Предпосылки формирования информационного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки формирования информационного права



Предпосылки формирования информационного права

I.

1) актуализация информации

2) системообразующий характер – из научной категории перешло в общее использование

3) экономическое значение информатизации (образование ИКТ), преобладание информационного сектора экономики

4) информация превращается в ресурс, имеющий высокое значение в жизни. Информационный ресурс является главным.

II.

1) научно-технические предпосылки – развитие электронно-вычислительных средств.

2) научно-технический прогресс

III. Социальные предпосылки

1) активная роль государства и формирование государственной информационной политики

2) развитие информатизации – удовлетворение информационных потребностей во всех сферах деятельности с помощью компьютерных технологий

3) активное формирование информационного законодательства

4) формирование науки информационное право

Противоречия и проблемы информационного общества (за пределами запретов)

Актуальность информации и социальная группа факторов сформировали условия для возникновения новой отрасли в праве.

Информация как категория в праве и объект права

В реальной жизни информации не существует, информация – обобщенный образ.

Для права важно, чтобы мы в законах определяли конкретные виды и образы информации, а не отдельные категории. Конкретные виды информации являются объектом информации.

Информация – это сведения независимые от формы их предоставления.

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»

Базы данных как объект права

Базы данных – ст. 1261 ГК РФ

Базы данных – совокупность самостоятельных информационных материалов, (группа сведений о субъекте и объекте права; совокупность решений, сгруппированных по отдельным критериям; сведения о ЕГЭ) объекдиненных под определенной целью, систематизированные и сформированные таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены, обработаны и использованы с помощью ЭВМ, в условиях информационной безопасности

1. совокупность массивов информации

2. систематизированность – логическая связанность этих массивов

3. обработка на ЭВМ

4. защита от проникновения

базы данных по ФЗ «о персональных данных»

По Трудовому Кодексу РФ ведутся базы данных трудовых арбитров

ФЗ «О связи» предусматривает базы данных об абонентах

Базы данных в условиях государственного управления

Информационные системы как объект права

Информационные системы – совокупность баз данных, обеспечивающих обработку технических средств и технологий

ФЗ «Об информации» предусматривает:

1. государственные информационные системы

2. муниципальные информационные системы

3. иные информационные системы (смешанного характера)

ФЗ «Об электронной подписи» подразумевает:

1. корпоративные информационные системы

2. информационные системы общего пользования

Информация не является объектом собственности

Корпоративные информационные системы – её участники обязательно определяются законом или ПА (ГАС «Выборы»)

Информационные системы общего пользования – неопределенный круг лиц, все участники не определяются законом (Интернет)

Существуют специальные требования к эксплуатации при соединении с КИС и ИС общего пользования:

1. защита информации

2. постоянный контроль за возможностью доступа к ним

3. устойчивая и бесперебойная работа системы

Условия работы ИС государственного значение

ст. 14 ФЗ «Об информации»

ст. 13 наличие определенного субъекта ИС: собственник, оператор, пользователь

Принципы информационного права

Конституционные принципы (предыдущая лекция)

Отраслевые принципы

1. Принцип баланса интересов в информационной сфере – этот принцип закреплен в п.8 Доктрины «Информационная безопасность в РФ» баланс интересов личности, общества, государства в информационной сфере. В ст.6 ФЗ «О государственной тайне, в частности, это положение закон учитывает при выборе сведений, которые включаются/исключаются в состав государственной тайне. Баланс интересов – уравновешивание интересов личности, общества и государства. Баланс интересов – критерий устойчивости информационной сферы.

В тексте Доктрины описаны все интересы личности, общества и государства. Примеры:

· свобода поиска информации – интерес личности (ст.29 КРФ),

· защита персональных данных – интерес личности (КРФ и ФЗ «О персональных данных»),

· духовное и культурное развитие личности,

o создание условий для общественного согласия – интересы общества

o обеспечение распространения СМИ позитивного содержания – интересы общества

Ø защита конституционного строя и укрепления суверенитета и территориальной целостности РФ – интерес государства

Ø укрепление законности и правопорядка в информационной сфере - интерес государства

Баланс интересов может нарушаться, как со стороны личности, так и со стороны государства (например, издание неправомерных НПА – о гос. тайне)

2. Принцип открытости информации – ст. 3,7 ФЗ «Об информации» - проявляется в свободе доступа к информации. Общедоступной информацией – общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. В ст.8 установлено правило, согласно которому, не может быть ограничен доступ к следующей информации:

