Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете



Россия в своей стратегии национальной безопасности исходит из необходимости обеспечить существование государства на протяжении максимально продолжительного времени. В отличие от США, Россия не навязывает свои ценности остальному миру, не пытается претендовать на роль «мирового экзаменатора» по политическим или экономическим проблемам. Прежде всего Россия сосредоточена на решении внутренних проблем, что принципиально отличает нашу страну от экспансионистского понимания национальной безопасности Соединенными Штатами.
Укрепление российской государственности считается одним из главных способов обеспечения безопасности государства. При этом важнейшим фактором признается развитие страны. Именно через постоянное развитие можно добиться ликвидации основных угроз существованию и процветанию страны. Ставится задача улучшения качества госуправления, развития экономики, повышения обороноспособности. Сохранение суверенитета и противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств являются значимыми целями для РФ.

При этом Россия считает, что сегодня сугубо военные угрозы не так актуальны для ее существования. Это не значит, что они совсем не учитываются. Но гораздо больше внимания на современном этапе уделяется другим проблемам.
Список современных угроз безопасности не ограничивается возможностью втягивания России в глобальный или крупный локальный военный конфликт.

^ Угрозы представляют:
• неэффективность и структурная отсталость отечественной экономики;
• несовершенство организации государственной власти; рост коррупции;
• слабость институтов гражданского общества;
• социальное расслоение и рост поляризации населения;
• нарастание межэтнических противоречий;
• асимметричное развитие различных территорий;
• рост организованной преступности и криминализация общества;
• увеличение масштабов терроризма.
Поэтому развитие страны предполагает:
• диверсификацию экономики и развитие современных постиндустриальных отраслей;
• создание экономики знаний и значительные вложения в человеческий капитал и образование;
• решение проблемы продовольственной безопасности;
• создание для всех граждан возможностей для реализации своих навыков и способностей с адекватной и справедливой оплатой их труда;
• устранение угроз национального и регионального сепаратизма одновременно с отказом от идеи доминирования одного этноса;
• решение проблемы девальвации духовных ценностей, алкоголизации населения, наркомании;
• борьбу с ростом влияния криминальных сообществ;
• повышение качества бюрократии как слоя политических управленцев страной.
Конечным результатом должно стать повышение продолжительности и качества_жизни_в_стране.
В последнее время значимым элементом концепции государственной безопасности становится суверенная демократия. Это означает, что Россия не просто признает такие ценности, как свобода, права человека, частная собственность, выборность и подотчетность народу органов власти, но и считает их неотъемлемо присущими российскому многонациональному народу. Однако принципиальным моментом является то, что органы власти формируются исключительно российской нацией. Тем самым Россия отказывается уступать даже часть своего национального суверенитета в обмен на экономические или технологические преференции или же в ответ на обещание принять Россию в полумифический «клуб подлинных демократий».
Нацеленность России на свое внутреннее развитие, отказ от агрессивной экспансии и навязывания своей модели общественно-политического устройства не означают, что мы не претендуем на участие в разрешении основных вопросов глобальной повестки дня. Россия заявляет о своем намерении способствовать формированию идеологии становления многополярного мира и на этой основе совершенствовать механизмы многостороннего управления международными процессами. Россия пытается развивать работу международных организаций, повышая их эффективность.
Внешняя политика России характеризуется многовекторностью. Россия стремится сохранить прагматичные отношения со всеми мировыми центрами силы — США, Европой, Китаем, исламским миром. Это выражается в политических, экономических и культурно-этнических взаимодействиях. Россия как многонациональная страна готова воспринимать мир в его политическом и культурном многообразии.
Зона особого внимания России — постсоветское пространство. РФ является локомотивом работы многих межгосударственных объединений на территории СНГ. Постепенно расширяется региональное сотрудничество, растет количество специализированных организаций. Скажем, Организация договора о коллективной безопасности является объединением ряда постсоветских стран в сфере обеспечения их взаимодействия прежде всего в военной сфере. Евразийское экономическое сообщество решает проблемы финансовой и экономической интеграции. Постепенно подобные структуры выходят за рамки постсоветского пространства. Ярким примером является Шанхайская организация сотрудничества, куда входит и Китай.
Особая роль России также заключается в неофициальном статусе энергетической сверхдержавы. Это понятие включает в себя пять основных составных частей.

