IV. Аргументы Честь - бесчестие. Верность - предательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Аргументы Честь - бесчестие. Верность - предательство



1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, по­кончил жизнь самоубийством.

2) Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обостренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался при­нимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда маль­чик разбил окно и выпрыгнул на улицу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с тиранией, мракобесием.

2) Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное воз­награждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу не­знакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жал кой роли доносчика, не стал вы­давать услышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.

3) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ре­бенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.

4) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на геро­изм солдат, страна потерпела позорное поражение.

5) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отка­зался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.

6) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.

7) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севасто­поля прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!»

8) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдаться. Положение осажденных было отча­янным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площа­ди, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду.

9) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Од­нажды маленькая девочка потерялась и попросила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страш­но!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха.

10) О майоре Дмитрии Островерхове писали многие газеты.

В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через не­сколько секунд произойдет непоправимое, Дмитрий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка.

11) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял го­сударя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кро­вью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр -2 по­лучил смертельное ранение.

12) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, на­пример, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оп­лачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.

13) Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необходимого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил переждать ос­новное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше ос­тальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, на рушив законы чес­ти, и он покончил жизнь самоубийством.

14) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки — длинный и изогнутый. Оказывает ся, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример показывает, что даже в ди­кой при роде многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романти­ками, а реально существующие чувства, обусловленные самой жизнью.

15) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно голодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил.

16) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жадность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он по­нимает, что потерял уважением своих соплеменников, и спешит вымолить у них прощение.

17) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью.

18) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие страны начались долгие переговоры о мире, то испанцы по­требовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мореплавате-, лем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства.

19) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашиста­ми. Когда вражеский офицер входил в трамвай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а це­лый народ, спаянный ненавистью к захватчикам.

20) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили «Тойоту» последней мо­дели. Он попросил выплатить ему стоимость автомобиля и разделил деньги между всеми членами команды.

21) Известного революционера Г. Котовского за разбои при говорили к смертной казни через пове­шение. Судьба этого не заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопо­тать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжественно пообе­щал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена.

Роль примера. Воспитание человека

1) Важную воспитательную роль играет пример и в жизни животных. Оказывается, не все кошки ло­вят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Ученые выяснили, что котята, прежде чем на­чать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращенные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами.

2) Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Куплен­ные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-сладкоежкам.

3) Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзейДжизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, преодоление трудностей есть важнейшее условие полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная биография героя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудовищем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет).

4) И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отомстить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого ученого.

5) Царь Николай I нанял для образования своего сына Александра II выдающегося русского поэта В. Жуковского. Когда будущий наставник царевича представил план образования, отец приказал выбро­сить из этого плана занятия латынью и древнегреческим языком, которые его самого измучили в дет­стве. Он не хотел, чтобы и его сын тратил время на бессмысленную зубрежку.

6) Генерал Деникин вспоминал, как, будучи ротным командиром, он попытался внедрить в отноше­ния с солдатами, основанные не на «слепом» подчинении командиру, а на сознательности, понима­нии приказа, старался при этом избегать суровых наказаний. Однако, увы, рота вскоре оказалась в числе худших. Тогда, по воспоминаниям Деникина, вмешался фельдфебель Степура. Он построил роту, поднял свой огромный кулак и, обходя строй, стал повторять: «Вот это вам не капитан Дени­кин!»

7) Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними на­чинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые без жалостные хищники, вырвавшие свое право на сущест­вование в кровавом поединке.

Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильнейший, - это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, холодных акул.

8) Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, Где дети находили что-то интересное, с увлечением обсуждали очередную находку. Когда приезжал ин­спектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопливо залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал, что дети учатся не только по книжкам, но и в ходе живого общения с природой.

9) На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние ока­зали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Алек­сандрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником.

10) Представьте, что вы плывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны взды­маются до самых небес. Ветер с воем срывает клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные ту­чи и тонут в морской бездне. Экипаж несчастного корабля уже устал бороться с бурей, в кромешной тьме не видно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч маяка, который указывает путь. Надежда радостным светом озаряет глаза моряков, они поверили в свое спасение.

Великие деятели стали для человечества чем-то вроде маяков: их имена, словно путеводные звезды, указывали путь людям. Михаил Ломоносов, Жанна д' Арк, Александр Суворов, Николай Вавилов, Лев Толстой - все они стали живым примерам беззаветной преданности своему делу и подарили лю­дям веру в свои силы.

11) Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца это прорастание се­мян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, не­которые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом.

12) Говорят, что к Шекспиру пришел молодой человек и спросил:

_ Я хочу стать таким же, как вы. Что мне нужно делать, чтобы стать Шекспиром?

_ Я хотел стать богом, а стал только Шекспиром. Кем же будешь ты, если хочешь стать всего лишь

мной? - ответил ему великий драматург.

13) Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человече­ское общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачи­вал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четве­реньках, что у них исчезала способность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери... О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целе­направленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное.

