Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От черного пояса к белому поясуСодержание книги Поиск на нашем сайте
Преграда Вам придется научиться держать в голове мысли, противоречащие друг другу и при этом оставаться в здравом уме. Когда явыхожу на сцену, я понимаю, что мне нужно вложить в музыку всю душу и сыграть так, как я никогда раньше не играл. В то же время мне надо помнить, что я всего-навсего буду играть рок-н-ролл. Брюс Спрингстин В философии дзэн есть одно известное высказывание, описывающее путь к просветлению: Первый шаг: гора это гора. Второй шаг: гора не есть гора. Третий шаг: гора — это гора. Точно так же можно описать и постижение музыки на Пути дзэн-гитары. До того как мы вступили на Путь, музыка для нас — всего лишь набор мотивов, которые нам нравятся. У нас не возникает необходимости думать о ней. Но как только мы берем в руки гитару, музыка начинает значить для нас гораздо больше. Когда мы совершаем второй шаг, музыка превращается в нашу страсть, труд, душу, веру. Чем больше мы о ней узнаем, тем загадочнее она становится. Проходит время, и некоторые начинают задаваться вопросами: «Откуда берется музыка?», «Неужели я лишь канал, по которому она струится, и если это так, то откуда она течет?», «Что заставляет меня играть ее?». Если вы начали задаваться такими вопросами и искренне стремитесь к просветлению, сделайте третий шаг — и вы получите ответы на свои вопросы. Сделав третий шаг, вы заглянете в саму суть музыки и поймете, что она собой представляет. И когда все это произойдет, вы придете к осознанию, что источником всех мелодий служит один-единственный звук: звук хлопка одной ладонью — сэкисю-но ондзё. Как утверждают настоящие мастера дзэн, именно в этот момент вы осознаете первопричину своего собственного существования, первопричину того, что было, есть и будет. Из вашей жизни исчезнут сомнения, вопросы, страстные желания. Вы обретете сами себя. Вы познаете Путь дзэн-гитары. На последний шаг порой уходит вся жизнь, а иногда всего лишь одно мгновение. Природа вашей единственной преграды нематериальна. Она в вашем сознании. При достижении этого барьера вам надо оставить привычный образ мыслей. Логика вам уже не поможет. Мастера дзэн называют данное состояние му. Это слово по-японски означает «небытие» или «отсутствие бытия». Нельзя сказать, что оно означает «ничто», поскольку, согласно философской концепции дзэн, даже ничто представляет собой нечто. Как утверждают мастера дзэн, «му», скорее, безвременная пустота, непостижимая с рационалистической точки зрения, точка, в которой все чувства сливаются воедино. Из «му» проистекает время и все сущее. Когда мастера дзэн спрашивают: «Как звучит хлопок одной ладонью?», они знают, что логичного ответа на этот вопрос не существует. Такая загадка называется коан и специально предназначена для преодоления рационалистического начала нашего сознания. Мы, будучи существами, обладающие рациональным складом ума, способны видеть исключительно двойственную природу всего сущего. Нечто либо существует, либо не существует. Либо у нас в руках есть гитара, либо ее у нас нет. Мы можем либо слышать звук, либо внимать тишине. Есть вы, есть я, и мы разделены пространством. С рационалистической точки зрения все так и есть. Учителя дзэн утверждают, что «му» преодолевает эту двойственность, открывая не только единство всего сущего, но и его пустоту. Они говорят, что «му» одновременно является источником звука и тишины и не является таковым. «Ничего не понимаю», — скажете вы. В этом нет ничего удивительного. «Му» невозможно постичь с точки зрения логики. Там, где «му», нет ни слов, ни формы, ни сознания. Просветленные сравнивают «му» с воротами без створок. Это ворота, через которые нам надо пройти, чтобы постичь истинную природу вещей. В то же время, у этих ворот нет створок, потому что мы воплощаем в себе истинную природу всего сущего. Нам не нужен путь к истине, поскольку мы уже являемся ее обладателями. Единственное, что нам нужно, — увидеть свою истинную природу. Так или иначе, нам надо обрести «му». Как утверждают учителя дзэн, единственный способ добиться этого — сконцентрироваться на мгновении с такой силой, что всякое брожение мыслей