Энергетическая сверхдержава: •стабильно крупнейший производитель углеводородного сырья в мире; •способна поставлять нефть и газ на три крупнейших рынка в мире — Северную Америку, Европу и Юго-Восточную Азию; •влияет на ценообразование на мировом рынке углеводородов; •крупный транзитный узел, через который идет поставка нефти и газа из одних регионов в другие; •владеет активами по добыче, переработке и сбыту нефти и газа не только на своей территории, но и по всему миру.


Россия едва ли не единственная страна, способная удовлетворять всем пяти данным критериям. Задача России — диверсифицировать каналы экспорта нефти и газа и создать за счет этого надежный инструмент реализации национальных интересов. Энергетические ресурсы — это не обуза, от которой Россия должна избавляться, как предлагают некоторые экономисты, а преимущество, которое нужно умело использовать, это не «сырьевое проклятие», а огромный шанс как для развития экономики, так и для повышения уровня безопасности страны.

Министерство промышленности и энергетики РФ оценило долю России в мировых запасах нефти в 10—13%, газа в 32—34%. Западные источники называют более низкие цифры, но также вынуждены признать уникальность наших природных запасов.

Углеводородное сырье нужно для развития всем: и Соединенным Штатам, и Европейскому союзу, и динамично развивающимся Китаю и Индии. Поэтому интерес к российским недрам будет нарастать. Ситуация такова, что без России мировой энергорынок не сможет функционировать. Неспособность увеличить добычу нефти и газа может стать серьезнейшей угрозой нашему суверенитету из-за большого количества желающих «подобывать» за нас углеводороды на нашей территории.

На современном мировом рынке углеводородов можно выделить две доминирующие тенденции. Дело в том, что основные ресурсы углеводородов находятся под контролем национальных государственных корпораций, в то время как переработка и основные рынки сбыта — под контролем транснациональных корпораций с западными акционерами. Отсюда и вполне понятная стратегия поведения на рынке. Крупные транснациональные корпорации всеми способами стремятся нарастить свою ресурсную базу.

Таким образом, задача России заключается в том, чтобы сохранить контроль над добычей нефти и газа на своей территории, но при этом более активно выходить на рынки других стран, осуществляя энергетическую интеграцию как в западном, так и в восточном направлениях.

Тема 3.3. Россия и ее идеология многополярного мира
Слово «полюс» в переводе с латинского означает нечто, диаметрально противоположное другому. Биполярной система мироустройства, на десятилетия установившаяся после Второй мировой войны, представляла собой противостояние не только двух мощнейшие в военном отношении ядерных держав (получившие название сверхдержав) и две относительно сопоставимые по величине национальные экономики (согласно сравнительным расчетам ЦРУ США, ВВП СССР во второй половине 80-х годов составлял примерно половину от американского), но две противоположные социально-экономические системы. Ведущими силами этих систем, или «полюсов», являлись СССР и США, но в каждую из них входили десятки государств, а за другие десятки шла жесткая идеологическая, дипломатическая, экономическая борьба на просторах Азии, Африки и Латинской Америки. Именно социально-экономическая противоположность двух систем и определила суть всего послевоенного биполярного устройства мира.

Многополярность в политике предполагает наличие в мире нескольких крупнейших центров силы, не превосходящих и не распространяющих своё влияние друг на друга. В 1989 году с окончанием холодной войны биполярный мир (США и СССР) сменился многополярным, где нет двух противоборствующих центров и третьего мира, а каждая страна независимо проводит свою внешнюю и внутреннюю политику (в теории).

Для перехода к многополярности, мировым державам необходимо пройти определенный этап, в ходе которого определятся позиции тех или иных стран. Последние тенденции говорят о том, что все большую значимость начинают играть развивающиеся страны, возможно, это смена власти, передача факела, либо это деление мира на несколько сильных экономических и политических центров, которые могут стать некими противовесами друг другу. Однако, так или иначе, странам претендующим на роль лидера, придется задуматься о целях и возможностях для их достижения.

