Взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками.



ОАО «РЖД» строит долгосрочные отношения со стратегическими партнерами на основе информационной открытости, совершенствования процедуры совместного решения проблем, связанных с эксплуатационными и экономическими характеристиками продукции или услуг.

Ориентация на баланс всех заинтересованных сторон.

Принятие управленческих решений в ОАО «РЖД» осуществляется на основе учета и баланса интересов всех заинтересованных сторон: государства и общества, потребителей и поставщиков ОАО «РЖД», работников ОАО «РЖД».

Бережливое производство.

В результате применения компанией указанных принципов выигрывают все: потребители, ее владельцы и сотрудники, поставщики, местные жители и общество в целом. В ОАО «РЖД» реализуется система гибкой настройки внутренних процессов под потребности клиентов с целью оптимизации управления всеми видами ресурсов ОАО «РЖД» и снижения непроизводительных затрат.

 

Ответ на вопрос № 6

 

Инструменты качества – это различные методы и техники по сбору, обработке и представлению количественных и качественных данных какого-либо объекта (продукта, процесса, системы и т.п.).

Все инструменты качества можно сгруппировать по целям их применения:

- инструменты контроля качества;

- инструменты управления качеством;

- инструменты анализа качества;

- инструменты проектирования качества.

Инструменты контроля качества – речь здесь идет об инструментах контроля, которые позволяют принимать управленческие решения, а не о технических средствах контроля. Большинство инструментов, применяемых для контроля, основаны на методах математической статистики. Из всего разнообразия статистических методов для контроля наиболее часто применяют самые простые статистические инструменты качества. Их еще называют семь инструментов качества или семь инструментов контроля качества. Особенность этих инструментов заключается в их простоте, наглядности и доступности для понимания получаемых результатов.

Инструменты контроля качества включают в себя – гистограмму, диаграмму Парето, контрольную карту, диаграмму разброса, стратификацию, контрольный листок, диаграмму Исикавы (Ишикавы).

Для применения этих инструментов не требуется глубокое знание математической статистики, а потому сотрудники легко осваивают инструменты контроля качества в ходе непродолжительного и простого обучения.

Далеко не всегда информация, характеризующая объект может быть представлена в виде параметров, имеющих количественные показатели. В таком случае для анализа объекта и принятия управленческих решений приходится использовать качественные показатели.

Инструменты управления качеством – это методы, которые в основе своей используют качественные показатели об объекте (продукции, процессе, системе). Они позволяют упорядочить такую информацию, структурировать ее в соответствии с некоторыми логическими правилами и применять для принятия обоснованных управленческих решений. Наиболее часто инструменты управления качеством находят применение при решении проблем, возникающих на этапе проектирования, хотя могут применяться и на других этапах жизненного цикла.

Инструменты управления качеством содержат такие методы как: диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, сетевой график (диаграмма Ганта), диаграмма принятия решений (PDPC), матрица приоритетов. Также эти инструменты называют – семь новых инструментов контроля качества. Эти инструменты качества имеют графическое представление и потому легко воспринимаемы и понятны.

Инструменты анализа качества – это группа методов, применяемая в менеджменте качества для оптимизации и улучшения продукции, процессов, систем. Наиболее известные и часто используемые инструменты анализа качества – функционально-физический анализ, функционально-стоимостной анализ, анализ причин и последствий отказов (FMEA -анализ). Эти инструменты качества требуют от сотрудников организации большей подготовки, чем инструменты контроля и управления качеством. Часть инструментов анализа качества оформлены в виде стандартов и являются обязательными для применения в некоторых отраслях промышленности (в том случае, если организация внедряет систему качества).

Инструменты проектирования качества – это сравнительно новая группа методов, применяемая в менеджменте качества с целью создания продукции и процессов, максимально реализующих ценность для потребителя. Из названия этих инструментов качества видно, что применяются они на этапе проектирования. Некоторые из них требуют глубокой инженерной и математической подготовки, некоторые могут быть освоены за достаточно короткий период времени. К инструментам проектирования качества относятся, например – развертывание функций качества (QFD), теория решения изобретательских задач, бенчмаркинг, метод эвристических приемов.

