Внешнеполитический курс Советского гос-ва на кануне вов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеполитический курс Советского гос-ва на кануне вов



Летом 1939 г. СССР оказался перед реальной угрозой войны с Германией в условиях, когда, с одной стороны, он не был готов к большей войне, а с другой – воевать с Германией ему предстояло в одиночку, т.к. все усилия СССР по созданию системы коллективной безопасности в Европе наталкивались на довольно прохладное отношение к этой идее стран западной демократии, правительства которых надеялись избежать войны за счет предоставления фашистскому рейху свободы на Востоке. Наиболее яркими подтверждениями такой позиции этих стран являются "Мюнхенский сговор" 1938 г. и молчаливое согласие западных держав на аншлюс Австрии к Германии.Одновременно с переговорами в Москве английская дипломатия вела секретные переговоры с Германией. Переговоры с Москвой рассматривались английским правительством как средство давления на Берлин.Небезупречно выглядит позиция советского руководства и летом 1939 г. У Германии еще не было операционных планов нападения на СССР, она еще не захватила пол-Европы и могла распоряжаться только собственными материальными ресурсами, которые значительно уступали ресурсам СССР. Кроме того, состояние немецкой армии в 1939 г. в корне отличалось от состояния в июне 1941 г.: не хватало тяжелых танков, автомобилей, боеприпасов, средств связи, не было необходимого количества подготовленных резервов, особенно офицеров. Еще не был выработан победный дух, не было безграничной уверенности в своих силах, которые пришли к вермахту только после побед на Западе. Для И.В.Сталина решающим аргументом в пользу сближения с Германией была не столько возможность оттянуть вступление СССР в европейскую войну и тем самым выиграть время для лучшей подготовки к ней, сколько перспектива территориальных приращений, расширения сферы влияния Советского Союза в Восточной Европе. Безусловно, советское руководство понимало неизбежность войны с Германией и готовилось к ней. Период фактического сотрудничества с рейхом был коротким. Уже с ноября 1940 г. наметилось постепенное охлаждение советско-германских отношений: СССР предпринимал осторожные дипломатические демарши на вторжение Германии в Грецию и Югославию, ввод немецких войск в Румынию и Финляндию и др.Сталин прекрасно понимал неготовность страны к войне и хотел оттянуть ее, выиграть еще какое-то время для повышения обороноспособности. А для этого было решено демонстрировать дружелюбие в отношении Германии, чтобы не дать ей повода для развязывания войны. Причем в конечном итоге страх перед провокациями и желание избежать войны переросли у И.В.Сталина в маниакальную уверенность в исполнимости этого желания, в "ослепленное упрямство", которое вступало в конфликт с аргументами ума. В результате И.В.Сталин, несмотря на все сведения, поступавшие к нему в последние дни и часы перед нападением Германии и свидетельствовавшие о скором начале войны, так и не решился на единственно верный шаг – привести армию в полную боевую готовность, объявить мобилизацию.

Ссср в годы второй мировой

22 июня 1941 Германия без объявления войны напала на СССР. В войну против СССР вступили также Румыния и Финляндия, а позднее Италия, Венгрия и ряд других стран. Армия вторжения насчитывала 5,5 млн. человек. В войсках первого эшелона, было сосредоточено 3,5 млн. человек, 4 тыс. самолётов, 3,5 тыс. танков, 31 тыс. орудий и миномётов. Численность советских войск в западных военных округах составляла около 3 млн. человек. Уже в первый день германская авиация разбомбила около 70 аэродромов и уничтожила 1200 самолётов. 29 июня был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО), который сосредоточил всю полноту государственной и партийной власти. 23 июня была создана Ставка Главного Командования (позднее реорганизована в Ставку Верховного Главнокомандования). Оба органа возглавил Сталин. В первые месяцы войны Красная Армия оставила Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины, западные области РСФСР. В то же время в результате двухмесячного Смоленского сражения был сорван германский план молниеносной войны. В начале сентября противник замкнул кольцо блокады вокруг Ленинграда. В конце сентября началась Московская битва. В ходе летне-осенней кампании 1941 советские войска потеряли около 5 млн. человек (2 млн. человек были убиты, 3 млн. попали в плен). В августе был издан приказ наркома обороны № 270, объявлявший всех, оказавшихся в плену, предателями и изменниками. 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. На некоторых участках германские части подошли к Москве на расстояние 25-30 км. 5-6 декабря, введя в строй свежие войска, частично передислоцированные из Сибири, Красная Армия перешла в контрнаступление на фронте от Калинина (Тверь) до Ельца. Были освобождены Московская, Тульская и значительная часть Калининской области. Германия потерпела первое крупное поражение во 2-й мировой войне. Наметился коренной поворот в ходе войны.