§ НПА и вся правовая информация

§ Информация состояния окружающей среды

§ Информация о деятельности государственных органов и ОМУ (за исключением сведений, составляющих государственную тайну)

§ Информация библиотечных, музейных и архивных фондов (за исключением сведений, составляющих личные сведения и государственную тайну)

§ Иная информация, закрытость которой не допускается

Ст. 55 КРФ – ограничение открытости информации назначается только ФЗ

Исключительные случаи:

Нравственность

Здоровье человека

Права и интересы других лиц

Обеспечение обороны страны и безопасности государства (носят исчерпывающий характер)

ФЗ «О доступе к официальной информации», ФЗ «О доступе к судебной информации»

УК РФ, КоАП РФ предусматривает ответственность 13.27, 13.28 КоАП за нарушение к доступу информации, 87, 273 ст. УК РФ – за распространение сведений, составляющих тайну.

3. Принцип достоверности информации – вытекает из природы и сущности информации

Ст. 42 КРФ – защита окружающей среды и человека от загрязнения, достоверная информация об окружающей среде

Ст. 3 ФЗ «Об информации» - право каждого человека на достоверную и своевременно представленную информацию

Ст. 5 ФЗ «О персональных данных» - адекватность информации как соответствие действительности

Ст. 11 Закона «Об обеспечении доступа к оф. информации» - предоставление достоверной информации

4. Принцип технологической обусловленности – вытекает из характера научно-технического прогресса. Прослеживается прямая связь информационного права с технической и технологической средой. Электронное взаимодействие органов власти – концепт, являющийся основой информационного взаимодействия.

Единая система межведомственного взаимодействия Постановление Правительства 8.09.06 г. Что такое технологическое обеспечение информационного взаимодействия – это совокупность информационных сервисов международных стандартов, а также используемые единые технологические решения, единые классификаторы, электронных структур и электронных баз данных

ФЗ «Об электронной подписи»

ФЗ «О связи»

Без терминологии, мы не сможем описать законы в информационной сфере, но они всегда носят технологический характер, т.е. вытекают из негуманитарных наук. Стандарты и технические требования к отдельным объектам информационного характера…

Источники информационного права – нормативные акты, закрепляющие нормы информационного права:

Международные акты – договоры, хартии, декларации.

1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В это Конвенции изложены положения о личности, семейной тайне и иных видах тайн.

2. Окинавская хартия глобального информационного общества 22.06.00 г. – 10 крупнейших стран подписали это соглашение. В хартии содержатся основные положения основных прав и свобод человека в информационном обществе.

3. Декларация принципов информационного общества – подписан в Тунисе на двухэтапном совещании руководителей государств, дополнена в 2005 г.

· Принцип доступа к информации, идеям и знаниям

· Принцип построения информационной и телекоммуникационной структуры (информационное общество носит глобальный характер, построение информационного общества в РФ должно соответствовать международным стандартам)

· Принцип доверия и безопасности при использовании информационных технологий

· Принцип уважения культурной самобытности

4. Конвенция о защите лиц при обработке персональных данных 1970-е годы

5. Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве в области информационных услуг (Подписана Россией в 2001 году) – речь идет об услугах связи, телематических услугах.

6. Конвенция о киберпреступности (конвенция о преступности в сфере информации), Будапешт, 2001 г. (Россия не подписала эту конвенцию) – эта конвенция не гарантирует защиту информации ограниченного доступа. Но в отдельных положениях РФ следует конвенции – сотрудничество в интеграции и объединении норм права регламентирующих ответственность за преступления в информационной сфере, мерах процессуального характера. Отдельные положения Конвенции внедрены в УК РФ (например, ст.2421)

Федеральные законы информационного законодательства:

1. Конституция РФ - содержит фундаментальные правовые положения: конституционные принципы, определяющие информационные права и свободы, а также информационные гарантии в информационной сфере. Все нормы КРФ, содержащие положения информационного характера:

· Основные: ст. 23, 24, 29, 42

· Обеспечивающие: ст. 26, 28, 31, 33, 44

· Гарантирующие: ст. 41, 55, 56, 17 (п.3)

2. ФЗ и подзаконные акты

3. Законы субъектов РФ и подзаконные акты

· Конституции (Уставы) субъектов РФ

· Подзаконные акты – правительственные, администрации – направлены на реализацию права информации

· Нормативные акты органов местного самоуправления (носят локальный характер)

· Нормативные документы организаций и предприятий – инструкции, положения

4. Постановления КС РФ – правовые позиции КС

5. Стандарты, технические правила и условия – это технические нормы – регламентируют организацию построения информационных систем (ФЗ «О техническом регулировании»)

Основные стандарты:

· Национальный стандарт об информационных технологиях (2008 г.)

