Средства и способы учебной деятельности (ЧЕМ и КАК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства и способы учебной деятельности (ЧЕМ и КАК)



Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах.

1) лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.

2) знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.

3) фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

 

 

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими

· репродуктивные,

· проблемно-творческие,

· исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов).

 

Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.

Продукт учебной деятельности, ее результат (Что получили)

 

Продуктом учебной деятельности является

· структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе

· умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики.

· внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.

 

Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.

 

Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это

· либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность,

· либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.

 


Внешняя структура учебной деятельности

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как

· мотивация;

· учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;

· учебные действия;

· контроль, переходящий в самоконтроль;

· оценка, переходящая в самооценку.

 

(мотив – план – исполнение –контроль).

(К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, Д.А. Леонтьев)

 

Компонентный состав структурной организации учебной деятельности
  Учебная ситуация    
Учебная мотивация как совокупность побудителей, включающая познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения   Учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым Решение учебной задачи посредством учебных действий предметных и вспомогательных Контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль Оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку
         

 

Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности.

Основные подходы к исследованию мотивации

 

Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, “в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность” [31, с. 53]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие “мотива” уже понятия “мотивация”, которое “выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности” [64, с. 148].


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.004 с.)