прекратится, а слова исчезнут. В нашем додзё нам надо научиться концентрироваться на каждой ноте так, чтобы обрести способность обонять ее, осязать, чувствовать на вкус. Когда мы покидаем материнскую утробу, мы попадаем в мир ощущений. Мы бессловесны. Голос матери, свет солнца, залах дождя — все это набор ощущений, бесконечным потоком обрушивающихся на нас. Мы видим звук, слышим чувства, ощущаем вкус света, поскольку все это для нас едино. В тот самый момент, когда мы начинаем различать зрительное и обонятельное восприятие, запоминать названия предметов, распределяя их по категориям, мы приступаем к процессу обучения рациональному подходу. Он лишает нас возможности видеть истинную природу всех вещей, заключающуюся во всеобщем единстве. Дзэн-гитара поможет вам вернуться к прежним ощущениям. Восприятие звука как у новорожденного является особенностью сознания новичка в самом широком смысле этого слова. Я не призываю вас полностью отказаться от рационализма. Как я уже говорил, людьми нас делает связь с окружающим миром, пусть он и наполнен природой двойственного: мы и другие, материя и пустота, и т.д. В дзэн самое сложное понимать концепцию «му»,не отрицая при этом дуализма реальности. Один из главных принципов дзэн: «Истинная природа вещей отлична от их кажущейся сущности, но она не является противоположностью этой кажущейся сущности». Хочу сразу подчеркнуть: Путь нельзя обрести через самоанализ. Скорее даже наоборот. Как говорят учителя дзэн: «Чем больше усилий вы отдаете поискам, тем дольше предмет ваших поисков будет от вас скрыт. Все, что от вас требуется, это повязать белый пояс, взять в руки гитару, настроить ее и начать играть. Если вы играете то, что вам близко, вкладывая в музыку всю душу, вы познаете природу дзэн, а понимание концепции «му» будет для вас не так уж и важно. В этой части я изложу свои мысли о шести категориях двойственности, с которыми унсуй столкнется на Пути дзэн-гитары и которые ему надо преодолеть.
1. Входи выход 2. Совершенство и несовершенство 3. Я и вы 4. Удержание и освобождение 5. Звук и тишина 6. Учитель и ученик
Когда вы завершите эту часть Пути, ваш пояс изотрется до такой степени, что снова станет белым.
Вход и выход Музыка должна струиться сквозь вас, оставляя часть себя в вашей душе, и, забирая часть вашей души, вырываться наружу. Генри Треджилл
Когда человек находится в смятении от жизненных передряг, ему не понятно, в каком направлении двигаться дальше. На Пути дзэн-гитары нас не должно охватывать смятение. Каждый наш шаг будет шагом к чему-то новому. В этом заключена особенность сознания новичка — он стоит на пороге новых свершений. Мастера дзэн говорят: «Входи с помощью формы, выходи из Формы». Эта мудрость многозначна. В нашем додзё мы входим в мир музыки с помощью формы. Мы учим теорию музыки, гаммы, осваиваем технику игры. Потом мы «выходим из формы», усвоив все правила, мы отбрасываем ихв сторону и просто играем. Выступая, мы «входим с помощью формы»: мы играем определенную музыкальную композицию так, как она была некогда написана. Мы выходим из формы, когда на основе этой музыкальной композиции пускаемся в дебри импровизации. Мы также выходим из формы, когда вкладываем в музыкальную композицию всю душу, открывая, таким образом, ее новое, доселе не осмысленное содержание. Даже в этот мир мы «входим с помощью формы». Я имею в виду наши тела, наше физическое рождение. Мы «выходим из формы», когда умираем или когда достигаем просветления с помощью дзэн-гитары. У очень многих сама концепция входа и выхода вызывает ассоциацию с концом и началом. Мы начинаем и заканчиваем петь. Мы отыгрываем концерт, а потом идем домой. Мы записываем альбом, а потом он выходит в свет. Однако вам следует помнить, что Путь дзэн-гитары бесконечен. В жизни и в музыке есть место вечности. Нам надо преодолеть двойственность понятий «вход» и «выход», поскольку, чтобы ощутить полноту жизни каждого мгновения, надо осознать, что в каждое отдельное мгновение слова «вход» и «выход»— тождественны. Нельзя сказать, что «вход» соответствует одному мгновению, а «выход» — другому. Мгновение одно. Нет ни входа, ни выхода. Есть только Путь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.007 с.) |