Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Достижения и проблемы современной биологии.
Проблема определения жизни. Характеристики живого. Концепции происхождения жизни. Особенности эволюции живых организмов. Уровни организации живого: молекулярно-генетический, организменный, надорганизменный. Учение В. Вернадского о биосфере. Исследования эволюции живого в теории Ч. Дарвина и в синтетической теории биологической эволюции. Уровни биологической эволюции. Причины эволюции биосферы. Роль кризиса в биологической эволюции. Внутренние и внешние кризисы. Отражение в мире живого. Особенности психического отражения.
Тема 10. Антропосоциогенез как фаза универсальной эволюции. Биологические и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Теории антропосоциогенеза. Истоки антропосоциогенеза. Действие механизмов конкуренции и кооперации на стадии антропосоциогенеза. Причины прогресса антропоидов. Эволюция форм отражения как важный фактор антропологической эволюции. Формирование небиологических форм регуляции поведения. Появление первых протоморальных запретов. Процесс формирования языка и роль вербальной коммуникации в процессе становления человечества. Верхнепалеолитический кризис и неолитическая революция. Переход человечества от становления к развитию: от антропосоциогенеза к истории.
Тема 11. История человечества в контексте универсальной эволюции и перспективы развития Интеллекта. Основные подходы к определению социального прогресса. Критерии социального прогресса. Развитие механизмов регуляции общества. Усложнение социальной организации человечества. Эволюция морали. Современный кризис и возможности его преодоления. Условия выживания земной цивилизации. Необходимость баланса между технологическим развитием человечества и его степенью ответственности, его моральными качествами. Понятие Интеллекта. Человек как носитель Интеллекта. Понятие искусственного интеллекта. Перспективы развития Интеллекта во Вселенной и роль человека в этом процессе.
Тема 12. Человек как биосоциальный и космический феномен. Специфика биологической природы человека. Биологическая детерминация человеческой жизни, наследственные и социальные факторы детерминации. Проблема старения. Природа болезни и способы ее преодоления. Валеология как наука о здоровье.
Специфика научного исследования сознания человека. Сознание и мозг. Искусственный интеллект. Современные модели сознания. Сознание и бессознательное. Включенность человека в бытие Вселенной. Влияние космоса на человека. Ноосфера, возможные способы трансформации биосферы в ноосферу.
Тематика семинарских занятий Занятие № 1
Вопрос 1 Параметры образования в контексте кризиса цивилизации. Проблемы и причины кризиса цивилизации (“общества потребления”). Варианты будущего и ответственность человека. Уникальность современного кризиса и практические шаги по “гуманистическому сценарию”. Проблема узкой специализации и потери целостного взгляда на мир. Анализ параметров новой парадигмы образования: фундаментальность и формирование нравственности, ориентация на личность и самообучение. Причины перехода к трёхуровневой системе высшего образования: универсальность, бакалавриат, магистратура. Вопрос 2 Роль курса Концепции современного естествознания в новой парадигме образования. “Краткая история”, “происхождение” дидактических единиц и проблемы курса. Причина и суть проблемы двух культур. Специфика естественнонаучного метода, предмета гуманитарных наук и “проблема сознания”. Этапы эволюции нашей минивселенной и логика изложения содержания курса. Примеры абсурдности разделения науки. Цель и задачи курса. Вопрос 3 Критерии, структура и проблемы научного знания. Роль, особенности и определения современной науки. Характеристика общих критериев научного знания: принципы объективности и общезначимости, “направления” научного метода и ненаучные формы знания, фальсификация или опровержение. Этапы, уровни, формы и методы научного познания. Анализ “проблем науки”: иррационального, демаркации наука-ненаука, научно-технического прогресса и непонимания природы человека, локальности описания мироздания, “отношения с философией”, потери статуса объективности. Вопрос 4 Наука античности: характеристика, дисциплины и представления Аристотеля. Точки зрения по вопросу возникновения науки. Примеры существования преднауки в древних цивилизациях. Причины возникновения науки в Древней Греции, догадки и проблемы древнегреческой натурфилософии. Характеристика античной науки в контексте науки современной: отсутствие эксперимента, критерий истины и антиисторичность. Основные научные дисциплины и представления Аристотеля. Литература
Федорович И.В., Шеболкина Е.П. Естествознание с позиций Универсальной Истории. Сыктывкар, 2001. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций Универсальной истории//Философские науки, №5, 2005, с. 83-91. Федорович И.В. Программа курса “ Универсальная История ” (на базе дисциплины “ Концепции современного естествознания ”)//Философские науки, № 11, 2005, с. 111-123. Федорович И.В. 24. Концепции современного естествознания. Методические указания и планы практических занятий (для студентов гуманитарных факультетов). Издательство Сыктывкарского госуниверситета, 2005, 31 с. (в соавторстве с Дёминым Ф.И.) Учебные пособия по курсу Концепции современного естествознания Садохина А.П., Дубнищевой Т.Я., Карпенкова С.Х., Горелова А.А. и др.
