ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика рынков несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство



Модели рынка

Рынки несовершенной конкуренции:

1. совершенная монополия

2. олигополия

3. монополистическая конкуренция

 

Совершенная монополия:

- единственный продавец

- отсутствие близких заменителей

- ценовой лидер (монополист может изменять рыночную цену)

- вхождение заблокировано

- неценовая конкуренция (в основном в сфере рекламы и связей с общественностью)

 

Барьеры вхождения в отрасль:

1. эффект масштаба

2. правовые барьеры:

a. патенты – исключительное право использовать или разрешать использовать другим своё изобретение

b. лицензии

3. контроль над важнейшими видами сырья

 

Монополистическая конкуренция:

1. относительно большое число продавцов

a. малая доля рынка (поэтому фирма имеет лишь ограниченный контроль над ценой)

b. невозможность сговора

c. независимость действий (между фирмами нет жёсткой взаимной зависимости, т.е. изменения в одной фирме почти не отражаются на другой)

2. дифференциация продукта

a. качество продукта

b. услуги (услуги и условия, связанные с продажей товара)

c. расположение

d. фирменное название и упаковка

3. легкий вход и выход из отрасли

4. неценовая конкуренция (реклама)

 

Олигополия:

- ограниченное число крупных производителей

- однородные или дифференцированные продукты

- значительный контроль за ценами, в особенности при сговоре

- наличие препятствий при вхождении в отрасль

- неценовая конкуренция (реклама)

 

Антимонопольное законодательство возникло в США и Канаде как ответ на усиление власти монополистов в экономике (Закон Шермана 1890 года). Общие для всех стран направления: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль за ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

 

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:

1. Контроль за ценами: антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

2. Контроль за слияниями компаний: слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. В результате вторая фирма становится составной частью первой.

Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний, продающих продукцию на одном и том же рынке) рыночная доля фирм значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объединение фирм, находящихся на разных стадиях производственного процесса) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме – покупателю.

Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или мебельная компания приобретает фирму по производству мороженого, то в результате их позиции на соответствующих рынках не меняются.


 

Спрос и предложение. Законы спроса и предложения. Неценовые детерминанты спроса и предложения.

 

Спрос – кол-во продукта, которые потребители готовы и могут купить по данной цене исходя из возможностей в данный момент времени.

Законы спроса:

1. закон убывающей полезности (каждая дополнительная единица продукта приносит меньшее удовлетворение потребностей)

2. эффект дохода (при более низкой цене человек может купить больше данного товара, не отказывая себе в приобретении альтернативных)/эффект замещения (при более низкой цене потребитель склонен приобрести этот товар вместо альтернативных)

Изменения в спросе – смещения кривой спроса вправо или влево

Изменение величины спроса – перемещение из точки в точку на кривой спроса

Неценовые детерминаты спроса:

1. потребительские вкусы

2. число покупателей

3. доход

a. нормальные товары, или товары высшей категории (товары, спрос на который изменяется в прямой зависимости с доходом)

b. товары низшей категории (спрос изм. в обратной зависимости с доходом)

4. цены на сопряжённые товары

5. ожидания потребителей

 

Предложение – количество продукта, которое производитель желает и способен произвести в данный момент времени с данной ценой.

Закон предложения: чем выше цена на товар, тем выше его предложение

Неценовые детерминаты предложения:

1. цены на ресурсы

2. технология

3. налоги и дотации

4. цены на сопряжённые товары

5. ожидания

6. число продавцов


Эластичность спроса и предложения по цене

Эластичность спроса – чувствительность потребителей к изменению цены продукта.

 

Коэффициент спроса: Ed =

 

- эластичный спрос - Ed больше единицы. Цена и общая выручка (TR) изменяются в разных направлениях – понижение цены повышает общую выручку и наоборот;

- неэластичный спрос - Ed меньше единицы. Цена и общая выручка изменяются в одном направлении – понижение цены уменьшает общую выручку и наоборот;

- спрос единичной эластичности - Ed равен единице. Изменения цена никак не отражаются на выручке.

- абсолютно неэластичный спрос – изменение цены никак не отражается на величине спроса (напр. инсулин для диабетиков или героин для накроманов)

- абсолютно эластичный спрос – есть только одна цена, по которой купят товар. Характерен для рынка совершенной конкуренции.

