Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Другиезаконыинормативныеактывобластиинформационнойбезопасности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СледуялогикеЗакона"Обинформации,информатизацииизащитеинформации",мыпродолжимнашобзорЗаконом"Олицензированииотдельныхвидовдеятельности"от4мая2011годаномер99-ФЗ. Начнемсосновныхопределений. Лицензия –специальноеразрешениенаосуществлениеконкретноговидадеятельностиприобязательномсоблюдениилицензионныхтребованийиусловий,выданноелицензирующиморганомюридическомулицуилииндивидуальномупредпринимателю. Лицензируемыйвиддеятельности –виддеятельности,наосуществлениекоторогонатерриторииРоссийскойФедерациитребуетсяполучениелицензиивсоответствииснастоящимФедеральнымзаконом. Лицензирование –мероприятия,связанныеспредоставлениемлицензий,переоформлениемдокументов,подтверждающихналичиелицензий,приостановлениемивозобновлениемдействиялицензий,аннулированиемлицензийиконтролемлицензирующихоргановзасоблюдениемлицензиатамиприосуществлениилицензируемыхвидовдеятельностисоответствующихлицензионныхтребованийиусловий. Лицензирующиеорганы –федеральныеорганыисполнительнойвласти,органыисполнительнойвластисубъектовРоссийскойФедерации,осуществляющиелицензированиевсоответствииснастоящимФедеральнымзаконом. Лицензиат –юридическоелицоилииндивидуальныйпредприниматель,имеющиелицензиюнаосуществлениеконкретноговидадеятельности." Статья12Законаустанавливаетпереченьвидовдеятельности,наосуществлениекоторыхтребуютсялицензии.Насбудутинтересоватьследующиевиды: 1) разработка,производство,распространениешифровальных(криптографических)средств,информационныхсистемителекоммуникационныхсистем,защищенныхсиспользованиемшифровальных(криптографических)средств,выполнениеработ,оказаниеуслугвобластишифрованияинформации,техническоеобслуживаниешифровальных(криптографических)средств,информационныхсистемителекоммуникационныхсистем,защищенныхсиспользованиемшифровальных(криптографических)средств(заисключениемслучая,еслитехническоеобслуживаниешифровальных(криптографических)средств,информационныхсистемителекоммуникационныхсистем,защищенныхсиспользованиемшифровальных(криптографических)средств,осуществляетсядляобеспечениясобственныхнуждюридическоголицаилииндивидуальногопредпринимателя);
2) разработка,производство,реализацияиприобретениевцеляхпродажиспециальныхтехническихсредств,предназначенныхдлянегласногополученияинформации; 3) деятельностьповыявлениюэлектронныхустройств,предназначенныхдлянегласногополученияинформации(заисключениемслучая,еслиуказаннаядеятельностьосуществляетсядляобеспечениясобственныхнуждюридическоголицаилииндивидуальногопредпринимателя); 4) разработкаипроизводствосредствзащитыконфиденциальнойинформации; 5) деятельностьпотехническойзащитеконфиденциальнойинформации; 6) производствоиреализациязащищеннойотподделокполиграфическойпродукции. Основнымилицензирующимиорганамивобластизащитыинформацииявляются Федеральноеагентствоправительственнойсвязииинформации(ФАПСИ) и ГостехкомиссияРоссии. ФАПСИведаетвсем,чтосвязаноскриптографией,Гостехкомиссиялицензируетдеятельностьпозащитеконфиденциальнойинформации.