Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра электротехники и электроники↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Кафедра электротехники и электроники ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА Лабораторный практикум для студентов Неэлектротехнических специальностей Часть 2
М и н с к 2 0 0 8 Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра электротехники и электроники
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
Лабораторный практикум для студентов неэлектротехничеcких специальностей
В 3 частях
Ч а с т ь 2
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И АППАРАТЫ
М и н с к 2 0 0 8 УДК [621.3+621.38](076.32) ББК 31.2я7 Э 45
Составители: И.В. Новаш, Т.Т. Розум, С.В. Домников, М.И. Полуянов, Р.Р. Мороз, Г.В. Згаевская, В.А. Устимович, Г.А. Михальцевич, Л.И. Новикова, Е.С. Счастная
П о д р е д а к ц и е й Ю.А. Куварзина и Ю.В. Бладыко
Р е ц е н з е н т ы: А.А. Мазуренко, Л.И. Сончик
ISBN 978-985-479-709-0 (Ч.2).
Настоящий лабораторный практикум предназначен для студентов неэлектротехнических специальностей при выполнении лабораторных работ по курсам «Электротехника», «Электротехника и основы электроники», «Электротехника, электрические машины и аппараты» и включает 10 работ по разделам: «Трансформаторы», «Асинхронные машины», «Ма-шины постоянного тока», «Синхронные машины», «Электропривод». Каждая лабораторная работа содержит общие сведения, предварительное задание к эксперименту, порядок выполнения работы, указания о содержании отчета, контрольные вопросы. Расчет предварительного задания к эксперименту должен производиться в период подготовки к занятиям; полученные результаты проверяются опытным путем в процессе выполнения работы. Лабораторные работы, вошедшие в настоящий практикум, подготовили: Полуянов М.И., Счастная Е.С. – 2.1; Домников С.В. – 2.2.; При подготовке некоторых лабораторных работ были использованы труды В.С. Лившица, являющегося разработчиком универсального стенда по электрическим машинам.
Часть 1 данного издания «Электрические цепи» вышла в свет в БНТУ в 2008 году.
ISBN 978-985-479-709-0 (Ч. 2) ISBN 978-985-479-304-7 Ó БНТУ, 2008 ПРАВИЛА РАБОТЫ Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОГО ТРАНСФОРМАТОРА
Цель работы: изучение устройства и принципа действия трансформатора; построение схемы замещения и эксплуатационных характеристик трансформатора.
Общие сведения
Трансформатор – это электромагнитный аппарат для преобразования в цепях переменного тока электрической энергии с одним соотношением напряжения и тока в электрическую энергию с другим соотношением напряжения и тока при неизменной частоте. Он позволяет передавать от источника приемникам одну и ту же мощность при разных напряжениях и токах S = U 1 I 1 = U 2 I 2. Трансформатор имеет замкнутый сердечник (магнитопровод), на котором находятся две (или более) обмотки, выполненные изолированным медным или алюминиевым проводом (рис. 1.1). Сердечник, собранный из тонких пластин или лент электротехнической стали с хорошей магнитной проницаемостью, служит для усиления магнитной связи между обмотками. Обмотку, подключаемую к источнику преобразуемой энергии, называют первичной (w1), обмотку, к которой подключают приемник, – вторичной (w2).
Рис. 1.1 Переменное напряжение источника u 1 вызывает в первичной обмотке ток i 1, который возбуждает магнитный поток. Основная часть потока (Ф) замыкается по магнитопроводу и наводит в обмотках ЭДС:
.
При потоке, изменяющемся с угловой частотой w = 2p f по синусоидальному закону Ф = Ф m sin w t, действующие значения ЭДС
; .
Отношение ЭДС обмоток
= w 1 / w 2
называется коэффициентом трансформации. Для определения технико-экономических показателей, построения характеристик отдельных трансформаторов и электропередач, в которых они используются, анализа аварийных режимов в таких системах и в других случаях необходима схема замещения трансформатора (рис. 1.2), являющаяся его электрической моделью. Физическая модель (см. рис. 1.1) с указанием номинальных параметров и конструктивных данных магнитопровода и обмоток трансформатора делает такие расчеты излишне сложными, неточными, а часто и невозможными.