Занятие № 2 Вопрос 1 Принципы классического естествознания. Общая характеристика “первой” научной революции. Философское значение “коперниканской революции”. “Первые” эксперимент, научный прибор и открытия Г. Галилея. Значение математики и принцип относительности. Принципы познания Р. Декарта. Философские принципы И. Ньютона и тезисы его картины мира. Суть принципов корпускулярности и механистического редукционизма, “устранения субъекта” и адекватного познания, детерминизма и обратимости законов. Развитие наук о жизни и первое научное сообщество.
Вопрос 2 Развитие представлений об эволюции. Первые эволюционные гипотезы. Законы эволюции Ж.Б. Ламарка. Суть “дарвиновской революции” в науке и теории естественного отбора, рациональный смысл телеологии. Значение и причины критики теории Ч. Дарвина о происхождении человека. Биогенетический закон и закон периодизации химических элементов. Законы взаимопревращения и сохранения энергии, роста энтропии и теории тепловой смерти Вселенной. Формула Л. Больцмана и смысл энтропии. Суть и варианты решения эволюционного парадокса. Философские концепции эволюции. Идеи развития в науках об обществе.
Вопрос 3 Открытия в естествознании ХIХ-ого и начала ХХ века. Значение открытия геометрии Лобачевского. Теория электромагнитного поля и значение открытия волн. Причины краха гипотез эфира и сложения скоростей. Постулаты и следствия специальной теории относительности. “Распад физики на четыре раздела”. Ключевые открытия конца ХIХ века. Возникновение первых гуманитарных дисциплин.
Вопрос 4 История квантовой теории. Понятие непрерывности и проблема излучения абсолютно чёрного тела. Следствия из формулы М. Планка. Проблемы корпускулярно-волнового дуализма света и планетарной модели атома. Квантовая теория атома и гипотеза о волнах материи. Суть спора Н. Бора и Э. Шрёдингера. Принцип неопределённости и вероятностная модель микромира. Мысленный эксперимент В. Гейзенберга: “проблема наблюдателя” в описании атомных событий. Отправной пункт копенгагенской интерпретации и принцип дополнительности. “Играет ли Бог А. Эйнштейна в кости?” Параметры квантовой теории, изменившие представления о реальности.
Занятие № 3 Вопрос 1 Мир субатомных и виртуальных частиц. “Первые элементарные частицы”. Способы открытия и проблема многообразия микрочастиц. Суть гипотез кварков и бутстрепа. Принцип классификации всех микрочастиц: барионы, лептоны и виртуальные. Природа античастиц и принцип запрета В. Паули. Общая схема действия четырёх сил. Природа гравитации и постулаты общей теории относительности. Природа электромагнитного взаимодействия и теория слабого взаимодействия. Природа и свойства сильных взаимодействий.