Между тем согласно рейтингу мировых центров силы, где эти центры сравниваются на основе статистических данных, Россия в общем зачете оказалась лишь на седьмом месте, ненамного опередив Бразилию. При этом наша страна развита крайне неравномерно. У нее крепкие позиции в энергетики и военной сфере, относительно неплохи финансовые показатели. По производству товаров Россия оказалась также на седьмом месте. Критерием оценки были показатели оценивающие вклад промышленного производства, сельского хозяйства и сектора услуг в ВВП (по паритету покупательной способности).

В разделе инфраструктура Россия на последнем 10 месте. Проблема инфраструктуры является для России основной. Причем оправдания, что значительная часть России – это тайга и тундра, территории вечной мерзлоты, не выдерживают критики. Ведь как раз в северных и восточных районах сосредоточена львиная доля перспективных месторождений нефти, газа и урана.

По уровню военной мощи Россия разделила с Индией второе место. В демографическом рейтинге нам отдано – седьмое место, на первом как ни странно США. «Сила США в миграции: ее «плавильный котел» продолжает работать на полную мощь, в Америку едут все новые и новые иммигранты», поясняет издание. Так же США занимают Первое место в рейтинге под названием – «Новая экономика», где критериями оценки выступили показатели кол-ва пользователей Интернетом на 1 тыс. чел., экспорта высокотехнологичной продукции и доходы от лицензий и роялти. Здесь Россия на восьмом месте.

Россия не оказалась на последнем месте в основном за счет благоприятной конъюнктуры на мировых рынках, поскольку наша страна является экспортоориентированным государством, экспортируя в основном сырье. Однако за счет этого страдают другие отрасли, находящиеся, по мнению многих экспертов в стагнации. Из-за преобладания в экспорте продукции начальных производственных стадий (топлива, сырья, материалов), а в импорте продукции высокой степени обработки дополнительно (мультипликативно) уменьшались внутренний спрос и соответственно занятость и доходы.

России необходимо искать новые источники роста экономики. Тенденции роста мировых цен на сырье и энергоносители показали, что период благоприятных условий на мировых рынках, для добывающих стран подходит к концу. Единственно возможным вариантом должно стать создание новой промышленной политики, создание инфраструктуры для промышленности, создание благоприятных условий для развития инновационной экономики и многое другое. Для этого уже сейчас необходимо закладывать фундамент в законодательной части, для постепенного освоения и адаптации к предполагаемым нормам и законам.

Страна принимает всё более активное участие в глобализации. Вот пять примеров.

Первый – это огромный прогресс в процессе вступления России в ВТО. Мы надеемся, что это приведет к полной интеграции России в глобальную торговую систему.

Во-вторых, российские компании все активнее занимают средства на мировых рынках капиталов.

В-третьих, прямые иностранные инвестиции в Россию неплохо растут, принося с собой новые капиталы, экспертные знания и технологии.

В-четвёртых, российские компании активно вкладывают деньги за рубежом. И кстати, россияне стали владельцами ряда британских компаний – производителей автомобилей, футбольных команд, других предприятий.

Наконец, роль России как поставщика энергии на главные международные рынки значительно растет и будет расти.

Есть все основания считать, что эти тенденции будут усиливаться. Все это не просто удивительно само по себе – это беспрецедентно в истории России. Исторически так сложилось, что международное экономическое положение России было ее относительной слабостью. Сегодня, впервые в истории, оно обретает растущую силу и уверенность.

Это новая для России ситуация. Это требует нового мышления. Более глубокая интеграция в мировую экономику может принести огромную выгоду России, так же как и другим странам. Это может принести устойчивое развитие, снижение уровня бедности и достойную жизнь. Это открывает огромные возможности для России. Другие государства используют эти возможности, чтобы с помощью глобализации преобразовать свою экономику (например, Китай и Индия).

Но параллельно с этим укрепляется политическое и военно-стратегическое влияние той части света, откуда проникают в мир моды и технологии, где печатается мировая валюта и принимаются основные решения по главным вопросам мировой политики. Мало-помалу Соединенные Штаты Америки начинают забирать себе функции мировой метрополии. И происходит это за счет перераспределения сил. Национальные государства – и на Западе, и на Востоке – на глазах утрачивают свое значение и не могут по отдельности конкурировать с американским гигантом.