Весной и летом 1942 германские войска, воспользовавшись просчётами советского командования, добились крупного успеха в районе Харькова, окружив 3 армии Юго-Западного фронта и взяв в плен 240 тыс. человек. Поражением советских войск закончилась и Керченская операция; в Крыму попали в плен около 150 тыс. человек. В августе противник вышел к берегам Волги в районе Сталинграда и занял большую часть Северного Кавказа. В июле 1942 был издан приказ наркома обороны № 227 (“Ни шагу назад!”), объявлявший любое отступление без распоряжения командования предательством; создавались заградительные отряды, имевшие право расстреливать отступающих на месте. 25 августа началась Сталинградская битва, от результата которой во многом зависел дальнейший ход войны. После длительного периода оборонительных боёв 19 ноября советские войска перешли в контрнаступление, окружили и уничтожили крупную группировку вражеских войск; всего в ходе Сталинградской битвы противник потерял четвёртую часть своих сил, действовавших на Восточном фронте. Победа под Сталинградом (2 февраля) была подкреплена общим наступлением советских войск. В январе была прорвана блокада Ленинграда. Коренной перелом в ходе войны, начатый под Сталинградом, был завершён в результате победы в Курской битве (июль - август 1943) и битве за Днепр, завершившейся 6 ноября 1943. Были освобождены ряд областей РСФСР, Левобережная Украина, Донбасс, захвачены плацдармы в Крыму.

В январе 1944 была полностью снята блокада Ленинграда, в январе - апреле освобождена Правобережная Украина, в мае освобождён Крым. В марте советские войска вышли к государственной границе СССР с Румынией. В результате операции “Багратион” (июнь - август 1944) освобождены Белоруссия и часть Прибалтики. В июне - августе освобождена Карелия и выведена из войны Финляндия. В июле - сентябре освобождены Западная Украина, Молдавия, часть Румынии и Болгарии. В октябре завершилось освобождение Прибалтики и Заполярья, части Красной Армии вступили на территорию Норвегии. В ноябре 1944 войска Германии и её союзников были полностью изгнаны с территории СССР. В конце 1944 и первые месяцы 1945 были освобождены Югославия (совместное частями Народно-освободительной армии Югославии), Венгрия, Польша, часть Австрии, Чехословакия. 13 апреля 1945 был взят центр Восточной Пруссии Кенигсберг. Заключительной битвой Великой Отечественной войны стала битва за Берлин. 2 мая столица Германии капитулировала. 8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Великая Отечественная война завершилась победой Советского Союза. Победа в войне была обеспечена напряжением всех сил народов СССР, героизмом и мужеством солдат и тружеников тыла. Несмотря на временную утрату наиболее развитых в экономическом отношении территорий, удалось перестроить экономику на военный лад и с осени 1942 обеспечить растущее производство вооружений, военной техники и боеприпасов. В восточных районах страны на основе оборудования, эвакуированного из западных регионов, были созданы сотни новых промышленных предприятий. Трагической страницей истории Великой Отечественной войны стала депортация в Казахстан, Сибирь и другие восточные районы ряда народов, обвинённых сталинским режимом в пособничестве оккупантам (немцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и др.). Только в 1989 Верховный Совет СССР признал незаконными и преступными эти репрессивные акты.