Вопрос № 2 Теории, проблемы и перспективы современной физики. Суть теорий суперсилы, струнной, квантового поля, S-матрицы и бутстрэпной гипотезы. Теория имплицитного порядка. Проблемы современной физики: сознание-материя, объединения частных теорий, бесконечностей, многомерности пространства-времени. Проблема единого языка и три варианта возможности создания единой теории. Возможные перспективы развития физики.
Вопрос 3 Примеры, теория и категории синергетики. Общая характеристика постнеклассической науки. Условия эволюции к равновесию со средой. Примеры явлений самоорганизации систем различной природы и их сходства. Основной вопрос синергетики (Г. Хакен). Теория самоорганизации И. Пригожина: свойства диссипативных систем, суть явления бифуркации, понятий аттрактор, странный аттрактор и фрактал. Значение и проблемы синергетики.
Вопрос 4 Законы и векторы Универсальной эволюции (истории). Два варианта объяснения причины эволюции. Примеры законов сохранения. Законы активности и сохранения как причина конкуренции и отбора. Неравновесный аспект сохранения и “смысл” эволюции. Созидание и разрушение как условие эволюции и причина кризисов. Три вектора Универсальной эволюции (истории). Организационные законы У.Р. Эшби и Е.А. Седова. Смысл понятия “демон Максвелла”. Проблема существования “сознания” в неживых объектах. Неживые и живые формы “сознания”. Определение Интеллекта и высшая форма отражения.
Занятие № 4
Вопрос 1 История космологии и нашей-вселенной Выводы современной космологии и периоды её развития. “История стационарной вселенной”. Проблемы модели А.А. Фридмана и открытие Э. Хаббла. Открытие реликтового излучения и проблемы теории Большого взрыва. Суть и проблемы инфляционных моделей. Структуры материи на квантовой лестнице. Характеристика ранних этапов эволюции нашей-вселенной и современной эпохи вещества.
Вопрос 2 Антропный принцип и проблемы современной космологии. Проблема “больших чисел”. Примеры и проблема самосогласованности физических параметров нашей-вселенной. Сильный вариант антропного принципа. Проблемы и суть “пространственного” варианта антропного принципа. Научное решение проблемы возникновения нашей-вселенной. Проблемы будущего Интеллекта в космологических прогнозах и невидимых форм материи.
Вопрос 3 Химическая эволюция: от атомов к биомолекулам. Краткая история, предмет и периоды развития химии. Эволюционные идеи в периодической системе Д.И. Менделеева. Геохимическая стадия эволюции: условия, характеристика и системы. Эмпирические основания эволюции неорганических молекул. Теория эволюционного катализа. Атомы и характеристика типов биомолекул. Уникальность главного органогена. Суть биохимической гипотезы. Абиогенный синтез биомолекул: эксперименты и выводы.
Вопрос 4 Эволюция биомолекул: от РНК к гиперциклам. Проблема начала биогенеза и свойства РНК. Опыты С. Спигельмана и модель этапов доклеточной эволюции. Эмпирические основания модели гиперциклов. Характеристика гиперцикла. Теоретические основания модели гиперцикла. Модель и этапы биомолекулярной эволюции. Основания “перехода” от гиперциклов к клетке.
Занятие № 5 Вопрос 1 Определения, происхождение и этапы эволюции жизни. “Место” и “образы” биологии в естествознании. Определения жизни. Открытие диссиметрии биомолекул. Жизнь как этап космической эволюции. Принцип устойчивого неравновесия. Рост сложности организации и “сознания” как критерии прогресса биосферы. Концепции происхождения жизни. Этапы эволюции прокариотов. Значение и гипотеза появления эукариот. Древо жизни: от проточервей к динозаврам, от млекопитающих к приматам.
