Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные классификации трансакционных издержек

Поиск

Наиболее емко охарактеризовал трансакционные издержки Кен­нет Эрроу – нобелевский лауреат по экономике 1972 г. за вклад в общую теорию равновесия и за работы в области теории информации. По его мнению, это издержки «поддержания эконо­мической системы на ходу». Данное определение отражает суть трансакционных издержек, подчеркивает их интегральный харак­тер, но для анализа оно практически бесполезно. Чтобы предста­вить эти издержки в операциональном виде, опишем их наиболее значимые категории и группы.

I. Издержки координации и мотивации (классификация Милгрома -Робертса)

Институты решают проблемы мотивации и координации в условиях неопределенности выбора и ограниченной рациональности агентов, поэтому можно попытаться классифицировать возникающие трансакционные издержки соответственно природе порождаемой ими проблемы. Подобная попытка была сделана Полом Милгромом и Джоном Робертсом. По их классифи­кации, трансакционные издержки делятся на координационные и мотивационные, со­гласно природе связанных с ними институциональных механизмов:

1) Издержки координации — это за­траты, направленные на то, чтобы обе­спечить временное и пространственное соответствие участников трансакции. Такие издержки могут возникать и в рыночных трансакциях, и внутри фир­мы. На рынке издержки координации обусловлены необходимостью опреде­лить цену товара и характеристики по­тенциальных партнеров и свести их воедино. Внутри фирмы, структуры иерархической, издержки координации представляют собой издержки передачи информации по различным уровням фирмы, выработки эффективного плана ее деятельности, доведения этого плана до работников и его последующего осуществления. Кроме того, издержки координации включают в себя альтернативные издержки потерянного времени.

2) Издержки мотивацииэто затраты на обеспечение контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами взаимных обязательств в рамках контракта и пр. Как и издержки координации, они могут возникать и на рынке, и внутри фирмы, что связано с двумя факторами — неполнотой и несовершенством информации, а также оппортунизмом участников взаимодействия. Заметим, что в случае, когда несовершенство информации существенно сни­жает стимулы агентов к вступлению в сделку, приходится создавать дополнительную и (весьма затратную!) стимулирующую инфраструктуру.

II. Издержки ex ante и ex post (классификация Норта - Эггертссона)

Используя классификацию Милгрома — Робертса, можно выделить потенциальные источники трансакционных издержек, но сложно даже качественно оценить сами эти издержки в конкретной сделке. Для этого необходима другая классификация — простая и нагляд­ная классификация Норта — Эггертссона.

В данной классификации выделяются шесть категорий трансакци­онных издержек по мере их возникновения в процессе реали­зации задач хозяйствующего субъекта:

1. издержки поиска информации (search activities)

Существуют четыре основных сферы поиска: 1) приемлемая цена; 2) информация о качестве имеющихся товаров и услуг; 3) информация о «качестве» продавцов; 4) информация о «качестве» покупателей. Затраты, связанные с деятельностью в этих сферах, несут все хозяйствующие субъекты — и индивиды, и фирмы.

Поиск может осуществляться и на открытом анонимном рынке, и через социальные сети, в которые включены агенты. Как в эпоху дефицита товары доставали через знакомых, так и сейчас многие рутины, связанные с поиском, включают в себя использование дружеских связей.

2. издержки ведения переговоров (bargaining activities)

Издержки ведения переговоров включают три ка­тегории.

К первой категории относятся издержки ком­муникации ( затраты на переводчиков, если речь идет об иностранных партнерах, и издержки, связанные с непониманием партнерами друг дру­га из-за различий в бизнес-культуре).

Вторую категорию составляют стратегические издержки (затраты на дорогие приемы, обеды, сопровождение партнера, прибывшего на переговоры, и пр.).

К третьей категории относятся издержки затягивания принятия решений(издержки альтернативные). (Элемент технологии ведения переговоров — сознательное их затягивание с целью вывести партнера из равновесия, психологически переиграть его и в итоге сделать более уступчивым).

3. издержки составления контракта (contract making activities);

Между издержками ведения переговоров и издержками составления контракта граница достаточно условна. К первым относятся издержки, связанные с содержанием заключаемого контракта; ко вторым — издержки, связанные с фиксацией тем или иным способом этого содержания. Но между ними есть одно важное отличие. Если речь идет об издержках ведения переговоров, мы обычно можем оценить, с какими затратами будет связана попытка экономии на этих издержках. Если же речь идет об издержках составления контракта, то последствия контрактной неполно­ты до заключения контракта просчитать практически невозможно. При составлении контракта стороны должны также учитывать, что их позиция по тем или иным вопросам может быть ис­пользована для получения информации, которую стороны добровольно раскрыть не хотели бы.

Согласно статистическим данным, около 3% ВВП США уходит на юристов, и это не удивительно, поскольку в крупных контрактах затраты на юридическую поддержку могут со­ставлять до 10—15% от суммы контракта. Кроме того, к издержкам составления контракта от­носятся расходы на заработную плату сотрудников, которые готовят данный контракт, и их техническое обеспечение (компьютеры, принтеры, бумага и т.д.).

4. издержки мониторинга (monitoring);

На стадии реализации контракта стороны несут определенные, часто весьма значительные, из­держки мониторинга деятельности своих партнеров. Мониторинг, во-первых, дает информацию о действиях партнеров (а также о том, нужно ли требовать компенсаций, штрафов и пр.) и, во-вто­рых, стимулирует добросовестное исполнение контрактных обязательств.

5. издержки принуждения к исполнению контрактов (enforcement);

Участники взаимодействия могут попытаться уклониться от исполнения контрактных обязательств, так как эти обязательства нередко противоречат их сиюминутным интересам. Поэто­му необходимы механизмы принуждения к исполнению контрактов. Форма и эффективность принуждения зависит от вида контрактных отношений.

Существуют два механизма такого принуждения.

Репутационный механизм принуждения. Он основан на заинтересованности фирмы в сохранении хороших отношений с прошлыми, настоящими и будущими партнерами. Солидная репутация помогает ей получить новый заказ, открывает доступ к информации.

Контрактный механизм принуждения. Он основан на формализации взаимных обяза­тельств сторон посредством заключения всеобъемлющих контрактов и привлечения третьей стороны для улаживания конфликтов в случае непредвиденных обстоятельств. Эффективность контрактного контроля зависит от эффективности законодательства и доступности более дешевых альтернативных санкций.

6. издержки защиты от третьих лиц (protection against 3rd parties).

Контракты нуждаются в защите. Угроза вмешательства в их реализацию может исходить как от частных лиц, так и от государства. Необходимость защиты контрактов от государства особен­но важна, когда они нелегальны (например, поставка партии наркотиков) или полулегальны (сделка с сокрытием части доходов с целью минимизации налоговых отчислений). В легаль­ных контрактах издержки защиты от третьих лиц могут быть связаны с охраной от правона­рушителей, и тогда это функция государства. Но даже в таких контрактах нужно соблюдать предосторожности в отношении государства. Отметим, что защититься от него, если оно за­интересовано в экспроприации, очень сложно: с одной стороны, государство обладает срав­нительными преимуществами в осуществлении насилия, а с другой — не уравновешивается сравнимым по силе противодействием.

 

 

III. Классификация трансакцион­ных издержек Норта и Уоллисана основе факторов, обуславливающих возникновение этих издержек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.29.246 (0.009 с.)