Этижеорганизациивозглавляютработыпосертификациисредствсоответствующейнаправленности.Крометого,ввозивывозсредствкриптографическойзащитыинформации(шифровальнойтехники)инормативно-техническойдокументациикнейможетосуществлятьсяисключительнонаоснованиилицензииМинистерствавнешнихэкономическихсвязейРоссийскойФедерации,выдаваемойнаоснованиирешенияФАПСИ.ВсеэтивопросырегламентированысоответствующимиуказамиПрезидентаипостановлениямиПравительстваРФ,которыемыздесьперечислятьнебудем. ВэпохуглобальныхкоммуникацийважнуюрольиграетЗакон "Обучастиивмеждународноминформационномобмене" от4июля1996годаномер85-ФЗ(принятГосударственнойДумой5июня1996года).Внем,какивЗаконе"Обинформации...",основнымзащитнымсредствомявляютсялицензииисертификаты.Процитируемнесколькопунктовизстатьи9. 2. Защитаконфиденциальнойинформациигосударствомраспространяетсятольконатудеятельностьпомеждународномуинформационномуобмену,которуюосуществляютфизическиеиюридическиелица,обладающиелицензиейнаработусконфиденциальнойинформациейииспользующиесертифицированныесредствамеждународногоинформационногообмена.ВыдачасертификатовилицензийвозлагаетсянаКомитетприПрезидентеРоссийскойФедерациипополитикеинформатизации,ГосударственнуютехническуюкомиссиюприПрезидентеРоссийскойФедерации,ФедеральноеагентствоправительственнойсвязииинформацииприПрезидентеРоссийскойФедерации.ПорядоквыдачисертификатовилицензийустанавливаетсяПравительствомРоссийскойФедерации.
3. Приобнаружениинештатныхрежимовфункционированиясредствмеждународногоинформационногообмена,тоестьвозникновенияошибочныхкоманд,атакжекоманд,вызванныхнесанкционированнымидействиямиобслуживающегоперсоналаилииныхлиц,либоложнойинформациейсобственникиливладелецэтихсредствдолженсвоевременносообщитьобэтомворганыконтролязаосуществлениеммеждународногоинформационногообменаисобственникуиливладельцувзаимодействующихсредствмеждународногоинформационногообмена,впротивномслучаеоннесетответственностьзапричиненныйущерб. Ещеоднацитата–теперьизстатьи17тогожеЗакона. Статья17:" Сертификацияинформационныхпродуктов,информационныхуслуг,средствмеждународногоинформационногообмена.
10января2002годаПрезидентомбылподписаноченьважныйзакон" Обэлектроннойцифровойподписи" номер1-ФЗ(принятГосударственнойДумой13декабря2001года),развивающийиконкретизирующийприведенныевышеположениязакона"Обинформации...".ВнастоящеевремяонутратилсилувсвязиспринятиемновогоФедеральногозаконот06.04.2011N63-ФЗ(ред.от28.06.2014)"Обэлектроннойподписи".Егорольпоясняетсявстатье1.
1. ЦельюнастоящегоФедеральногозаконаявляетсяобеспечениеправовыхусловийиспользованияэлектроннойцифровойподписивэлектронныхдокументах,присоблюдениикоторыхэлектроннаяцифроваяподписьвэлектронномдокументепризнаетсяравнозначнойсобственноручнойподписивдокументенабумажномносителе. 2. НастоящийФедеральныйзаконрегулируетотношениявобластииспользованияэлектронныхподписейприсовершениигражданско-правовыхсделок,оказаниигосударственныхимуниципальныхуслуг,исполнениигосударственныхимуниципальныхфункций,присовершениииныхюридическизначимыхдействий,втомчислевслучаях,установленныхдругимифедеральнымизаконами(вред.Федеральногозаконаот05.04.2013N60-ФЗ).
