ГЛАВА ОСТАЛАСЬ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА ОСТАЛАСЬ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ



ГЛАВА 8 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Кичева Анна

§ 1 В первом параграфе восьмой главы А. Маршалл говорит о сходстве между организацией человеческого общества и естественной организацией высших животных. Автор считает, что существует единство, связывающего действие законов природы и в материальном и в духовном мире. Также упоминает Маршалл и то, что развитие организма обусловлено углубляющимся разделением функций между его различными частями и связью между ними. Всякое нарушение в одной части высокоразвитого организма скажется также и на других его частях. «Это возрастающее разделение функций, или, как его называют, "дифференциация", проявляет себя в промышленности в таких формах, как разделение труда, развитие специализированных квалификаций, знаний и машин, тогда как "интеграция", т.е. усиливающаяся глубина и прочность связей между различными частями производственного организма, проявляется в таких формах, как возрастание надежности коммерческого кредита, средств и навыков общения при помощи морского и шоссейного транспорта, железных дорог и телеграфа, почты и печатного станка». Кроме этого, автор в данном параграфе говорит о том, что борьба за существование приводит к размножению тех организмов, которые лучше других приспособлены к извлечению пользы из окружающей их среды. Т.е. здесь Маршалл ведет речь о законе «выживания наиболее приспособленного», в котором говорится, что выжить могут те организмы, которые лучше всего приспособлены к тому, чтобы использовать окружающую среду для своих собственных целей. Но тут же следует оговорка: «Закон этот требует строгого его толкования, поскольку тот факт, что нечто полезно для своего окружения, сам по себе не гарантирует его выживания ни в материальном, ни в духовном мире». Маршалл говорит: «, борьба за выживание может и не привести к возникновению организмов, которые были бы очень благотворны, а в сфере экономики спрос на какое-либо промышленное изделие не обязательно создаст предложение, если только такой спрос не выходит за рамки простого желания указанного изделия или потребности в нем. Это должен быть эффективный спрос, т.е. он должен реализоваться посредством предложения надлежащей платы или иной выгоды тем, кто будет поставлять такое изделие. Одно лишь желание рабочих и служащих участвовать в управлении и прибылях фабрики, на которой они работают, или потребность способных молодых людей в получении хорошего технического образования не является спросом в том смысле, какой подразумевает этот термин, когда говорят, что за спросом естественно и непременно следует предложение».

Во втором параграфе восьмой главы Маршалл говорит о борьбе за существование. Он считает, что борьба за существование приводит к выживанию тех народов, где люди обладают наибольшей готовностью к самопожертвованию ради пользы тех, кто их окружает, и которые лучше приспособлены к коллективному использованию среды своего обитания. «Нравственное самопожертвование получает развитие под дальновидным руководством пророков, священнослужителей, законодателей и насаждается притчами и легендами. Постепенно подсознательное сочувствие, зародыши которого имеются уже у низших животных, раздвигает границы своего распространения и сознательно принимается в качестве основы поступков; племенные привязанности, отправляясь от уровня, едва ли более высокого, чем присущий стае волков или шайке разбойников, мало-помалу перерастают в благородный патриотизм; религиозные идеалы становятся все более возвышенными и чистыми. Нации, у которых эти качества получают наибольшее развитие, вполне могут при прочих равных условиях оказаться сильнее других в войнах, в борьбе с голодом и болезнями и в конце концов занять преобладающее положение». В этом параграфе А. Маршалл приходит к выводу о том, что выживают и достигают больших позиций те нации, где наиболее сильно развиты лучшие качества. «Дело в том, что, хотя народ, полностью зависящий от собственных ресурсов, едва ли в состоянии обеспечить свое процветание, если в достаточной мере не наделен наиболее важными общественными достоинствами, тем не менее народ, который не обладает этими достоинствами и не способен самостоятельно достичь величия, может все же обеспечить себе преуспевание за счет своих связей с другим народом».

Семёнова Валерия

§ 3. Нам уже известно, что какой-либо вил животного или растения может отличаться от своих сородичей двумя качествами, одно из которых является большим преимуществом, относительно другого растения, а другое не такое существенное. Оно может быть даже вредно для растения либо животного. Первое из этих двух качеств обеспечивает преуспевание вида, несмотря на наличие у него второго.

Борьба за существования сохраняла в человеке качества и обычаи, которые не являются полезными, но обеспечивают связь с другими качествами. Примером может служит поведение наций, которое выражается во властной манере. Это происходит в основном из-за побед в войнах. Отсюда презрительное отношение к труду. Также можно привести в пример таких качеств хвастовство, оно характерно для торговых наций, которые выставляли свое богатство на показ.

« Великолепная адаптация кастовой системы к тем специальным видам труда, которые ей надлежало выполнять, позволила ей процветать вопреки ее крупным недостаткам, прежде всего жестокости и принесению индивидуума в жертву интересам общества или, скорее, некоторым особым требованиям общества». Кастовая система Индии ,допустим, наиболее яркий пример проявления негативных качеств в организации труда.

Как же повлияла кастовая система на современную организацию труда западного мира? С одной стороны есть разительные противоположности, но с другой стороны, можно обнаружит и отдаленные сходства, которые не так явно выражены. Жесткость была заменена гибкостью, методы производства быстро изменяются. Раньше положение индивида в классе были установлены традиционными правилами, сейчас же принадлежность человека к какому-либо классу не устойчиво ,существует свободный переход из класса в класс.

«Но, с другой стороны, принесение в жертву индивидуума требованиям общества в сфере производства материального богатства представляется в некоторых отношениях примером атавизма, возвратом к условиям, господствовавшим в далекие времена режима кастовости». Суть в том, что производители стремятся максимизировать свою выгоду и результаты от производства, поэтому жертвуют часто людскими интересами. Разделение труда между различными категориями жестко детализировано. Поэтому подлинные идеи производителя приходится иногда приносить в жертву.

