Предмет, метод и структура курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод и структура курса



o Предмет изучения курса

o Экономическая мысль как предмет изучения

o Подходы к ИЭУ

Предмет изучения:

Процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.

Методология - совокупность прогрессивных методов экономического анализа:

• Исторический;

• Индукции;

• Логической абстракции;

• Каузальный;

• Функциональный;

• Системный;

• Математического моделирования и др.

Понятие предмета

o 18 – н.19 в. (А.Смит) – изучение природы и причин богатства народов.

o Конец 19 в. Наука о человеческом поведении, преследующие корыстные цели.

o 20 в. – анализ наиболее эффективных методов хозяйственной деятельности различных субъектов. Микро - и макроэкономика. Всемирный характер.

Экономическая мысль – 3 сферы человеческой деятельности:

o Мир экономики (объект экономической науки)

o Мир науки (методология познания)

o Мир идеологии (цели, установки, критерии выбора тематики исследования)

2 подхода к ИЭУ

o Кумулятивный (от лат. «скопление»), более поздняя теория является улучшением старых неполных знаний.

o Эволюционный (от лат. «развертывание») – новые экономические теории частично дополняют старые, частично отвергают.

 

Тема 2.

Ранние экономические учения

Характерные черты традиционной экономики

Предыстория экономической науки

o Древний Восток, Др. Египет, Двуречье, Индия, Китай, 4-3 тысячелетие до н.э.

o Хозяйственная система – традиционная экономика, переход от первобытного к рабовладельческому обществу.

Экономические взгляды Древней Греции

o Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.). «Ойкономия» (Экономика)

o Платон (428 -348 гг. до н.э.) «Государство», «Законы»

o Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) «Политика», «Никомахова этика»

Предмет исследования

o Хозяйственная жизнь античного общества, традиционное натуральное хозяйство.

o Понятие богатства, его источники.

o Обмен и торговля, их роль в обществе.

o Деньги и их функции.

o Цена товара, пропорции обмена.

o Ростовщичество и ссудный процент.

Древнеримская экономическая наука

o Катон Старший (III – II вв. до н.э.). Вопросы рационального хозяйствования в рамках крупного земледельческого хозяйства (латифундии).

o Братья Гракхи (IIв. до н.э.). Реформы рабовладельческого хозяйства.

o Плиний Старший (I в. н.э.). Причины кризиса аграрного хозяйства Рима, пути решения проблем.

Экономическая мысль феодальной эпохи

o Каноническая доктрина, основа которой – религиозная философия и мораль.

o Анализ экономических и социальных проблем феодального хозяйства.

o Иоанн Златоуст (IV – нач.V вв.)

o Василий Великий (V век)

o Фома (Тома) Аквинский (1226 -1274гг.)

o Осуждение накопления богатства в противовес его расходованию на необходимые блага и помощь нуждающимся

o Деньги как «знак богатства»

o Справедливая цена (стоимость) и обмен

o «Грех ростовщичества» и ссудный процент

 

 

Тема 3.

Экономические учения эпохи становления рыночной экономики

Западная Европа, XV – XVIII вв.

Теоретико-методологические особенности меркантилизма:

o Предмет изучения – проблемы сферы обращения

o Метод – эмпиризм, описание экономических явлений без системного анализа

o Понятия богатства; происхождения, ценности и стоимости денег; экономического роста и путей его повышения

Меркантилизм

o Экономическая теория и политика периода раннего капитализма

o Ранний – конец 15 – сер. 16 в. Теория денежного баланса, увеличение денежного богатства законодательным путем.

o Поздний – 17 в., теория активного торгового баланса Поддержка экспансии торгового капитала, поощрение отечественной мануфактурной промышленности.

Принципы меркантилизма

o Золото и сокровища – выражение сути богатства

o Цель политики – приток в страну золота и серебра

 

 

Теории денег

o Металлическая

o Номиналистическая

o Деньги – всеобщее воплощение общественного богатства.

Представители учения

o Антонио Серра. Идея торгового баланса, условия развития и формы внешней торговли.

o Уильям Стаффорд. Необходимость создания условий для развития отечественной промышленности, торговый протекционизм.

o Томас Ман. Стимулирование посреднической внешней торговли, расширение производства, количественная теория денег.

o А. Монкретьен, Ж.Б.Кольбер. Господдержка экспортного мануфактурного производства, стимулирование внешней торговли.

Меркантилизм в России

o А.Л. Ордин-Нащекин (1605-80)

o Ю.Крижанич (1618-83)

o И.Т.Посошков (1652-1726)

o Проблемы ремесленного и мануфактурного производства, сельского хозяйства; рекомендации мер господдержки, кредитов и заказов; налоговая реформа.

Выводы

o Поверхностные обобщения, непонимание сущности экономических процессов.

o Внимание сфере обращения, а не производства.

o Непонимание природы стоимости и прибыли; источника богатства и прибыли; роли денег.

o Правильное разделение производительного и непроизводительного труда; понимание особенностей денежного обращения

Тема 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.235.24 (0.007 с.)