Общественный и государственный строй Рима в царский период. Реформы Сервия Туллия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный и государственный строй Рима в царский период. Реформы Сервия Туллия



Общественный и государственный строй Рима в царский период. Реформы Сервия Туллия

По римской легенде Рим был основан Ромулом, и от основания Рима римляне и вели свое летосчисление. Дата основания Рима падает на 753г. до н. э.

Царский период приходится на 753-509 гг. до н.э.

Рим представлял собою небольшую общину (около 3 кв. км). Преобладающим занятием населения является скотоводство и земледелие. Успешные войны с соседями дают Риму новые территории и пленных, которые обращаются в рабов. Рабство, сыгравшее решающую роль в разложении первобытнообщинного строя, постепенно развивается, но еще носит патриархальный характер.

1. Основная ячейка граждан называлась родом. Римский народ состоял из 3 родовых триб: сабины, латины, этруски. Деление общества: 300 родов=30 курий (по 10 родов). 10 курий=1 триба. Каждая курия должна была предоставить 100 пеших воинов (центурию) и 10 конных воинов. Это деление относится только к патрициям.

2. Плебеи – свободное население, не входили в родовую структуру, не имели политических прав. Занимались ремеслом, торговлей, арендовали земли патрициев.

 

Государственный строй:

1. Рекс– царь, военный вождь, избирался Сенатом пожизненно, судебная, законодательная и жреческая функции.

2. Сенат – собрание родовых старейшин, 300 глав патрицианских родов, совещательные и законодательные функции, участие в избрании царя.

3. Интеррекс – временно исполняющий функции рекса после его смерти. Избирался из числа сенаторов.

4. Народное собрание. Объявление войны, включение новых родов в государство и т.д. Путем общего собрания всех граждан. Каждая курия собиралась отдельно и решала по большинству голосов граждан поставленный перед народным собранием вопрос. Решением курии считалось то решение, за которое подано большинство голосов граждан, входивших в эту курию.

 

Реформы Сервия Туллия (6 рекс, 6 в. до н.э.):

1. Деление всего населения на 6 категорий по имущественному цензу с целью включить плебеев в население:

Самый богатый – всадники

Самый бедный – пролетарии (не могли обеспечить центурии)

2. Делание Рима по территориальному принципу на 4 городских и 17 сельских триб.

3. Введение в обращение серебряной монеты.

 

Значение:

1. Усиление военной мощи за счет включения плебеев в состав общины.

2. Предпосылки перехода к республике – создание нового вида народного собрания.

 

 


 

Государственный строй Рима в период Республики

Период Республики – 509-27 гг. до н.э.

В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправный – только свободный. Рабы: государственные и частновладельческие.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. К гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев, были ограничены в правах.

Статус семьи: полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом "собственного права", члены же его семьи назывались лицами "чужого права" - права домовладыки.

 

Государственный строй.

1. Народные собрания:

А.Центуриатные комиции (законодательная функция, избрание должностных лиц, право помилования, объявление войны)

Б. Трибутные комиции (по трибам без имущественного ценза, избирали низших должностных лиц)

В. Куриальные комиции(нет политических функций)

 

2. Сенат. Не избирались, назначались по цензорным спискам, аристократия. Требования:опыт гос. службы, высокий имущественный статус, морально-нравственный критерий. Полномочия: контроль за финансами, строительство публичных зданий, управление завоеванными территориями, вопросы культа, создание судебных комиссий по расследованию преступлений, издание и подтверждение законов.

 

3. Магистраты. Избирались на 1 год, нет переизбрания, безвозмездно, ответственность перед Сенатом и народом. Принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Ординарные:

А. Консулы - большой империум. 2 человека. Высшие государственные и военные полномочия, право вето на решения других магистратов.

Б. Преторы - ограниченный империум. От 2 до 8 человек. Судебные и административные полномочия. Создание преторского права, издание эдиктов.