Рис. 1.2 Параметры схемы замещения трансформатора (см. рис. 1.2) вычисляются по данным опытов холостого хода и короткого замыкания. В опыте холостого хода к первичной обмотке подводится номинальное напряжение U 1ном = U 1х, а вторичная обмотка размыкается Ток холостого хода I 1ху мощных трансформаторов составляет 1…5 % от номинального тока I 1ном, у трансформаторов малой мощности – до 40 %, и в паспортных данных трансформатора указывают его процентное значение:
i x % = (I 1х // I 1ном)×100 %.
Такой небольшой ток создает ничтожно малые потери мощности в первичной обмотке (пропорциональные квадрату тока), следовательно, потери холостого хода Р х - это магнитные потери в стали сердечника, пропорциональные квадрату магнитного потока, а значит, квадрату напряжения: Р х = P ст º º . Кроме того, небольшой ток холостого хода в небольших сопротивлениях первичной обмотки создает незначительные падения напряжения, вследствие чего U 1x = U 1ном » Е 1ном (отличие между ними не превышает 1 %), а U 2x = E 2ном, так как I 2x = 0. По результатам измерений вычисляются:
; ; ; .
Сопротивления R x, X x, Z x заменяют таким образом сердечник транс-форматора: R x – потери мощности, а Х х– индуктивное сопротивление первичной обмотки, создаваемое основным магнитным потоком. В опыте короткого замыкания вторичную обмотку замыкают накоротко, а на первичную обмотку подают такое пониженное напряжение U 1к, при котором токи в обмотках равны номинальным значениям I 1ном и I 2ном. Относительное значение
u к = U 1к × 100 % / U 1ном называют напряжением короткого замыкания. Оно составляет 5…10 % и характеризует внутреннее падение напряжения в трансформаторе. В опыте короткого замыкания измеряются токи обмоток I 1к = I 1ном, I 2к = I 2ном, а также напряжение U 1к и потери мощности Р к. Так как U 1к << U 1ном, то потери мощности в магнитопроводе, пропорциональные квадрату приложенного напряжения, ничтожны. И поскольку токи в обмотках равны номинальным значениям, то потери Р к– это мощность потерь в обмотках трансформатора. По данным опыта короткого замыкания вычисляются:
, , .
Данные сопротивления заменяют собой обе обмотки трансформатора. Чтобы разделить сопротивления обмоток, учитывают, что реальные сопротивления обмоток с разными номинальными напряжениями и токами имеют различные значения, но потери мощности в них и относительные потери напряжения (отнесенные к номинальным величинам) примерно одинаковы. Следовательно, по значимости, оцениваемой потерями мощности и относительными потерями напряжения, обе обмотки равноценны. Эти обстоятельства позволяют приравнять сопротивления одной (обычно первичной) обмотки к приведенным сопротивлениям другой (обычно вторичной) обмотки:
; ; .
Кроме сопротивлений приводятся также напряжения, ЭДС и токи:
; ; .
С учетом приведения сопротивления обмоток равны
; ; .
По рассчитанным параметрам строится схема замещения трансформатора (см. рис. 1.2). Так как для расчета схемы замещения использованы данные опытов холостого хода и короткого замыкания, то потери мощности в этих опытах, ток холостого хода (в процентах от номинального тока первичной обмотки) и напряжение короткого замыкания являются обязательными паспортными данными каждого трансформатора.
Эксплуатационные характеристики трансформатора строят в функции от коэффициента нагрузки. По паспортным данным расчет зависимости вторичного напряжения , коэффициента мощности , КПД h от тока нагрузки I 2 или коэффициента нагрузки выполняют по следующим формулам:
1) ,
где активная и реактивная составляющие напряжения короткого замыкания равны
; ;
j2 – угол сдвига фаз между напряжением и током приемника;
2) ;
;
,
где S ном - полная номинальная мощность; 3) .
Типичный вид этих характеристик приведен на рис. 1.3. КПД имеет наибольшее значение при равенстве постоянных Р х и переменных b2 P к потерь:
.
Характеристики трансформаторов небольшой мощности, имеющих обычно низкий КПД, можно получить методом непосредственной нагрузки (рис. 1.4), что и предполагается в данной работе. Измерительные приборы в цепях первичной и вторичной обмоток позволяют измерить напряжения, токи, мощности, затем рассчитать коэффициент мощности и КПД (при активной нагрузке ).
