Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трехчасовой учебной нагрузке
Современные тенденции в динамике состояния физического здоровья обучающихся вызывают крайнюю тревогу. Инициированный более 15 лет назад поиск действенных форм и средств укрепления здоровья детей и подростков в образовательной среде привел к практически единодушному мнению о приоритетной роли оптимального двигательного режима, как универсального дееспособного средства сглаживания негативных влияний образовательной деятельности. По мнению доктора педагогических наук В.И.Ляха, центральной идеей перестройки физического воспитания в школьных учреждениях является перенос акцента с физической подготовки, телесного развития на формирование культуры здоровья, воспитания здорового образа жизни средствами и методами физической культуры. В связи с этим в образовательной среде необходимо создать условия для более массивного участия средств физической культуры в режиме жизнедеятельности школьника, а это возможно, в частности, за счет расширения часового фонда уроков физической культуры. Более того, дополнительный урок физической культуры должен носить выраженный оздоровительный оттенок, целенаправленно решая задачи не только культуры движения, но и более широкого направления - культуры здоровья. Необходимость введения 3-го часа урока физкультуры продиктовано снижением двигательной активности обучающихся. Объем их двигательной активности, рекомендуемый НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН в соответствии с действующими СанПиНами (2.4.2.1178-02). Данное положение привело к необходимости компенсации дефицита двигательной активности через введение третьего дополнительного часа физической культуры. Цель 3-го урока физкультуры – создание условий для реализации физкультурно-оздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня физической подготовки и уровня сформированности специфических умений по отдельным видам спорта. Поэтому содержание 3-го урока физкультуры может быть направлено не только реализацию общепринятых разделов (легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и т.д.), но и на введение таких вариативных разделов, как хореография, ритмика, фитнес, спортивные и бальные танцы, национальные виды спорта, аквоаэробика, национальные спортивные игры и командные эстафетные игры, адаптивная физкультура, туризм и т.д.[1]
Нормативно-правовыми актами и инструктивно-методическими документами, регламентирующими введение третьего дополнительного урока физической культуры в системе образования, являются: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 2. Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования от 16.07.02 N 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»; 3. Письмо Минобразования РФ от 12.08.2002 г. №13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации»; 4. Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.09.2003 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 5. Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 6. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 7. Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ (с изменениями от 23 июля, 25 декабря 2008 г., 7 мая, 18 июля 2009 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; 8. Распоряжение Правительства РФ от 7.08.2009 г. № 1101-р. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». На основании данных документов каждое общеобразовательное учреждение составляет свою вариативную часть программы третьего дополнительного часа физической культуры в соответствии с материально- технической базой учреждения, специализацией учителей физкультуры, запросов родителей (законных представителей). Общим требованием к организации 3-го часа физкультуры независимо от конкретного содержания является сочетание высокой плотности урока (не менее 30 минут двигательной активности обучающихся) и разумного уровня физических нагрузок.
Содержание программы третьего дополнительного урока физической культуры должно быть основано на принципе вариативности и преемственности между содержанием федерального и регионального компонента физической культуры в части разделов программ, отдельных дидактических единиц (тем занятий). Третий дополнительный урок физической культуры может быть продолжением двух уроков физической культуры федерального компонента базисного учебного плана. Вместе с тем, на основании п.5. ст.14 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в разработке, принятии и реализации образовательных программ. В соответствии с этим педагоги вправе разработать авторскую учебную программу по третьему дополнительному уроку физической культуры, при этом главным требованием является строгий учет обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников. При этом содержание 3-го урока физкультуры оформляется в виде вариативной учебной программы и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.[6] Оценивание учащихся проходит в зачетной (оценочной) форме в зависимости от выбранной модели обучения и регламентируется локальным актом образовательного учреждения. В первом классе, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, физическая культура представлена только двумя уроками. Вместе с тем, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 г. №44, для ликвидации дефицита двигательной активности первоклассников ежедневно в середине учебного дня проводится динамическая пауза продолжительностью в один академический час (см. письмо Минобразования России от 28.04.2003 г. №13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений»). Динамическая пауза организовывается и проводится классными руководителями первых классов. Во 2-11 классах общеобразовательных учреждений третий дополнительный урок физической культуры является учебным предметом, включающимся в учебные планы за счет часов вариативной части учебного плана. Положительным является опыт общеобразовательных учреждений, оборудующих свободные учебные классы под мини-залы для проведений занятий по хореографии, ритмике, фитнесу и т.п. Допускается организация третьего урока физкультуры не в отдельном классе, а в одной параллели классов (распределение обучающихся в учебно-тренировочные группы, сформированные с учетом особенностей развития двигательных качеств, либо на гендерной основе).[9] При организации проведения обязательных уроков физической культуры в объёме не менее трёх часов в неделю на всех ступенях общего образования могут быть использованы следующие формы планирования уроков физической культуры: - планирование четырёх уроков физической культуры в неделю: во 2-й и 3-й четвертях учебного года, т.е. когда появляются условия для проведения занятий на спортивных пришкольных площадках или лесопарковых зонах (лыжная подготовка), при этом в 1-й и 4-й четвертях планируется проведение двух уроков в неделю;
