IV. ТРЕНИРОВКА, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. ТРЕНИРОВКА, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ



а) Разновидности ударов.

– основной удар (показ, обучение);

– обратный удар (показ, обучение);

– переменный удар (показ, обучение);

– групповые упражнения (применение песен);

– изменение ритма игры (применение музыки);

– упражнения для пальцев;

– удары вертикально удерживаемой кистью;

– игра мелодий песен с применением разновидности ударов (сольные и групповые упражнения).

б) Изменение звука.

– прослушивание различных приёмов;

– переход от звука «о» к звуку «и» во время одного удара (вначале один раз, потом в 2, 3 раза, много раз);

– упражнение для языка ( );

– упражнение для языка ( );

– упражнение для глотки ( );

– дыхание через нос (извлечение носового звука).

в) Упражнения для дыхания.

– два вдоха во время одного удара;

– многократное вдыхание во время одного удара;

– дыхание носом;

– извлечение носового звука;

– дыхание с помощью живота.

г) Извлечение коротких звуков.

– торможение язычка пальцем левой руки;

– подражание капели;

– торможение язычка краем губ;

– извлечение короткого звука переменным ударом;

– фиксирование хомуса губами;

– боковые удары с помощью пальцев;

– подражание топоту копыт;

– остановка язычка резким вдохом.

д) Упражнения для слуха.

– прослушивание музыки хомуса с закрытыми глазами;

– беседа о содержании;

– узнавание различных приёмов;

– узнавание известных мелодий;

– прослушивание «говорящего» хомуса;

– разговор с помощью хомуса.

V. ОТТАЧИВАНИЕ МАСТЕРСТВА

– групповые занятия по видам ударов;

– групповые занятия на дыхание;

– групповые занятия на изменение ритма;

– групповые занятия на изменения звука, его силы;

– участие в подготовке репертуара;

– импровизационная игра;

– участие на конкурсах, концертах;

– поиск новых приёмов;

– игра в составе оркестра, ансамбля;

– сопровождение песен, танцев;

– заключительный концерт.

 

Заключение

В заключении хочется рассказать о том, как стал хомусистом, вспомнить с благодарностью о тех, кто помогал моему становлению как хомусиста.

Когда мне едва минуло 10 лет, старший брат Алексей подарил мне хомус, сделанный знаменитым кузнецом С.И. Гоголевым (Амынньыкы). В то время я много раз слышал и видел, как играла бабушка Елена. Наверное, поэтому у меня сразу получилось, а вскоре я научился извлекать разные звуки природы на своем хомусе. Узнав об этом, учителя Табагинской восьмилетней школы стали привлекать меня для участия на концертах класса, школы. К своему счастью, я никогда не отказывался, и с каждым разом становилось всё интереснее.

После, услышав мастерское исполнение на хомусе И.Е. Алексеева по радио, я стал подражать его манере игры. Тогда брат привез из Якутска его пластинки, так с помощью брата я научился многому и, когда поступил в ЯГУ, уже постоянно носил с собой хомус.

В студенческие годы ежегодно проводили «Дни дружбы пародов», фестивали художественной самодеятельности. Вместе со сверстниками, студентами из 15 братских республик, я участвовал во многих неповторимых, незабываемых концертах на сцене актового зала главного корпуса ЯГУ.

Участие в этих концертах, Днях литературы и искусства в разных городах и республиках Союза помогло повысить мастерство, укрепило мою любовь к музыке хомуса.

Жаль только, что не вернуть волнующие моменты тех концертов, не повторить те импровизации, сочинённые и исполненные в едином порыве со зрителями!

В 1969 году на студенческом фестивале фольклора впервые встретился с И.Е. Алексеевым. Как сейчас помню наш долгий разговор, когда Иван Егорович посоветовал: «Не бросай нужное дело, занимайся, твори, учись доводить через музыку своё настроение до зрителей».

С тех пор мы не теряем связи, советуемся, помогаем друг другу, вместе работаем по пропаганде хомуса, играем на хомусе. Поэтому с гордостью называю себя учеником прославленного Хомус Уйбаана.

Игра в составе ансамбля для хомусиста означает, что он вырос ещё на одну ступеньку как исполнитель, так как играя в ансамбле, нужно волноваться и радоваться вместе с товарищами и довести это до зрителей. Это намного труднее, чем играть одному.

Поэтому всегда вспоминаю с благодарностью тех, увлечённых хомусом друзей, с которыми в разное время играл в ансамбле «Алгыс» и, не жалея сил и времени, вели пропаганду во имя возрождения и развития искусства игры на хомусе.

То, что увлечение хомусом нужно не только мне самому и имеет огромное значение в смысле сохранения традиционной культуры, а значит и народа, я понял в 1987 году, во время гастролей по странам Западной Европы. Навсегда запомнил то, что сказал Ш. Каснадар, директор Международного Дома культуры народов мира в г. Париже: «Величие народа измеряется не количеством людей, а тем, как этот народ сохраняет и передает от поколения в поколение язык и культуру. В этом смысле Вы, якуты, великий народ».

С тех пор не ограничиваюсь выступлениями на концертах, а веду совершенно осознанно работу по пропаганде игры на хомусе. Где бы ни был, рассказываю о хомусе, откуда бы ни приехал, пишу о хомусе, стараюсь помогать советами кузнецам, руководителям ансамблей.

Многое узнал, многому научился во время Международного конгресса любителей и исследователей хомуса в г. Якутске, во время фестиваля виртуозов исполнителей со всего мира.

Без хорошего инструмента очень трудно стать настоящим исполнителем.

Поэтому мы, хомусисты, всегда благодарны кузнецам за неоценимый вклад в возрождении искусства игры на хомусе. Никогда не забываю великого кузнеца С.И. Гоголева, изготовившего по моим заказам массу хомусов, а также С.С. Павлова, выполнявшего многие мои заказы для юных хомусистов нашего района.

В последнее время с удовольствием играю на хомусах, изготовленных Е.П. Гоголевым, большим мастером из г. Вилюйска. Его хомусы получили широкое признание хомусистов далеко за пределами республики и страны.

На его хомусах невозможно не сочинять музыку, невозможно играть просто так!

Также хочется поблагодарить ветеранов сцены из сел Техтюр, Немюгинцы, Тиит-Эбэ, Кердем и других, передающих без устали свое искусство молодым. С их помощью мы имеем множество ансамблей хомусистов, удивляющих своей игрой специалистов из разных стран нашей планеты. Им и многим другим энтузиастам и любителям игры на хомусе посвящаю стихотворение о хомусе-спутнике и друге.

 

 


 
 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.005 с.)