Теория по теме «Грамматические нормы (синтаксические нормы)» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория по теме «Грамматические нормы (синтаксические нормы)»



Рассмотрим основные виды нарушений синтаксических норм.


Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление некоторых предлогов требует особого внимания. Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:

Согласно Благодаря Вопреки Подобно Наперекор     Кому? Чему?     правилу Вам непогоде ракете мнению

 

А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:

в меру в течение в продолжение в силу в заключение в виде по причине наподобие     Чего?     возможностей года четверти обстоятельств лекции чертежа поездки креста


2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе.

Сложные случаи

1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть. Сказуемое должно стоять в единственном числе:

  • если при данных словах нет зависимых слов.
    Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.

 

  • при неодушевлённых подлежащих.
    Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.

 

  • Если не подчеркивается активность действующих лиц.
    Например: Большинство слушателей отсутствовало.

 

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

  • Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
    Например: Народ выбрал своего правителя.
  • Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
    Например: Ночью на небе зажглось много звезд.
  • Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
    Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.


3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение — это какое-то название, заключенное в кавычки.

Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
Например: О нем написали в газете «Ведомости».

Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.


4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

 

1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)

2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

7. Неверно, если однородные члены - существительное и инфинитив.

 

Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

 

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

 

В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

 

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
Например: Студентам - каким? - желающ им.

 

2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

 

Неправильное построение предложения с косвенной речью


Косвенная речь — это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения.
Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица.
Пример с ошибкой: Сергей сказал, что я не буду участвовать.
Пример без ошибки: Сергей сказал, что он не будет участвовать.

 

Нарушение порядка слов в простом предложении


Порядок слов в предложении основан на принципе синтаксического, смыслового и стилистического сочетания. Если этот принцип в предложении нарушен, то имеет место грамматическая ошибка.

Рассмотрим на примерах.

Ошибка Примеры с ошибками: Примеры без ошибок:
Неправильное местоположение подлежащего. Дополнение находится в отрыве от главного слова. Определение находится в отрыве от определяемого слова. Неправильное местоположение обстоятельства. Неправильное местоположение предлога. На премьерный показ пошли мы. Мы хотим обсудить за чашечкой кофе с коллегами новый проект. Живое и яркое ему понравилось представление артистов. В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. Через дня три погода наладилась. Мы пошли на премьерный показ. Мы хотим обсудить с коллегами новый проект за чашечкой кофе. Ему понравилось живое и яркое представление артистов. В Ленинград из госпиталя он возвратился позже, после войны. Через три дня погода наладилась.

Задачи с решениями

Задача 1

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Хотелось бы уделить ваше внимание на то, что главную роль в фильме играет начинающий актёр. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) На картине «Заросшем пруде» В.Д. Поленова изображён чудесный уголок сада. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Шаляпин не только был гениальным на драматической сцене, но и на оперной. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) В окна, наполовину занесённых снегом, глядела синева рассвета. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение построения предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Объект авторского права ООО «Легион»

Решение

Таблица соответствий будет выглядеть следующим образом:

А-1

Б-3

В-5

Г-4

Д-6

 

Хотелось бы уделить ваше внимание на то, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.

Глагол "уделить" требует дательного падежа: "уделить внимание (чему?) тому, что..."

 

На картине «Заросшем пруде» В.Д. Поленова изображён чудесный уголок сада.

Если приложение употребляется вместе с определяемым им словом, то оно не меняет своей формы: "на картине "Заросший пруд".

 

Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.

Деепричастный оборот обозначает добавочное к основному действие. Любое деепричастие требует субъекта, то есть лица, совершающего действия, при этом субъект, совершающий основное действие, не должен отличаться от того, кто совершает добавочное, как в этом предложении: очевидно, что редактор читал корреспонденцию, а не его внимание.

 

Шаляпин не только был гениальным на драматической сцене, но и на оперной.

Сложный союз "не только..., но и" всегда ставится рядом с теми словами, которые он предполагает противопоставить: "был гениальным не только на драматической сцене, но и на оперной".

 

В окна, наполовину занесённых снегом, глядела синева рассвета.

Причастие всегда должно согласовываться с главным словом: "в окна, наполовину занесённые снегом"...

 

Ответ:

А Б В Г Д
         

Задача 2

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Очень яркое описание оптического телеграфа оставил нам А. Дюма в романе «Графе Монте-Кристо». 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Восхищаться и рассказывать об Италии можно бесконечно. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Мигая бледнеющими на рассвете огнями, хотелось любоваться приближающимся пароходом. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Согласно указу Петра I все те, кто сбрасывали мусор в Неву, подвергались наказанию. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Благодаря различных видов искусства человек может передавать самые сложные чувства. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение построения предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Объект авторского права ООО «Легион»

Решение

Таблица соответствий будет выглядеть следующим образом:

А-3

Б-4

В-5

Г-2

Д-1

 

Очень яркое описание оптического телеграфа оставил нам А. Дюма в романе "Графе Монте-Кристо".

Если приложение употребляется вместе со словом, которое оно определяет, то оно не изменяется: "в романе "Граф Монте-Кристо".

 

Восхищаться и рассказывать об Италии можно бесконечно.

Нельзя употреблять одно дополнение к двум глаголам с разными видами падежного управления. Правильно будет так: "восхищаться Италией и рассказывать о ней".

 

Мигая бледнеющими на рассвете огнями, хотелось любоваться приближающимся пароходом.

Деепричастный оборот обозначает добавочное к основному действие, поэтому деепричастие всегда требует субъекта, при этом нельзя, чтобы субъекты различались, как в этом предложении: очевидно, огнями мигает пароход, но основное действие совершает другой субъект, не указанный в силу безличности глагола.

 

Согласно указу Петра I все те, кто сбрасывали мусор в Неву, подвергались наказанию.

Правильно было бы писать "...все те, кто сбрасывал..."

Благодаря различных видов искусства человек может передавать самые сложные чувства.

Предлог "благодаря" употребляется с дательным падежом: "благодаря (чему?) различным видам искусства".

Ответ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.041 с.)