 

Метод "Семь инструментов управления качеством"

Назначение метода

Наиболее часто эти инструменты находят применение при решении проблем, возникающих на этапе проектирования.

Цель метода

Решение проблем, возникающих в процессе организации, планирования и управления бизнесом на основе анализа различного рода фактов.

Суть метода

Семь инструментов управления качеством (УК) обеспечивают понимание сложных ситуаций и позволяют облегчить задачу управления качеством путем улучшения процесса проектирования продукции или услуги.

Инструменты УК усиливают процесс планирования благодаря их способности:

· уяснять задачи;

· устранять недостатки;

· содействовать распространению и обмену информацией между заинтересованными сторонами;

· использовать бытовую лексику.

В результате инструменты УК позволяют вырабатывать оптимальные решения в кратчайшие сроки.

Диаграмма сродства и диаграмма связей обеспечивает общее планирование.

Диаграмма дерева, матричная диаграмма и матрица приоритетов обеспечивает промежуточное планирование.

Блок-схема процесса принятия решения и стрелочная диаграмма обеспечивает детальное планирование.

План действий

Последовательность применения методов может быть различной в зависимости от поставленной цели.

Эти методы можно рассматривать и как отдельные инструменты, и как систему методов. Каждый метод может находить свое самостоятельное применение в зависимости от того, к какому классу относится задача.

Особенности метода

Семь инструментов управления качеством – набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством в процессе организации, планирования и управления бизнесом при анализе различного рода фактов.

1. Диаграмма сродства – инструмент, позволяющий выявлять основные нарушения процесса путем обобщения и анализа близких устных данных.

2. Диаграмма связей – инструмент, позволяющий выявлять логические связи между основной идеей, проблемой и различными факторами влияния.

3. Диаграмма дерева – инструмент стимулирования процесса творческого мышления, способствующий систематическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем.

4. Матричная диаграмма – инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей. Обычно используются двумерные матрицы в виде таблиц со строками и столбцами a1, a2,., b1, b2. - компоненты исследуемых объектов.

5. Матрица приоритетов – инструмент, для обработки большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм, с целью выявления приоритетных данных. Этот анализ часто рассматривается как факультативный.

6. Блок-схема процесса принятия решения – это инструмент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования. Его использование способствует уменьшению риска практически в любом деле. Планирует каждый мыслимый случай, который может произойти, перемещаясь от утверждения проблемы до возможных решений.

7. Стрелочная диаграмма – инструмент, позволяющий планировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и эффективно их контролировать.

Таким образом:

· Семь инструментов УК обеспечивают средства для понимания сложных ситуаций и соответствующего планирования, формируют согласие и ведут к успеху при коллективном решении проблем.

· Шесть из этих инструментов используются в работе не с конкретными числовыми данными, а со словесными высказываниями и требуют понимания концепций семантики для обнаружения и сбора основных данных.

· Сбор исходных данных обычно осуществляют во время "мозговых атак".

Достоинства метода

Наглядность, простота освоения и применения.

Недостатки метода

Низкая эффективность при проведении анализа сложных процессов.

Ожидаемый результат

Использование инструментов управления качеством позволяет экономить ресурсы и тем самым улучшает чистую прибыль компании.

Ответ на вопрос № 7

 

В современном понимании 6 сигм рассматривается и как философия, и как методология, и как набор инструментов совершенствования работы. Она применяется в организациях различных сфер деятельности – промышленных предприятиях, медицинских учреждениях, банках, транснациональных корпорациях и пр.

 

Метод "Шесть сигм"

Назначение метода

Применяется в деятельности предприятий любых размеров и любой направленности при решении проблем, связанных с качеством продукции, затратами и поставкой.

Цель метода

Повышение рентабельности всех видов деятельности в результате достижения уровня дефектности не более 3,4 дефекта на миллион изделий (возможностей).

Суть метода

"Шесть сигм" (Six Sigma) – это систематизированная совокупность инструментов, позволяющих:

· выявлять потенциальные дефекты, которые могут возникнуть при применении продукции или оказании услуг;

· определять причины их появления;

· вырабатывать действия по устранению этих причин.

