Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С 1808 до 1810 года возглавлял журнал «Вестник Европы», в котором пытался сформулировать свои эстетические принципы. В «Письмах из уезда» (1808) Ж. отказывается от критики, т.к. она не может занимать серьёзное место. Но через год меняет мнение, отводит ей видную роль: «Вы читаете поэму, смотрите на картину, слушаете сонату – чувствуете удовольствие или неудовольствие – вот вкус; разбираете причину того и другого – вот критика». Ж. двигался в сторону романтизма не только в литературе, но и в критике. Из работ Шиллера он усвоил положение о неразрывной связи красоты, чувства изящного с чувством моральным, этическим. Принципиально романтическим было его отстаивание права поэта на оригинальность, на свободу выбора образцов и правил творчества. «О поэте и его современном значении» (1848). Прекрасное является целью всякого художественного чувства, опирается не только на национальные традиции. Художник должен стремиться к осуществлению идеи творца. Прекрасный идеал выполняет две функции: 1) воспоминания о небесном идеале; 2) мечта, надежда, ожидание в будущем лучшего (оптим.). Мы можем почувствовать прекрасное через живые картинки природы, движение человеческого сердца, через воплощение счастья и несчастья. Одно из условий художника - свобода. Когда художник копирует действительность через изображение прекрасного, удаётся почувствовать дух творца. Художник не должен обольщаться славой, нужно искать идеал. В современной поэзии много сторонников Байрона (разочарованности). Поэзия стала служить не истине, а течениям. «О басне и баснях Крылова» (1809). «Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах – соперник». Ж. утверждает, что отступления от оригинала при переводе неизбежны, потому что «прекрасное редко переходит из одного языка в другой, не утратив нисколько своего совершенства». Это говорит не только о трудности перевода поэзии, но и о романтической свободе духа поэта. «Конспект по истории литературы и критики» (1948). Личные вкусы Ж. отразились в неприязни к бурлеску Майкова и жеманной чувствительности Богдановича. Вся русская литература рассматривалась с точки зрения развития в ней «слога» и «вкуса», величайшие её вершины – Ломоносов и Карамзин. В характеристике собственного вклада в русскую литературу он подчёркивал содержательные, романтические моменты, «новизну» «понятий» и «чувств», продемонстрированное им впервые единство личности поэта и его поэзии. В «Борисе Годунове» подметил самое главное, что предмет трагедии – «народное движение», но мысль эту не развил. Считал, что за «ломоносовским» и «карамзинским» периодами наступил «пушкинский» (свою роль в литературе считал исчерпанной). Константин Николаевич Батюшков (1787–1855). Эстетическая программа Б. сформулирована им в работе «Опыты в стихах и прозе» (1817). Первая часть включает статьи теоретического характера о литературе и искусстве. «Нечто о поэте и поэзии» (1815) От поэта требуется вдохновение, которое не зависит от обстоятельств. Вся жизнь поэта – искусство, «поэзия требует всего человека». Надо удаляться от общества, сближаться с природой. Первое правило своей «пиитической диэтики» Б. провозгласил тезис: «живи, как пишешь, и пиши, как живёшь». Истинное творчество должно приводить к славе отечества. «Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык» (1816) Всё, что Б. говорит о лёгкой поэзии, имеет непосредственное отношение к поэтическому творчеству вообще. Б. напоминал вольтеровскую мысль «Все роды хороши, кроме скучного». Кроме того он считал, что «лёгкий» род поэзии (эротические стихотворения, дружеские послания, мадригалы, баллады, басни) теснее других связан с жизнью и обладает большими возможностями для развития. Романтическое течение, возглавлявшееся Жуковским и Батюшковым, оставило яркий след в литературной жизни. Обобщение исторического значения их деятельности было сделано позднее Белинским, главным образом в «пушкинских» статьях. БИЛЕТ 8. КРИТИКА П. А. ВЯЗЕМСКОГО Любимый жанр – предисловие. 1я ст. «Вместо предисловия к «Бахчисарайскому фонтану»»: Пушкин – ярк.выраж-е ром-зма; читатель – сотворец автора. В форме разговора между издателем и классиком. Впервые употребил в рус.критике термин «народность» («она не в правилах, но в чувствах»). Разгранич-е понятий «народность» и «нац-ть». С 1830 г. до середины 40-х годов Вяземский занимался биографией Фонвизина (отдельное издание 1848 г.) – 1й опыт обстоят.исследования жизни и творчества писателя. Разъяснял благотворн.роль политики в развитии нар.