Виды творчества. Основные методы инженерного творчества. Виды инженерных задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды творчества. Основные методы инженерного творчества. Виды инженерных задач



Введение

Общие положения

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе. Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.

Сердцевина творчества, пик творческого акта – «озарение», инсайт, когда в сознание проникает, порождается (генерируется) новая идея – научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового.

Одной из них является зоркость в поисках проблем, умение и желание увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного. Это – особая наблюдательность, отличающаяся свежестью взгляда. В основе такого наблюдения лежит вербализация зрительного опыта (или слухового), то есть выражение его с помощью слов или других информационных кодов.

Существенное значение имеет умение, которое можно и нужно тренировать, применять навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой. Необходимо вырабатывать обобщающие стратегии, алгоритмы. Например, в шахматном творчестве этому способствует решение шахматных задач и анализ этюдов. Полезно стремление к поиску аналогий. Например, в техническом творчестве целое направление, называемое «бионикой», покоится на использовании образцов, взятых из живой природы. В мифе о Дедале говорится о его племяннике, который придумал пилу, взяв за образец хребет костистой рыбы.

Аналогия широко распределяет внимание, создает условия для «бокового мышления», способности «думать около», увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Аналогия успешна, когда проблема становится устойчивой целью деятельности, ее доминантой.

Цель, т.е. вопрос задачи, выступает важным фактором отдаленного ассоциирования, установления связи между далекими областями и понятиями. Способность к «сцеплению» понятий и образов важна и необходима для творчества, но она должна быть уравновешена способностью оторвать наблюдаемые факты от привычных ассоциаций. С одной стороны, надо уметь объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже сложившуюся систему знаний, но с другой стороны, уметь избавляться от давления предварительного знания. Это облегчает генерирование новых идей, избавляет от инертности, закостенелости мышления. Инертное, негибкое мышление привыкает к обычному функционированию вещей. Переход к другим возможным функциям для него затруднен. В этом случае полезны упражнения по перечислению возможных способов использования таких обиходных предметов, как молоток, кирпич, банка из под консервов и др.

Для творческого мышления важна способность оторваться от последовательного, логического рассмотрения фактов и соединить элементы мысли в новые целостные образы. Это позволяет увидеть новое в давно привычном. Логическое мышление – инструмент анализа, расчленения поступающей информации по элементам и соединения их в мыслительные цепочки. Такой дискурсивный способ обработки информации определяется работой левого («речевого») полушария головного мозга. Это полушарие управляет правой рукой. Другое, правое полушарие обрабатывает информацию не по частям, а целостно с помощью образов. Оно управляет левой рукой. У каждого человека, как правило, доминирует то или другое полушарие, и люди делятся на «праворуких» и «леворуких». Творчество осуществляется в результате работы обоих полушарий, но «праворукие» склонны и более «пригодны» для логического, аналитического, научного мышления. «Леворукие» успешнее действуют с сфере образного, целостного, художественного мышления. Человеку важно знать, к какому типу мыслительной деятельности он принадлежит. По классификации И.П.Павлова, люди делятся на мыслительный и художественный типы. Зная себя, можно лучше выбрать более успешную сферу творческой деятельности. Когда «левополушарные люди» (мыслительный тип) задумывается над ответом на вопрос, их взор отклоняется вправо, у «правополушарных» – влево. «Правополушарные» лучше воспринимают музыку, в речи для них важно не только значение слов, но особенно интонация.

Путь к решению задачи, как правило, не бывает прямым и однозначным. Приходится выбирать между многими альтернативами. Некоторые психологи вообще сводят творчество к отбору и перебору вариантов. Но в процессе отбора необходим переход от одного поискового «поля» к другому, иногда коренное изменение точки зрения. Здесь вступает в действие принцип обратной связи, позволяющий изменить направление поиска. Творчество складывается из определенного количества циклов, причем каждый последующий предполагает оценку успешности предшествующего. Способность к оценке – чрезвычайно важная способность, позволяющая оценить идею до ее проверки. Среди критериев оценки можно выделить логическую непротиворечивость, соответствие ранее накопленному опыту, а также эстетические критерии изящества, простоты и экономии средств.

Способность к оценке неразрывно связана с центральной творческой способностью – творческой фантазией. Важнейшее значение этой способности состоит в том, что она дает возможность представить будущий результат творческого поиска до окончания деятельности, как бы предвидеть его. Представление ожидаемого результата коренным образом отличает творчество человека от поисковой активности животных, носящей в основном инстинктивный характер.