Так постепенно они вынуждены уступать суверенитет, т.е. способность полностью распоряжаться своим достоянием и проводить какую угодно внутреннюю политику независимо от внешних сил. Появляется все большее число международных инстанций, которые действуют через голову национальных правительств и администраций. И большинство таких организаций прямо или косвенно завязаны именно на США. Глобализация ведет к утрате реального значения государственного суверенитета всех стран. И державы остаются суверенными лишь на бумаге. В этом состоит основная проблема современной России. Как нам сохранить наш суверенитет перед лицом этого процесса глобализации и американизации?

Национальные государства утрачивают суверенность по объективным причинам. Новые технологии и новые модели организации экономики требуют появления наднациональных организмов. И если США в этом вопросе, безусловно, лидируют, другие страны и даже целые цивилизации все яснее осознают неизбежность такого пути развития и для себя. Впереди всех в этом процессе Европа. И хотя между странами и народами Европы за века совместного проживания на этом небольшом пространстве было немало конфликтов, кровопролитных и жестоких войн, религиозных столкновений, лидеры европейских государств нашли в себе достаточно мужества и прозорливости, чтобы приступить к строительству Единой Европы.

По сути, это прообраз новой империи, куда входят страны и народы, связанные общностью религиозных корней, культуры, истории. На наших глазах возникающая Европейская Империя по мере становления все больше отдаляется от США. Европейский глобализм не претендует на планетарный масштаб. Он обращен только к тем народам, которые живут в границах европейского материка и разделяют общие ценности. Это империя в границах цивилизации.

Об объединении на цивилизационной основе грезит и исламский мир. По пути интеграции идут страны тихоокеанского региона, имеющие некоторые общие черты, и нельзя исключить, что на основе стран АСЕАН мы однажды получим тихоокеанскую империю. Китай, Индия и Япония – сами по себе самодостаточные цивилизации – и с экономической, и с демографической, и со стратегической точек зрения.

Нам нет места в глобальной американской империи, но нам не удастся долго сопротивляться и в формате ресурсного регионального государства. Остается только один выход. Мы должны начать строить свою империю. Эта империя должна быть намного большей, чем границы современной Российской Федерации, но гораздо уже, чем планетарный замах глобалистов. И возможно это только в рамках многополярного мира.

Если эти интеграционные процессы будут развиваться с достаточной скоростью, то на их основе возникнет новая форма суверенитета. Суверенитет империй, а не государств. Многополярный мир, где границы будут пролегать не между государствами, а между цивилизациями. Только такие новые суверенные империи смогут остановить американский глобализм, перевести его в ограниченное русло. США, безусловно, будут оставаться величайшей державой. Первой империей среди других империй.

Но первой – не значит единственной. И хотя у США в такой ситуации не будет какого-то одного симметричного партнера, совокупность мировых полюсов – европейского, тихоокеанского, исламского, китайского, индийского – будет уравновешивать, а то и перевешивать Америку по ряду параметров.

Такой многополярный мир будет основан и не на старых принципах национальных государств, и не на предлагаемой модели единой глобальной империи под эгидой США. Вместо вчерашнего двухполярного мира и сегодняшнего незаконченного однополярного может быть построен многополярный мир.

Только в таком многополярном мире у России есть шанс и сохранить свои суверенитет и идентичность, и остаться включенной в процессы технологической модернизации. Будущая Евразийская Империя сохранит неприкосновенными цивилизационные границы, куда кроме самой Российской Федерации рано или поздно вполне могут войти и большинство стран СНГ, а также близкие к нам православные державы – Сербия, Болгария, возможно, Молдова и даже Румыния на Западе – и некоторые страны Азии, такие, как Монголия и даже Афганистан.

Ведь если этой интеграции не произойдет, если новые империи не будут возникать и сплачиваться, глобальная американская империя включит их по частям, поодиночке в свою орбиту, и никакой консолидированной политики от них ожидать не придется. И у нас в этой многополярной игре есть своя особая миссия.

Россия может стать авангардом в строительстве многополярного мира. Создавая свою империю, нужно помогать другим строить свои империи. Укрепляя и сплачивая свою цивилизацию, поддерживать и всячески поощрять тех, кто укрепляет и сплачивает свои. Наша миссия – стать империей-освободительницей, несущей другим народам и цивилизациям свободу, идентичность, суверенность и справедливый миропорядок. Новый мир.