"Шесть сигм" обеспечивает максимальную стоимость компании и максимальную ценность ее продукции и услуг для потребителей.

План действий

1. Сформировать команду из специалистов, владеющих методологией "Шесть сигм".

2. Выявить проблемы, требующие решения.

3. Распознать, оценить и измерить потенциальные дефекты продукции, процесса или услуги и их последствия.

4. Выявить причины появления этих дефектов и определить действия по их устранению.

5. Устранить потенциальные дефекты.

6. Стандартизовать методы, приемы и процессы, обеспечившие лучшие показатели в своем классе.

Особенности метода

"Шесть сигм" – один из возможных способов процессного описания бизнеса и создания системы непрерывного совершенствования действий, составляющих бизнес-процесс.

Концепция "Шесть сигм" фокусируется на всех операциях процесса, который порождает или устраняет дефекты, а не на самих дефектах. Так называемая сигмовая воспроизводимость процесса, которую удобнее выражать в дефектах на миллион изделий (возможностей), измеряет способность процесса выполнять бездефектную работу. В рамках этого подхода, дефект – это что угодно, что тормозит процесс или услугу или мешает им.

Главным компонентом концепции "Шесть сигм" считается использование инструментов статистического управления процессами. По своей сути "Шесть сигм" – это динамичная методология, работающая в масштабах всей организации и охватывающая всю ее иерархическую структуру. В ходе применения методологии "Шесть сигм" для достижения так называемого качества шесть сигм выделяют восемь этапов: понимание, определение, измерение, анализ, совершенствование, контроль, стандартизация и интегрирование.

Таким образом:

1. Основные принципы, сопутствующие успеху при реализации концепции "Шесть сигм": заинтересованность руководства, выделение ресурсов и опыт успешных проектов.

2. Эта концепция ориентирована на вовлечение в процесс совершенствования всех сотрудников, каждый из которых выполняет определенную роль.

3. Лидер проекта должен иметь практический опыт участия в успешных проектах по улучшению качества. Опыт участия в одном успешном проекте стоит изучения десятков примеров из практики.

4. "Шесть сигм" - это своего рода узел, где соединяются наука, технология, качество и рентабельность.

5. При анализе и принятии решений широко используются известные инструменты: диаграммы сродства, Парето, матричная, "рыбий скелет", диграф связи, функция потерь по Тагути, FMEA и др. Сохраняется преемственность с тем, что было сделано в области качества ранее (стандарты ISO серии 9000, бенчмаркинг, самооценка).

6. Доктор Дж. Джуран предостерегает от очередного упования на чудо при увлечении концепцией "Шесть сигм", подчеркивая, что улучшение качества - это систематическая и упорная работа.

Достоинства метода

Вынуждает персонал организации заново изучить способы выполнения работ, а не просто отлаживать существующие системы.

Используемые в методологии статистические методы и методы повышения качества увязаны между собой, что обеспечивает простоту проведения и эффективность анализа.

Недостатки метода

В методологии "Шесть сигм" упускаются такие возможности для улучшения процесса, как сокращение непроизводительной деятельности, снижение времени ожидания, уменьшение запасов и транспортных расходов, оптимизация рабочих мест и др.

Ожидаемый результат

Получение прибыли в результате определения и устранения конкретных дефектов и причин их появления.

Ответ на вопрос № 8

 

Статистический приемочный контроль качества(СПК) – выборочный контроль качества, основанный на методах математической статистики для проверки соответствия продукции установленным требованиям. В отличие от статистического регулирования технологических процессов, где по результатам контроля принимаются решения о настройке тех. процессов, при статистическом приемочном контроле принимается решение принять или забраковать партию продукции. Он применяется не только при контроле готовой продукции, но и при входном и операционном контроле. СПК – выборочный контроль, при котором решения о партии продукции принимается по результатам контроля выборки.

Контролируемой партией продукции называется совокупность единиц продукции одного наименования, типоразмера или типономинала, произведенная в одних и тех же условиях на одном и том же оборудовании в течение определенного времени. СПК может осуществляться по количественному, качественному и альтернативному признакам.

