Эффективность доказательства и основные факторы ее определяющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность доказательства и основные факторы ее определяющие



Принцип комплексного подхода отражает необходимость учета при определении экономической эффективности всех затрат, осуществляемых при исследовании, создании и функционировании СУ, д также возникающих экономических результатов (последствий) создания и использования продукции и предоставляемых услуг (результатов деятельности организации) на всех стадиях жизненного цикла и уровнях управления. Следует учитывать все эффекты, получаемые не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Таким образом, расчет экономического эффекта в результате реализации исследований системного управления необходимо проводить относительно всей хозяйственной системы организации.

Принцип обеспечения минимального воздействия неполноты и недостоверности имеющейся информации означает снижение до возможного минимума отрицательного влияния на принимаемые решения и результаты деятельности хозяйственной системы.

Принцип сопоставимости результатов означает необходимость обеспечения сравнимости достигаемых социальных, экологических, научно-технических и экономических эффектов за счет функционирования СУ по следующим признакам:

• социальные последствия;

• экологические последствия;

• научно-технические последствия;

• объем удовлетворения потребностей разработчиков и изготовителей (продавцов) продукции;

• объем и диапазон (взаимозаменяемости) удовлетворения потребностей потребителей продукции;

• признаваемость и авторитетность сертификатов на СУ и ее подсистемы (в частности на систему У К) и продукцию;

• временной фактор, приведя разновременные эффекты к условиям их соизмеримости и ценности к определенному времени (с учетом инфляции и т.п.);

• неопределенность и риски, связанные с достижением эффектов.

Принцип обязательного учета и анализа затрат на проведение и реализацию результатов исследования очень важен, без его реализации практически невозможно определить эффективность исследования. Основные положения проведения учета и анализа затрат на качество целесообразно регламентировать, например, в методической инструкции.

Помимо перечисленных, следует учитывать ряд других принципов определения эффективности:

• принцип учета фактора времени, который обусловливает обязательность учета изменения эффектов с течением времени, стоимости разновременных результатов и затрат с предпочтением получения более быстрых результатов и поздних затрат, влияния на них инфляции и возможности использования в расчетах нескольких валют;

• принцип учета эффектов, получаемых только от проведенных ^следований, т.е. прошлых или настоящих, а не связанные с ними Результаты и затраты не должны учитываться;

• принцип многоэтапности определения эффективности исследования, означающии необходимость расчета (с различной глубиной) на каждой стадии разработки, внедрения и Реализации мер по УК

• принцип количественный учет влияния неопределенностей и рис»сов при проведении исследования.

 

26. состав и классификация специфических методов исследования систем управления.

Понятие доказательства в практике исследовательской деятельности рассматривается как приведение любых аргументов, подтверждающих некоторое явление. Такими аргументами могут быть факты, проверенные положения, точки зрения признанных авторитетов, результаты эксперимента.

Не все и не всегда можно доказать при помощи фактов, да и не всегда существуют доступные восприятию факты. В этом случае доказываемые положения выводятся из других, достоверность которых полагается установленной. Надежность доказательства определяется фактологией, методологией его построения, формально - логическим следованием. Доказательство - это интеллектуальная операция, состоящая в установлении некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью. В зависимости от характера и особенностей предмета исследования и сложностей его проведения формы доказательства могут быть различными. Существуют доказательства фактологические, опирающиеся на фактический материал в основном, формально-логические, главной опорой которых являются законы формальной логики, экспериментальные - построенные на эксперименте, эмпирические - опирающиеся на осмысленный и обобщенный опыт.

Корректность доказательства определяется его строением. В каждом доказательстве существует три элемента: тезис, аргументы (основания), демонстрация. Тезис - это суждение, истинность и приятие которого устанавливается я доказательстве, аргументы - суждения, из которых выводится тезис, демонстрация - логическая форма связи названных двух элементов, обуславливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.

Существует множество разнообразных приемов и способов доказательства.

1. Доказательство от определения. Оно построено на четком определении ключевых категорий, так. чтобы определения этих категорий не вызывали сомнений относительно их адекватности реальным явлениям и практическому опыту.

2. Доказательство от обратного. Если принимаются аргументы об абсурдности обратного, противоположного доказываемому, то считается, что первоначальное суждение истинно или по крайней мере корректно.

3. Доказательство, построенное на анализе свойств исследуемого объекта.

4. Доказательство по принципу приведения к нелепости, абсурдному. Это прием опровержения допуска истинности, которая оказывается нелепостью.

5. Экспериментальное доказательство. Здесь главная опора - эксперимент и его результаты.

Эффективность доказательства определяется правильным выбором его приемов в соответствии с предметом и характером исследования, особенностями и назначением его результатов.

В обобщенном представлении эффективность доказательства зависит от качества факторов - гносеологических, методологических, социально-логических, риторических. Но наиболее важную роль играют факторы, определяющие содержание доказательства.

Если аргументационная процедура не является логически строгим доказательством, но обеспечивает некоторому суждению определенную степень вероятности, ее называют обоснованием

27. Понятие и общая структура доказательства.

