Тема 20. Философия истории.

1. Понятие философии истории. Типы подходов к пониманию исторического процесса (религиозный, идеалистический, материалистический, позитивистский).

2. Социальный детерминизм (географический, демографический, социально-экономический, технологический и др.).

3. Многообразие истории.

Литература:

Бакунин А.М. Философия. Социология. Политика. - М., 1989.

Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 1990.

Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М., 1993.

Межуев В.М. Философия истории и историческая наука. Вопросы философии.1994, №4.

Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. - М., 1989.

Новая технологическая волна на западе. - М., 1986.

Трёльч Э. Историзм и его проблемы. - М., 1994.

Философия истории: Антология. – М., 1995.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 

Темы эссе

Спасёт ли красота мир?

Эстетика постмодерна.

Индивидуальности”).

Учебная программа

 

Дисциплины

Философия

 

 

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Форма обучения

_____________________________________

очная

 

 

Нижний Новгород

2012г.


 

1.Цели освоения дисциплины – развить культуру мышления будущего специалиста,гуманистические ценности и смыслы как важнейший компонент общечеловеческой культуры. Курс философии направлен на формирование мировоззренческой культуры , системы знаний о мире и человеке. В учебном плане философия предшествует блоку профессиональных дисциплин, так как связана с общим развитием личности, и связана с учебными курсами по культурологи, политологии и социологии, для которых представляет, в первую очередь, общетеоретическую ценность.

Данная дисциплина относится к дисциплинам гуманитарного, социального и кономического цикла ООП бакалавриата по направлению подготовки (квалификация (степень) бакалавр») экономики.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Данная дисциплина относится к дисциплинам федерального компонента ООП ВПО. Философские знания способствуют развитию необходимых для современного человека и профессионала способностей к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, качественных коммуникативных, мировоззренческих компетенций, ОК-, ОК-2, ОК-3. Для адекватного освоения курса студент должен знать основные вехи отечественной и мировой истории, литературы, обществознания.

3.Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения курса «Философия» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

Знать:

- особенности мироздания как сложной системы;

- предмет философии, ее структуру, этапы развития, основные направления и школы, их основоположников;

- знать понимать общую картину мира, основанну.

Уметь:

- выражать и обосновывать собственную точку зрения по актуальным и дискуссионным вопросам философии и мировоззрения;

- применять философские знания в профессиональной сфере.

Владеть:

- методами социофилософского анализа;

-способами аргументации и объяснения общечеловеческих вопросов.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет __4__ зачетные единицы или 144часа_.

4.1 Структура дисциплины

 

№ п/п Наименование дисциплины Семестр Объем учебной работы (в часах) Вид итогового контроля
Всего Всего аудит. Из аудиторных Сам. работа
Лекц. Лаб. Прак. Сем.
1. Философия     Экзамен

4.2 Содержание дисциплины

4.2.1 Разделы дисциплины и виды занятий

 

№ п/п Раздел Дисциплины Виды учебной работы, и трудоемкость (в часах) Самостоятельная работа
Лек. Лаб. Пр. КСР
Что такое философия?      
Проблема бытия - центральная проблема философии. Естественнонаучные и религиозные основания онтологии    
Сознание и познание.    
4. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.    
5. Смысл человеческого бытия. Истина, добро , красота как ценности и идеалы человеческого бытия    
6. Человек, общество, культура.    
7. Научные, философские и религиозные картины мира.    

 

4.2.2 Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (темы) Форма проведения занятий (Лекции, Пр и др.)
Что такое философия?   Когда, где и как появилась философия. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания. Лекции, семинары, самостоятельная работа
Проблема бытия - центральная проблема философии. Естественнонаучные и религиозные основания онтологии Общая характеристика философской онтологии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Лекции, семинары, самостоятельная работа
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Лекции, семинары, самостоятельная работа
Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Философия Древнего Востока.Общая характеристика античной философии. Философия средневековья. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения. Классическая немецкая философия. История и традиции русской философии. Неклассическая философия Шопенгауэра, Ницше и Фрейда. Основные направления философской мысли ХХ века   Лекции, семинары, самостоятельная работа
5. Смысл человеческого бытия. Истина, добро, красота как ценности и идеалы человеческого бытия Развитие представлений о добре и зле. Общая характеристика этической проблематики в философии. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Проблема прекрасного и безобразного в философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Лекции, семинары, самостоятельная работа
  Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Философия истории. Модели общественного развития. Проблема идеала общественного устройства. Лекции, семинары, самостоятельная работа
  Научные, философские и религиозные картины мира. Вера и знание. Наука и религия. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.   Лекции, семинары, самостоятельная работа

 

Образовательные технологии.

В процессе изучения дисциплины «Философия» используются следующие образовательные технологии: традиционные аудиторные лекции с элементами диалога; интерактивные с использованием Интернета.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

По дисциплине «Философия» самостоятельная работа студента предполагает работу в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах и домашних условиях с доступом к ресурсам Интернет.