Предварительное задание к эксперименту
По паспортным данным трансформатора (табл. 1.1) определить коэффициент трансформации n, номинальные токи первичной и вторичной обмоток I 1ном и I 2ном, их активные R 1, R 2 и реактивные X 1, Х 2 сопротивления, сопротивления холостого хода R х, Х x, а также коэффициент нагрузки , при котором КПД трансформатора максимален. Результаты расчета записать в табл. 1.2.
Т а б л и ц а 1.1
Т а б л и ц а 1.2
Начертить Т-образную схему замещения трансформатора, записать возле каждого элемента значение сопротивлений. 2. Для заданного вариантом в табл. 1.3 значения b рассчитать U 2 , h, cosj1 при активной нагрузке трансформатора (j2 = 0), результаты записать в табл. 1.2. При расчете U 2 значение U 2х принять равным 130 В.
Т а б л и ц а 1.3
Рис. 1.4
2. После проверки цепи руководителем установить на зажимах первичной обмотки номинальное напряжение U 1ном = 220 В и записать показания приборов в табл. 1.4 при холостом ходе трансформатора.
Т а б л и ц а 1.4
3. Подключить нагрузку R н трансформатора и, поддерживая 4. Установить регулятор автотрансформатора в нулевое положение, включить выключатель Вк и выполнить опыт короткого замыкания, для чего к первичной обмотке подать пониженное напряжение U 1к, при котором I 1к = I 1ном. Показания приборов записать в табл. 1.4. 5. По опытным данным определить коэффициент трансформации п,процентное значение тока холостого хода i х, %, потери в стали и обмотках трансформатора, напряжение короткого замыкания u к, %. Сравнить полученные значения с номинальными (см. табл. 1.1). 6. Рассчитать для проведенных опытов коэффициент мощности и КПД трансформатора, результаты записать в табл. 1.4. 7. Построить в общей системе координат характеристики U 2(b), cosj1(b)и h(b) при U 1 = const и cosj2 = 1. Здесь же показать расчетные точки предварительного задания (см. табл. 1.2).
Содержание отчета
1. Цель работы. 2. Полный расчет предварительного задания к эксперименту, вклю-чая табл. 1.1, 1.2 и схему замещения трансформатора. 3. Схема цепи для испытаний трансформатора. 4. Таблица измерений и вычислений 1.4. 5. Графики зависимостей U 2(b), cosj1(b)и h(b). 6. Анализ результатов и выводы.
Контрольные вопросы
1. Объясните устройство и принцип действия однофазного транс-сформатора. 2. От чего зависят ЭДС обмоток трансформатора? 3. Для какой цели в трансформаторе используют стальной сердечник? Как он влияет на ток холостого хода? 4. Как определяется коэффициент трансформации? 5. Какие потери энергии имеют место в трансформаторе и от чего они зависят? 6. Как выполняют опыты XX и КЗ? Каково их назначение? 7. Что называют схемой замещения трансформатора и как определить ее параметры? Общие сведения
Асинхронный двигатель (АД) с короткозамкнутым ротором – наиболее распространенный в народном хозяйстве тип электрического двигателя. Он имеет простую конструкцию, сравнительно недорог, надежен и удобен в эксплуатации. АД преобразует электрическую энергию переменного тока в механическую энергию, отдаваемую посредством вала рабочей машине. Основными частями АД являются неподвижный статор и вращающийся ротор, разделенные воздушным зазором (0,25…1 мм). Статор состоит из литого корпуса (стального, чугунного или алюминиевого), внутрь которого вмонтирован сердечник статора – полый цилиндр, набранный из отдельных пластин (колец) электротехнической стали, толщиной 0,5 мм. Для уменьшения потерь от вихревых токов пластины изолируют друг от друга. Сердечник статора имеет пазы, в которые помещена трехфазная обмотка из медного или алюминиевого изолированного провода. Фазы обмотки (А, В, С) смещены друг относительно друга по окружности статора на 120° и могут соединяться звездой или треугольником (в зависимости от номинального напряжения фаз обмотки и питающей сети).