Вопрос 2 Уровни организации жизни и методы изучения биологической эволюции. Характеристика молекулярно-генетического уровня биосферы, онтогенеза, популяционно-видового уровня, биогеоценотического (экосистемного), биосферного и ноосферного уровней организации живого. Методы микроэволюции. Критерии, структура вида, типы видообразования. Методы палеонтологии и реконструкция макроэволюции. Методы сравнительной биохимии, морфологические, эмбриологические и этологические методы. Роль методов компьютерного моделирования.
Вопрос 3 Факторы эволюции биосферы. Рациональный смысл телеологии по Дарвину. Причины критики и “уточнения” дарвинизма. Характеристика типов отбора в синтетической теории эволюции. Причины роста биологического разнообразия. Природа и пути преодоления “внутренних” кризисов. Формы биологического прогресса. “Главный” критерий прогресса в мире живого.
Вопрос 4 Природа психики и предпосылки антропосоциогенеза. Формы отражения и “вершина” эволюции биосферы. Эмпирические свидетельства автономности модели мира. Доказательства появления надбиологических потребностей. Смысл орудийной деятельности. Возможности и ограничения психического отражения. Причина дальнейшей эволюции приматов. Биологические и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Причины критики “саванной” гипотезы.
Занятие № 6 Вопрос 1 Антропосоциогенез: история представлений, проблемы и причины прогресса. Первые научные представления о происхождении человека. Человек в системе животного мира. Характеристика ископаемых переходных форм приматы-человек. Подвиды человека разумного. Два вопроса при анализе переходных форм. Антропосоциогенез в контексте общесистемных законов. Суть первого кризиса в антропосоциогенезе. Открытие К. Лоренца и “выход” из кризиса. Определяющие характеристика первобытной психики и тип отношений между стадами. Главные причина прогресса в орудийной деятельности и критерии отбора.
Вопрос 2 Предпосылки и следствия возникновения языка. Когнитивный источник возникновения языка. Модель процесса возникновения языка: совместное действие и доказательства когнитивной репрезентации объективного мира, преодоление “кризиса атомарности”. Характеристика революции в моделировании мира. “Речевая” гипотеза гибели неандертальцев.
Вопрос 3 Историческая эволюция: переход к неолиту и векторы. Определяющая характеристика первобытного сознания. Суть верхнепалеолитического кризиса. Природа неолитической революции. Причина вытеснения нормативного геноцида. Проблемы исторической науки. Векторы прогресса и роль войн в истории. История как прогресс нравственных задач. Суть и загадка “прорастания в осевое время истории”.
Занятие № 7 Вопрос 1 Социальный прогресс: гипотеза техно-гуманитарного баланса. Основания корреляции роста могущества и механизмов саморегулирования. Типы (“двоечники, отличники и троечники”), общая схема развития цивилизаций, дилемма гибель–перестройка. Суть и формула гипотезы техно-гуманитарного баланса: зависимость сила-мудрость-выживание. Схема антропогенных кризисов. “Путь” и примеры выходов из кризисов: “первый” кризис, неолитическая революция, революции осевого времени и промышленная. Социальный прогресс как средство выживания.
Вопрос 2 Современный кризис и условия выживания. Главная угроза современной цивилизации. Анализ эколого-энергетического и медико-генетического аспектов кризиса. Проблема социального нездоровья. Причина и философская ошибка негативного прогноза. Гипотеза о вселенском естественном отборе. Теоретические и эмпирические доказательства существования других цивилизаций. Шансы землян с позиций закона Эшби. Анализ условий выживания (этика ненасилия, экологический императив и критический гуманизм) Параметры экогеософской стратегии выживания (В.А. Зубаков). Практическое выполнение условий выживания.
Вопрос 3 Контуры будущей цивилизации. Варианты будущего цивилизации в космическом масштабе. Причина невозможности “устойчивого развития”. Судьба биологического вида Homo Sapiens. Варианты будущей эволюции человека на Земле (Г. Хакен и Э. Тоффлер). “Движение инженерной мысли” и проблема “человек-компьютер”. Инфосфера как альтернатива модели “они-мы”.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.032 с.) |