- включение в сетку расписания в течение всего учебного года одного академического урока (45 мин.) и одного сдвоенного (90 мин.), который ставится в расписание последним; - включение всех трёх уроков в сетку расписания, при этом в средней (полной) школе допускается объединение классов с последующим их разделением на группу юношей и девушек. При проектировании проведения обязательных уроков физической культуры в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования целесообразно использовать следующие учебные программы, рекомендованные и допущенные Министерством образования Российской Федерации, предполагающие проведение двух – трех часов физкультуры в неделю (68 – 104 урока в году): 1. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – XI классов. Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2008. 2. Программы общеобразовательных учреждений начальная школа, 1 – 4 классы; основная школа, 5 – 9 классы и средняя (полная) школа, 10 – 11 классы.Авторы А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – М.: Просвещение, 2008. 3. Программа для учащихся специальной медицинской группы (I – XI классы) на основе обязательного минимума содержания образования и минимальных требований к уровню подготовки школьников в области физической культуры. Авторы А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – М.: Дрофа, 2007. Содержание данных программ по физической культуре включает две основные части: базовую и вариативную (дифференцированную). Освоение базовых основ физической культуры обязательно для каждого ученика. Вариативная (дифференцированная) часть программ по физической культуре обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей территории, на которой находится общеобразовательное учреждение. В вариативную часть включать: - зимние виды спорта (лыжная подготовка, «зимний» мини-футбол, коньки, кроссовая подготовка); - физические упражнения оздоровительной направленности; - русские народные игры; - единоборства. Особенностями вариативных учебных программ по физической культуре, рассчитанных на третий дополнительный час преподавания предмета, является то, что: - содержание должно соответствовать государственному стандарту образования и Федеральному базисному учебному плану;
- базовая часть программ способствует освоению основных разделов учебной программы, вариативная - поиску обучающимися себя в двигательной активности; - тематика разделов направлена на реализацию принципа вариативности в выборе вида занятий обучающимися (различные виды спорта, физкультурная или оздоровительная активность) в зависимости от их потребностей и возможностей, специализации и компетенции учителей физкультуры; региональных, национальных и других особенностей среды проживания.[3] При разработке вариативных учебных программ третьего дополнительного часа физической культуры рекомендуемся использование следующих методических пособий: сборник нормативных документов (физическая культура) авторов Э.Д. Днепрова и А.Г. Аркадьева; методическое пособие «Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 классы» Г.И. Погадаева и Б.И. Мишина; Г.И.Погадаев Методическое пособие «Физическая культура. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь образовательного учреждения»; Ф.И. Собянин. Методическое пособие «Физическая культура. Организация и проведение викторин в образовательных учреждениях». – V – XI классы; А.П. Матвеев, А.А. Красников, А.Б. Лагутин Методическое пособие «Физическая культура. Школьные олимпиады. IX – XI классы».[25] Содержание программного материала по физической культуре, рассчитанное на 102 ч в год (3 ч в неделю), складывается из обязательного освоения базовой части (Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И. Лях, А.А. Зданевич) или программа «Физическая культура» 1-11 класс под редакцией А.П. Матвеева) - 68 часов в год (2 часа в неделю) и вариативной части – 34 часа в год (1 час в неделю). При планировании занятий по физической культуре в образовательных учреждениях необходимо составлять вариативную часть программы в зависимости от материально-технической базы школы, специализации учителей физкультуры, потребностей учащихся в физической активности, уровня их двигательной и специальной подготовленности. Резюмируя выше сказанное, мы пришли к следующим выводам: 1. Цель физического воспитания детей школьного возраста можно сформулировать как содействие всестороннему и гармоническому развитию личности на основе использования средств физической культуры. 2. Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение комплекса оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. 3. Необходимость введения 3-го часа урока физкультуры продиктовано снижением двигательной активности обучающихся. 4. Цель 3-го урока физкультуры – создание условий для реализации физкультурно-оздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня физической подготовки и уровня сформированности специфических умений по отдельным видам спорта. Поэтому содержание 3-го урока физкультуры может быть направлено не только реализацию общепринятых разделов (легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и т.д.), но и на введение таких вариативных разделов, как хореография, ритмика, фитнес, спортивные и бальные танцы, национальные виды спорта, аквоаэробика, национальные спортивные игры и командные эстафетные игры, адаптивная физкультура, туризм и т.д.
5. При организации проведения обязательных уроков физической культуры в объёме не менее трёх часов в неделю на всех ступенях общего образования могут быть использованы следующие формы планирования уроков физической культуры: - планирование четырёх уроков физической культуры в неделю: во 2-й и 3-й четвертях учебного года, т.е. когда появляются условия для проведения занятий на спортивных пришкольных площадках или лесопарковых зонах (лыжная подготовка), при этом в 1-й и 4-й четвертях планируется проведение двух уроков в неделю; - включение в сетку расписания в течение всего учебного года одного академического урока (40-45 мин.) и одного сдвоенного (80-90 мин.), который ставится в расписание последним; - включение всех трёх уроков в сетку расписания, при этом в средней (полной) школе допускается объединение классов с последующим их разделением на группу юношей и девушек. 6. Положительным является опыт общеобразовательных учреждений, оборудующих свободные учебные классы под мини-залы для проведений занятий по хореографии, ритмике, фитнесу и т.п. Допускается организация третьего урока физкультуры не в отдельном классе, а в одной параллели классов (распределение обучающихся в учебно-тренировочные группы, сформированные с учетом особенностей развития двигательных качеств, либо на гендерной основе). 7. Содержание программного материала по физической культуре, рассчитанное на 102 ч в год (3 ч в неделю), складывается из обязательного освоения базовой части (Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И. Лях, А.А. Зданевич) или программа «Физическая культура» 1-11 класс под редакцией А.П. Матвеева) - 68 часов в год (2 часа в неделю) и вариативной части – 34 часа в год (1 час в неделю). При планировании занятий по физической культуре в образовательных учреждениях необходимо составлять вариативную часть программы в зависимости от материально-технической базы школы, специализации учителей физкультуры, потребностей учащихся в физической активности, уровня их двигательной и специальной подготовленности.[10]
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.79 (0.027 с.) |