Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что господь иногда употребляет средства чрезвычайные для вразумления не понимающих читаемое, видно из следующего.

Поиск

Вельможа Эфиопской царицы Кандакии, на пути в Иерусалим читал 53-ю главу книги пророка Исаии, заключающую в себе пророчество об Иисусе Христе. Вельможа не понимал пророчества, но Господь, видя его искреннее желание узнать истину, послал ему неожиданную помощь. Дух Святой восхитил ап. Филиппа на дорогу, по которой въехал вельможа; Филипп подошел к вельможи и заговорил с ним. Филипп спросил: понимает ли он, что читает? Вельможа отвечал: как я могу понимать, когда у меня нет наставника? Сядь со мною и объясни, о ком говорит Пророк, о себе или о другом. Апостол исполнил его желание и объяснил ему пророчество об Иисусе Христе. Тогда вельможа всем сердцем уверовал в Спасителя мира и тотчас же принял крещение, и после сего Дух Святой сошел на него (Деян. 8, 26-39).

Дух Святой найдет возможность и вам помочь в разумении слова Божия, если вы с усердием и вниманием будете слушать или читать слово Божие. Он всегда близок бывает к тем, которые с любовью приемлют оное и в нем поучаются. Вы только просите Его просветить вас, и Он просветит или непосредственно, или через пастырей Церкви к которым всегда обращайтесь за вразумлением, когда чего не понимаете в слов Божием. Аминь.

Против лицемерия
(Из слова о лицемерном чернце)

Очень часто можно встретить людей, которые вполне заслуживают название лицемеров или ханжей. Это те, которые, из-за мирских выгод, все усилия употребляют для того, чтобы наружно перед людьми показаться набожными, постниками, молитвенниками, милостивыми, внутри же - это люди, силы благочестия вовсе отвергшиеся (2 Тим. 3, 5). Подобных людей, по слову Господа, можно уподобить гробам окрашенным, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27). Горе им, если они во время не образумятся и не бросят своего притворства!

В монастыре, именуемом Галат, был монах, которого братия считали святым. В сущности же было не так: он был лицемер, постился, например, только при людях, настоящего же поста не соблюдал. Перед смертью его это притворство обнаружилось при следующих обстоятельствах. Сделавшись болен, он попросил придти к нему братий, - и те не заставили долго ждать себя, думая услышать от него, как от святого, слово назидания. Каково же было их удивление, когда он, весь трясясь и трепеща, начал говорить им: "Увы мне окаянному, братие! Ныне я предан лютому врагу, ибо жил нечисто. Пред вами, я являлся постником, а на самом деле им не был. И вот за это я теперь нахожусь во власти у дьявола. Он, в образ змия, обвился вокруг меня и с страшным мучением исторгает мою душу." "И сим убо от него реченным, прибавляет описатель сего сказания, абие умре: и не попусти Бог пребыти ему, дабы покаянием от змия избавиться возмог, егоже видяше."

Итак, братие, ежели хотите быть истинными Богочтецами, то творите добрые дела пред Богом, а не перед людьми. Творите ли милостыню? Не трубите пред собою, а пусть левая рука ваша не знает, что делает правая (Мф. 6, 1-3). Молитесь ли? Не будьте как лицемеры; но войдите в клеть вашу и, затворив дверь свою, молитесь Отцу вашему, Который втайне (ст. 6). Поститесь ли наконец? Не будьте унылы, как лицемеры: но постясь, помажьте голову! и умойте лицо, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом вашим, Который втайне и Отец ваш, видящий тайное, воздаст вам явно (ст. 16-18). Аминь.

Плач о грехах
(Из слов о разбойнике, спасшемся малых ради слез в десять дней)

Одно из самых действительных средств к получению прощения грехов есть плач о них и сокрушенье сердца. "Печаль бо яже по Бозе, говорит св. апостол Павел, покаяние нераскаянно, т.е. неизменное, во спасение соделовает" (2 Кор. 7, 10). "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит," учить св. царь и пророк Давид. Не имея чем искупить своих грехов пред Богом, мы должны бы чаще, братие, прибегать к указанному средству и чаще иметь печаль, сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы доселе, несовершенно и недостойно служили Господу; что мы ничего более не заслуживаем от Него, как только гнева и наказания за дела наши; что мы недостойны Его милости. Это смирение и сокрушение сердца весьма приятно Господу и всегда превращает гнев Его на милость.

