![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зависимое поведение, виды, модели, факторы зависимого поведения.
Зависимое поведение-разновидность девиантного поведения, характеризующееся непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам др. личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на опр. видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. Считается, что в структуре каждой зависимости можно отметить признаки увеличения толерантности, прогрессирующее забвение альтернативных интересов, продолжение З. п. несмотря на его очевидные вредные последствия. Спорным остается вопрос о связи З. п. с наличием черт зависимой личности. З. п. может формироваться на базе аддиктивного, патохарактерологического и психопатологического типов девиантного поведения. В настоящее время отсутствуют общепризнанные критерии диагностики З. п. и дифференциальной диагностики патологических и непатологических форм зависимостей. Типы аддиктивного поведения - алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция); Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям. Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту. В повседневной жизни такое комфортное состояние не всегда достижимо или оказывается недостаточно стойким: различные внешние факторы, неприятности на работе, ссоры с близкими, недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа (сокращение штатов, смена работы, уход на пенсию и т.п.); особенности биоритмов (сезонных, месячных, суточных и др.), сезонность года (лето, осень) оказывают влияние на общий тонус организма, подъем или снижение настроения, работоспособность. Люди по-разному относятся к периодам сниженного настроения, как правило, они находят в себе силы справиться с ними, используя свои внутренние ресурсы, общаются с друзьями и близкими, считая периоды спада естественными циклами жизни. Для других же колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как труднопереносимые. В последнем случае речь идет о людях с низкой переносимостью фрустраций, т.е. дезадаптированных личностях. Этому могут способствовать как индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность самооценки и др.), так и акцентуации характера.
Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, находятся в детстве, в особенностях воспитания. Дома, в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, эмоционального тепла, испытывает чувство психологической незащищенности, то это чувство незащищенности, недоверия переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни, что и заставляет его искать комфортного состояния посредством приема веществ, фиксации на определенных активностях и предметах. Аддикция - это способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно. Аддикция - процесс, который имеет начало, развивается и имеет завершение. В. Segal, (1989 г.) выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения: У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А.Петровский), характеризующийся побуждением к риску. По мнению E.Bern, у человека существует шесть видов голода:
В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечесленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью, стимуляцией тех или иных видов деятельности. Базисной характеристикой для аддиктивной личности является зависимость. Для самозащиты аддикты используют механизм, который в психологии называется «мышление по желанию», при котором содержание мышления подчинено эмоциям. Типична гедонистическая установка в жизни, т.е. стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой. Аддикция становится универсальным способом «бегства» от реальной жизни, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. В соответствии с концепцией Н.Пезешкиан есть четыре вида «бегства» от реальности: Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, кроются в детстве, в особенностях воспитания. Работы 3. Фрейда, Д. Винникотта, И. Балинта, М. Кляйн, Б. Спока, М. Маллер, Р. Спиц свидетельствуют о том, что мучительные переживания ребёнка в первые два года жизни (болезнь, утрата матери или ее неспособность удовлетворять эмоциональные потребности ребенка, жёсткий режим питания, запрещение «баловать» ребенка, желание сломить его упрямый нрав и др.) связаны с последующим зависимым поведением детей. Как часто вместо телесного контакта («привыкнет на руках сидеть») и эмоционального тепла ребёнок получает соску-пустышку или очередную бутылочку с питьём. Неживой объект «помогает» ребёнку справиться со своими переживаниями и заменяет человеческие отношения. Именно в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального тепла, то испытывает чувство психологической незащищенности, недоверия, которое переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни. Всё это и заставит в будущем искать комфортного состояния посредством приема определенных веществ, фиксации на определённых предметах и активностях. Если семья не дала ребёнку необходимой
К социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести: Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство, просто мужская компания). Немаловажным фактором в формировании зависимого поведения играют психофизиологические особенности человека, типологические особенности нервной системы (приспособляемость, чувствительность), тип характера (неустойчивая, гипертимная, эпилептоидная акцентуация у алкоголиков и наркоманов), низкая стрессоустойчивость, невротическое развитие личности, обсессивный (выстраивание защитных мыслительных конструкций) или компульсивный (освобождение от тревоги в действии, например, переедание, пьянс.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.143 (0.007 с.) |