План контроля – описание последовательности действий, которые необходимо произвести для принятия обоснованного решения о приемке или браковке партии продукции, включающей в себя сведения о количестве, объеме, последовательности выборок и о правилах принятия решений по результатам их контроля.

Для разработки правил контроля необходимо установить:

1. Контролируемые показатели качества продукции.

2. Виды дефектов. Различают три вида дефектов: критические, значительные, малозначительные.

3. Приемочный уровень дефектности. AQL – максимальный уровень дефектности для одиночной партии или средний уровень дефектности для последовательности партий, который для цели приемки продукции может считаться удовлетворительным. AQL=(число дефектных единиц продукции)/(число проверенных). Для правильно выбранного плана контроля большинство из последовательностей партий будет принята, если их меньше чем AQL. При этом правильность приемки каждой конкретной партии не гарантируется.

4. Браковочный уровень дефектности. Это минимальный уровень дефектности в одиночной партии, который для цели приемки продукции считается неудовлетворительным. Браковочный уровень дефектности для последовательности партий не устанавливается.

При контроле качества промышленной продукции можно выделить два основных подхода: сплошной контроль (полный контроль всей партии) и выборочный контроль, когда по качеству выборки из n изделий, являющейся частью всего объема партии N, судят о всей партии.

При выборочном контроле из партии извлекается выборка или проба.

Выборка – это часть партии (n < N). Она может представлять одно изделие или совокупность изделий, отобранных для контроля. Выборка из контролируемой партии должна быть случайной и представительной. Случайная выборка составляется из изделий, вероятность отбора каждого из которых одинакова. Выборка является представительной, если ее свойства отражают свойства всей контролируемой совокупности.

Приемочное число – это контрольный норматив, являющийся критерием для приемки партии продукции.

Браковочное число – контрольный норматив, являющийся критерием для забракования партии продукции.

Статистический приемочный контроль может быть: одноступенчатым, двухступенчатым, многоступенчатым и последовательным.

Одноступенчатый приемочный контроль – это такой контроль, когда решение относительно партии продукции принимается по результатам контроля только одной выборки или пробы.

При одноступенчатом контроле из контролируемой партии продукции объемом N случайным образом отбирают n единиц продукции, проверяют эту выборку и в ней подсчитывают число дефектных изделий m. Если число m меньше или равно приёмочному числу С, то партия изделий принимается. В противном случае она бракуется.

В том случае, если установлено приёмочное число C2, то партия принимается при m ≤ C1 и бракуется при m ≥ C2.

Если же по результатам одноступенчатого контроля окажется, что C1 < m <C2, то производится двухступенчатый контроль.

При двухступенчатом контроле устанавливаются объем второй выборки n2 и новое приемочное число С3 и браковочное число С4. Сравнение числа дефектных изделий с этими числами производится по совокупности двух выборок.

 

Ответ на вопрос № 9

Показателями надежности являются количественные характеристики одного или нескольких свойств, составляющих надежность всего объекта в целом.

Определение на практике количественных показателей надежности позволяют решить в процессе эксплуатации следующие задачи:

- во-первых, производить расчет надежности объекта, находящегося в эксплуатации;

- во вторых, сформулировать требования, предъявляемые к вновь создаваемым объектам;

- в-третьих, заранее рассчитать сроки службы объекта и необходимое количество запасных частей, плановое задание на ремонт и т. д.

Количественные показатели, характеризующие надежность объекта подразделяются на два типа: единичные и комплексные.

Единичным показателем надежности является показатель, характеризующий одно из свойств, составляющих надежность объекта.

Комплексный показатель характеризует несколько свойств, составляющих надежность объекта.

Показатели надежности локомотива, как и любого другого изделия, не могут измеряться непосредственно; они определяются по априорной (статистической) информации о повреждениях и отказах элементов оборудования статистическими методами по математическим выражениям. В таблице 1 показаны основные количественные показатели свойств надежности.