Законвводитследующиеосновныепонятия(Статья2): 1) Электронныйдокумент -документ,вкотороминформацияпредставленавэлектронно-цифровойформе. 2) Электроннаяподпись -информациявэлектроннойформе,котораяприсоединенакдругойинформациивэлектроннойформе(подписываемойинформации)илиинымобразомсвязанастакойинформациейикотораяиспользуетсядляопределениялица,подписывающегоинформацию; 3) Сертификатключапроверкиэлектроннойподписи -электронныйдокументилидокументнабумажномносителе,выданныеудостоверяющимцентромлибодовереннымлицомудостоверяющегоцентраиподтверждающиепринадлежностьключапроверкиэлектроннойподписивладельцусертификатаключапроверкиэлектроннойподписи;
4) Квалифицированныйсертификатключапроверкиэлектроннойподписи (далее-квалифицированныйсертификат)-сертификатключапроверкиэлектроннойподписи,выданныйаккредитованнымудостоверяющимцентромилидовереннымлицомаккредитованногоудостоверяющегоцентралибофедеральныморганомисполнительнойвласти,уполномоченнымвсфереиспользованияэлектроннойподписи(далее-уполномоченныйфедеральныйорган); 5) Владелецсертификатаключапроверкиэлектроннойподписи -лицо,которомувустановленномнастоящимФедеральнымзакономпорядкевыдансертификатключапроверкиэлектроннойподписи; 6) Ключэлектроннойподписи -уникальнаяпоследовательностьсимволов,предназначеннаядлясозданияэлектроннойподписи; 7) Ключпроверкиэлектроннойподписи -уникальнаяпоследовательностьсимволов,однозначносвязаннаясключомэлектроннойподписиипредназначеннаядляпроверкиподлинностиэлектроннойподписи(далее-проверкаэлектроннойподписи); 8) Удостоверяющийцентр -юридическоелицоилииндивидуальныйпредприниматель,осуществляющиефункциипосозданиюивыдачесертификатовключейпроверкиэлектронныхподписей,атакжеиныефункции,предусмотренныенастоящимФедеральнымзаконом; 9) Аккредитацияудостоверяющегоцентра -признаниеуполномоченнымфедеральныморганомсоответствияудостоверяющегоцентратребованиямнастоящегоФедеральногозакона; 10) Средстваэлектроннойподписи -шифровальные(криптографические)средства,используемыедляреализациихотябыоднойизследующихфункций-созданиеэлектроннойподписи,проверкаэлектроннойподписи,созданиеключаэлектроннойподписииключапроверкиэлектроннойподписи; 11) Средстваудостоверяющегоцентра -программныеи(или)аппаратныесредства,используемыедляреализациифункцийудостоверяющегоцентра; 12) Участникиэлектронноговзаимодействия -осуществляющиеобменинформациейвэлектроннойформегосударственныеорганы,органыместногосамоуправления,организации,атакжеграждане; 13) Корпоративнаяинформационнаясистема -информационнаясистема,участникиэлектронноговзаимодействиявкоторойсоставляютопределенныйкруглиц; 14) Информационнаясистемаобщегопользования -информационнаясистема,участникиэлектронноговзаимодействиявкоторойсоставляютнеопределенныйкруглицивиспользованиикоторойэтимлицамнеможетбытьотказано.