При царе Маврикии, во Фракии был разбойник свирепый и жестокий. Не находя возможности взять его силою, царь решался употребить, для усмирения его, противоположное средство - милость, и послал к нему свой крест с словами: "не бойся." Этот необыкновенный поступок тронул сердце разбойника. Он тотчас же раскаялся; сам явился к царю; пал к ногам его и обещал исправиться. Царь простил его, и он остался жить в городе. Спустя немного времени он впал в тяжкую болезнь и, во время оной, однажды во сне увидел страшный суд. Пробудившись, он почувствовал приближение смерти и, ужаснувшись своих грехов, стал с горькими слезами просить в них прощения. "Владыко, Человеколюбче, Царю, говорил он, как прежде меня Ты спас разбойника, так и на мне теперь удиви милость Твою и прими плач мой на смертном сем одре. И как иных, пришедших в единонадесятый час и ничего достойного не сделавших, Ты принял, так прими и мои горькие слезы, и очисти меня, и крести меня ими. Не ищи от меня больше сего ничего! Не ищи и не испытай, ибо не найдешь во мне ничего доброго, окружили меня беззакония мои и бесчисленные, соделанные мною грехи. Но как принял Ты плач апостола Петра, так прими и мои малые слезы и губою милосердия Твоего истреби мои прегрешения!" - И так он с плачем на многие часы исповедовал грехи свои, затем скончался. В час его смерти, живши в одном с ним доме врач, во сне, видел следующее: много бесов явилось к одру разбойника, держа в руках рукописание его грехов, и за ними два Ангела с весами; на одну сторону их бесы положили хартии грехов умершего. Что мы положим на свою сторону? сказали Ангелы. Нет у нас ничего, ибо только десять дней прошло, как он престал от убийства! Не положить - ли вот только разве платок, смоченный слезами его, который он проливал перед смертью?" - И положили. И, о бездна милосердия Божия! платок перетянул все грехи разбойника, и хартии бесов исчезли. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленными. - Итак, вот что значит, братие, плакать и сокрушаться о своих грехах!

Но единственный ли это пример? Нет, их очень много. Оправдывается от Господа блудница, но не прежде, как слезами Ему облила ноги и власами главы своей отерла их. Вышел оправданным из храма мытарь, но после того, как в храме стоял не смея возвести очей на небо, бил себя в грудь и говорил: Боже, милостив будь ко мне грешному." Прощен был апостол Петр, трижды отрекшийся от Христа, но за то, что о грехе своем плакался горько. Прощен был Давид в тяжких грехах прелюбодеяния и убийства, но после того, как он всякую ночь слезами ложе свое орошал. Будем же чаще и мы плакать о бесчисленных грехах наших, чтобы Господь, видя сокрушение наше, принял нас так же, как принял отец блудного сына, и простил нас так же, как простил и разбойника, с креста из глубины души возопившего: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си." Аминь.

Грешно предаваться безнадежной скорби о умерших детях
(О блаженной Клеопатре и сыне ее Иоанне)

Тяжело родителям переносить скорбь о смерти детей. Всю глубину этой скорби могут вполне понимать и чувствовать только те, которые сами лишились детей. Но как ни тяжело это лишение, грешно поступают те родители, которые в скорби об умерших детях доходят до малодушия и уныния и даже близки к совершенному отчаянию. Для вразумления таковых мы полагаем неизлишним привести следующее повествование из жизни блаженной Клеопатры, память которой св. Церковь совершает в 19-й день октября.

Эта благочестивая вдова имела особенную любовь к св. мученику Уару, тело которого было погребено ею в её владении. Она устроила в честь его церковь и пожелала перенести в оную его св. мощи. В день перенесения их она особенно усердно просила св. мученика, чтобы он принял под свое покровительство её единственного сына, отрока двенадцати лет, которого надлежало отправить ей в воинскую службу. Молитва её была услышана, и мученик действительно стал покровителем её сына, но только не в воинской службе. Случилось, что отрок в тот же день тяжко заболел и в наступившую ночь скончался. Вместо того, чтобы покориться воле неисповедимого в путях Своих Господа, Клеопатра предалась великому отчаянию. Она дошла даже до того, что стала приписывать потерю сына мученику и жестоко укорять его. Искушение продолжалось, однако, недолго. Вскоре св. Уар явился ей вместе с её сыном и сказал: "за что ты укоряешь меня? Ужели за то только, что я взял сына твоего в воинство небесного Царя?" Вслед за мучеником, и сын её обратился к ней с такими словами: "что так скорбишь безнадежно, мать моя? Я ныне вчинен в воинство Царя Христа и вместе с Ангелами предстаю Ему, а ты желаешь, чтобы я от царства перешел в убожество." Слыша эти слова и видя сына своего облеченным в небесную славу, изумленная и обрадованная мать воскликнула: о, если так, то возьмите и меня с собою! - "Будь терпелива, ответил ей мученик, и устрой имение твое во славу Господу, а после сего и сама уже придешь в вечные жилища." Видение кончилось, а с ним миновалось и отчаяние Клеопатры. После погребения сына она действительно поступила с имением, как советовал ей мученик, т.е. раздала его бедным и затем в продолжение года каждый воскресный день сподоблялась видеть сына своего, с мучеником Уаром, в ангельской одежде, а затем и сама скончалась мирно, угодивши Богу.