 

Таблица 1. – Количественные показатели свойств надежности

Свойства надежности Показатели надежности
Единичные показатели надежности
Безотказность Вероятность безотказной работы
Вероятность отказа
Частота отказов
Интенсивность отказов
Средняя наработка до отказа
Параметр потока отказов
Среднее значение параметра потока отказов
Средняя наработка на отказ
Долговечность Пробеги между ТО и Р
Назначенный ресурс
Гарантийный срок службы
Гамма-процентная наработка
Срок службы до списания
Ремонтопригодность Среднее время простоя в ремонте
Среднее время восстановления
Средняя трудоемкость восстановления
Средняя стоимость ремонта
Сохраняемость Срок сохраняемости
Среднее время исправного состояния при хранении
Комплексные показатели надежности
Коэффициент готовности
Коэффициент оперативной готовности
Коэффициент простоя
Коэффициент технического использования локомотивов
Коэффициент затрат на техническое обслуживание и ремонт
Ремонтоемкость

 

Ответ на вопрос № 10

Мотивация – это воздействие на работников компании с целью направить и интенсифицировать их действия в интересах организации. Мотивация к качественному труду является одним из главных вопросов менеджмента качества в целом для любой организации.

У руководства компании ОАО «РЖД» есть 3 основных способа воздействия на работников:

• заставить (принудить);

• договориться (сделка купли-продажи качественного труда);

• создать условия, в которых работник самомотивируется.

Системы мотивации используют все 3 элемента, однако в рамках системы менеджмента качества (TQM) наибольшее внимание уделяется третьему способу – самомотивации. Самомотивация понимается как выработка работником внутренних стремлений и желаний к определенным видам деятельности. Самомотивация наиболее понятна на примере хобби. Люди самомотивируются, если в компании созданы условия, доставляющие им положительные эмоции от работы и ее результатов.

Выделяют 4 основных метода мотивации:

• принуждение;

• вознаграждение;

• солидарность и отождествление;

• приспособление.

Принуждение основано на страхе подвергнуться наказанию, испытать при этом отрицательные чувства и эмоции. В материальной сфере принуждение связано со штрафами, увольнениями, переводом на другую, низкооплачиваемую должность и работу.

Вознаграждение может быть в денежной форме, в форме подарка, дополнительного отпуска, а также в нематериальной форме (награда, благодарность и т. п.).

Солидарность и отождествление. В рамках этого метода через убеждение, воспитание, обучение, а также путем создания определенного климата в организации у работников развивают цели, устремления, совпадающие или близкие к целям фирмы. В результате работники начинают рассматривать благополучие фирмы как основу своего благополучия, успехи и неудачи компании – как личные.

Приспособление. Этот метод более характерен для менеджеров среднего и даже верхнего эшелона. Он позволяет сотрудникам влиять на цели и задачи самой организации, приспосабливая их частично к своим целям. Сила метода мотивации прежде всего в том, что у работников, оказывающих влияние на цели и задачи фирмы, появляется ощущение совладельца, соучастника в важнейших стратегических вопросах фирмы или своего подразделения.

 

Ответ на вопрос № 11

 

Понятие экономики качества включает вопросы учета, анализа и управления затратами на качество для достижения целей организации.

В условиях рыночной экономики, когда качество продукции наряду с ее стоимо­стью являются основными факторами успешного существования организации, все больше внимания уделяется учету, анализу и управлению затратами на качество (ЗНК).

Информация о ЗНК становится ключевой для решения следующих задач:

• обеспечения качества изготовления продукции (предоставления услуг) и со­вершенствования технологии и организации производства;

• развития производства;

• разработки и выпуска новой конкурентной продукции (услуг);

• обеспечения интересов всех заинтересованных сторон (потребителей, про­изводителя, поставщиков комплектующих и полуфабрикатов, владельцев, общества, государства);

• выявления конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

• определения размеров необходимых инвестиций, направляемых на повыше­ние качества продукции;

• определения конкурентных позиций фирмы при ведении как ценовой, так и неценовой конкуренции;

• оценки эффективности функционирования системы качества организации;

• идентификации «узких мест» и критических областей в деятельности пред­приятия, требующих совершенствования;

• разработки параметров качества, поддержания достигнутого уровня каче­ства и его повышения;

• информирования потребителей продукции фирмы о затратах на качество.