Кроме способностей важнейшей стороной творчества являются мотивы. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат, необходимо желание и воля. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести «давление обстоятельств», наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти коллег и товарищей, соперников и т.д.

Гораздо большее значение имеют внутренние мотивы, которые, конечно, связаны и с внешними обстоятельствами и проявляются благодаря ним. В основе внутренних мотивов лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды.

Согласно психоанализу, важнейшим мотивом творчества являются неудовлетворенные актуальные желания, которые вызывают напряжение в психике. Например, художники, писатели, поэты стремятся в творчестве решить какую-то личную проблему, уменьшить напряжение внутри психики, преодолеть какой-либо внутренний конфликт. Неудовлетворенность возникает также на почве постоянного стремления к ясности, простоте, упорядоченности, завершенности.

Ведущим мотивом творчества является также стремление к самовыражению, или к самоактуализации, стремление утвердить свою личность, отстоять свое Я. С этим связано также желание некоторых людей действовать наперекор существующему и общепризнанному, тенденция к противоположному, к противопоставлению.

В качестве природного, врожденного, творческое начало в человеке противостоит техническому рационализму, технической деятельности конструирования. Это выпукло проявилось при попытках моделировать творческие процессы на ЭВМ (эвристическое программирование). Выявилось, что сами процессы творчества не могут быть формализованы в виде алгоритма.

Носителем творческого начала, как явления социо-культурного, выступает человеческая личность. Она – свидетельство духовно-личностной природы творчества. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, целостное, неделимое и неповторимое.

В концентрированном виде творческое начало присутствует в художественном, научном и техническом творчестве. Здесь творческая деятельность выходит за рамки профессии и становится призванием, нередко идеалом жизни и судьбой. Успехи и неудачи становятся здесь главными событиями жизни. В творчестве человек бывает как бы «больше самого себя». Чем крупнее творец, тем отчетливее проявляются в его творчестве общечеловеческие, общекультурные задачи и проблемы.

Виды творчества

Творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. Существуют разные виды творчества:

· производственно-техническое

· изобретательское

· научное

· политическое

· организаторское

· философское

· художественное

· мифологическое

· религиозное

· повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Вид творчества Функция (цель) Объект (результат)
Художественное творчество Создание новых эмоций произведения (искусства)
Научное творчество Создание новых знаний Теории, открытия, изобретения
Техническое творчество Создание новых средств труда Процессы, Механизмы

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Методы творчества

1. Эвристические методы технического творчества, основанные на использовании достаточно четко описанных методик и правил поиска новых технических решений. Эти методы начали разрабатывать еще с древних времен (Сократ, Архимед); особое внимание им уделили выдающиеся ученые XVII—XVIII вв. Ф. Бэкон, Р. Декарт и Г. Лейбниц. Начиная с 40-х гг. нашего столетия резко возросли исследования и разработки по созданию и применению эвристических методов, методик, приемов, принципов, правил и т. п. В настоящее время известно более 100 эвристических методов, методик, подходов и их модификаций.

2. Компьютерные методы поискового конструирования (алгоритмические), основанные на использовании ЭВМ в решении творческих инженерных задач. Эти методы начали разрабатывать и применять в 60-х годах. В настоящее время известны десятки различных подходов и методов поискового конструирования. Обзор эвристических и компьютерных методов ИТ достаточно широко освещен в литературе. Принимая во внимание довольно большое разнообразие методов ИТ и то, что их число продолжает расти (в силу молодости самой дисциплины), зададимся вопросом: Какому методу или каким методам рекомендуется в первую очередь обучать? Как считают опытные педагоги и методисты, нецелесообразно обучать какому-либо одному методу или стараться освоить все имеющиеся подходы и методы. Студент или специалист на первом этапе или на первой ступени овладения методами ИТ должен научиться свободно пользоваться небольшим набором из трех — пяти методов. Дальнейшее повышение эффективности деятельности творчески работающего инженера связано с приобретением собственного опыта и расширением набора используемых методов и систем методов решения творческих инженерных задач.Какие принципиальные отличия имеют эвристические методы технического творчества и методы поискового конструирования? В 1977 г. было проведено условное разделение между эвристическими и компьютерными методами (с помощью первых решают задачи технического творчества, с помощью вторых — задачи поискового конструирования). К задачам технического творчества были традиционно отнесены такие, при которых человек решает поставленную задачу способом «проб и ошибок» или с помощью эвристических методов без использования ЭВМ. К задачам поискового конструирования отнесены такие творческие инженерные задачи, которые человек решает с использованием ЭВМ.

