ТОП 10:

Основные закономерности непроизвольной памяти. Восстановление намерения в процессе решения задачи (Биренбаум).



Гита Васильевна Биренбаум (1903­ 1952) изучала воспроизведение намерений к действию.

Испытуемым предлагался ряд математических задач, каждая из которых была напечатана на отдельном листе бумаги. По мере решения задач испытуемые, следуя инструкции, должны были ставить свою подпись внизу каждого листа. После выполнения нескольких заданий делалась пауза, которая заполнялась отвлекающими заданиями, потом испытуемые продолжали прерванную работу. Большинство испытуемых после перерыва забывали подписать первые два листа с решёнными заданиями, но потом «вспоминали» о своём «обязательстве» и вновь начинали подписывать листы. Полученные данные интерпретируются как подтверждение гипотезы о том, что намерение сохраняется лишь до тех пор, пока оно включено в целостную систему действий (решение задачи + подпись), и забывается при нарушении этой целостности. При «оживлении» психологического поля, соответствующего сложившейся последовательности действий, его составляющие «включались» не одновременно ­ сначала основной компонент (решение задачи) и лишь с отсрочкой дополнительный (подпись). Дополнительно был описан эффект замещающего выполнения намерения. Было намечено, что в том случае, когда в ряду заданий появлялось требование изобразить собственную монограмму, испытуемые забывали ставить подпись внизу листа. Объяснение было следующим: схожее задание способно частично разрядить целевую напряжённость, так что после выполнения основного задания сила напряжения потребности оказывалась недостаточной для удержания намерения выполнить дополнительную процедуру подписи. Явления замещающего выполнения часто встречаются в обыденной жизни. Биренбаум описывает господина, который планировал купить запонки и все время забывал это сделать. Он записывал свои намерения в ежедневник и специально выбирал маршрут прогулки таким образом, чтобы пройти мимо магазина, где торгуют аксессуарами для мужского костюма, но все равно забывал сделать покупку. В аналогичную ситуацию попадает учительница, во время урока вспоминающая о своём намерении спросить одну из своих учениц о чем-то, выходящем за рамки учебного предмета. «Так вовремя вспомнила», ­ радуется она и в конце урока, конечно, забывает о своём намерении. И тот и другой случай, по мнению Биренбаум, свидетельствуют о том, что после частичной разрядки системы в мысленном плане энергии на реальное осуществление действия попросту не хватает.

 


7. Основные закономерности произвольной памяти. Исследования Истоминой.

Произвольная память – процесс фиксации информации характеризующийся осознанной мнемической задачей (есть цель запомнить!!)

 

Эффективность произвольной памяти зависит:
1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

2. Психоэмоционального состояния субъекта

3. Циркадных ритмов (биологические часы)

4. Индивидуальных особенностей субъекта

 

5. От приёмов заучивания. Приёмы заучивания бывают:


Механическое дословное многократное повторение без осмысления

Логическое осмысление материала, основанное на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической памяти;
Образные приёмы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная)

Мнемотехнические приёмы запоминания (специальные приёмы для облегчения запоминания).

В исследовании З.М.Истоминой было показано, что эффективность запоминания во многом зависит от мотивации той деятельности, в которую включены процессы памяти и её соответствия возрастным особенностям испытуемых. По её данным, произвольная память у детей начинает формироваться к 5-6 годам, когда происходит выделение особого рода действий, соответствующих целям «запомнить» и «припомнить». У детей более младшего возраста произвольное запоминание неэффективно, в основном происходит непроизвольное запоминание.
Эксперимент проводился следующим образом. Воспитанников детсада в возрасте 4-5 лет просили произвольно заучить ряд слов. Дети терялись и не знали, что делать. Уровень заучивания оказывался крайне низок. Потом детям предлагали поиграть в «Магазин», в котором те же самые слова, что предъявлялись им ранее, представали в качестве списка покупок. Игра была организована так, что исследова­тельница, сообщающая «список покупок», находилась в одном помеще­нии, а «прилавок» - в другом. Для них смыслом игры было не заучивание, а покупка. Таким образом, мнемическая задача встраивалась в игровую деятельность. При такой организации процесса запоминания, когда само по себе за­учивание слов становилось действием, подчинённым более широкой деятельности игры, дети гораздо лучше справлялись с заданием. Причём дети вели себя по-разному. Одни старались поскорее добежать до прилавка, как бы боясь «расплескать» полученную информацию. Другие же начинали повторять список предметов, чтобы удержать его в па­мяти.

