На тему: Понятие и основные принципы организации деятельности государственных органов Республики Беларусь



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: Понятие и основные принципы организации деятельности государственных органов Республики Беларусь



ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

На тему: Понятие и основные принципы организации деятельности государственных органов Республики Беларусь

1.Понятие, виды и система государственных органов. Роль и задачи го­сударственных органов.

2.Конституционные основы классификации госу­дарственных органов.

3. Органы законодательной, исполнительной и судеб­ной власти.

4.Центральные и местные государственные органы. Их особен­ности и место в системе органов государства.

Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата.

6.Основные принципы организации и деятельности органов государства. Понятие и сущность принципов демократизма, законности; равноправия национальностей; самостоятельности государственных органов и их взаимодействия; сочетания государственного управления с самоуправле­нием народа; сочетания вертикального и горизонтального управления; координации и субординации в деятельности государственных органов.

Во всем мире государство осуществляет принадлежащие ему задачи, функции и полномочия через систему государственных ор­ганов. В разделе I «Основы конституционного строя» Конституции Республики Беларусь содержатся основополагающие черты, касаю­щиеся системы государственных органов.

В соответствии со ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на за­конодательную, исполнительную и судебную. Государственные ор­ганы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодей­ствуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Следует отметить, что употребляемые в Конституции термины «го­сударственные органы» (ст. 6, 59) и «органы государственной вла­сти» (ст. 79) являются идентичными по своей правовой природе, так как они употребляются в отношении одних и тех же органов.

Государственный орган (ст. 3 Закона «О государ­ственной, службе в Республике Беларусь») 14 июня 2003 г.

Государственный орган - образованная в соответствии с Конститу­цией Республики Беларусь, иными законодательными актами органи­зация, осуществляющая государственно-властные полномочия в со­ответствующей сфере (области) государственной деятельности

В случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, к государственным органам приравниваются государственные учреж­дения и иные организации, обеспечивающие деятельность Президен­та Республики Беларусь или государственных органов.

В Законе под организацией в социальном смысле следует пони­мать объединение граждан Республики Беларусь, обладающих спе­циальными знаниями по управлению частью государственных и об­щественных дел. Для того чтобы то или иное объединение граждан можно было отнести к государственным органам, необходимо уста­новить наличие определенных признаков, характерных только для государственных органов.

Во-первых, государственный орган создается в соответствии с предписаниями Конституции и иных законодательных актов.

Во-вторых, орган государства - это составная часть системы (механизма) государственных органов. В своей совокупности органы государства образуют единый государственный механизм, через ко­торый государство осуществляет свою власть. Государственный ор­ган - это не только составная часть государственного аппарата, но и организационно обособленная от других государственных органов, обладающая самостоятельностью в принятии решений.

В-третьих, государственный орган уполномочен государством осуществлять часть его задач и функций в определенной области го­сударственной деятельности. Например, на Парламент - Националь­ное собрание Республики Беларусь возложена основная функция -законодательствовать.

В-четвертых, для осуществления определенных функций госу­дарственный орган наделяется государственно-властными полномо­чиями. Это означает, что государственный орган вправе принимать решения, издавать правовые акты в пределах его компетенции, имеющие обязательную юридическую силу для других государст­венных органов и граждан. Под полномочиями государственного ор­гана понимаются его права и обязанности, а под компетенцией -полномочия в определенной сфере (области) государственной дея­тельности. Компетенция государственного органа определяется Конституцией и другими правовыми актами.

В-пятых, государственный орган действует, принимает решения в определенном порядке, установленной для него нормами права процедурой. Так, например, суды рассматривают дела и принимают решения, руководствуются процессуальными кодексами, в которых прописан порядок их рассмотрения. Для Парламента - Националь­ного собрания Республики Беларусь предусмотрен периодический созыв сессий - два раза в год.

Таким образом, государственный орган - относительно само­стоятельная и обособленная часть государственного аппарата, соз­данная на основе предписаний права, которая участвует в выполне­нии задач и функций государства, наделенная государственно-властными полномочиями, действует от его имени и по его поруче­нию, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет в своей деятельности присущие ей формы и методы работы.

 

Конституционные основы классификации государственных органов

Органы государственной власти Республики Беларусь в своей совокупности составляют механизм (аппарат) государства. С помо­щью этого аппарата осуществляются задачи и функции государства. Система государственных органов - совокупность всех государст­венных органов, выполняющих задачи и функции государства в це­лом.

Государственные органы можно классифицировать по разным основаниям.

Классификация государственных органов по конституционной форме осуществления государственной деятельности

1. Органы, осуществляющие исполнительную власть

2. Органы, осуществляющие законодательную власть

3. Органы, осуществляющие судебную власть

 

Классификация государственных органов по субъектам формирования

1. Представительные органы

2. Органы, формируемые, другими государственными

органами

 

Палата представителей Национального собрания, Президент Республики Беларусь, местные Советы депутатов избираются граж­данами Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, рав­ного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Для органов исполнительной власти является характерным формирование их вышестоящими государственными органами или руководителями этих органов. Так, например, Правительство обра­зуется Президентом, который назначает с согласия Палаты предста­вителей Премьер-министра. Он же назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

Первый заместитель председателя, управляющий делами и чле­ны областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность председателем исполнительного комите­та по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем соответ­ствующего исполнительного комитета по согласованию с выше­стоящим исполнительным комитетом.

 

Классификация государственных органов по характеру осуществления своей компетенции

1. Органы отраслевого управления (Министерства)

2. Органы межотраслевого управления (Государственные комитеты)

 

Президент Республики Беларусь (ст. 79 Конституции)

 

Является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

 

 

Суд (ст. 109 Конституции)

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам

Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

Согласно ч. 1 ст. 116 Конституции контроль за конституцион­ностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Основная функция судов - осуществление правосудия.

 

Особую группу государственных органов образуют местные Советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы.

 

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

На тему: Понятие и основные принципы организации деятельности государственных органов Республики Беларусь

1.Понятие, виды и система государственных органов. Роль и задачи го­сударственных органов.

2.Конституционные основы классификации госу­дарственных органов.

3. Органы законодательной, исполнительной и судеб­ной власти.

4.Центральные и местные государственные органы. Их особен­ности и место в системе органов государства.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.166.56 (0.008 с.)