Понятие доказательства в практике исследовательской деятельности рассматривается как приведение любых аргументов, подтверждающих некоторое положение. Такими аргументами могут быть факты, проверенные положения, заключения, точки зрения признанных авторитетов, результаты эксперимента.

Не все и не всегда можно доказать при помощи фактов, да и не всегда существуют доступные восприятию факты. В этом случае доказываемые положения выводятся из других, достоверность которых полагается установленной.

Надежность доказательства определяется аргументацией фактологией, методологией его построения, формально-логическим следованием, готовностью к восприятию аргументов и фактов.

Доказательство — это интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.

В зависимости от характера и особенностей предмета исследования и возможностей его проведения формы доказательства могут быть различными.

Существуют доказательства фактологические, опирающиеся в основном на фактический материал; формально-логические, главной опорой которых являются законы формальной логики; экпериментальные — построенные на эксперименте; эмпирические — опирающиеся на осмысленный и обобщенный опыт (схема 26).

Корректность доказательства определяется его строением. В каждом доказательстве существует три элемента: тезис, аргументы (основания), демонстрация.

Тезис — это суждение, истинность и приятие которого устанавливается в доказательстве; аргументы — суждения, из которых выводится тезис; демонстрация — логическая форма связи названных двух элементов, обусловливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.

28Роль оценивания в исследовании систем управления

Одной из сложных и важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр.

Оценка — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может провести менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.

Оценки могут быть различными. Можно выделить оценки программно-тестовые и экспертные. Первые очень широко используются в настоящее время, когда существует компьютерная техника, открывающая в этом отношении очень большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание первого и второго.

Оценки также разделяются на коллективные и индивидуальные. В практике исследований используются как точные, так и приблизительные оценки. По процессным признакам существуют оценки эпизодические и периодические; по масштабам оцениваемых явлений выделяются оценки общие и локальные; по организации и методикам проведения существуют простые и сложные оценки. Последние всегда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, построении синтетических показателей.

Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении успеха исследования.

Для оценки необходимо:

• выделение объекта и предмета оценки;

• установление критериев оценки и шкалы измерения;

• построение процедуры и системы оценки;

• выбор средств и методов оценки;

• использование результатов оценки.

29. Дедуктивный и индуктивный методы в исследованиях систем управления

Индукция (от лат. inductio — наведение, побуждение) есть формально логическое умозаключение, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему.

Индукция широко применяется в научном исследовании. Обнаруживая сходные признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного класса. Индукция, используемая в научном познании (научная индукция), может реализ...

Эти парные, взаимосвязанные методы исследования занимают несколько особое положение в системе научных методов.Содержанием дедукции как метода исследования является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.

Дедукция (лат. deductio -- выведение) -- вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений (общее), а концом — следствия из посылок, теоремы (частное). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция является основным средством доказательства [5.5]. Роль дедукции в исследовании неуклонно возрастает. Это связано с тем, что наука все чаще сталкивается с такими объектами, которые недоступны чувственному восприятию (микромир, вселенная, прошлое человечества и т.п.). При познании такого рода объектов значительно чаще приходится обращаться к силе мысли, нежели к силе наблюдения или эксперимента. Дедукция незаменима и во всех областях знания, где теоретические положения формируются для описания формальных, а не реальных систем (например, в математике). Дедукция выгодно отличается от других методов исследования тем, что при истинности исходного знания она дает истинное выводное знание.

Под индукцией обычно понимается умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов определенного класса делается вывод о классе в целом. Индукция (лат. inductio — наведение) - умозаключение от частных, единичных фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечнонеобозримой области фактов [5.5]. В более широком смысле слова, индукция — это метод познания как совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к положениям более общим. Следовательно, разница обнаруживается, прежде всего, в прямо противоположной направленности хода мысли. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности и их признаков. Обнаруживая сходные черты у многих предметов определенного класса, мы делаем выводы о том, что эти черты присущи всем предметам данного класса. В индуктивном исследовании центральное место занимают индуктивные умозаключения. Они делятся на следующие основные группы:

полная индукция — это такое умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса. Она дает достоверные выводы, поэтому полная индукция широко используется в качестве доказательства;

неполная индукция — это такое умозаключение, в котором общий вывод получают из посылок, не охватывающих всех предметов класса. Различают три вида неполной индукции:

а) индукция через простое перечисление, или популярная индукция, представляет собой умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на том основании, что среди наблюдаемых фактов не встретилось ни одного, противоречащего обобщению;

б) индукция через отбор фактов осуществляется не на основе первых

попавшихся фактов, а путем отбора их из общей массы по определенному

принципу, уменьшающему вероятность случайных совпадений.

в) научная индукция -- умозаключение, в котором общий вывод обо всех предметах класса делается на основании знания необходимых признаки причинных связей части предметов класса. Научная индукция мо-

давать не только вероятные (как два других вышеизложенных вида

полной индукции), но и достоверные выводы.

Индукция и дедукция теснейшим образом взаимосвязаны и дополняют друг друга. Индуктивное исследование предполагает использование общих теорий, законов, принципов, т.е. включает в себя момент дедукции, и, напротив, дедукция невозможна без общих положений, получаемых индуктивным путем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.026 с.)