Объекты проектирования

Объектами технического проектирования являются изделия и процессы их изготовления.

По ГОСТ 2.101-63 «ЕСКД. Виды изделий» изделием называется любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии.

Стандарт различает следующие виды изделий:

Деталь – изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.

Деталь состоит из отдельных элементов – поверхностей, линий, точек, имеющих свое функциональное, конструктивное или технологическое назначение.

Сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии- изготовителе. Составными частями сборочной единицы могут быть как детали, так и другие сборочные единицы, собранные предварительно.

Комплекс – две или более сборочные единицы, не соединенные на предприятии - изготовителе, но предназначенные для выполнения общей функции, установленной для всего комплекса.

Комплект – два и более изделия, предназначенные для выполнения вспомогательных функций.

Стандарт различает также изделия покупные, т.е. те, которые на предприятии не изготавливаются и на сборку поступают в готовом виде.

Под конструкцией изделия следует понимать совокупность отличительных признаков, определяемую материалом, формой, размерами и точностью изделия и его составных частей.

Изделие, конструкция которого (т.е. форма, размеры, точность и материал) полностью выполнены по нормам стандарта, называется стандартным. Остальные изделия, в том числе и те, конструкция которых состоит из стандартных элементов, но не определена стандартом полностью, или же имеет хоть одно отклонение от стандарта (например, по точности, по покрытию), называются оригинальными.

Изделия одной конструкции, неоднократно примененные или заимствованные (исключая выполненные по государственным и отраслевым стандартам), относят к унифицированным.

Вид изделия накладывает определенный отпечаток на процесс проектирования. Так, стандартные изделия и сконструированные ранее унифицированные подбираются и входят в конструкцию изделия более высокого порядка (сборочных единиц) без каких либо изменений. Изделия оригинальные, в том числе детали, требуют подробного подетального и поэлементного проектирования.

Рисунок 2

Конструирование начинается с расчётов параметров деталей и узлов. Затем производится эскизирование по полученным в расчётах размерам. Уточняются формы и размеры деталей, чтобы обеспечить их совместимость на чертеже. Затем по полученным на чертеже размерам проводят проверочные расчёты. Если результат получается неудовлетворительным, изменяют параметры на чертеже, сохраняя совместимость деталей и принцип работы. По новым полученным параметрам повторяют проверочные расчёты. Процесс повторяется до получения удовлетворительного результата. Иногда приходится повторять эти две операции многократно (см. рис.2)

Этапы проектирования

· ЗЗ (заказ, заявка) – заказчик определяет задание на проектирование, определяет потребности потребителей.

· ТЗ (техническое задание) – составляет заказчик вместе с исполнителем проекта.

· ТП (техническое предложение) – на этом этапе проводят проверку патентной чистоты.

· ЭП (эскизный проект) – выбирается альтернативный вариант проекта и чертятся его наброски.

· ТП (технический проект) – происходит детальное проектирование объекта.

· РД (рабочая документация) – это документация для исполнителя проекта, необходимая для полного описания чертежей и разных схем.

Расчёты при проектировании необходимы для того, чтобы предварительно оценить будет ли работоспособен проектируемый прибор. Для этого сравнивается суммарная погрешность прибора с допустимой:

∆∑ ≤ [∆]

∆∑= ∆и + ∆м +∆у + ∆оп

где ∆и - инструментальная погрешность;

∆м - погрешность метода;

∆у - погрешность условий;

∆оп - субъективная погрешность или погрешность оператора.

* – знак комплексирования погрешностей.

Важно определить инструментальную составляющую погрешности, т.к. она является важной составляющей в расчётах при проектировании. Проверочные расчёты в процессе проектирования помогают изменить конструкцию прибора.

Рисунок 3

Устройства и элементы конструкции

Контрольные приспособления включают:

1. устройство для фиксации деталей:

- базирующие элементы (БЭ) (см. рис.4)

Рисунок 4

- фиксирующие элементы (ФЭ) (см. рис.5)

Рисунок 5

- регулирующие устройства фиксирующих элементов (РУ ФЭ)

- устройство образцовых перемещений (УОП)

2. измерительное устройство:

- чувствительный элемент (ЧЭ),

- первичный измерительный преобразователь (ПИП),

- промежуточный преобразователь измерительной информации (ПРПИИ),

- устройство отображения измерительной информации (УОИИ),

В индикаторе совмещены все вышеуказанные элементы.

