Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клинико-психологическая реабилитация пациентов, находящихся в сниженных состояниях сознания ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Методологической основой отечественной нейрореабилитации, наряду с принципами Л.С.Выготского и А.Р.Лурия, является теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина (Гальперин, 1966), применение которой в реабилитации подробно изложено Л.С.Цветковой (1979; 1980), Ж.М.Глозман (1983), Т.В.Ахутиной и Н.М.Пылаевой (1989; 1993), В.М.Шкловского (2009; 2014) и других авторов. Предлагаемые подходы и методы клинико-психологической реабилитации могут быть использованы на всех этапах реабилитации пациентов (Приказ Минздрава России 1705н). В современной когнитивной (клинико-психологической) реабилитации пациентов, находящихся в сниженном состоянии сознания, можно выделить два направления: 1) Психологическая реабилитация психотерапевтическими методами (Maksakova O., Gusarova S., 2010; Гусарова С.Б. и др., 2011, 2014; Быкова В. И. и др., 2012). С учетом отсутствия вербального контакта с пациентами, методы работы основаны на нескольких психотерапевтических подходах, основными из которых являются: · Процессуально-ориентированный подход (Минделл Э., 1999) · Телесно-ориентированный подход (Райх В., 1999), · Соматическая терапия биосинтез (Д.Боаделла, 1987), бодинамический подход (Л.Марчер, 2010), элементы танатотерапии (В. Ю. Баскаков, 2007); Основными задачами психологической работы с пациентом в рамках данных подходов могут быть: ü расширение и углубление уровня контакта пациента с внешним миром, расширение количества и вариативности невербальных сигналов пациента для коммуникации с внешним миром; ü диагностика возможностей невербальной коммуникации; ü нахождение внутренних телесных ресурсов для преодоления трудной ситуации
Медицинский психолог, работающий в данном направлении должен пройти дополнительное образование в том или ином психотерапевтическом направлении.
2) Психостимулотерапия Данный метод основан на представлениях, сложившихся в процессе психиатрических исследований больных, перенесших длительную кому вследствие тяжелого поражения головного мозга (Доброхотова Т. А.,2006; Зайцев О. С., 2012). Путем активной внешней стимуляции, направленной на изменение содержания психической деятельности, возможна активизация функций полушарий мозга. Психостимуляция должна отражать трехвременную структуру психической деятельности, которая осуществляется в настоящее время; отражает прошлый опыт и предопределяет свое будущее содержание.
Задачи психостимуляции: - восстановление навыков осуществления психической деятельности; - оживление накопленных больным знаний, в том числе чувственных (о близких людях, привычных ситуациях, событиях и т.п.) и абстрактных, полученных в процессе учебы и общения с окружающими; -восстановление произвольной психической деятельности, инициативы, активного стремления к завершению действий, поступков, сложной познавательной и психомоторной деятельности значимым результатом в будущем. Все применяющиеся стимулы можно разделить на две группы. Первая — неречевые воздействия, среди которых выделяют тактильные, слуховые, зрительные, эмоциональные и другие стимулы, в качестве которых может выступать и вся окружающая ситуация в целом. Во вторую группу объединены речевые воздействия: обращения к больному, инструкции (просьбы), вопросы, информационные сообщения, разъяснительные и коррекционные беседы.
Приводим пример особенностей клинико-психологической реабилитации в зависимости от этапов восстановления психической деятельности. На этапе вегетативного состояния возможно только пассивное взаимодействие пациента и ухаживающего/специалиста (Закрепина А. В., 2012). Основными задачами на этом этапе являются: ü формирование элементарной аффективной связи, ü активизация генерализованных ответов непроизвольного характера, их упорядочивание в процессе систематических зрительных, слуховых, тактильных воздействий. Основная цель реабилитации на данном этапе – вызвать ориентировочные реакции, которые могут быть реализованы в рамках основных модальностей: - зрительной (слежение за предметом, фигурами и лицами людей и т.д.); - слуховой (поворот головы/глаз/рук в сторону звука); - двигательной (ощупывание, хватание предметов, находящихся в пределах кровати и т.д.).
По мере восстановления уровня сознания осуществляется переход к активно-пассивному взаимодействию ухаживающего/специалиста и больного.
Задачами реабилитационных воздействий являются: ü активизация сенсомоторной координации, ü увеличение частоты и объема ориентировочных реакций и непроизвольных движений в процессе эмоционально-положительного взаимодействия ухаживающего/специалиста. Общей целью работы на этом этапе служит появление четких сенсомоторных координаций в ответ на коррекционные воздействия.
После того, как достигается активное, хотя и непродолжительное взаимодействие с пациентом, осуществляется решение следующих задач: ü закрепление сенсомоторных координаций, ü формирование четких перцептивных действий и комплексов; восстановление потребности к общению с родственниками, интереса к окружающей среде ü включение пациента бытовую ситуацию, ü постепенное восстановление социально бытовых навыков.
Программа психостимулотерапии должна подбираться индивидуально для каждого пациента, проводиться в зависимости от состояния пациента и поставленных междисциплинарной командой реабилитационных целей
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.006 с.) |