· Унифицированные системы документации – требования к электронному документу

· Санитарные правила и нормы – СанПин: гигиенические требования персональной электронной техники

6. Административный и технический регламент – содержатся нормы и правового содержания и технического

7. Юридический обычай

Система информационного законодательства:

1. Базовые и специальные законы – общий НП климат деятельности: основные понятия информационной сферы и их определения.

Принципы правового регулирования – ст. 3 ФЗ «Об информации», ФЗ «О персональных данных», ФЗ «Об электронной подписи»

Правовой статус основных субъектов информационных правоотношений – ФЗ «Об информации», ФЗ «О связи»

Общий правовой режим информации –

Базовые законы действуют на информационные правоотношения двуедино – закрепляют общий правовой режим и содержат в себе конкретные правила поведения ФЗ «О информации», ФЗ «О Связи», ФЗ «О Персональных данных», ФЗ «О базах данных», ФЗ «О государственной тайне», ФЗ «О коммерческой тайне» - содержатся нормы прямого действия

2. Специальные законы – закрепляют нормы, которые регулируют правоотношения в области отдельных видов информационной деятельности:

· сфера государственного управления – деятельность по государственной регистрации дактилоскопической информации

· деятельность по обеспечению избирательных процессов – ГАС «Выборы»

· деятельность закон «о кредитных историях», ФЗ «О рекламе», деятельность об организации торгов

· распространение массовой информации Закон РФ «О СМИ»

Функции:

· определение специального правового режима отдельных видов информации

3. Отраслевые законы – отраслевые кодексы (ГК, УК, ТрК, ТК, АПК, ГПК, УПК и т.д.). Отраслевые законы регулируют правоотношения по использованию отраслевых объектов информационного права (часть 4 ГК)

УК РФ – ответственность за совершение преступлений в информационной сфере (глава 28)

ТрК РФ – содержит статьи, определяющий специальный режим персональных данных, ответственность за дисциплинарные правонарушения

КоАП РФ – предусматривает более 100 составов административных правонарушений – защита персональных данных, защита тайны, ответственность за нарушение доступности к информации (официальной и судебной) – глава 13

 

Подзаконные акты – Постановления Правительства, Указы Президента РФ

Постановление «О межведомственном взаимодействии»

Постановление 24.03.11 «О технических требованиях к универсальной электронной карте»

Постановление «О порядке ввода в эксплуатацию ГИС»

реестр ГИС – это специальная информационная система, содержащая сведения о государственных ИС предназначенная для предоставления гос. услуг и использование гос. функций

Указ Президента РФ 17.03.2008 «о мерах по обеспечению информационной безопасности в сетях Интернет»

Постановление от 3.11.1994 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в ФОГВ» (Положение о служебной информации)

 

Тенденции развития информационного законодательства.

Формирование имеет 2 пути:

1. спонтанный - проблема регулирования возникает с движением жизни

2. концептуальный – начинается с написания концепции учеными

Информационное законодательство громоздко и ему нужна систематизация (кодификация):

1. повышенная актуальность

2. практика правоприменения

3. есть сформированный категориальный аппарат

4. научное обоснование

Проблемы:

· пробелы в законодательстве – о праве на информацию, об информационных ресурсах, о базах данных, о реестровой информации, об информационных системах, о служебной тайне, о телекоммуникациях

Предпосылки формирования информационного права

I.

1) актуализация информации

2) системообразующий характер – из научной категории перешло в общее использование

3) экономическое значение информатизации (образование ИКТ), преобладание информационного сектора экономики

4) информация превращается в ресурс, имеющий высокое значение в жизни. Информационный ресурс является главным.

II.

1) научно-технические предпосылки – развитие электронно-вычислительных средств.

2) научно-технический прогресс

III. Социальные предпосылки

1) активная роль государства и формирование государственной информационной политики

2) развитие информатизации – удовлетворение информационных потребностей во всех сферах деятельности с помощью компьютерных технологий

3) активное формирование информационного законодательства

4) формирование науки информационное право

Противоречия и проблемы информационного общества (за пределами запретов)

Актуальность информации и социальная группа факторов сформировали условия для возникновения новой отрасли в праве.

Информация как категория в праве и объект права

В реальной жизни информации не существует, информация – обобщенный образ.

Для права важно, чтобы мы в законах определяли конкретные виды и образы информации, а не отдельные категории. Конкретные виды информации являются объектом информации.

Информация – это сведения независимые от формы их предоставления.

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.053 с.)