3. устройство фиксации измерительного устройства (УФУИ):

- фиксирующий элемент (ФЭ),

- устройство вспомогательных перемещений (УВП)

Рисунок 6 - Двухкоординатное устройство

- приводные устройства вспомогательных перемещений (ПУВП)

4. объединяющие элементы (ОЭ) (см. рис.7):

- стойки

- корпусы

- плиты

- кронштейны

Рисунок 7

Данное изделие состоит из:

1 – станина (ОУ);

2,10 – направляющая (УВП);

3 – базирующее устройство (БЭ);

4,8 – стойка (ОЭ);

5 – фиксирующее устройство (ФЭ);

6 – индикатор;

7 – кронштейн (ФЭ);

9,11 – приводные устройства вспомогательных перемещений (ПУВП).

 

Выполнение схем

Виды схем. По ГОСТ 2.102-68 «ЕСКД. Виды и комплект­ность конструкторских документов» схема - документ, на кото­ром показаны в виде условных изображений составные части из­делия и связи между ними.

Схема выполняется на все изделие, даже если проектом пре­дусматривается разработка только его части и служит основой для описания в пояснительной записке принципов работы изделия. Для расчетов разрабатываются схемы составных частей изделия.

В зависимости от вида элементов, входящих в состав изделия, по ГОСТ 2.701 — 84 «ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Общие требова­ния к выполнению» схемы подразделяются на электрические, гид­равлические, пневматические, кинематические, оптические. Схемы могут быть также комбинированными, например, электропневма­тические, электрокинематические и т.п.

В конструкторской части проекта, как правило, содержится задание на разработку кинематической схемы, однако может быть предусмотрена разработка любого вида схемы.

В зависимости от основного назначения согласно стандарту схемы подразделяются на структурные, функциональные, принци­пиальные, соединений и подключений.

Общие требования к выполнению схем. Схемы выполняются без соблюдения масштаба, компактно, по ГОСТ 2.701-84. Формат листа по ГОСТ 2,301-68 выбирается в зависимости от количества элементов схемы и их рационального расположения.

Элементы схемы изображаются в соответствии с установленны­ми на них стандартами графическими обозначениями (символа­ми). Элементы, обозначения которых стандартом не предусмотре­ны, изображаются произвольно, но достаточно наглядно, в виде контура изображаемого элемента и снабжаются надписью с указа­нием вида элемента или его наименования.

При необходимости, на схеме допускается показывать элемен­ты схем другого вида (например, на кинематической схеме — гидро­цилиндры, электрические элементы, на оптической — элементы кинематические), если они непосредственно влияют на работу схемы этого вида. Можно также изображать элементы, не входящие в состав изделия, но необходимые для понимания его работы. Указанные эле­менты ограничиваются условной штрихпунктирной линией.

Элементы, составляющие функциональные группы, допуска­ется выделять штрихпунктирными линиями с указанием наиме­нований или назначения группы. Для наглядности и уяснения расположения элементов схемы разрешается вписывать ее в кон­тур изделия.

На схемах помещаются технические данные (наименования, обозначения, характеристики) элементов и групп, а также тексто­вые указания и пояснения, необходимые, в частности, для описания работы изделия и расчетов.

Схемы снабжаются основной надписью по форме 1 (первый лист) и 2а (последующие листы) по ГОСТ 2.104 — 68.

Так как схема не является основным документом, в графе кроме наименования изделия проставляется наименование доку­мента. Например, «Прибор для контроля параллельности. Схема», «Шпиндельная насадка. Схема».

Обозначение схемы в графах 2 и 26 основной надписи состо­ит из обозначения изделия (шифра проекта) и шифра схемы.

Стандарт предусматривает следующее обозначение схемы. Бук­венный знак: для кинематической схемы — К, электрической — Э, пневматической — П, гидравлической — Г, оптической — Л, комби­нированной — С; цифровое обозначение: для структурной — 1, функциональной — 2, принципиальной — 3.

Так, например, при шифре изделия (проекта) «13.91.320.100» обозначение схемы: «13.91.320.100 СЗ»— схема комбинированная принципиальная, «13.91.320.100 Э2» — схема электрическая фун­кциональная.