По дисциплине «Философия» предусмотрен экзамен.

Вопросы для контроля

 

  1. Смысл и предназначение философии. Структура философского знания.
  2. Онтология как фундаментальное направление философии.
  3. Естественнонаучные и религиозные аспекты онтологии.
  4. Современные представления о материальных структурах, пространстве и времени.
  5. Проблема происхождения и сущности сознания. Сознание и бессознательное.
  6. Философские концепции познания Традиции рационализма и эмпиризма в познании.
  7. Учение об истине, её формах и критериях.
  8. Научное познание, его основные признаки и традиции. Проблема научного метода.
  9. Философские учения о добре и зле.
  10. Проблема прекрасного в философии.
  11. Бытие человека как проблема философии.
  12. Философия Древней Индии. Учение Будды.
  13. Философия Древнего Китая. Конфуций, его жизнь и учение.
  14. Общая характеристика античной философии.
  15. Сравнительный анализ древних философских традиций Запада и Востока.
  16. Сократ, его жизнь и учение.
  17. Философия Платона.
  18. Философские взгляды Аристотеля.
  19. Атомизм Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара.
  20. Учение о Боге и человеке в средневековой философии. Философия эпохи Возрождения.
  21. Естественнонаучные идеалы и общественно-политические ценности в философии Нового времени.
  22. Философия эпохи Просвещения.
  23. Общая характеристика немецкой классической философии.
  24. Философия И.Канта.
  25. Система и метод в философии Гегеля.
  26. Особенности русской философской мысли.
  27. Философия всеединства В.С.Соловьева.
  28. Дискуссии западников и славянофилов в русской философии.
  29. Философские идеи Павла Флоренского.
  30. Сравнительный анализ традиций классической и неклассической философии.
  31. Неклассическая философия Шопенгауэра, Ницше и Фрейда.
  32. Обзор философских течений XX века.
  33. Экзистенциализм.
  34. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
  35. Религиозная философия ХХ века.
  36. Общество как философская проблема.
  37. Философия истории. Проблема социальной закономерности.
  38. Цивилизационный и формационный подход к истории человечества.
  39. Философские концепции культуры. Анализ тенденций в развитии современной
    культуры.
  40. Проблема пределов роста цивилизации.
  41. Проблема идеала общественного устройства.

 

 

Критерии оценок:

Отлично (10 и 9 баллов) Содержание вопросов раскрыто всесторонне с глубоким знанием достижений историко-философской мысли, современной философии, науки. Дается самостоятельный и оригинальный анализ вопросов. Философский материал конкретизируется на примере избранной специальности. Дополнительные вопросы не встречают затруднений.

Отлично – 8 баллов

Содержание вопросов раскрыто всесторонне. Дается самостоятельный и оригинальный анализ вопросов. Дополнительные вопросы не встречают затруднений.

Хорошо – 7 баллов

Содержание вопросов раскрыто полно, но самостоятельный и оригинальный анализ вопросов не представлен. Дополнительные вопросы не встречают затруднений.

Хорошо-6 баллов: Тема раскрыта относительно полно, однако встречаются известные неточности. Имеются незначительные пробелы в историко-философском и научном обосновании ответов. Критический уровень освоения исследуемых проблем не выражен. Ответы на дополнительные вопросы требуют некоторого времени.

Удовлетворительно : Ответы на вопросы очень краткие и без научно-философской базы. Критическое и самостоятельное осмысление философских проблем отсутствует. Значительная часть дополнительных вопросов или не получает ответа или характеризуется крайне общим уровнем знания.

Неудовлетворительно: Содержание вопросов, как основных, так и дополнительных не раскрывается. Очевидные провалы в знании истории философии, истории и современной науки. Отсутствие знаний и заинтересованности в изучении предмета.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

Канке В.А. Философия для экономистов. – М., 2010

Родзинский Д. Л. Философия в вопросах и ответах. — М.: МПСИ, 2009.

Сычев А. А. Основы философии. — М., 2010.

Философия. Учебник для вузов. - М.:Юрист, 2004г.

Реале ДЖ., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1997.

Рассел Б. История западной философии. М., 2001.

История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. М., 1991.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000.

Зеньковский В.В. История русской философии. – Л., 1991.

История философии: Запад-Россия-Восток.-М., 2001

Замалеев А.Ф. Курс русской философии. - М., 1995.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М.. 1991.

Денчев, К. Феномен антиглобализма. - М., 2005

Долан С., Райх М. Глобальный кризис. За гранью очевидного. – М.., 2010

Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. – СПб., 2009

Лиотар Ж. Состояние Постмодерна. – М., СПб., 1998

Тоффлер Э. Шок будущего. - М., 2004.

Форрестер Д. Мировая динамика. - М., 2003.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. -М., 1992.

 

 

б) дополнительная литература:





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.052 с.)