Распределение звука по трем регистрам 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение звука по трем регистрам



 

Следующее упражнение мы делаем на тексте стихотворения А.С. Пушкина «Играй, Адель…».

Начинаем со звучания в нижнем регистре. Для необходимого нам звукоизвлечения делаем следующие движения:

 

Стоим прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно.

Поднимаем обе руки вверх и беремся ими за воображаемые утяжелители, которые нам нужно через сопротивление опустить до пола, при этом сгибаем колени и делаем довольно резкие движения бедрами. Низкий звук как бы протягиваем через корпус и бросаем на землю. Следим за свободой шейных мышц.

 

Затем переходим к звучанию в среднем регистре. Это движение аналогично движению «обнять плечи» из «парадоксальной гимнастики» Стрельниковой.

Одновременно делаем активное встречное движение рук на уровне грудной клетка и легкое приседание. Звук должен быть мягким, округлым, объемным и распределяться на уровне груди и спины.

После этого переходим к звукоизвлечению в верхнем регистре:

Бросаем корпус вперед, делая свободными руками движение, которым захватываем как можно больше воздуха и, поднимаясь, выбрасываем его вверх. Работают в основном головные резонаторы.

Играй, Адель – нижний регистр

Не знай печали – средний регистр

Хариты, Лель – верхний регистр

Тебя венчали – нижний регистр

И колыбель – средний регистр

Твою качали –- верхний регистр

Твоя весна – нижний регистр

Тиха –- средний регистр

Ясна – верхний регистр

В начальных упражнениях на развитие звуковысотного диапазона мы пользуемся таблицей гласных звуков, совмещая их с согласными. Позднее переходим к словам, а затем к текстам.

 

«Воздушный шарик»

Стоя прямо, одна нога вынесена вперед, берем в руки воображаемый воздушный шарик и начинаем слегка подбрасывать его, сопровождая каждый бросок соответствующим звуком.

От самого пола, слегка присев, – самый низкий звук начального диапазона, чуть выше – повышаем на одну ноту, еще выше, еще.… И таким образом – до самой верхней ноты. В верхней позиции допустим небольшой прыжок.

Сначала делаем упражнение, опираясь только на таблицу гласных: У – О – А – Э – И – Ы.

Затем прибавляем в начало слога согласные в порядке алфавита:

БУ – БО – БА – БЭ – БИ – БЫ;

ВУ – ВО – ВА – ВЭ – ВИ – ВЫ;

ГУ – ГО – ГА – ГЭ – ГИ – ГЫ и т.д.

Затем повторяем упражнение, опуская шарик (переход от крайнего верхнего звука в крайний нижний).

И, наконец, поднимаем шарик с нижней позиции в верхнюю и проделываем ту же цепочку в обратном направлении.

«Облако»

Это упражнение делается в трех различных вариантах.

Первый вариант аналогичен предыдущему упражнению, только вместо шарика у нас есть маленькое и очень юркое облачко, которое норовит улететь. Наша задача, поднимая и опуская его, не отпустить облачко. Делаем это упражнение на звуке «О».

Второй вариант. Мы выпиваем это облачко, и оно начинает руководить нашими движениями изнутри. Тело мягкое, подвижное и тяжелое. Поднимаясь и опускаясь, – повышаемся и понижаемся по диапазону со звуком «О».

Третий вариант. Мы оказываемся внутри большого, вязкого, влажного и тяжелого облака. Наша задача – отвоевать у него свое пространство. От стоп до макушки. Звук – прежний.

 

Выполняя упражнение, следует обратить особое внимание на то, что в каждом варианте звук воспроизводится в отличном от предыдущего качестве.

В нашем тренинге есть упражнения, которым мы отводим особое место и очень их любим. Они направлены на достижение сразу нескольких целей. Во-первых, – развитие звуковысотного диапазона. Во-вторых, – закрепление приобретенных навыков в динамическом диапазоне. В-третьих, – развитие темпо-ритмических навыков. В-четвертых, – совмещение звучания с динамикой тела. В-пятых, – умение импровизировать в звуковой партитуре. И, наконец, эти упражнения направлены на максимальное внимание относительно партнера. Ведь не секрет, что актерская профессия предполагает в первую очередь умение общаться с партнером по сцене.

 

Вот эти упражнения.

«Звук – тело»

Два студента – юноша и девушка – присаживаются на пол, на четвереньки лицом друг к другу. Вся остальная группа становится зрителями, которые очень внимательно следят за тем, что происходит на площадке.

Некоторое время эта пара сосредотачивает свое внимание друг на друге. Без слов они договариваются между собой о том, кто будет ведущим, то есть «звуком», а кто ведомым, то есть «телом звука».

После этого ведущий начинает потихоньку звучать, а ведомый каждой клеточкой своего организма отражать визуально этот звук. Ведущий, меняя темпо-ритмы, увеличивая и уменьшая уровень звука, повышая и понижая его в тональности, должен следить за тем, чтобы его партитура была без труда выполнима телом партнера.

После выполнения этого этапа упражнения по хлопку педагога они меняют ролевые функции. «Человек – тело» начинает лидировать, а «человек – звук» выполнять ту импровизационную партитуру, которую предлагает «тело».

Затем студенты меняются местами, и упражнение продолжается.