Правила выполнения каждого вида схемы оговорены соответ­ствующими стандартами: ГОСТ 2.702-75 «ЕСКД. Правила выполне­ния электрических схем», ГОСТ 2.703-68 «ЕСКД. Правила выполне­ния кинематических схем», ГОСТ 2.704-76 «ЕСКД. Правила выполнения гидравлических и пневматических схем», ГОСТ 2.412-84 «ЕСКД. Правила выполнения чертежей и схем оптических изделий».

 

 

Общие положения, методики, способы обучения, негативные последствия

Эвристические методы – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.

Чтобы раскрыть существо этого понятия, необходимо иметь в виду, что сам термин «эвристический» применим к явлениям двоякого рода. Во-первых, можно рассмотреть как эвристическую деятельность человека, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачи, во-вторых, эвристическими можно считать и специфические приемы, которые человек сформировал у себя в ходе решения одних задач и более или менее сознательно переносит на решение других задач.

К эвристическим следует причислить методы, не имеющие предписывающего значения, как в случае с использованием алгоритмических методов. Характерным свойством эвристических методов является их ориентация на объяснение и понимание происходящих событий. В силу этого обстоятельства необходимость в применении эвристических методов приходится на ранние этапы в динамике научно-исследовательского цикла, тогда как сфера действия алгоритмических методов охватывает его заключительные этапы. Эвристический метод позволяет предоставить больше самостоятельности и творческого поиска.

Метод «мозгового штурма»

Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном. Эвристический диалог «мозговой атаки» базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей. Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток.

Метод инверсии

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта. Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т.д.

Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Его недостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.

В первоначальной схеме автомата аналога рабочий орган 1 представленный на рисунке 8.а, перемещался с помощью поршня 2, помещенного в не­подвижный пневмоцилиндр 3. Если поступить наоборот — сделать поршень неподвижным, а цилиндр подвижным, то как видно из рисунке 8. б, продольный габарит привода значительно уменьшится.

 

Рисунок 8- Пример применения принципа инверсии

Фантазия

"Фантазия (воображение) - необходимый компонент творческой деятельности, психологическое содержание которого состоит в построении образа или психической модели конечного или промежуточного продуктов деятельности. По своему значению понятие фантазия совпадает с понятием воображения".

"Воображение (фантазия) - психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности. Деятельность воображения основана на использовании имеющегося у человека чувственного опыта. Материалом В. служат образы памяти, а также образы наличных восприятий". В качестве исходных компонент для фантазии могут служить любые объективные данные человеческого опыта - виденные, услышанные, прочтенные. Формально, приведенные определения достаточно полны для ответа на вопрос "что такое фантазия". Поэтому следует ограничить их для области технического творчества. Отличительная особенность технического творчества состоит в том, что его результаты должны быть реализуемы. Можно вообразить квадратный круг, вечный двигатель - но в технике - их надо иметь возможность построить. Вторая особенность технического творчества или тенденция в развитии техники - это воспроизводимость результатов. Для правильного движения техники требуется управляемость фантазией, возможность уверенно получать результаты её применения.

От чего зависит реализуемость того, что найдено фантазией? Компоненты чувственного опыта фантазирующего могут быть как реальны, так и нереальны. Результаты фантазирования, в свою очередь, также. Следовательно, реализуемость результата прямо не следует из того или иного опыта, использованного при фантазировании. Следовательно, решающим является сам процесс, способ фантазирования.

Можно прийти к выводу, что как для решения вопроса об управляемости фантазией, так и для решения вопроса о применимости фантазирования в техническом творчестве, следует иметь модель процесса фантазирования. Эта модель должна быть проверяема, следствия из этой модели должны давать возможность усиливать либо ослаблять фантазию. Для того чтобы выводы модели могли быть оценены, следует уметь измерять силу фантазии. Мера должна быть встроена в модель.

Некоторые факты об измерении и оценке силы фантазии

В психологии - тесты Роршаха. Минус тестов - их интерпретация субъективна.

Содержательная донаучная оценка. Лишен фантазии тот, кто "видит только то, что видит", - это нулевая фантазия. Максимум фантазии - известный из китайской мифологии белый дракон, который изображается чистым белым листом бумаги. Этот образ, пожалуй, сильней, чем образ Протея. Оба образа фактически - попытка изобразить всякий возможный образ, и, следует сказать, - попытка удачная. Суть её в том, что там, где даны все возможности, может быть реализована каждая. От этой идеи отталкивается представление о фантазии как о дополнении к отбору (характеризующему интеллект).