Итак, братие, сели вы воспитали детей своих в истинной вере и благочестии, если не только словами, но и примером научили их христианскому житию, то в случае, если бы Господу угодно было кого-нибудь из них воззвать к Себе, разлука с ними ужасать вас и приводить в отчаяние не должна. Под непосредственным и вседержавным покровительством общего Отца они сохранятся от всякого зла видимого и невидимого, возрастут во всем добром и прекрасном, притом послужат за вас молитвенниками, пока живете на земле сей, и обрадуют вас несказанно при свидании в жизни будущей. Аминь.

Против кощунства
(Повесть о чудесах св. великомученика Артемия)

Третья заповедь Божия: "не возмеши имени Господа Бога твоего всуе," запрещая грехи богохуления, ложной клятвы, клятвопреступления, нарушения обетов, данных Богу, божбы, ропота на Бога, невнимательности в молитве, запрещает вместе с тем и грех кощунства, т.е. когда священные предметы обращаются в шутку и поругание. Этот грех - один из самых распространенных между христианами. Сколько ныне найдется людей, которые с какою-то злобою глумятся над предметами веры и Церкви! Так глумятся и посмеиваются над ними многие из людей так называемых образованных, вовсе не желающих знать Бога; посмеиваются многие из раскольников, особенно, например, над новоявленными угодниками и многоцелебными их мощами; посмеиваются, наконец, и многие из совершенных невежд, не ведущих и не желающих видать истины веры Христовой. А легкие шутки над предметами священными в обыкновенных разговорах слышатся повсюду и не встречают отпора даже со стороны благочестивых людей. Братие, нужно ли говорить, что за грех кощунства виновные дорого поплатятся в жизни будущей? Вы сами знаете, что Бог поругаем не бывает. Но я скажу вам, что кощунники не остаются без наказания и в жизни настоящей. Выслушайте нечто по этому поводу из повести о чудесах св. великомученика Артемия.

Один благочестивый человек, питавший особенную любовь к св. великомученику Артемию, взял свечей и масла и пошел к мощам его. На пути с ним встретился один из знакомых его и спросил: "куда, друг, свечи и масло несешь?" Иду помолиться св. Артемию, был ответ. Встретивший, насмехаясь, сказал: "не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь." Шедший к великомученику не отвечал на насмешку и, совершивши при мощах святого молитву, пошел домой. Что же? На обратном пути его действительно постигает жестокая болезнь; он чувствует нестерпимую боль в теле, - оно местами стало отекать, и он делается не в состоянии дойти к своему дому. Так как на пути стоял дом встретившегося ему и насмехавшегося над св. великомучеником друга, то он с величайшим трудом побрел туда и пришедши почувствовал, что болезнь его еще более усилилась. На него напало нечто вроде беснования; язык его онемел, и болезнь казалась смертельною. Однако, через несколько времени он пришел в себя и, полагая, что болезнь приключилась ему ради слов насмешника, сказал: за что я так страдаю? Не ради ли насмешки моего друга? - Тот же, с своей стороны, начал укорять больного и снова насмехаться, и между обоими дело дошло уже до явной ссоры, так что и из мимоходящих многие останавливались и спрашивали о причине ссоры. Больной передал им о своей встрече с другом на пути к св. Артемию и о его кощунстве и, сказав это, тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. Но, о, ужас! Его болезнь мгновенно перешла на кощунника, который и начал кричать: "Увы мне! Горе мне!" Присутствовавшие ужаснулись, видя это, и, прославив Бога и св. угодника, сказали: "праведен суд Божий! Ты бо, еже искал еси, обрел, и прочие тобою да вразумлены будут не вменять в хулу и помех чудеса бывающая от Бога святыми Его угодники."

О, вы, не ужасающиеся относиться с поруганием к великим делам Божием и святых Его угодников! Смотрите, не пришлось бы и вам кричать еще в сей жизни когда-нибудь: увы мне! горе мне! А что этого вы не минуете в будущей жизни, это несомненно; ибо верно слово Божие: горе вам, смеющиеся ныне, как восплачете и возрыдаете. Аминь.