Определение и анализ затрат на качество позволяют представить реальную картину состояния дел в области качества продукции администрации и трудово­му коллективу, акционерам и потребителям продукции. В конечном итоге инфор­мация о затратах на качество создает предпосылки для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений с учетом требований всех заинтересованных лиц, что способствует повышению эффективности и рента­бельности производства, возрастанию конкурентоспособности продукции.

В общем смысле, затратами на качество являются расходы, связанные с установлением уровня качества, его достижением в процессе производства, контролем, оценкой и информацией о соответствии продукции требованиям качества, надежности и безопасности, а также расходы, связанные с установлением отказов изделий не предприятии или в условиях его эксплуатации потребителем.

Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, надежность продукции и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ним образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания.

Затраты на качество связаны не только непосредственно с производством продукции, но и с управлением этим производством.

Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на: научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

Если разработка и конструирование новой продукции осуществляются внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.

В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:

- транспортные – внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции;

- снабженческие – закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов;

- затраты на подразделения, контролирующие производство;

- затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия и др.;

- затраты на деятельность других служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

Производственные затраты в свою очередь можно разделить на: материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат – через амортизационные отчисления, и трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.

Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.

Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.

К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и прочим условиям. Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.

Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией.

 

Ответ на вопрос № 12

Сертификация– это комплекс действий, в результате которых посредством специального документа (сертификата или Знака соответствия) подтверждается соответствие продукции требованиям международных, национальных стандартов стран-импортеров продукции, государственных стандартов.

Цели сертификации:

- создание условий для деятельности предприятий и предприни­мателей на едином товарном рынке России, а также участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудни­честве и международной торговле;

- содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (про­давца, исполнителя);

- контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Соответствие показателей качества продукции заданным тре­бованиям устанавливается путем испытаний.

В общем виде система сертификации включает следующие эле­менты:

- центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведе­ние сертификации другим органам (Госстандарт России или дру­гой орган исполнительной власти);

- правила и порядок сертификации;

- нормативные документы, на соответствие которым осуществ­ляется сертификация;

- процедуры (схемы сертификации);

- порядок инспекционного контроля.

В системе сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификация соот­ветствия и знак соответствия.

Сертификат соответствия – документ, изданный по правилам системы сертификации и удостоверяющий, что идентифицированная продукция соответствует конкретному стан­дарту или другому нормативному документу.

Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый вместе с правилами сертификации и указыва­ющий, что данная продукция соответствует конкретному стандар­ту или другому нормативному документу. Знаком соответствия то­вар маркируется в том случае, если в нем соблюдены все требова­ния стандарта. Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как правило, размещаются на сертификатах, таре и упаковке.

Система сертификации –совокупность правил выполнения работ по сер­тификации, ее участников и правил функционирования системы сертифика­ции в целом.

В организационную структуру Системы входят:

1. Госстандарт России.

2. Органы по сертификации однородной продукции.

3. Испытательные лаборатории (центры).

Системы сертификацииклассифицируются по следующим критериям:

- по заинтересованности сторон – национальная, международная и региональная;

- по правовому статусу – обязательная, добровольная и самосто­ятельная;

- по участию сторонних организаций – сертификация продукции третьей стороной.

Национальная система сертификациипродукции создаетсяна национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров. Для разработки и практической реализации этой систе­мы создано АО "Сертификация биржевых товаров".

Региональная международная системасертификации продукциисоздается на уровне некоторых стран одного региона.

Международная система сертификациипродукциисоздается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система сертификациипрерогатива государства и создается для продукции, на которую в научно-технической документации должны содер­жаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. Она регламентируется за­коном «О защите прав потребителя». Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сер­тификации, утверждается Правительством РФ и периодически обновляется.

К товарам, подлежащим обя­зательной сертификации, относится почти вся продовольственная продукция.

Добровольная система сертификациипредусматривает сертифи­ка



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.124.210 (0.035 с.)