Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация информационных источников по ведомственной принадлежности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При классификации информационных источников по ведомственной принадлежности обращают внимание на специфику деятельности соответствующих организаций и ее влияние на характер получаемых данных. Среди организаций—источников экологической информации различают [166]: государственные организации (в том числе ведомства и научные организации), производственные (коммерческие) организации, общественные (некоммерческие) организации. Государственные органы Государственные органы собирают информацию в основном для того, чтобы исполнять функции управления и контроля. Поэтому каждый орган, у которого есть четко определенный круг полномочий и обязанностей, собирает именно ту информацию, которая необходима для выполнения его функций, и систематизирует эту информацию в наиболее удобном для себя виде. Государственные органы, являющиеся источниками экологической информации, в настоящее время включают: Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральную службу охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов (МПР), Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения (Госсанэпиднадзор), Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу о к р у ж а ю щ ей среды (Росгидромет). Осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды является прямой обязанностью этого ведомства; слово «мониторинг» входит и в его полное название. Росгидромет обеспечивает участие России в Глобальной системе мониторинга окружающей среды. Одна из важнейших задач Росгидромета — отражать общую картину состояния окружающей среды, в том числе ее загрязнения. Первичные данные наблюдений фактически закрыты; доступны лишь обобщенные характеристики за тот или иной период. Росгидромет регулярно издает справочники, посвященные состоянию природной среды: «Обзор загрязнения окружающей среды в Российской Федерации», «Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории России» [58], «Ежегодник качества поверхностных вод Российской Федерации» [57], «Ежегодник состояния экосистем поверхностных вод» (информация по гидробиологическим показателям), «Ежегодник. Загрязнение почв Российской Федерации токсикантами промышленного происхождения». Федеральная служба охраны о к р у ж а ю щ ей среды Министерства природных ресурсов (МПР). Территориальные подразделения МПР занимаются непосредственными измерениями качества воды и воздуха лишь в незначительной степени, как правило, в связи с конкретным предприятием-загрязнителем. Это соответствует разделению обязанностей в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая поручает МПР «организацию мониторинга источников антропогенного воздействия», в отличие от Росгидромета, к чьим обязанностям относится организация мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Целью измерений, проводимых органами МПР, являются, как правило, не систематические наблюдения, а выборочный контроль за достоверностью статистической отчетности, за выполнением требований нормирования. По своим задачам эти измерения находятся в одном ряду с такими мероприятиями, как, например, периодические посещения предприятия для проверки работы очистных сооружений. Измеряются определенные параметры отходящих газов или сточных вод, а также характеристики состояния воздуха и водного объекта. В МПР должны стекаться результаты всех видов мониторинга, связанного с окружающей средой. МПР РФ и его подразделения в регионах ежегодно издают «Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды» — наиболее общие документы об экологическом состоянии территорий. К компетенции Госсанэпиднадзора относится прежде всего контроль качества питьевой воды. Проводятся химические и бактериологические анализы воды у водозаборов, после водоподготовки, в некоторых местах водоразборной сети. В сферу внимания Госсанэпиднадзора попадают также используемые для питьевых целей родники, колодцы, водоемы официально установленных рекреационных зон (пляжи и т.п.), сбросы муниципальных очистных сооружений и предприятий, находящихся в пределах населенных пунктов. Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Министерство и его подразделения на местах владеют информацией о загрязнении сельскохозяйственных угодий, главным образом остаточными количествами минеральных удобрений и пестицидов. Соответствующие исследования выборочно проводят сельскохозяйственные научно-исследовательские институты. Государственный комитет по статистике. Комитет и его подразделения на местах систематизируют многочисленные социально-экономические характеристики по регионам, административным районам, населенным пунктам. Во многих административных районах регулярно издаются сборники «Паспорт... района за... год»; на региональном и федеральном уровнях издаются статистические сборники. Для экологического картографирования наибольший интерес представляют параметры, прямо или косвенно характеризующие техногенную нагрузку на природную среду: количество жителей в населенных пунктах, поголовье скота, число единиц сельскохозяйственной и транспортной техники, обеспеченность водопроводом и канализацией, наличие и мощность предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, количество внесенных удобрений и пестицидов. Научные учреждения. Большим количеством информации о качестве окружающей среды располагают научные учреждения, как подчиненные указанным выше ведомствам, так и входящие в систему РАН и в высшие учебные заведения. Нередко эти учреждения выполняют научно-исследовательские работы (НИР) по проблемам качества окружающей среды и обладают материалами, исключительно ценными в связи с экологической ситуацией в пределах тех или иных территорий. Перечни экологических карт, созданных различными организациями, опубликованы в обзорах Института географии РАН [174] и Российской государственной библиотеки [168]. Однако экологическое картографирование развивается быстро и к настоящему времени оба каталога в значительной степени устарели. Кроме того, в них практически не нашли отражения электронные карты. Коммерческие организации. К ним относятся организации, которые занимаются определением качества воды, воздуха или почвы на коммерческой основе. Некоторые такие фирмы организованы при подразделениях государственных организаций, например Госсанэпиднадзора. Другие действуют при научно-исследовательских институтах, или же сами институты выполняют за плату соответствующие измерения. Ряд подобных организаций сотрудничает с риэлтерскими агентствами, поскольку проблема качества окружающей среды является актуальной в связи с обменом или приобретением недвижимости. Возможности использования информации коммерческих организаций в значительной степени зависят от того, располагает ли она аккредитованной лабораторией или сотрудничает с такими лабораториями, может ли оформить результаты измерений в виде официального документа; имеет ли на это лицензию. Предполагается, что в ближайшие годы по мере формирования нормативной базы экологического аудита роль коммерческих организаций будет возрастать и к ним постепенно перейдут функции контроля отчетности предприятий об объемах выбросов, сбросов и размещения токсичных отходов. Некоммерческие организации. Некоммерческие (общественные) организации могут отбирать и направлять в аккредитованные лаборатории пробы воздуха, воды и почв, а при значительных масштабах деятельности и финансовых возможностях даже выступать заказчиками научно-исследовательских работ и обладать их результатами. Общественные организации редко располагают систематическими сводами материалов, сколько-нибудь сопоставимыми с массивами данных, которые накапливают государственные организации. Информация общественных организаций может быть полезной в отношении локальных ситуаций — состояния озера или леса, экологической ситуации микрорайона.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.007 с.) |