В ходе войны сложилась антигитлеровская коалиция во главе с СССР, США и Великобританией. На конференциях глав правительств “большой тройки” в Тегеране (1943), Крыму и Берлине (1945) решались кардинальные вопросы ведения войны и послевоенного устройства мира. 9 августа 1945, выполняя союзнические обязательства перед странами антигитлеровской коалиции, Советский Союз вступил в войну с Японией, в ходе которой была разгромлена японская Квантунская армия. 2 сентября 1945 был подписан акт о безоговорочной капитуляции японских вооружённых сил. Вторая мировая война завершилась победой стран антигитлеровской коалиции. Безвозвратные потери СССР за годы войны составили около 27 млн. человек. 8,5 млн. человек погибли в боях, 2,5 млн. умерли от ран, 3,9 млн. человек погибли в фашистских концлагерях, жертвами войны стали около 7 млн. мирных граждан.

Ссср в послевоенные годы

В 1945 г. завершилась самая страшная война ХХ века. Однако противоречия мирового развития, геополитические интересы держав неизбежно вели к новому расколу на враждующие блоки, а сам мир - к холодной войне. Тем не менее у политиков хватало мудрости и ответственности в самые критические ситуации, не раз находясь на грани новой мировой войны, преодолевать кризисы путем взаимных уступок и компромиссов. СССР вышел из войны с огромными людскими и материальными потерями. Прямой ущерб, нанесенный войной, превышал 30% национального богатства. Социально-экономическое развитие страны в послевоенный период носило сложный характер. Используя рычаги централизованного планирования, СССР удалось в сравнительно короткий срок восстановить народное хозяйство, мобилизовав для этого все природные и людские ресурсы. Однако уже к середине 50-х годов выяснилось, что прежняя модель управления экономикой не позволила достичь уровня развитых капиталистических стран. Реформы новых руководителей страны, пришедших на смену И.В. Сталину (Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев) охватили все стороны жизни. Однако преобразования носили противоречивый характер, не затрагивали коренных основ политической и экономической системы СССР, что стало причиной очередного кризиса советского общества и привело к отставке Н.С. Хрущева.Международные отношения в послевоенный период в значительной степени определялись противостоянием СССР и США, выразившимся в проведении политики "холодной войны", стремлении двух сверхдержав расширить и упрочить свое влияние в мире.СССР выступал как лидер мировой системы социализма. Важным фактором развития социалистических стран являлось экономическое и военно-политическое сотрудничество по линии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организации стран Варшавского договора (ОВД). Противоречивый характер взаимоотношений внутри социалистического лагеря проявился в отношениях СССР с Югославией, КНР, Венгрией, Польшей, которые стремились к большей самостоятельности. Двойственность внешнеполитического курса Советского Союза нашла отражение в политике “мирного сосуществования”, провозглашенной на XX съезде КПСС (1956 г.).

 

Хрущевская оттепель

Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) произошла в то время, когда возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе. Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян. Позиции Маленкова ослабились с падением Берии, с которым он был связан как организатор послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет: контролируя партийный аппарат, он начал расставлять на ведущие позиции своих сторонников. В начале 1955 г. Г.Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др. Хрущев успел сделать радикальные шаги в перестройке правящей партии. На XXII съезде в октябре 1961 г. были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г. восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д. Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтому вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г. проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний. Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами,продолжавшими наращивание военного и потенциала НАТО. Для осуществления противовеса этому союзу, а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), и, смотря на консолидацию, внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления.