Привязанность к земным благам удаляет человека от Бога
(Из слова о некоем игумене, иже приял дар от Бога бесы изгоняти от человек)

Кто доволен своим состоянием, тот счастлив. Посмотрите, в самом деле, на христианина, хотя и не богатого, но трудолюбивого, честного и довольного своим состоянием. Кто может быть счастливее его? Он радуется тому, что, честно трудясь, тем самым исполняет заповедь Божию, повелевающую нам трудом рук своих снискивать себе пропитание; он с сладостью вкушает честно заработанный им хлеб; он с удовольствием уделяет его неимущим, ибо знает, что жертва его есть жертва приятная Богу. И Господь не оставляет его Своею милостью, даруя ему успехи во всех добрых предприятиях, утешая его миром и любовью между его домашними. Благословение Божие сопутствует подобным людям на всех путях их жизни. - Как жаль, что в настоящее, время редки подобные семейства и немного таких людей! Всюду господствует страсть к наживе, жадность к богатству. Сначала, глядишь, человек мыслит только о том, как бы выбиться из нужды, а потом как бы припасти что-нибудь на черный день; а там, скопил сотню-другую, начинает думать уже о тысячах. И это еще не беда, но худо то, что человек спит и видит все эти тысячи, все о них мечтает, полагая в них главное благо и забывая о вечной жизни. А дьявол уж и тут как тут. Он очень хорошо знает, что для него ничего нет легче разлучить человека с Богом и взять под свою власть, когда у последнего зародилась жадность к земным стяжаниям.

В одном монастыре все братии кормились от труда рук своих. Игумен не принимал от приходящих ни пищи, ни одежды, ни денег, и, как вполне преданный Богу, говорил им: "возьмите свое отсюда и оставьте нас Христу, да Он печется о нас! На осуждение нам послужит то, когда мы, имея возможность кормиться трудами рук своих, будем утешаться от чужих трудов". Пока мыслил и говорил так игумен, до тех пор Бог его любил и власть дана была ему над бесами, и слава о его добродетели далеко шла; но лишь только оставил любовь к нестяжательности, произошло вот что. Слава о добродетельной жизни игумена дошла, наконец, до царя. Последний послал за ним, желая испросить молитв его. Игумен явился, и царь беседовал с ним и многую пользу от него получил и, отпуская, стал давать ему золото. Не устоял старец против соблазна - взял царский дар, и, возвратившись в монастырь, нашел, что всего у него недоставало. И вот начинает он покупать имения, волов, ослов; призывает наемников. А между тем, заботясь о земном, от Бога становится все дальше и дальше и, наконец, теряет и совсем Его благословение. Так, раз, был приведен к нему бесноватый, по обычаю, да изгонит беса. И вот старец говорит: "выйди из создания Божия. - "Нет, уже не послушаю тебя больше", отвечал бес. Почему? спросил игумен. "Потому, сказал враг человеческого рода, что ты стал ныне уже и сам один из близких к нам. Ты и сам ведь, вдавшись в печаль житейскую, забыл Бога и потому не выйду теперь и силы на меня ты не имеешь".

Итак, братие, слыша сие, бойтесь пристрастия к земным благам, не забывайте слово Господне: Никтоже можете двумя господинами работать: либо единого возлюбит, а другого возненавидит: или единого держится, о других же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Аминь.

Добро, которое мы делаем ближним, обращается нам самим во благо
(Из слова о Мусхе десятнике, како сотвори милость со убогою женою и не прикоснулся ей)

Пятая заповедь блаженства: блажены милостивии, яко тии помилованы будут, показывает нам, что желающие блаженства должны быть милостивы. Исполнять сию заповедь можно посредством дел милости телесных и духовных. Дела милости телесной суть: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, навестить больного, странника принять в дом и упокоить и погребать умерших в убожестве. Духовные же дела милости следующие: несведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности; молиться за него Богу, утешить печального не воздавать за зло, которое сделали нам другие; от сердца прощать обиды и отклонять грешника от греха. О сем последнем деле, милости духовной, в соединении с милостью вещественною, я ныне намерен сказать вам несколько слов. Насколько, братие, велико бедствие человека, когда он стоит на пути погибели, настолько же велика и добродетель того, кто спасет погибающего. Такой человек душу свою спасет от смерти и множество грехов своих покроет.