СогласноЗакону,электроннаяцифроваяподписьвэлектронномдокументеравнозначнасобственноручнойподписивдокументенабумажномносителеприодновременномсоблюденииследующихусловий:
1) Информациявэлектроннойформе,подписаннаяквалифицированнойэлектроннойподписью,признаетсяэлектроннымдокументом,равнозначнымдокументунабумажномносителе,подписанномусобственноручнойподписью,кромеслучая,еслифедеральнымизаконамиилипринимаемымивсоответствиисниминормативнымиправовымиактамиустановленотребованиеонеобходимостисоставлениядокументаисключительнонабумажномносителе. 2) Информациявэлектроннойформе,подписаннаяпростойэлектроннойподписьюилинеквалифицированнойэлектроннойподписью,признаетсяэлектроннымдокументом,равнозначнымдокументунабумажномносителе,подписанномусобственноручнойподписью,вслучаях,установленныхфедеральнымизаконами,принимаемымивсоответствиисниминормативнымиправовымиактамиилисоглашениеммеждуучастникамиэлектронноговзаимодействия.Нормативныеправовыеактыисоглашениямеждуучастникамиэлектронноговзаимодействия,устанавливающиеслучаипризнанияэлектронныхдокументов,подписанныхнеквалифицированнойэлектроннойподписью,равнозначнымидокументамнабумажныхносителях,подписаннымсобственноручнойподписью,должныпредусматриватьпорядокпроверкиэлектроннойподписи.Нормативныеправовыеактыисоглашениямеждуучастникамиэлектронноговзаимодействия,устанавливающиеслучаипризнанияэлектронныхдокументов,подписанныхпростойэлектроннойподписью,равнозначнымидокументамнабумажныхносителях,подписаннымсобственноручнойподписью,должнысоответствоватьтребованиямстатьи9настоящегоФедеральногозакона. 3) Есливсоответствиисфедеральнымизаконами,принимаемымивсоответствиисниминормативнымиправовымиактамиилиобычаемделовогооборотадокументдолженбытьзаверенпечатью,электронныйдокумент,подписанныйусиленнойэлектроннойподписьюипризнаваемыйравнозначнымдокументунабумажномносителе,подписанномусобственноручнойподписью,признаетсяравнозначнымдокументунабумажномносителе,подписанномусобственноручнойподписьюизаверенномупечатью.Федеральнымизаконами,принимаемымивсоответствиисниминормативнымиправовымиактамиилисоглашениеммеждуучастникамиэлектронноговзаимодействиямогутбытьпредусмотреныдополнительныетребованиякэлектронномудокументувцеляхпризнанияегоравнозначнымдокументунабумажномносителе,заверенномупечатью. 4) Однойэлектроннойподписьюмогутбытьподписанынесколькосвязанныхмеждусобойэлектронныхдокументов(пакетэлектронныхдокументов).Приподписанииэлектроннойподписьюпакетаэлектронныхдокументовкаждыйизэлектронныхдокументов,входящихвэтотпакет,считаетсяподписаннымэлектроннойподписьютоговида,которойподписанпакетэлектронныхдокументов.
Законопределяетсведения,которыедолженсодержатьсертификатключапроверкиэлектроннойподписи: 1) датыначалаиокончаниясрокаегодействия; 2) фамилия,имяиотчество(еслиимеется)-дляфизическихлиц,наименованиеиместонахождения-дляюридическихлицилиинаяинформация,позволяющаяидентифицироватьвладельцасертификатаключапроверкиэлектроннойподписи;
3) ключпроверкиэлектроннойподписи; 4) наименованиеиспользуемогосредстваэлектроннойподписии(или)стандарты,требованиямкоторыхсоответствуютключэлектроннойподписииключпроверкиэлектроннойподписи; 5) наименованиеудостоверяющегоцентра,которыйвыдалсертификатключапроверкиэлектроннойподписи; 6) инаяинформация,предусмотреннаячастью2статьи17настоящегоФедеральногозакона,-дляквалифицированногосертификата.