Вероятностная модель интеллекта по Эшби

Эшби исходит из того, что интеллект - это способность решать задачи, а все ответы, как отмечается, содержатся в случайной последовательности, если она достаточно длинна. Интеллект определяется как выбор, селекция из такой последовательности. По существу, отмечает Эшби, наше восхищение продуктивностью гения направлено неверно. Ничего легче нет, чем создание новых идей: при соответствующем истолковании калейдоскоп, внутренности овцы или шумовая лампа будут создавать их изобилии. В гении замечательно умение отсеивать возможности.

Воспроизводимость фантазирования

На основе модели Эшби, используя методы психологического снятия границ допустимого, можно увеличить (статистически) продуктивность фантазирования, однако, получение сильных результатов не гарантируется. Очевидно, для получения гарантированных результатов, требуются целенаправленные методики нахождения новых комбинаций известных образов. Сформулируем в явном виде предположение, которое как будто подтверждается некоторыми психологами, и имеет правдоподобность:

а) Существуют минимальные операции по комбинированию образов (непосредственно выполняемые в одном акте фантазирования).

б) Всякий результат фантазии может быть представлен как последовательность минимальных преобразований, указанных в пункте а).

Если бы операции п. а) были бы операциями над знаками, предположение пунктов а), б) вело бы к тому, что фантазии являются выводами в некотором исчислении и, может быть, результатами работы алгоритмов.

 

Действительно, исчисление и алгоритм, будучи примененными к некоторым актам научного характера, способны дать неожиданные, и даже невероятные, с точки зрения здравого смысла, образы. Однако, как уже отмечено, область действия этих механизмов ограничена. Другая особенность этих механизмов, в особенности алгоритмов, - их объективированность, отчуждение от личности. Метод может быть применен полностью формально, при этом работающий может заведомо не фантазировать. Отсюда следует обычный вывод - отчуждение, объективирование любой способности человека может вести к обеднению его внутреннего мира и арсенала трудовых навыков.

 

Условиями воспроизводимости результатов исчисление и алгоритм отвечают. Именно этим объясняется популярность науки и надежды, возлагаемые на нее техникой. Молчаливо предполагается, что недалек день, когда алгоритмизировать станут (смогут) всё. Результатом этой популярности является появление массы работ по моделированию на ЭВМ. Однако, результаты использования моделирования, как оказалось, решающим образом зависят от удачности выбора исходных посылок. Кроме того, моделирование на ЭВМ требует, чтобы исходная и результирующая ситуации были формально - знаковыми.

Выводы: Для систематического использования фантазии в техническом творчестве требуется методика, обладающая известной регулярностью, подобно алгоритму или исчислению, однако, способной манипулировать не только со знаками, но и с содержательными понятиями и образами.

АРИЗ - ТРИЗ.

Вышеуказанным требованиям отвечает АРИЗ. Элементарные операции АРИЗ являются операциями над образами, представлениями, понятиями, причем результат каждой из таких операций удовлетворяет условию, указанному в определении результата фантазии. Множество операций АРИЗ конечно и частично упорядочено. Частичный порядок не является жестким, как в алгоритме, и не носит столь слабого характера, как в исчислении. АРИЗ может быть охарактеризован как "способ". Существенным также является то, что результаты АРИЗ удовлетворяют принципу реализуемости.

Собственно АРИЗ, также как алгоритм и исчисление идет от извне данных исходных ситуаций. Начинающая появляться теоретическая модель АРИЗа - ТРИЗ подсказывает, когда результаты фантазирования будут наиболее сильными, однако, в настоящее время системы подбора сильных исходных ситуаций пока нет. Здесь пока действует механизм отбора, критериями которого являются положения ТРИЗ, научная проверяемость (соотнесение с реальностью) и интуиция.

Так что такое фантазия в техническом творчестве? Это некая способность человека, которая может быть в настоящее время воспроизведена внешними средствами. Средства воспроизведения таковы, что они могут быть, в свою очередь, освоены человеком, и тогда можно будет сказать, что фантазия в техническом творчестве - это профессиональное мастерство, которому можно обучиться изучив АРИЗ, основы логики и алгоритмизации.

Метод синектики

Суть метода синектики заключается в следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами». К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

К достоинствам метода синектики относятся практически все, присущие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.195.121 (0.112 с.)