В. Цензоры.2 раз в 5 лет. Распределяли по разрядам и трибам, составляли списки сенаторов, следили за нравственностью и соблюдением прав.

Г. Квесторы. Помощники консулов, казначеи, уголовная юрисдикция по делам, которые не наказывались смертной казнью.

Д. Эдилы. Общественный порядок, торговля на рынке, праздники и зрелища, издание эдиктов.

Е. Народный трибун. Право вето на решения должностных лиц для защиты народа.

Экстраординарные:

А. Диктатор – высочайший империум. Чрезвычайные полномочия. При нем все магистраты, кроме народного трибуна, теряли власть.

Б. Децемвиры с консульской властью. 451-450 – для создания 12 таблиц.


 

Государственный строй Древнего Рима в период принципата. Юридическая природа власти древнеримского принцепса

В I в. до н. э. все противоречия рабовладельческого Рима достигают огромной остроты и угрожают существованию Римского государства. Начинаются гражданские войны, восстания рабов (восстание Спартака).

Переход к диктатуте был обусловлен:

1. Формы государственного устройства, соответствовавшие государству-городу, окончательно перестают удовлетворять потребностям огромного государства. Привилегированное положение Рима мешает представлению интересов всех рабовладельцев гос-ва.

2. Система организации римской армии как ополчения свободного крестьянства уже не могла удовлетворять потребностям защиты Рима вследствие упадка свободного крестьянства и необходимости вести длительные войны в отдаленных местностях.

 

В 82 году устанавливается военная диктатура Суллы, который совершил гос. переворот. Он составлял проскрипционные списки врагов на казнь.

60-53 гг – Первый триумвират (Помпей, Красс, Цезарь). С 44 Цезарь становится пожизненным диктатором, занимает пост великого понтифика.

43-36 гг – Второй триумвират (Октавиан, Антоний, Лепид). Продолжение военной диктатуры.

27 г. до н.э. – 284 г. н.э. – Период принципата, имперский

Власть принцепса – власть одного человека бессрочно. Обладал властью как:

1. Трибун (право вето на постановления сената или решения магистрата)

2. Консул (интерцессия, отмена решений магистратов)

3. Цензор (формирование сената из своих сторонников)

4. Понтифик (верховный жрец)

5. Император (власть над легионами)

6. Отец Отечества и Август (священный характер власти)

Власть передавалась: по завещанию, в результате переворота, по провозглашению легионами. Для наделения властью Сенат от имени императора издавал специальный закон.

Система управления:

1. Принцепс (император)

2. Императорский консилиум(совет) и канцелярия

3. Префекты (Рима – полиция, порядок, Египта – наместник в Египте, анноны – продовольствие, претория – гвардия) .

Сохраняются магистраты (кандидатуры – императором)

Сенат – законодательный орган, полностью зависимый от воли императора.

 

Территория

1. Императорские провинции (власть легатов). Доходы в казну принцепса – фиск.

2. Сенатские провинции (проконсулы и пропреторы). Доходы в гос. казну – эрарий.

212 год – эдикт Каракаллы – единое гражданство на территории всего государства.

 

Армия:

Корпоративная организация, профессиональная. Состояла из камерных когорт (внутренняя охрана городов), гвардии, войск союзников и зависимых территорий.

 


 

Государственный строй Древнего Рима в период домината. Реформы Диоклетиана

Период домината.

Римская империя переживает распад рабовладельческой системы хозяйства. Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора.

В 284 к власти приходит Диоклетиан (Август и Доминус, сын Юпитера) – неограниченная власть императора, все граждане становятся подданными.

Государственные органы:

1. Государственный совет – консисториум. Чиновники делятся по иерархии. Гражданские, дворцовые и военные чиновники.

2. Префект – управление Римом (назначается императором)

3. Сенат – совет Рима

4. Магистраты – муниципальные должностные лица

5. Армия: подвижные и пограничные войска

 

Реформы Диоклетиана:

1. Экономическая.Выпуск монет с низким содержанием драгоценного металла, пытался приостановить обесценение денег. Налогообложение не натурой, а деньгами, переписи населения.