Цифровыеподписимогутприменятьсядлялюбойформыдокумента,обрабатываемогоэлектроннымспособом,например,приподписиэлектронныхплатежей,денежныхпереводов,контрактовисоглашений.Цифровыеподписимогутбытьреализованыприиспользованиикриптографическогометода,основывающегосянаоднозначносвязаннойпареключей,гдеодинключиспользуетсядлясозданияподписи(секретный/личныйключ),адругой—дляпроверкиподписи(открытыйключ). Необходимосособойтщательностьюобеспечиватьконфиденциальностьличногоключа,которыйследуетхранитьвсекрете,таккаклюбойимеющийкнемудоступможетподписыватьдокументы(платежи,контракты),темсамымфальсифицируяподписьвладельцаключа.Крометого,оченьважназащитацелостностиоткрытогоключа,котораяобеспечиваетсяприиспользованиисертификатаоткрытогоключа Следуетуделятьвниманиевыборутипаикачествуиспользуемогоалгоритмаподписиидлинеключей.Необходимо,чтобыкриптографическиеключи,используемыедляцифровыхподписей,отличалисьоттех,которыеиспользуютсядляшифрования. Можетпотребоватьсяналичиеспециальныхконтрактовилидругихсоглашений,чтобыподдерживатьиспользованиецифровыхподписейвслучаях,когдазаконодательствовотношениицифровыхподписейнедостаточноразвито.Необходимовоспользоватьсяконсультациейюриставотношениизаконовинормативныхактов,которыемогутбытьприменимымивотношениипредполагаемогоиспользованииорганизациейцифровыхподписей. Вобластиинформационнойбезопасностизаконыреальнопреломляютсяиработаютчерезнормативныедокументы,подготовленныесоответствующимиведомствами.ВэтойсвязиоченьважныруководящиедокументыГостехкомиссииРоссии,определяющиетребованиякклассамзащищенностисредстввычислительнойтехникииавтоматизированныхсистем.Особенновыделимутвержденныйвиюле1997годаРуководящийдокументпомежсетевымэкранам,вводящийвофициальнуюсферуодинизсамыхсовременныхклассовзащитныхсредств. Всовременноммиреглобальныхсетейнормативно-правоваябазадолжнабытьсогласованасмеждународнойпрактикой.Особоевниманиеследуетобратитьнато,чтожелательнопривестироссийскиестандартыисертификационныенормативывсоответствиесмеждународнымуровнеминформационныхтехнологийвообщеиинформационнойбезопасностивчастности.Естьцелыйрядоснованийдлятого,чтобыэтосделать.Одноизних–необходимостьзащищенноговзаимодействиясзарубежнымиорганизациямиизарубежнымифилиаламироссийскихкомпаний.Второе(болеесущественное)–доминированиеаппаратно-программныхпродуктовзарубежногопроизводства. Назаконодательномуровнедолженбытьрешенвопрособотношенииктакимизделиям.Здесьнеобходимовыделитьдвааспекта:независимостьвобластиинформационныхтехнологийиинформационнуюбезопасность.Использованиезарубежныхпродуктоввнекоторыхкритическиважныхсистемах(впервуюочередь,военных),впринципе,можетпредставлятьугрозунациональнойбезопасности(втомчислеинформационной),посколькунельзяисключитьвероятностивстраиваниязакладныхэлементов.Втожевремя,вподавляющембольшинствеслучаевпотенциальныеугрозыинформационнойбезопасностиносятисключительновнутреннийхарактер.Втакихусловияхнезаконностьиспользованиязарубежныхразработок(ввидусложностейсихсертификацией)приотсутствииотечественныханалоговзатрудняет(иливообщеделаетневозможной)защитуинформациибезсерьезныхнатооснований. Проблемасертификацииаппаратно-программныхпродуктовзарубежногопроизводствадействительносложна,однако,какпоказываетопытевропейскихстран,решитьееможно.СложившаясявЕвропесистемасертификациипотребованияминформационнойбезопасностипозволилаоценитьоперационныесистемы,системыуправлениябазамиданныхидругиеразработкиамериканскихкомпаний.ВхождениеРоссиивэтусистемуиучастиероссийскихспециалистоввсертификационныхиспытанияхвсостоянииснятьимеющеесяпротиворечиемеждунезависимостьювобластиинформационныхтехнологийиинформационнойбезопасностьюбезкакого-либоущербадлянациональнойбезопасности. Подводяитог,можнонаметитьследующиеосновныенаправлениядеятельностиназаконодательномуровне: · разработкановыхзаконовсучетоминтересоввсехкатегорийсубъектовинформационныхотношений; · обеспечениебалансасозидательныхиограничительных(впервуюочередьпреследующихцельнаказатьвиновных)законов; · интеграциявмировоеправовоепространство; · учетсовременногосостоянияинформационныхтехнологий.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.167 (0.014 с.) |