В городе Тире был сборщик податей, по имени Мусх. Он рассказывал следующий случай из своей жизни. Раз, говорит он, поздно вечером, идя по городу, я встретил на пути жену и пригласил ее следовать за собою. Она не отказалась и когда пришла со мной в дом, я предложил ей вкусить со мною пищи. От пищи она отказалась, и я заметил, что отчаяние выражалось на лице её. Немного спустя, она вдруг вскричала; горе мне страннице окаянной, погибшей и душою и телом! Слыша это, я удивился и спросил: что за причина вопля её? Тогда она со слезами рассказала мне, что её муж купец, везший морем товары свои и чужие, потерпел крушение и вот теперь за чужое добро сидит в темнице. Не имея средств, продолжала жена, даже на то, чтобы снести ему кусок хлеба, я предалась отчаянию и решилась грехом снискать ему пропитание. "А сколько, спросил я, должен твой муж? - "Пять литр золота", отвечала она. Тогда я взял золото, дал ей и сказал: "я имею страх Божий: возьми это, выкупи твоего мужа и молись за меня многогрешного". Прошел после того год и затем оклеветали меня перед царем как вора. Вследствие этого, имение мое взято было в казну, а сам я посажен в темницу. В темнице целое лето провел я в одном рубище; и, слыша, что царь хочет казнить меня смертью, потерял всякую надежду на избавление. Однажды, находясь в таком безотрадном состоянии, после горьких слез и рыдания, я заснул, и вижу во сне одолженную мною жену, которая говорит мне: "что с тобою, господин мой, и за что ты страдаешь тут?" Я отвечал, что, оклеветан будучи перед царем, страдаю здесь и здесь же жду себе смерти, "Не хочешь ли", возразила она: "чтобы я просила царя о твоем освобождении?. Я сказал: "да знает ли тебя царь?" Она отвечала: знает. И тем сон мой кончился. Проснувшись, я никак не мог додуматься, что бы такое он значил. На другую же ночь та же жена опять является мне и говорит уже прямо: "не бойся; я тебя отпущу". После этой последней ночи, утром, я позван был, к царю, который, видя меня в жалком положении, сжалился надо мною и сказал: "прощаю тебя". Я поднял на него глаза и, вот, с удивлением вижу около него стоящею жену ту, а она с улыбающимся лицом смотрела на него. За милостью прощения тут же последовали мне и другие милости: имение мое было возвращено; от царя даны богатые подарки и затем всех сборщиков податей я был сделан начальником. После этого счастливого дня, ночью мне опять является та же жена и спрашивает: "узнаешь ли меня?" Я молчал. "Я - та", продолжала она: "с которой ты милость сотворил, выкупивши мужа моего из темницы и тем спасши и меня саму от греха. Вот за эту-то твою милость и тебя я от беды избавила".

Что мне теперь сказать вам в заключение этого повествования? Скажу словами апостола Иакова: "братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5, 19. 20). Аминь.

НОЯБРЬ

С кающимися грешниками должно обращаться кротко
(Из слова о святом Серапионе, како спасе блудницу)

Случается, что на некоторых и из величайших грешников находят минуты глубокого раскаяния: и в эти-то минуты они, не находя в самих себе источника утешения, спешат к ближним, передают им скорбь о грехах своих и просят научить: что им делать? Как спастись? и т.п. - Братие! Если бы к кому-нибудь из вас пришел подобный человек и стал просить у вас помощи, - как бы вы поступили с ним? Не знаю: но только вообще заметить должно, что у иных принято - тех, которые заклеймены именем великих грешников, или вовсе гнать, или уже читать им такие наставления, после которых, в другой раз, они уж и сами к нам ни ногой. А поступать так не следует. Мне кажется, мы много бы поубавили этих великих грешников, если б обращались с ними кротко и снисходительно и возливали на раны их бальзам милосердия.

Однажды преподобный Серапион, пришедши, по нужде, из пустыни в город, увидел блудницу, сжалился над ней и стал усердно просить Бога о её спасении. Молитва его была услышана: блудница пала к ногам его и с воплем сказала ему: Отче будь милостив, куда хочешь, отведи меня, только бы мне спастись; ведь ради этого Сам Господь послал тебя ко мне!" Серапион исполнил её просьбу, взял ее с собою и привел в женский монастырь. Там, поручая ее попечению игумении, он последней сказал: "не накладывай на нее никакого запрещения, но пусть спасается как ей угодно; не трогай её". Что же? благое распоряжение принесло и благие плоды. Чем более грешница видела кротости и любви в других, тем глубже сознавала недостатки собственные, и потому тем скорее старалась загладить их. Немного поживши в монастыре, она сама сначала пожелала вкушать пищу однажды в день, затем через день, затем пожелала уединения и, наконец, - заключает сказание, - тако покаявшись, угоди Господеви и, спасшися, успе о Господе.