Истомина описала три уровня развития произвольной памяти в детском возрасте.

На первом уровне самостоятельная цель запоминания не может быть обнаружена. Интересно отметить, что, поскольку произвольное воспроизведение обгоняет в развитии произвольное запоминание, ребёнок на данной стадии зачастую уже способен намеренно вспомнить то, что запомнил в качестве побочного эффекта какой-либо деятельности.

На втором ­ цель запомнить уже вычленяется, однако ребёнок ещё не оснащён инструментарием её реализации. Он хочет запомнить, понимает, что в принципе это возможно, но пока не знает, как это сделать. Именно на данной стадии развития находится ребёнок, который, услышав список покупок; со всех ног бросается в другую комнату.

На третьем ­ ребёнок овладевает особыми приёмами произвольного запоминания и постепенно научается эффективно их применять.
У взрослых произвольное запоминание, конечно, более продуктивно, чем у детей. Причём оптимальным для непроизвольного запоминания является соответствие материала целевому уровню деятельности.

8. Основные закономерности произвольной памяти. Параллелограмм развития памяти.
Методика двойной стимуляции. А.Н.Леонтьев.

Детям разного возраста и взрослым предлагался список из 15 слов и набор карточек с картинками. Инструкция звучала так: «Когда я назову слово, посмотри на карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе позже припомнить слово». Конечно, изображения на карточках не были копиями предлагаемых для запоминания слов, а были лишь потенциально связаны с ними. Например, мог быть предъявлен ряд, включающий в себя слова «день», «праздник», «встреча», а в наборе карточек присутствовали рисунки петуха, глобуса и часов. Адекватная работа со стимулами-средствами состояла в установлении связи между словом ­ материалом для заучивания и изображённым подходящим объектом. Проверялась эффективность воспроизведения предъявленного списка слов. В контрольных сериях эксперимента карточки испытуемым не давались. В исследовании приняла участие 1200 испытуемых. Для наглядности представления обнаруженной закономерности А.Н. Леонтьев ограничился тремя группами:

1) испытуемые дошкольного возраста;

2) испытуемые младшего и среднего школьного возраста;

3) взрослые испытуемые (и студенты).

Если присмотреться к графику, то можно увидеть, что он похож на параллелограмм, если вы пьяный или не знаете, что такой параллеограмм, видимо во время выведения графика Леонтьев и коллеги изрядно загуляли. Поэтому и принцип развития памяти получил название «параллелограмм развития памяти».

Его суть заключается в том, что начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств (в данном случае карточек) значительно превышает темп непосредственного запоминания, т. е. график, фиксирующий эффективность запоминания с карточками, имеет более крутую форму.

Напротив, начиная со школьного возраста повышение показателей внешне непосредственного запоминания, идёт быстрее, чем возрастание внешне опосредствованного. Обратим внимание на слово «внешнее». Дело в том, что для стороннего наблюдателя ситуация выглядит, так, как будто взрослые пользуются карточками «все хуже и хуже». Но, по мысли А. Н.Леонтьева, за пренебрежением к карточкам (внешним средствам запоминания) на фоне все возрастающей эффективности запоминания стоит скрытый процесс вращивания внешнего средства, превращения его во внутреннее, психологическое средство. Принцип «параллелограмма» представляет собой «выражение того общего закона, что развитие высших знаковых форм памяти идёт по линии превращения внешне опосредствованного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное. Если бы мы теперь хотели рассмотреть память взрослого культурного человека, мы должны были бы брать её не таковой, какой её создала природа, а такой, какой её создала культура»

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.239.156 (0.004 с.)