 

Холодная война

Холодная война была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и гигантских материальных и людских потерь в период 1945-1991 гг. Бесполезно выяснять, кто был более и менее виноват в этом, кого-то обвинять или обелять – одинаковую ответственность за это несут политики как Москве, так и в Вашингтоне.
Начало советско-американского сотрудничества ничего подобного не предвещало. Президент Рузвельт после нападения Германии на СССР в июне 1941г. написал, что "это означает освобождение Европы от нацистского доминирования. В то же время я не думаю, что нам следует беспокоиться о какой-либо возможности русского доминирования". Рузвельт полагал, что великий союз держав-победительниц может продолжать действовать и после второй мировой войны, подчиняясь обоюдоприемлимым нормам поведения, а предотвращение взаимного недоверия между союзниками он считал одной из главной своих задач.
С окончанием войны полярность мира резко изменилась – старые колониальные страны Европы и Япония лежали в руинах, зато вперед выдвинулись Советский Союз и Соединенные Штаты, лишь незначительно вовлеченные в мировое соотношение сил до этого момента и заполнившие теперь своеобразный вакуум, образовавшийся после крушения стран оси. И с этого момента интересы двух сверхдержав вошли в противоречие – и СССР, и США стремились как можно дальше расширить пределы своего влияния, началась борьба по всем направлениям – в идеологии, чтобы завоевать умы и сердца людей; в стремлении вырваться вперед в гонке вооружений, чтобы разговаривать с противоположной стороной с позиции силы; в экономических показателях – чтобы продемонстрировать превосходство своего общественного строя; даже в спорте – как сказал Джон Кеннеди, "международный престиж страны измеряется двумя вещами: ядерными ракетами и золотыми олимпийскими медалями". Запад выиграл Холодную войну, а Советский союз ее добровольно проиграл. Теперь, распустив Организацию Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи, сломав "железный занавес" и объединив Германию, разрушив сверхдержаву и запретив коммунизм, Россия в 21 веке может убедиться в том, что не никакая идеология, а только геополитические интересы превалируют в западном политическом мышлении. Придвинув границы НАТО вплотную к границам России, расположив свои военные базы в половине республик бывшего СССР, американские политики все чаще обращаются к риторике времен Холодной войны, демонизируя Россию в глазах мирового сообщества. И все же хочется верить в лучшее – что великие державы Востока и Запада будут не конфликтовать, а сотрудничать, адекватно решая все проблемы за столом переговоров, без какого-либо давления и шантажа, о чем мечтал самый великий президент США 20 века. Думается, что это вполне осуществимо – в наступившей эпохе глобализации Россия медленно, но верно интегрируется в мировое сообщество, российские компании выходят на зарубежные рынки, а западные корпорации приходят в Россию и только ядерная война может помешать, к примеру, Гугл и Микрософт заниматься разработками своих высокотехнологичных продуктов, а Форд изготавливать свои автомобили в России. Ну а миллионам простых людей в мире главное – "чтобы не было войны…" - ни горячей, ни холодной.

Распад СССР

Предпосылки распада СССР: 1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление "спасаться в одиночку". 2) Разрушение советской системы - резкое ослабление центра. 3) Распад КПСС. 4) Обострение межнациональных отношений. Национальные конфликты подорвали гос. единство, став одной из причин разрушения союзной государственности.