После августовских событий 2008 г. руководство России осуществило свое самоопределение в глобальной динамике и выступило как подлинный субъект глобальных взаимодействий с учетом ресурсов государственной и цивилизационной истории России. Был введен ряд критериальных и принципиальных положений, подготавливающих коррекцию мирового порядка. Сдвига порядка в лучшую сторону. Один из принципов и критериев принятия глобальных решений – «многополярность». Возникает необходимость понять не только то, что имели в виду руководители и аналитики, комментирующие высказывания наиболее значимых политиков, но и «сущность» того, о чем ведется речь. Не претендуя на соотнесение со всеми политиками и аналитиками, что невозможно в рамках реального обсуждения, выделим в качестве материала лишь некоторые версии.

Логический и методологический анализы обращены, прежде всего, к высшим критериям и вытекающим из них подходам и принципам, а не к полноте объема возникающих мнений.

Объем привлекаемого материала зависит от поставленных конкретных задач. Для нас пока самая важная задача – иметь сущностный образ «многополярности», что предполагает привлечение не только системного, но и, прежде всего, «метасистемного», онтологического подхода, оперирования наиболее абстрактными мыслительными средствами.

Приведем ряд содержательных акцентов, сделанных Д.А. Медведевым в конце августа 2008 года:

Мир должен быть многополярным и однополярность – неприемлема, доминирование недопустимо;

Мироустройство, где все решения принимаются одной страной, неустойчиво и грозит конфликтами. А Россия не хочет конфронтации ни с одной страной и, насколько это будет возможным, будем развивать дружеские отношения со всеми;

Мы будем исходить из безусловного приоритета защиты жизни и достоинства наших граждан, где бы они не находились, защиты предпринимательского сообщества за границей, будем внимательно работать в регионах, где есть наши привилегированные интересы;

В уставе ООН зафиксировано право государства на самооборону, а иногда мы можем использовать и санкции, при необходимости принимать для этого специальные законы, хотя это самый непродуктивный путь.

Тем самым, говорится, что мироустройство, бытие которого порождает конфликты, является неприемлемым и Россия не хочет конфронтацией, конфликтов. Если конфликты появляются вопреки субъективной воле руководителей, управленческих иерархий, то это следствие «естественной» динамики. Здесь принимаются меры всеми, кто считает конфликт отрицательным, ненужным явлением, и способы антиконфликтного поведения, согласования действий – одни.

Между тем, необходимо признать, что концептуальная база, наличие которой подразумевает использование термина «многополярность», остается сырой и не проработанной.

Исходя из этого можно сформулировать очень простое и понятное определение многополярности: «Многополярность – это когда важнейшие решения, касающиеся судеб человечества, принимаются с учетом интересов сторон и могут быть совместимы с интересами разных стран. Должно существовать равновесие. Пусть не очень устойчивое, но имеющее право на существование при определенных условиях, обеспечивающих баланс интересов разных государств».

Однако, как показывает опыт российской дипломатии, американский подход к решению международных вопросов прямо противоречит цели достижения такого равновесия. Поэтому в ситуации, когда навязывание Америкой собственной модели миропорядка приобретает насильственный характер, единственным способом реализации принципа многополярности является конфронтация. Только альтернативная и действенная сила, проявляемая другими государствами, в частности – Россией, способна уравновесить стремление США к безграничному могуществу.

«Необходимо утвердить себя в качестве страны, с которой надо считаться, у которой есть возможности, силы и политическая воля ставить задачи и добиваться их решения», – подытожил свое выступление господин Зотов, с выводами которого трудно не согласиться.

геополитический интеграционный тенденция государство

Выводы
Подведем итоги. Во-первых, многополярный мир – это конфигурация, возникающая в результате разрушения однополярного мира, который выступает переходной формой, унаследованной от холодной войны. Во-вторых, исторические примеры многополярности указывают на то, что она непрочна, и приводит (военным или невоенным образом) к формированию более устойчивого биполярного устройства. В-третьих, многополярный мир не создается несколькими государствами; он формируется естественным образом в случае появления у всех крупных политических игроков потребности в нем. Поэтому заявления о том, что мир должен быть многополярным, – благое пожелание, а расчеты на то, что он будет лучше однополярного, – иллюзия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.03 с.)