поэзии. По Вяз-му, полит.поэзия – всякая нар.и гражд.поэзия, кот.сост-т из возвыш.общ.истины (статья из цикла «Письма из Парижа») – напис.в духе декабр.свободомыслия. Но Вяз-ский не= декабрист, т.к.он объективнее судил о заслугах Карамзина, Пушкина, Жук-го. Предисловие к изданию сочинений Озерова: ценил психологизм характеров (жен.), необоснованно ставил в 1 ряд с Карамзиным. Ст. о Державине в «Сыне отечества»: Держ-н – поэт гражд.пафоса, глубоко оригин-ный, нац.-русский. «Статья о «Кавказском пленнике»»: умение гармонично совмещать отдельн.явления. теоретик пушк. «байронизма». Вяз-ский восхищ-ся поэт.мастерством Пушкина. Был «слишком» романтиком -> нет стороннего взгляда на предмет. Ст. «Языков и Гоголь», посвящ. «Выбран.местам из переписки». Гоголь – самобытный художник. Ст.по поводу «Выбранных мест…»: приветствовал напр-е книги Гоголя. Ст.о «Ревизоре» Гоголя: констатировал полн.успех, т.к.комедия задела публику за живое. Однако критик отрицал обобщающий соц.-обличительный смысл «Ревизора», промолчал отн-но «Мёртвых душ», выступал против «гогол.школы» в лит. Пушкин высоко ценил Вяз-го как критика и полемист, с большим вниманием он относился и к его поэт.творчеству. В 10—20-е Вяземский вместе с А. С. Пушкиным принимал акт.участие в полемике «Арзамаса» против «Беседы любителей русского слова», выступая сторонником карамзинистов. В 1825—28 Вяземский участвовал в издании журнала «Московский телеграф», где выступал как критик в защиту романтизма. Позднее активно сотрудничал вместе с Пушкиным в «Литературной газете» и «Современнике», выступал против Ф. И. Булгарина и Н. И. Греча. В последние 40 лет жизни был забытой фигурой в критике. Иногда пытался выступать с патриотическими статьями («Письма русского ветерана», 1865), но чаще обращался к «образам прошлого». В своей «Старой записной книжке» он собрал интересные клочки воспоминаний, относящихся к лицам и событиям высшего светского круга к.18-нач.19 веков. ГРИБОЕДОВ КАК КРИТИК «Заметка по поводу комедии "Горе от ума"» (1824–1825) Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать, стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было. Такова судьба всякому, кто пишет для сцены: Расин и Шекспир подвергались той же участи, - так мне ли роптать? - В превосходном стихотворении многое должно угадывать; не вполне выраженные мысли или чувства тем более действуют на душу читателя, что в ней, в сокровенной глубине ее, скрываются те струны, которых автор едва коснулся, нередко одним намеком, - но его поняли, всё уже внятно, и ясно, и сильно. Для того с обеих сторон требуется: с одной - дар, искусство; с другой - восприимчивость, внимание. Но как же требовать его от толпы народа, более занятого собственною личностью, нежели автором и его произведением? Притом, сколько привычек и условий, ни мало не связанных с эстетическою частью творения, -однако надобно с ними сообразоваться. Суетное желание рукоплескать, не всегда кстати, декламатору, а не стихотворцу; удары смычка после каждых трех-четырех сот стихов; необходимость побегать по коридорам, душу отвести в поучительных разговорах о дожде и снеге, - и все движутся, входят и выходят, и встаюти садятся. Все таковы, и я сам таков, и вот что называется публикой! Есть род познания (которым многие кичатся) - искусство угождать ей, то есть, делать глупости.
«Заметка по поводу комедии «Горе от ума» - жанр по поводу. Критическое творчество свидетельствует об одинаковых взглядах героя и автора (манера похожа, Грибоедов = Чацкий).
«Ответ Катенину по поводу «Горя от ума» Критика твоя, хотя жестокая и вовсе несправедливая, принесла мне истинное удовольствие тоном чистосердечия. Ты находишь главную погрешность в плане, — мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнении. «Сцены связаны произвольно». Так же как в натуре всяких событий, мелких и важных, чем внезапнее, тем более завлекают в любопытство. Пишу для подобных себе, а я, когда по первой сцене угадываю десятую, раззеваюсь и вон бегу из театра. «Характеры портретны». Да! портреты и только портреты входят в состав Комедии и Трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика «Дарования более, нежели искусства». Самая лестная похвала, которую ты мог мне сказать, не знаю, стою ли ее? Искусство в том только и состоит, чтобы подделываться под дарование. Знаю, что всякое ремесло имеет свои хитрости, но чем их менее, тем спорее дело, и не лучше ли вовсе без хитростей? Я как живу, так и пишу свободно и свободно.
«Ответ Катенину по поводу «Горя от ума» - жанр ответа. Это ответ на обвинения.