§ 4.

Адам Смит, который доказывал преимущества разделения труда и искусной организации производства, которая развивалась в его времена, но считал нужным отметить недостатки этой системы.

«Однако многие из его последователей, не обладавшие такой глубокой проницательностью, а в ряде случаев и таким подлинным знанием мировой практики, смело утверждали, что все, что существует, правомерно». Они приводили в пример то, что если у человека есть талант к управлению предприятием, то он обязательно должен извлечь из этого выгоды для всего человечества. Его стремление подвигнет других людей предоставить ему капитал, именно столько, сколько ему нужно. Его интересы побудят рабочих по найму работать на высшем уровне. Каждый из рабочих будет выполнять только ту работ, которая в его квалификации. В результате этого предприниматель будет покупать столько средств производства, сколько смогут обеспечить производство в нужном объеме.

«Эта теория естественной организации содержит в себе больше истины величайшего значения для человечества, чем почти всякая другая, которая в равной мере может оказаться недоступной для понимания». Маршалл говорит о том, что эта теория проста к пониманию и доступна для каждого. Она оказала глубокое влияние на серьезные умы. Но минус этой теории заключается в том, что там существуют преувеличения, для автора все просто и легко, он уверен, что то, что он описывает так и происходит.

Теория помешала великим умам поставить перед собой вопрос, «а не могут ли даже самые важные черты современного производства оказаться лишь переходными, предназначенными для выполнения полезных функций». Приводится пример о кастовой ситеме, которая служила средством для формирования лучших форм организации.

И наконец, «она принесла вред уже тем, что создала условия для преувеличенной негативной реакции против нее самой».

§ 5.

В пятом параграфе автор опять возвращается к проблемам теории естественной организации. Он говорит о том, что эта теория не учитывала способ, которым органы укрепляются в процессе своего применения.

«Герберт Спенсер усиленно подчеркивал значение закона о том, что когда какое-либо физическое или умственное упражнение доставляет удовольствие, а поэтому выполняется часто, те физические или умственные органы, которые используются в этом упражнении, вероятно, должны развиваться быстро». Среди низших животных и среди приспособленных животных действие этого закона можно считать почти одинаковым.

Если говорить о борьбе за выживание, то она препятствует тому, чтобы животные получали большое удовольствие от выполнения тех функций, которые не способствуют их здоровью.

Однако человек с его ярко выраженной индивидуальностью обладает более широкой свободой действий.

Человек мыслит по-другому, он стремится применить свои способности так, чтобы подучить максимальное удовольствие. Иногда он применяет их в возвышенных целях. Например, увлечение большими эллинскими играми или стремление к решению важных для общества задач. Иногда стремление людей бывает негативным ,пример тому-пьянство.

Религиозные, нравственные, интеллектуальные и художественные качества и способности, от которых зависит прогресс производства развиваются ради удовольствия и счастья ,а не только для того, чтобы что-то получить. Такой фактор экономического процветания как организация управления является «продуктом бесконечного множества разных мотивов, не имеющих непосредственной связи со стремлением к созданию национального богатства»

Человек в связи со своими побудительными мотивами может как развивать свои способности, так и тормозить развитие. Например, в средние века медленный прогресс объясняли сознательным отвращением к образованию.

Бесспорно, конечно, что физические качества, приобретенные родителями на протяжении их жизни, передаются редко, если вообще передаются, их потомству. «Однако отсюда вовсе не следует, что у родителей, ведших здоровый в физическом и духовном отношении образ жизни, дети не родятся более крепкими, чем у родителей, выросших в нездоровой атмосфере». Очевидно, что в первом случае дети после их рождения, вероятнее всего, будут лучше питаться и лучше обучаться. Они будут приобретать здоровые инстинкты, они будут обладать чувством достоинства, которое необходимо в каждом обществе. Это чувство является движущей силой прогресса.

Встает вопрос о том, можно ли нынешнюю организацию производства изменить таким образом, чтобы заставить работников низших категорий развивать свои умственные способности и получать удовольствие от применения этих способностей. Тезис о том, что, если бы такое изменение было полезно, оно было бы уже осуществлено посредством борьбы за существование, следует отвергнуть как несостоятельный. Оставить этот процесс на естественный ход вещей нецелесообразно.

Таким образом, прогресс может быть ускорен с помощью мышления и физического труда. Это должно быть осуществлено путем усиления лучших и уменьшения худших. Но прогресс должен быть постепенным и относительно медленным. «Он должен быть медленным по сравнению с возрастающей властью человека над техникой производства и над силами природы». Власть требует большей смелости и осторожности, находчивости и упорства, глубокой проницательности и широты взглядов. Он должен быть медленным по сравнению с быстрым приток предложений о перестройке общества.

Власть над природой, открывая перспективы осуществления гораздо более широких программ организации производства, чем физические возможности. Большая ответственность возлагается на тех, кто будет проповедовать новые формы общественного устройства и организации производства.

Институциональные формы можно изменить быстро, но чтобы они оказались устойчивыми, они должны находиться в надлежащем соответствии с самим человеком. Они не сохранят стабильность, если они изменяются намного быстрее, чем меняется сам человек.

Прогресс должен быть медленным. Изменения должны быть постепенными, они должны лишь немного повышать эффективность производства. Если от них есть результат, то их можно продолжать дальше. Они подготавливают человека к приспособлению к новой организации, «которая окажется более эффективной в производстве богатства и обеспечит большее равенство в его распределении». Система, которая допускает растрату высоких качеств низших работников может вызвать к себе недоверие.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.016 с.)