14) Ученые давно уже говорят о так называемой «пирамиде способностей». В раннем возрасте поч­ти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше - в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем*ничтожный процент по-настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В социально-биологическом плане утрата талантливости с возрастом обь-ясняется тем, что наибольшие способности нужны человеку в период освоения азов жизни и са­моутверждения в ней, то есть в ранние годы; затем в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений - «взрослый, оставшийся ребенком», то есть человек, сохраняющий обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще - к миру.

 

Природа и человек

проблема Литературные произведения, афоризмы
-проблема любви к природе. Красота природы вызывает особые чувства     -проблема единения человека и природы. Человек и природа – явления одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они перекликаются.   -проблема влияния человека на природу. (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?)   - проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней)     -проблема состояния окружающей среды.     Русская поэзия (А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень»; А.А.Фет «Какая ночь» и др.)     Л.Н.Толстой «Война и мир» (А.Болконский у старого дуба); М.Шолохов «тихий Дон», Н.А.Заболоцкий «Сентябрь», «Кто мне откликнулся в чаще лесной?»   «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей < …>. Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль» Н.А.Заболоцкий     Рей Брэдбери «И грянул гром»; И.Тальков «Природа объявила нам войну».   А.П.Чехов «Вишневый сад»; Н.А.Заболоцкий «Прогулка»     Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»   «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».    

Человек и общество

проблемы Литературные произведения, афоризмы
- проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных. (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);   - проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?);     - проблема истинных и ложных ценностей;   -проблема смысла жизни и назначения человека;   -проблема счастья;   - проблема чести, достоинства, нравственного выбора. В любой ситуации человек должен оставаться человеком;     -можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием – только идеями или идеями и тоже насилием?   -проблема моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни;     -проблема милосердия, ответственности человека за свои поступки   - проблема испытания человеческой личности в сфере любви;     -проблема верности в любви, непобедимости искреннего чувства;     -проблема неразделенной любви   -проблема ответственности науки за результаты своих экспериментов;   -проблема разрушительной силы хамства, невежества, бесчеловечности;   -проблема сущности красоты;   -проблема войны как несправедливого, кровавого действа, разрушающего человека и обесценивающего его Дом;   - проблема нравственного выбора человека на войне;     -проблема веры;     -проблема различного понимания правды;   -проблема противостояния великих мастеров, талантливых людей окружающему миру; И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»     М.Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Ларе)     О.Генри «Дары волхвов»; О.Бальзак «Гобсек»; Л.Н.Толстой «Юность» (гл. «Comme il faut»)   «Вы ждете сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените» О.Генри   М.М.Пришвин «Жень-шень», Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», А.П.Платонов «Сокровенный человек», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,   «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» Д.И.Фонвизин   Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»   «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть» Л.Н.Толстой   М. Шолохов «Судьба человека», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», В.Быков «Сотников»   Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»   Л.Н.Толстой «После бала», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»     А.П.Платонов «Юшка», К.Г.Паустовский «Телеграмма»   «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…» А.П.Чехов     А.Куприн «Гранатовый браслет», любовная лирика А.С.Пушкина, А.С.Пушкин «Евгений Онегин»     В.Шекспир «Ромео и Джульетта», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских»   А.С.Пушкин «Я вас любил», А.Куприн «Гранатовый браслет».     М.А.Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»     Д.И.Фонвизин «Недоросль», М.А.Булгаков «Собачье сердце»   Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса»; Л.Н.Толстой «Война и мир» (образы Элен Курагиной, княжны Марьи, Наташи Ростовой)   М.Шолохов «Тихий Дон»   В.Быков «Сотников», В.Распутин «Живи и помни»   «… живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое – рядом с твоим народом» В.Астафьев   Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Горький «На дне»     М.Горький «На дне», М.Шолохов «Тихий Дон»   А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери», Н.С.Лесков «Тупейный художник»  

Родина, родной язык, семья

проблемы Литературные произведения, афоризмы
- проблема любви к Родине, отчему дому;     - проблема исторической памяти;     -проблема народа, национального характера;   - проблема «отцов и детей» (Всегда ли мы понимаем своих родителей? Благодарны ли мы за их искреннюю любовь?);   -проблема воспитания. Нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях;   -проблема семьи, Дома. Семья- символ крепости народной жизни;   -проблема памяти о своих истоках, о своем детстве     -проблема бережного отношения к русскому языку.     Русская поэзия (А.Блок, С.А.Есенин, А.Ахматова и др.), Н.С. Лесков «Левша»   «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» Сенека   «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К.Г.Паустовский   Ч.Айтматов «И дольше века длится день» (Легенда о манкурте); В.Г.Распутин «Прощание с Матерой»   И.А.Гончаров «Обломов», А.Т.Твардовский «Василий Теркин», В.М.Шукшин «Чудик», А.И.Солженицын «Матренин двор»     «Домострой», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», И.С.Тургенев «Отцы и дети», К.Г.Паустовский «Телеграмма»   Д.И.Фонвизин «Недоросль», Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Курагиных)     М.Шолохов «Тихий Дон», М.Булгаков «Белая гвардия»   Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Толстых – прототип семьи Ростовых); М.А.Булгаков «Белая гвардия» (семья Булгаковых – прототип семьи Турбинных); Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность».   И.С.Тургенев «Русский язык»  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.162 (0.017 с.)