 

Важно обращать внимание исполнителей на то, что в упражнении недопустимо «играть на публику». Все внимание направлено только на партнера. Ничего не нужно показывать, только чувствовать и слышать звук. При условии правильного выполнения, это очень любопытное и захватывающее зрелище.

И еще. Педагог должен быть совершенно уверен в том, что студенты, правильно выполняя эти задания, никогда не повредят свой аппарат. Если они точны и заняты воздействием на партнера, то даже в самой крайней точке громкого звучания они не насилуют свою природу, а потому, извлекая звук, делают это правильно.

Это является для нас еще одним доказательством, что слово, подкрепленное активным психологическим действием, всегда прозвучит и обязательно будет услышано людьми.

«Подарки»

Студенты садятся на пол в круг (на наших занятиях мы совсем не используем стулья). Один ученик выбирает себе в кругу партнера, которому он хочет сделать подарок. Конечно же наш подарок – звук. И начинает импровизировать звуком, сопровождая эту импровизацию пластическим выражением тела. По ходу выполнения упражнения, он обязательно должен добраться по площадке до своего партнера и, «отдавая звук», прикоснуться к нему.

Партнер, в свою очередь, «беря звук» (в буквальном смысле этого слова), повторяет его и убирает свой подарок.

Теперь уже он выбирает себе партнера и дарит свой импровизированный «подарок».

 

Упражнение очень увлекает ребят. Поэтому нужно дать возможность всем подарить свои подарки.

Перед выполнением этого упражнения в первый раз, нужно поговорить со студентами о том, что агрессия, равно, как и ирония, здесь недопустима. Никаких подтекстов, как в Шекспировском театре. Побудимым фактором исполнителя должно быть искреннее желание сделать своему однокурснику приятный сюрприз. И ничего кроме этого.

 

Еще одно групповое упражнение.

«Бовордон»

Студенты сидят в кругу. Каждый выбирает себе язык, на котором он сейчас будет изъясняться.

Один из учеников начинает рассказывать рядом сидящему какую-нибудь конкретную историю якобы на одном из существующих и известных всем языков (немецкий, итальянский, французский, английский, финский, эстонский, украинский, польский и т.д.).

Имитируя язык, очень важно уловить и воспроизвести мелодику этого языка. Слушающий, поняв о чем идет речь, продолжает рассказывать следующему и так далее.

Очень важно, чтобы история была конкретной. Упражнение считается выполненным, если партнер понял, о чем ты с ним говорил.

 

Если по ходу упражнения кто-то из ребят хочет вступить в диалог, мы приветствуем такое начинание. Иногда в диалоге участвует сразу несколько человек.

Опять нужно обратить внимание на то, что слово должно быть действенным. Тогда оно понятно даже на «птичьем» языке.

Мы настаиваем, чтобы все упражнения такого свойства, которые выполняются всей группой, обязательно проводились по принципу «мальчик – девочка». Такое разделение очень позитивно сказывается на результате, так как происходит правильный обмен энергии в группе.

Так же мы просим на каждое упражнение менять партнеров. Студентам, как и артистам, с кем-то удобно работать, а с кем-то неудобно. Мы же позиционируем легкую приспосабливаемость к любому партнеру. Очень хорошо, когда складываются крепкие профессиональные пары, но еще лучше, если ребята научаться работать с кем угодно.

Мы описали упражнения, которые строятся на звуках. Но одним из самых интересных этапов в работе над голосом, являются упражнения на совмещение звуковысотного и динамических диапазонов, в основе которых лежат тексты.Для таких упражнений мы выбираем красивые по звучанию стихи, разбираем их по смыслу, а затем приступаем к распределению текста по различным качествам звучания.

Исходным литературным материалом данного упражнения служит любое красивое по звучанию стихотворение.

«Каноны»

Студенты делятся на две группы, юноши выстраиваются по голосам с одной стороны площадки, девушки – с другой. Выполнять упражнение начинают юноши, опираясь на самую низкую ноту. После того как юноши произносят первую строку с высокой ноты, вступают девушки.

Следующую часть строки мальчики повышаются в звуковысотном диапазоне на полтона, девушки – понижаются. И так они прочитывают стихотворение до конца. Последняя фраза произносится девочками в максимально низком режиме, мальчиками – в максимально высоком.

 

 

Существует второй вариант этого упражнения.

Мальчики делятся на три голоса в своей группе, девочки – в своей.

Мальчики читают стихотворение в канон, сначала звучат самые низкие (басовые), через три такта включаются в звучание баритоны, еще через три такта – теноры. Читают стихотворение до конца.

Потом то же самое проделывают только девушки.

Последней фазой упражнения служит объединение женских и мужских голосов. Они читают стихотворение каноном, по голосам. Мальчики одного голосового регистра читают в унисон с девочками того же регистра.

 

Выполняя упражнение, нужно следить, чтобы студенты не переходили в вокальный режим. Именно речевыми голосами, в разговорном режиме строятся эти каноны.

Также важно внушить студентам, что даже при исполнении такого сложного технического упражнения, они должны оставаться живыми и все-таки доносить до слушателя смысл и сохранять авторский голос. В этом заключается первоочередная задача педагога – научить их совмещать сложную форму с глубоким содержанием.

Великий композитор и пианист С.В. Рахманинов говорил по этому поводу: «Техника должна быть столь высокой, совершенной и свободной, чтобы произведение, которое предстоит играть, разучивалось исполнителем только с целью раскрытия замысла» [15].

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.029 с.)