Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объективные и субъективные предпосылки возникновения социологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. Появилась возможность наблюдать перемены общества, а значит осмысливать. Появились новые социальные группы: буржуазия, пролетариат. У нового правящего класса - у буржуазии - появляется социальный заказ. Она хочет понять, куда стремится общество. Осуществляются промышленные революции. Урбанизация. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина. Объективные причины, вызвавшие в XIX в. появление социологии: 1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими; 2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации. Субъективные причины: 1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов); 2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций. Во время возникновения социологии (середина XIX в.) в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания. Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается основоположником социологии. Конт ставил задачу создать новую науку и назвал ее "позитивная философия". Философия, изучая общество, должна давать конкретные знания об обществе, основанные на наблюдении, экспериментах, - знания, которые можно использовать на практике. Конт считал создание философского позитивизма и социального позитивизма. Социология О. Конта Огюст Конт - французский философ и социолог, считается создателем социологии в современном ее понимании, один из основоположников позитивизма. Социология, по Конту, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Эта мысль вырастает у Конта в целую концепцию, согласно которой индивид является абстракцией, а общество — действительностью, подчиняющейся естественным законам. Объект социологии по Конту - общество в его реальном — настоящем — существовании и состоянии, предмет - общество как реальность в своей целостности и взаимосвязанности, управляемая естественными законами. Общественные явления в отличие от биологических постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования, развиваются во времени. Существенной частью контовской социологии является разработка методов, применимых в исследовании общества. Выступая против умозрительности, с одной стороны, и против крайностей эмпиризма, — с другой, Конт обосновывает применимость в социологии метода наблюдения, а также экспериментального, сравнительного и исторического методов. Считая математику логикой наук, Конт в то же время возражал против чрезмерного повсеместного использования математических методов. Наблюдение, утверждает Конт, является основным исследования в социологии. наблюдениефактов должно было поставить социологию в ранг науки, придать материалу, которым оперирует социолог, характер объективности. Накопление эмпирического материала должно совершаться под руководством теории, иначе социолог не добьется ничего, кроме нагромождения массы изолированных и случайных фактов, которые ни о чем сами по себе не говорят. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Третий метод, применимый и в социологии, — это сравнительный метод, при помощи которого сопоставляется жизнь народов, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития обществ. Для науки могут быть также полезны, по мнению Конта, сравнения обществ животных с человеческим обществом, чтобы показать их сходства и различия. Наконец, можно сравнивать общественное положение различных классов одного и того же общества, однако вывод о степени влияния на них основных фаз развития цивилизации затемняется влиянием общего духа эпохи, который сглаживает различия. Наиболее соответствующим природе социальных явлений, специфическим методом социологии Конт считал исторический метод — метод «исторического сравнения различных последовательных состояний человечества». Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, вторая — законы развития и изменения, социальных систем. Социальная статика — это теория общественного порядка, организации, гармонии. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть понятны только в единстве. «Позитивную теорию общественного прогресса» Конт назвал социальной динамикой. Прогресс, по Конту, означает развитие по восходящей линии, простое развитие, без совершенствования. 6.Эволюционизм Г. Спенсера. Первой и осн заботой Спенсера были эволюционные изменения в соц структурах и институтах.Эволюция,т.е. переход от состояния неопределенности,несвязанности к состоянию относит определенности была для Спенсера универсальным процессом.Социология может стать наукой только тогда,когда она основывается на идее природного,эволюционного закона.Спенсер выдвигает концепцию однолинейного развития человечества.Этапы человеческого прогресса жестко предопределены.Спенсер изобр этот процесс неослабеющим,постоянно присутствующим и неизменным,его нельзя сократить.Но позднее он признает, что хотя эволюция в целом остается уверенной,определенные общества могут не только прогрессировать,но и отступать назад.Соц организм претерпевает изменения пока он не достигнет равновесия с окр условиями,только после этого он сможет продолжить существование без структурных изменений.Спенсер в целом не настаивал на необратимости развития общества по предопределенным этапам.Как и др виды погресса соц прогресс не явл линейным а расходится и распр.Распр по всей земле,человечество обнаруживало иокружения разл характер аи в каждом случае возникала соц жизнь,частично опред влиянием новых условий.Т.о. группы приобретают различия то значит,то незначит.:возникают роды и стереотипы общества.Эволюц теория благодаря вкл в неё факторов застоя и регресса становится более гибкой. Типы обществ Спенсер расположил их в следующем порядке: простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности. Простые общества Спенсер, в свою очередь, разделил на имеющие руководителя, с эпизодически появляющимся руководством, с нестабильным руководством и со стабильным руководством. Общества сложные и двойной сложности также классифицируются с точки зрения сложности их политической организации. Аналогичным образом различные типы обществ были расставлены в зависимости от эволюции характера оседлости — кочевое, полуоседлое и оседлое. Социология марксизма. Родоначальники марксизма - К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс исходят из убеждения, что капитализм является неизбежной формой ранней фазы индустриальной цивилизации, вместе с тем, он не является ее единственной формой. В силу этого, общая концепция марксизма рассматривает капитализм как универсальное, но исторически преходящее социальное образование: он не является вечным порядком, а выступает лишь этапом исторического процесса. В рамках индустриальной цивилизации па смену капитализму должна прийти другая система хозяйствования и социального устройства, которая приведет к исправлению человечества и торжеству справедливости. Вековая тяга людей к идеалам всеобщего равенства направляет поиски основоположников марксизма на изучение нового рабочего движения и создание теории его борьбы за уничтожение капитализма и создание коммунизма. Материальное производство функционирует благодаря деятельности трудящихся масс. Поэтому им принадлежит решающая роль в истории. Революционное движение масс обладает достаточным потенциалом, чтобы уничтожить общества кричащего неравенства и несправедливости, угнетения и эксплуатации. Данный активизм трудящихся масс должно направлять правильными идеями и принципами, соответствующими программами и лозунгами. Выделяется две фазыкоммунистического общества. Первая — это социализм, с которого после победы социалистической революции, с завоеванием рабочим классом политической власти начинает формироваться вторая фаза — коммунистическая формация. Социализм является переходным общественным строем, где «капиталистическая форма общества уничтожена. В нем господствует принцип «от каждого по способности и каждому по труду», обусловливающий формальное равенство и фактическое неравенство членов общества. В процессе построения социализма должны быть достигнуты: господство общественной собственности на орудия и средства производства; коллективный труд; планомерное и пропорциональное развитие материального производства в интересах всех производителей. Ориентиры коммунистического общества. Общественная собственность и коллективный труд, естественным следствием которых является социальное равенство. Обязанность общества (государства) обеспечивать гражданам равные условия экономического, культурного развития и меру социальной защищенности. Общественная собственность обусловливает процесс общечеловеческой эмансипации — стирание классовых и национальных различий. Данное самоосвобождение общества и человечества реализует идеи бесклассового общества, интернационализма и равенства народов. Общественная собственность и коллективный труд обусловливают без рыночную природу хозяйствования, преодолевающую тоталитарное отчуждение людей труда от его социокультурных продуктов. Тем самым формируется основа для реализации коммунистического принципа «от каждого по способности и каждому по потребности». Марксистская модель исторического процесса. Материальное производство->способ производства->производительные силы (средства – орудия труда, ресурсы – люди) и производственные отношения (базис и надстройка).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.170 (0.006 с.) |