Не со словом, посему, обличения сурового, а в духе кротости Евангельской будем обращаться с грешниками кающимися. Чтобы пересадить дерево из дурной почвы в хорошую, не вырывают его зря из дурной почвы, а выкапывают с величайшей осторожностью; иначе и совсем его загубить можно. Так точно, и с грешником кающимся, как с деревом погибающим, но ожить еще могущим, чтобы удобнее пересадить его в вертоград Христов, мы должны обращаться кротко и осторожно. Аминь.

Неправда, что срок запрещений сокращать невозможно
(К прихожанам, живущим среди раскольников - безпоповцев)

Чтобы разлучить вас с Православною Церковью, раскольники, как всем вам известно, употребляют всевозможные козни. Не говоря уже о том, что они из-за одних обрядов и букв, яко бы измененных, по их мнению, против времени св. отцов, сулят вам геенну огненную, - они хулят весь строй нашей Церкви... И в чем - в чем только не упрекают ее! Вот возьмем, хотя бы для примера, обращение её с кающимися грешниками. "Что у вас за церковь?" слышите вы от них: "всем дает причастие! А ведь разве можно грешникам великим давать причастие? Читайте же Номоканон: что говорит он? Того на шесть, иного на десять, а оного и на двадесять лет подобает отлучать от св. Причащения. Вот что написано там!"

Написано-то там, братие, подлинно так: но как вы посмотрите вот хоть бы и на такие вещи: св. Василий Великий отрока, отрекшегося от Христа и продавшего себя демонам, но покаявшегося, только по истечении сорока дней, ввел в церковь и сподобил св. Причащения (Пролог л. 505 на об. и дал. до л. 509). Как согласить это с Номоканоном? - Или как согласить с правилами Номоканона то обстоятельство, что Мария Египетская, едва только оставила греховную жизнь, пошла на Иордан и в церкви Предтечи причастилась Пречистых Таин? (Апр. 1 нов. изд. Пролог л. 1). Но этого мало: как понимать, наконец, те случаи, когда св. отцы не налагали на великих грешников и никаких запрещений. А таковые случаи бывали: вот, например, из жизни св. Серапиона: обративши блудницу ко Христу, "он, сказано, вдаде ю в монастырь женский. И рече ко игумении: прими сестру сию, и не даждь на ню епитимии, но якоже хощет, - не дей ея?

Итак, что же это все значит? Правила Номоканона велят отлучать от причастия великих грешников на нисколько лет, а св. отцы допускают их до св. Причащения, по раскаянии их, чрез несколько дней. Как согласить все это? Согласить будет просто, когда вы примете во внимание, что время запрещений определено св. отцами не безусловно и что священник, смотря по обстоятельствам имеет полное право или сокращать, или увеличивать время епитимий. Так св. Василий Великий в одном из своих правил, именно 84-м, говорит: "не временем судити запрещения, но образом". Какой смысл в этих словах? Тот, по свято - отеческому толкованию, что хотя "запрещения повелена быша якоже и написана суть, не подобает же на время запрещений взирати, но на образ покаяния" (Кормч. ч. 1, л. 247 и на об.). Слышите ли? не подобает на время запрещений взирати, но на образ покаяния!

Что мне сказать после, сего, в заключение, непризванным учителям и обличителям? Лучше бы они сделали, если б касательно исповеди оглянулись на самих себя. Известно, что покаяние от христианина у нас принимает пресвитер законно рукоположенный. А у них кто? Простец от простеца мнится получить прощение! - Мнится, но получает ли? Увы! вотще таковое исповедание. Оно совершается у них вопреки церковным правилам. Так-то вот и всегда: у людей сучек в глазу мы видим, а у себя бревна не чуем. Аминь.

Против лжи
(Слово Евагрия монаха о лживых)

Для того, чтобы избежать вам, братие, столь распространенного ныне греха лжи и говорить одну правду, мы предлагаем вам сегодня выслушать следующее слово Евагрия монаха о лживых.