 

Детерминанты ценовой эластичности спроса:

- заменяемость (наличие товаров-заменителей повышает эластичность)

- удельный вес продукта в доходах потребителя (чем выше вес, тем больше эластичность)

- предметы роскоши и первой необходимости (эластичность спроса на предметы роскоши выше)

- фактор времени (чем больше времени на принятие решения у потребителей, тем эластичнее спрос)

 

Эластичность предложения по цене:

- в рыночный период (время непосредственно после изменения рыночной цены) – предложение совершенно неэластично, так как производителю не хватает времени на реакцию)

- в краткосрочный период – производственные мощности неизменны, но их можно более рационально использовать, поэтому предложение более эластично)

- в долгосрочный период – хватает времени на выполнение всех запланированных действий, поэтому предложение ещё более эластично.


 

Рыночное равновесие и равновесная цена. Нарушение рыночного равновесия

 

Равновесная цена – цена, при которой спрос и предложение совпадают.

 

Изменения предложение, спроса и равновесия:

1. изменение спроса – увеличивает или снижает и равновесную цену, и общее количество;

2. изменение предложения – снижает равновесную цену, увеличивает общее количество, и наоборот

3. более сложные случаи:

a. предложение растёт, спрос сокращается – снижают равновесную цену, влияние на общее количество может быть разным;

b. предложение растёт, спрос растёт – влияние на равновесную цену разное, повышают общее количество

c. предложение уменьшается, спрос растёт – увеличение равновесной цены, влияние на общее количество разное

d. предложение уменьшается, спрос уменьшается – влияние на равновесную цену разное, общее количество падает.


 

Государственное регулирование: «потолок» цен и субсидируемая цена.

Гос.регулирование:

- прямое (административное регулирование цен) – «пол» и «потолок» цен.

- косвенное – дотации и налоги.

«Потолок цен» - законодательно установленная максимальная цена на некоторый товар.

- возникновение дефицита продукции

- возникновение чёрного рынка

- проблема нормирования (распределения в условиях нерегулируемого дефицита)

 

«Пол» цен –законодательно установленная минимальная цена на некоторый товар.

- возникновение излишка продукции

- государственные расходы на дотации на закупку лишней продукции


 

Предпринимательство как тип хозяйствования. Основные виды фирм и принципы их организации.

 

Предпринимательство – самостоятельная инициативная деятельность, направленная на получение прибыли.

 

Фирма – технико-экономический и социальный комплекс, произв. полезные обществу блага.

 

Организационно-правовые нормы фирм:

Единоличные владения

- быстрота организации

- концентрация прибыли в одних руках

- работа на себя

- отсутствует структура управления

- полная финансовая ответственность владельца

- ограниченность финансовых ресурсов;

- нет ограничения в сроках действия

- большая конкуренция

 

2. партнёрства (образуются путём объединения капиталов и умений вести дело 2 предприятий)

- легко учредить

- возможность привлечения дополнительных средств

- риск рассредоточен

- специализация управления

- финансовые ресурсы ограничены

- разногласия между партнёрами

- неограниченная ответственность

 

Общества

1) виды:

a) с ограниченной ответственностью

i) субсидиарная (каждый сам за себя)

ii) солидарная (круговая порука)

b) с дополнительной ответственностью

c) акционерные (уставной капитал распределяется на определённое число акций и формируется путём их продажи)

i) закрытые

ii) открытые

2) преимущества:

a) неограниченные возможности привлечения капиталов

b) субсидиарная ответственность

c) стабильность функционирования

d) специализация управления

3) недостатки:

a) организация и ликвидация требуют высоких затрат времени и денег

b) двойное налогообложение (из-за дивидендов на акции)

c) наёмные менеджеры могут преследовать свои интересы

 

Товарищества

- с ограниченной ответственностью

- смешанные («полные» товарищи управляют фирмой и всей прибылью, «спящие» товарищи отвечают только за свою долю капитала)

 

Уставной капитал – денежная оценка имущества, необходимая для организации общества:

Виды фирм:

1) по структуре оформления:

a) с горизонтальной структурой (все фирмы на одной стадии производства)

b) с вертикальной структурой (фирмы на разной стадии производства)

i) конгломерат – производства не связаны друг с другом

2) по цели функционирования:

a) коммерческие (цель – прибыль)

b) социальные (цель – производство соц. услуг, повышение уровня занятости)

3) с учётом формы собственности:

a) государственные

b) частные

c) смешанные

4) по принадлежности и терр. масштабу:

a) национальные

b) иностранные

c) совместные предприятия (на их основе возникают ТНК)

5) по размерам

a) крупный бизнес

b) средний

c) малый

i) занята большая часть населения;

ii) динамичность и гибкость

iii) дешёвые рабочие места

iv) высокая оборачиваемость капитала

v) нестабильность

vi) сильная конкуренция


 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.025 с.)