Распад КПСС, цементирующей силы политической системы, всей союзной государственности. а) конец 89-90 гг. - выход из КПСС прибалтийских компартий. б) 90 г. - создание КП РСФСР (в составе КПСС) в) 90-91 гг. - многопартийность. B январе 1991 в Харькове, проходит Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который предложил выразить недоверие правительству и президенту, бойкотировать референдум 17 марта и распустить СССР. Национальные конфликты, "разбегание" республик, парад суверенитетов а) 1988 г - оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР б) 1988 - начало армяно-азербайджанского конфликта по поводу принадлежности Нагорного Карабаха. в) 1990 - республики принимают Декларацию о суверенитете (в том числе и Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была Литва - 11 марта 1990 объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о порядке выхода республик из СССР. Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает к военной силе. Новоогаревский процесс (по названию резиденции Горбачева) 1) 90-91 гг - Обсуждение нового Союзного договора (первый вариант: широкие полномочия республик при сохранении единого государства) Дискуссии по проблемам сильный центр - сильные республики, или наоборот 2) 17 марта 1991 Всесоюзные референдум: 76,4 % голосовавших высказываются за сохранение СССР 3) Новый проект обновленного СССР - ССГ (содружество суверенных государств - конфедерация с сохранением президентской власти) События 19-21 августа 1991 года ("Слово к народу") 1) Август 91 Горбачев в Фаросе, на 20 августа намечено подписание нового Союзного договора 2) 18 августа Ряд высших должностных лиц предлагают Горбачеву ввести чрезвычайное положение ЧП на территории всей страны. Президент отказывается. 3) 19 августа - ГКЧП берет в свои руки всю полноту власти (Янаев, Павлов, Пуго, Язов, Стародубцев и др) В обращении к стране говорили о сохранении Союза и социалистических завоеваний народа. В Москву вводятся войска. 4) 19-20 августа ГКЧП бездействует, Ельцин организует сопротивление 5) Арест ГКЧП, 21 августа после чрезвычайной сессии Верховного Совета России Горбачев был освобожден из изоляции в Крыму. Заключительный этап распада СССР. (сентябрь - декабрь 1991) 1) 5 съезд народных депутатов (5 сент 91) объявляет о переходном периоде и сдаст свои полномочия Госсовету СССР (высшие должностные лица республик) и Верховному Совету 2) 9 сент. - Госсовет официально признает независимость Прибалтийских государств 3) Попытки возобновить Новоогаревский процесс - 8 республик решились подписать новый союзный договор республик. Процесс затягивается 4) 8 декабря - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): СССР прекращает существование. Россия, Украина и Белоруссия объединяются в СНГ 5) 21 декабря Алма-атинская встреча лидеров 9 республик - Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. До конца 1991 к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан, всего в СНГ 11 государств (15 минут 3 прибалтийские республики) 6) 25 декабря 1991 г. Горбачев сложил свои полномочия 7) 26 декабря Совет республик и Верховный Совет (одной из палат) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался. СНГ: перспективы развития. 1) За период существования СНГ подписано несколько сот документов. В начале они касались единого рублевого пространства, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена и так далее. Затем был подписан Договор о коллективной безопасности стран челнов СНГ (подписали только б из 11 стран). 2) Основные проблемы СНГ: а) проблема экономического союза. В 1993 распалась единая рублевая зона Сокращается экспорт российской нефти в СНГ (страны СНГ должны России 9 млрд $). Не удается в полном объеме восстановить экономические связи б) Проблема новых границ в) Проблема соотечественников за рубежом г) проблема военно-политической нестабильности в некоторых странах (Таджикистан, Молдова) д) гуманитарные проблемы (языковые и другие) е) российско-украинские отношения: проблема ядерного оружия, Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя, долгов и т.д) з) Перспективы СНГ "Тенденция к существенной углублению интеграции государств-членов СНГ при полном уважении суверенитета, принципов добровольности и взаимной выгоды, уверенно преобладает теперь над тенденцией к "разбеганию" (Послание президента РФ к Федеральному собранию, РГ. 27.09.96) 4) Последние шаги по утеплению СНГ - Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизии и РФ об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (29 марта 199?)(глава межгосударственного совета "четверки" - Лукашенко) - Договор между Белоруссией и Россией от 2 апреля 1996 (об образования сообщества суверенных республик) Конституция: Согласно новому Основному закону, Президент получил чрезвычайно широкие полномочия. В качестве главы государства он определяет политику, назначает главу правительства, выдвигает кандидатуры судей в Конституционный суд. Президент также получил право распускать Думу и назначать новые выборы, в случае 3-го отклонения ею кандидатуры премьер-министра. Вопрос о территориально-политической организации общества и государства решается в Конституции на основе принципа федерализма. Конституция-это первый документ, в котором уровень гарантируемых прав и свобод человека, механизм их защиты соответствует современным международным стандартам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.013 с.)