Для понимания произведения от писателя требуется дар, искусство, а от читателя – восприимчивость. «В превосходном стихотворении многое должно угадывать». 11. А. С. ПУШКИН КАК КРИТИК Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи дело другое, впрочем в них не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится. С воспоминаниями о протекшей юности литература наша далеко вперед не подвинется. Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе. Ответ - Карамзина.
«О народности в русской литературе». Один из наших критиков, кажется, полагает, что народность состоит в выборе предметов из отечественной истории, другие видят народность в словах, то есть радуются тем, что, изъясняясь по-русски, употребляют русские выражения. Vega и Кальдерон поминутно переносят во все части света, заемлют предметы своих трагедий из итальянских новелл, из французских ле. Ариосто воспевает Карломана, французских рыцарей и китайскую царевну. Трагедии Расина взяты им из древней истории. Мудрено, однако же, у всех сих писателей оспоривать достоинства великой народности. Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не существует, или даже может показаться пороком. Ученый немец негодует на учтивость героев Расина, француз смеется, видя в Кальдероне Кориолана, вызывающего на дуэль своего противника. Все это носит, однако ж, печать народности. Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу.
Вот моя трагедия, но я требую, чтобы прежде прочтения вы пробежали последний том Карамзина. C отвращением решаюсь я выдать в свет свою трагедию, неудача «Бориса Годунова» будет мне чувствительна. Не смущаемый никаким иным влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов, следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени. Нашед в истории одного из предков моих, игравшего важную роль в сию несчастную эпоху, я вывел его на сцену, не думая о щекотливости приличия, с любовью, но безо всякой дворянской спеси.
13. ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. Г. БЕЛИНСКОГО - ист.анализ лит. XVIII - нач. XIX вв. (лит.нов.времени). Выделяет Крылова, Грибоедова, Пушкина. Требует от писателя, чтобы произв-е было не выдумано, а снято с натуры, Идеологию Белинский предпочитает литературе. Тем не менее, воздействие Белинского колоссально. 9 статей (1843-1845) Белинского посвящено Пушкину. «О русской повести и повестях г-на Гоголя»: характеризует «Арабески» и «Миргород»; делится на 2 ч.: С 1838 – сотрудничество с «Московским наблюдателем» - свыше 100 статей, рецензий, заметок. 15. КРИТИКА ТЕЧЕНИЯ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ» 16. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ИХ ИДЕОЛОГИЯ, ИМЕНА ЗАПАДНИКИ: одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна (столетие ига), повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские так же должны выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Россиянин должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права. Это течение русской мысли развивалось вне церкви. Трансформировали идеи Гегеля, Шиллера. Деятели: Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856), Александр Иванович Герцен (1812–1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1810–1848), Тимофей Николаевич Грановский (1813– 1855), Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885), Николай Платонович Огарев (1813–1877), Василий Петрович Боткин (1811–1869). Основные периодические издания, проводившие западническую линию в 40–е, – «Отечественные записки», «Современник». Рождение «славянофильства» историки отечественной философии обычно связывают с появлением статьи А. С. Хомякова «О старом и новом» (1839). Эта работа вместе с откликом на нее И. В. Киреевского («В ответ А. С. Хомякову», 1839) открывает историю славянофильства как оригинального течения русской мысли. Статья «О старом и новом» определяла один из центральных вопросов славянофильства: «Что лучше: старая или новая Россия?» Статья–речь Хомякова, представлявшая собой ответ на мрачный вердикт, вынесенный Чаадаевым прошлому, настоящему и будущему России, стала предметом острых дискуссий как в среде славянофилов, так и в среде «западных», с которыми в эту эпоху славянофилы встречались в московских литературных салонах. «Семя было брошено» (писал Герцен). Острота полемики между западниками и славянофилами все время росла и к середине 40-х годов обострилась до такой степени, что личные контакты между представителями враждующих партий почти прекратились (пик полемики). История славянофильства как единого направления продлилась несколько дольше, чем история «западничества». На 50-е годы приходится публикация важнейших в философском отношении работ теоретиков славянофильства, но западничество как особое направление русской мысли распалось, фактически, уже к концу 40-х годов. К середине 50-х годов размежевание русской интеллигенции на западников и славянофилов теряет свою актуальность. **можно рассказать подробнее о Чаадаеве, Киреевском… 1. период школы италиянско-французской (стихотворения + "Руслан и Людмила") = Пушкин-поэт. 1835 – статья «Несколько слов о Пушкине»: 1836-1842 – «Театральный разъезд после представления новой комедии»: «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность» («Выбранные места из переписки с друзьями», гл. 31). 1847 – «Выбранные места из переписки с друзьями» (стихотворения «Душенька», «Речка»).
1847 – «Взгляд на русскую литературу 1847 года» - лучшая теоретическая статья Белин-ского. 2 части. Эволюция философской системы Белинского.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.160.209 (0.018 с.) |