"Так как я вижу вас", говорит он: "мало заботящимися о хранении уст ваших, то и нахожу нужным сказать вам несколько слов о том, сколь много зла приносит нам ложь. Знайте, что лжец далек от Бога и неугоден Ему, как и говорит слово Божие: всяка лжа от лукавствия есть; и в другом месте: дьявол ложь есть и отец лжи (Иоан. 8, 44). Отсюда ясно, что Бог есть истина, а ложь от дьявола. И это может быть доказано и тем, что Бог Сам называет Себя истиною, когда говорит: Аз есмь путь и истина и живот (Иоан. 14,6). Услышав сие и помышляйте о том - с Кем разлучаетесь вы, говоря ложь, и к кому приближаетесь; и тогда понятно вам будет, что чрез ложь вы удаляетесь от Бога и приближаетесь к дьяволу. При этом размыслите и о том, подлинно ли, искренно ли вы желаете спастись? Если подлинно, то со всяким тщанием и всеми силами вашей души стремитесь любить истину и всячески избегайте неправды, проявляющей себя в мыслях людей, в словах их и вообще и во всей жизни их. Этой-то вот неправды во всех видах её и избегайте; а в прежней лжи принесите раскаяние, и чтобы впредь избегать её, представляйте себе чаще ту истину, которая говорит всем нам о том, что худое дерево доброго плода никогда не принесет".

Все, что сказал вам, братие, Евагрий о лжи, то все сущая правда, ибо лживый подлинно удаляет себя от Бога и подлинно становится близким к дьяволу, как и убеждает нас в этом и само слово Божие. Погубит Господь, говорит оно, вся глаголющая лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь (Пс. 5, 7). Мерзость Господеви устне лживы (Притч. 12, 22). Будем, братие, в виду всего этого, избегать лжи, как губительной язвы; будем бояться лжи, как греха, омрачающего совесть и противного Богу; будем всегда уважать истину непритворно и держаться её крепко, как основы и начала спасения; и будем, наконец, для охранения уст своих от лжи, непрестанно помышлять о том, что Бог дал язык нам для того, чтобы мы говорили только правду и прославляли ею святейшее имя Божие. Господи, положи хранение устам нашим и дверь ограждения о устах наших. Аминь.

Необходимо слушаться пастырей и учителей духовных
(Из слова св. Василия о послушании)

Есть люди, которые, считая себя детьми православной Церкви, не обращают, однако, ни малейшего внимания на внушения, предлагаемые им её пастырями. "К чему", говорят: "нам эти внушения? Дал Бог разум да волю свободную, и руководись ими".

Но вопрос: кто поставил пастырей и учителей церковных? Той, т.е. Бог, говорит Апостол, дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благостники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Еф. 4, 11-12). А если так, то, идя против пастырей и учителей духовных, против кого идут ослушники их? Очевидно, вопреки Того, Кто и дал их. Так оно и действительно. Слушаяй вас, говорит Иисус Христос, Мене слушает: и отметайся вас, Мене отметается (Лук. 10, 16).

Далее: отвергающие долг повиновения пастырям надеются с пользою руководствоваться в деле спасения собственным разумом и волею. Нужно ли доказывать неосновательность подобного суждения? У первого человека разум-то был почище нашего да и воля-то была понаклоннее нашей к добру, но и тогда без послушания погиб он. Что же мы-то сделаем с нашим разумом помраченным, волею более стремящеюся ко злу, нежели к добру? Что мы сделаем одним своим разумом без опытных руководителей, когда страшные враги наши: мир, плоть, и дьявол ежеминутно нападают на нас, - когда видим, что тысячи людей с разумом, необыкновенным, но непокорливым, погибли безвозвратно, что тысячи людей, руководствуясь одним разумом, вместо того, чтобы быть друзьями Церкви, становились её врагами и гонителями? Что же после сего? Есть ли надежда на спасение от одного нашего разума? Очевидно, нет.

Наконец, по поводу строгих, хотя удобоисполнимых, внушений пастырских многие говорят: "нам они не под силу - не можем их исполнить". Но если так, то чего же хотят они? Чтобы царствие Божие даром им далось? Но ведь этому, братие, невозможно быть. Царствие небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Иже Христовы суть плоть распяши со страстями и похотями (Гал. 5, 24) Входите, говорит еще Спаситель, тесными вратами; потому что широкие врата и пространный путь ведут в погибель (Мф. 7, 13). Значит и в этом случай не покоряющиеся пастырям Церкви не оправдываются, и к спасению себя, ссылкою на свои немощи, не приближают.

Итак, братие, повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших (Евр. 13, 17), и аще сидите в повиновении отца духовного, не положите себе устава, глаголя: немощно сотворити сего, или оного. Яко аще не сотворите послушания, суда не убежите (Пролог ноябр. 3. Слово св. Василия о послушании, л. 226). Аминь.