2. Военная.Подвижные и пограничные войска. Рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения должны были поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных работников.

3. Административная.Назначение соправителя – цезаря. Цезарь назначает своего цезаря. В результате, образуется тетрархия.

 

Далее к власти приходит Константин, он продолжает реформы:

1. Экономическая.Введен золотой солид, равный стоимости золота в слитках. Упорядочение налогообложения, стабилизация денежного обращения.

2. Военная.Профессия воина – наследственная, в армию привлекаются варвары.

3. Административная.Две префектуры, которые делились на 13 диоцез, возглавляемые викариями, диоцезы – на профинции, возглавляемые ректорами, провенции – на округа с окружной администрацией.

 

Армия, чиновничество, христианская церковь – военная, политическая и идеологическая опора домината.

Произошел раздел государства на восточную и западную части (Византия – Константинополь и Западная Римская империя).

В 476Римская империя прекратила свое существование.


 

Суд и процесс

Легисакционный процесс:

1. Ин юре (строго формальная):

- явка в суд по назначению претора

- клятвы

- претор назначал день суда, судью, определял сумму в виде залога правоты

2. Ин юдицио (свободная):

- судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал доказательства

- судья выносил решение.

 

Состязательный, публичный характер. Дела особой важности – коллегией центумвиров (100 мужей из сенаторов). Решение судьи было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легисакционный процесс вытеснялся простым формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.


 

Общественный и государственный строй Рима в царский период. Реформы Сервия Туллия

По римской легенде Рим был основан Ромулом, и от основания Рима римляне и вели свое летосчисление. Дата основания Рима падает на 753г. до н. э.

Царский период приходится на 753-509 гг. до н.э.

Рим представлял собою небольшую общину (около 3 кв. км). Преобладающим занятием населения является скотоводство и земледелие. Успешные войны с соседями дают Риму новые территории и пленных, которые обращаются в рабов. Рабство, сыгравшее решающую роль в разложении первобытнообщинного строя, постепенно развивается, но еще носит патриархальный характер.

1. Основная ячейка граждан называлась родом. Римский народ состоял из 3 родовых триб: сабины, латины, этруски. Деление общества: 300 родов=30 курий (по 10 родов). 10 курий=1 триба. Каждая курия должна была предоставить 100 пеших воинов (центурию) и 10 конных воинов. Это деление относится только к патрициям.

2. Плебеи – свободное население, не входили в родовую структуру, не имели политических прав. Занимались ремеслом, торговлей, арендовали земли патрициев.

 

Государственный строй:

1. Рекс– царь, военный вождь, избирался Сенатом пожизненно, судебная, законодательная и жреческая функции.

2. Сенат – собрание родовых старейшин, 300 глав патрицианских родов, совещательные и законодательные функции, участие в избрании царя.

3. Интеррекс – временно исполняющий функции рекса после его смерти. Избирался из числа сенаторов.

4. Народное собрание. Объявление войны, включение новых родов в государство и т.д. Путем общего собрания всех граждан. Каждая курия собиралась отдельно и решала по большинству голосов граждан поставленный перед народным собранием вопрос. Решением курии считалось то решение, за которое подано большинство голосов граждан, входивших в эту курию.

 

Реформы Сервия Туллия (6 рекс, 6 в. до н.э.):

1. Деление всего населения на 6 категорий по имущественному цензу с целью включить плебеев в население:

Самый богатый – всадники

Самый бедный – пролетарии (не могли обеспечить центурии)

2. Делание Рима по территориальному принципу на 4 городских и 17 сельских триб.

3. Введение в обращение серебряной монеты.

 

Значение:

1. Усиление военной мощи за счет включения плебеев в состав общины.

2. Предпосылки перехода к республике – создание нового вида народного собрания.

 

 


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.34 (0.028 с.)