Государственное управление сословно-представительной Франции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление сословно-представительной Франции



Началом периода сословно-представительной монархииво Франции (XIV - XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. высшего органа сословного представительства - Генеральных штатов.

Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширен­ные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили на­чало провинциальным штатам. Генеральные штаты являлись совеща­тельным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало от­дельно от других:

• в первой палате - высшее духовенство;

• во второй - депутаты от дворянства;

• в третьей - выборные депутаты от верхушки горожан, "третьего сосло­вия".

Каждая палата имела только один голос независимо от числа предста­вителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Центральными органами управления в этот период были:

= Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руковод­ство и контроль за отдельными звеньями управления;

= Счетная палата, ведавшая финансами.

К наиболее значимым должностным лицам относились:

• канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц; во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;

• коннетабль - командир конного рыцарского войска, впоследствии ко­мандир королевской армии;

• камерарий - казначей;

• палатины - королевские советники, выполнявшие отдельные поруче­ния короля.

Судебное устройство

В системе судебных учреждений произошли следующие изменения:

= королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную, значи­тельно расширилась юрисдикция королевских судов: они могли пересмотреть любое решение сеньориального суда;

= хотя судебные органы по-прежнему не были еще отделены от административных, наметилось их обособление и соответственно формирова­ние судебной системы.

При Людовике IX был создан специальный судебный орган - Парла­мент,в дальнейшем ставший высшим апелляционным судом королев­ства, важнейшей апелляционной инстанцией. Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ра­нее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуще­ствляя, таким образом, контроль над местными судами.

Правосудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево, рассматривая основную массу уголовных и гражданских дел.Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой пред­метной и персональной подсудности и образовал инстанционную сис­тему:

• низшая инстанция - суд официалов, специальных уполномоченных епис­копа;

• вторая инстанция - суд архиепископа;

• следующая инстанция - суд кардинала;

• высшая инстанция - суд римской курии, который рассматривал наибо­лее важные дела.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения - прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затраги­вавшим интересы монархии ("интересы короны").

В ходе военных реформ второй половины XIV в. и первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численнос­ти, с централизованным руководством и четкой системой. К этому вре­мени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вер­бовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотланд­цев и т. д.). Офицерские должности занимало по преимуществу дворян­ство.

42. Франция в период абсолютной монархии

В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV века в стране началось формирование капиталистического уклада в промыш­ленности и сельском хозяйстве:

♦ в промышленности появилась мануфактура, а с ней - наемная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников, подмас­терьев и крестьян;

♦ выросла внешняя торговля с другими европейскими странами, с Востоком, а через Испанию - и с Америкой;

♦ капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды.

Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их:

в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники, и тор­говцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;

сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как след­ствие, феодальные платежи, церковная десятина и т. д.

К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее пред­ставительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохрани­ли свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI - XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. чело­век, а к дворянству - около 400 тыс. человек, то есть подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие (в состав ко­торого вошло крестьянство).

Духовенство, при своей традиционной иерархии, отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церк­ви и приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало господствующее место в общественной и государ­ственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родовитого "дворянства шпаги" разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым "дворянством мантии". Дворянский статус предостав­лялся также в результате пожалования специальным королевским ак­том.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная дифференциация:

~ на верхних - те, из которых формировался класс буржуазии: фи­нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты;

~ на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, черно­рабочие, безработные.

Государственное управления в пери­од абсолютизма

В пери­од самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.) французский абсолютизмдостиг высшей ступени своего развития. Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - на­следный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, испол­нительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизо­ванный государственный механизм, административно-финансовый ап­парат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными ко­роля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла про­грессивную роль:

= вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприят­ные условия для ее последующего социально-экономического развития;

= нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - поощряла строитель­ство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на ино­странные товары, вела войны против иностранных держав – конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производитель­ных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:

привилегии духовенства и дворянства;

феодальные порядки в деревне;

высокие вывозные пошлины на товары и т. д.

С укреплением абсолютизма вся государственная властьсконцентриро­валась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью.

Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось. Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продава­лись, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.

Государственный совет фактически превратился в высший совещатель­ный орган при короле.

В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дво­рянство мантии" - представители и старых, и новых учреждений. К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы - тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государствен­ных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским де­лам и делам двора.

Большое значение в финансовом управлении имели откупщики кос­венных налогов, они же - государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории:

* утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в про­шлое и замещались знатью;

* фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обыч­но назначались лица незнатного происхождения.

Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.

Судоустройство Франции в период абсолютной монархии

Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда. В судопроизводстве сосуществовали:

королевские суды;

сеньориальные суды;

городские суды;

церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских су­дов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и граж­данских дел.

Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судо­производства лишь функции органов предварительного дознания. В об­ласти гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.

Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов.

Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затра­гивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.

Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплек­тации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и уголовных элементов. Офи­церские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что при­давало армии ярко выраженный сословный характер.

В тетради.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.019 с.)