Должно ли сокрушаться о грехах, в которых мы уже исповедались пред священником
(Слово о Епископе, бывшем в пустыне лет тридесять и девять)

Когда мы, братие, принесем пред Богом, при отце духовном, покаяние в содеянных нами грехах и получим разрешение от них и отпущение; то можем ли после, сего совсем забывать об этих, прежде содеянных нами грехах? Можем ли не сокрушаться о них? Можем ли сделать с ними так сказать, окончательный расчет в своей совести? Что ответить на сие? Ответим на это, братие, в ваше назидание, примером следующим. Епископ Сухенского города рассказывает о себе следующее: "когда я, говорит он, был простым монахом, мне захотелось сходить в дальнюю пустыню с целью обрести там человека, особенными подвигами благоугождающего Богу. Долго шел я туда. терпел вар и зной и голод и, наконец, увидел текущий источник воды, стоящую на берегу его хижину и при ней растущую финиковую пальму. Рядом с хижиною стоял старец, весь обросший власами и страшный на вид. Когда он увидел меня, то сначала стал на молитву, а по окончании оной взял меня за руку и стал спрашивать: зачем я пришел к нему, что делается в мире и продолжаются ли гонения на христиан. Дав ответы на вопросы старца, я, в свою очередь, спросил его: "а ты откуда и зачем пришел сюда"? Тогда старец, обливаясь слезами, с рыданием сказал мне: "я был епископом во время гонений на христиан и когда нас, христиан, повели на мучения, я претерпел много мук за Христа, но, наконец, не вытерпел и принёс жертву идолам. Затем я пришел в себя, понял, сколь великое беззаконие совершил, покаялся и решил удалиться сюда, чтобы оплакивать свой грех. И вот тридцать девять лет я пребываю здесь, сокрушаюсь о своем беззаконии и прошу у Бога прощения. Сказав это, старец стал на молитву и молился, как сказано, на "мног час". По окончании молитвы, он подошел ко мне, и я ужаснулся необыкновенному выражению лица его. Старец сказал: "не бойся: Господь послал тебя похоронить тело мое, и Он только теперь простил мне грех мой". "С этими словами, старец скончался, а я послужил погребению тела его".

Этот пример ясно показывает, что и по принесении покаяния, хотя бы и при отце духовном, пред Богом в своих грехах, мы все-таки и после сего не должны забывать о прежних наших грехах, а должны сокрушаться о них и, с мыслию о них, повергать себя в пучину милосердия Божия. Не может быть, чтобы епископ. не вытерпевший мук и принесший вследствие этого жертву идолам, не принес тотчас же по раскаянии исповеди и перед духовником; но, однако, и после сего он тридцать девять лет провел в пустыне и тридцать девять лет оплакивал свой старый грех до самой смерти своей. Так-то вот и мы в покаянии и исповедании своих старых грехов должны проводить всю остальную жизнь нашу. Но, ту истину, что мы всегда должны помнить о своих грехах и сокрушаться о них, ту истину подтверждает нам не один вышеприведенный пример, но и слово еще церковное, в котором духовник говорит исповедавшемуся: "а за прежние грехи каяться не престану". Поэтому, повторяем, и будем всегда памятовать о своих грехах, сокрушаться о них и просить в них у Бога прощения. И когда будем поступать так, тогда Господь без сомнения и окончательно явит нам Свое милосердие и нас грешных введет в пресветлые обители Свои так же, как ввел Давида, каждую ночь орошавшего слезами постелю свою, как ввел Петра, плакавшего о грехе своем "горце" и как, наконец, ввел и разбойника, с креста из глубины души к Нему возопившего; "помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем". Аминь.

Пример терпения и послушания
(Из слова от Патерика о терпении и о послушании)

Чтобы удобнее достигнуть духовного совершенства, прежде и паче всего необходимо иметь терпение и послушание. Есть руководители к небесному отечеству и надобно слушаться их; а чтобы слушаться и исполнять, необходимо иметь терпение. Но, к сожалению этих-то двух добродетелей нам и недостает. А между тем утвердись мы в этих добродетелях, мы постепенно восходили бы от силы в силу и напоследок Бог помог бы нам победить и все препятствия. Некоторые из святых представляют нам в сем случай примеры разительные.

Один из жителей Антиохии пришел к некоторому затворнику и умолял принять его и сделать иноком. Затворник отвечал: "если хочешь, чтобы я принял тебя, поди, сначала продай имение и раздай нищим, и тогда уже приходи сюда". Проситель исполнил предложенное, и возвратился к затворнику. Тогда затворник дал ему новую заповедь - пребыть в молчании. Он и это обещал исполнить и действительно не говорил пять лет. Дивиться начал старец терпению и послушанию инока и вздумал испытать его. "Нет, сказал, мне в тебе, нужды, и потому ступай от меня в монастырь в Египет". А между тем думал: "что он, - начнет говорить или нет? Инок пошел и, однако, по-прежнему не говорил ни слова. Удивляться, наконец, начал и игумен, п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.016 с.)