Ротор представляет собой цилиндр, собранный из тонких изолированных дисков электротехнической стали, насаженный и закрепленный на валу. В дисках выштампованы пазы, в которые закладывают медные или заливают алюминиевые стержни обмотки, соединяемые по торцам накоротко кольцами из того же материала. Полу-ченная таким образом короткозамкнутая обмотка ротора напоминает по конфигурации «беличье колесо» (ее часто так называют). Работа АД основана на способности трехфазной системы токов, протекающей по трем катушкам, оси которых смещены в пространстве на 120°, возбуждать вращающееся магнитное поле. Подобные условия созданы в статоре АД, подключенном к трехфазной сети (рис. 2.1, а).
а б
Рис. 2.1
Протекание в фазах обмотки статора трех синусоидальных токов, сдвинутых во времени на 1/3 периода, возбуждает в АД магнитное поле, бегущее вдоль окружности статора (вращающееся) с постоянной скоростью. Число магнитных полюсов вращающегося поля зависит от конструкции обмотки статора (числа катушек в фазе обмотки). При выполнении каждой фазы в виде одной катушки, вращающееся поле будет двухполюсным (число пар полюсов р = 1). Для получения вращающегося поля с р парами полюсов окружность статора разбивают на р частей и на каждой из них размещают три катушки разных фаз. В этом случае одна пара полюсов образуется на каждой части окружности, занятой тремя катушками, поле вцелом имеет p пар полюсов, каждая фаза обмотки состоит из р последовательно соединенных катушек. Направление вращения поля совпадает с направлением чередования токов по фазам обмотки. Для изменения направления вращения достаточно переключить (поменять местами) провода, подающие токи в любые две фазы обмотки. Частота вращения магнитного поля, называемая синхронной, вы-ражается формулой
где f 1– частота питающего тока, Гц; р – число пар полюсов статора. При промышленной частоте тока f 1 = 50 Гц синхронная частота вращения определяется числом пар полюсов:
Принцип действия АД. В обмотку статора от трехфазной сети подается трехфазная система токов, возбуждающая вращающееся магнитное поле. Магнитные линии вращающегося поля пересекают обмотки статора и ротора и по закону электромагнитной индукции индуктируют в них синусоидальные ЭДС Е 1 и Е 2. ЭДС Е 1 уравновешивает основную часть напряжения питающей сети U 1, а Е 2вызывает в проводниках короткозамкнутой обмотки ротора токи I 2. Взаимодействие токов ротора и вращающегося магнитного поля создает электромагнитный вращающий момент M, приводящий ротор в движение в направлении вращения поля. Частота вращения ротора n меньше частоты вращения поля n 1, так как ЭДС Е 2, ток I 2и момент М появляются только при условии перемещения магнитного поля относительно ротора, т.е. при n < n 1.В связи c этим рассматриваемый двигатель называют асинхронным. Относительную разность частот вращения магнитного поля и ро-тора называют скольжением:
. (2.1)
При холостом ходе двигателя частота вращения ротора n близка к частоте вращения магнитного поля n 1 и S» 0, с увеличением нагрузки на валу скольжение возрастает (п уменьшается), при номинальной нагрузке S ном =0,02...0,08 (малые значения относятся к мощным двигателям). В момент пуска п = 0 и S = 1. Скольжение играет важную роль в теории АД. Частота вращения ротора n выражается через S формулой, вытекающей из (2.1):
.
При неизменных частоте и напряжении питающей сети вращаю-щий момент М однозначно определяется скольжением. График зависимости М (S) показан на рис. 2.1, б. Наибольшему вращающему моменту М maxсоответствует критическое скольжение S к, которое делит график М (S) на два участка: устойчивой работы и неустойчивой работы . На устойчивом участке двигатель автоматически развивает вращающий момент М, равный моменту сопротивления М срабочей машины. При возрастании М с скольжение S и вращающий момент М будут увеличиваться до тех пор, пока не наступит новое равновесие М = М с. При уменьшении М с скольжение S и вращающий момент М соответственно уменьшаются. Это свойство АД называют саморегулированием вращающего момента. На неустойчивом участке M (S)двигатель, не обладая свойством саморегулирования, работает кратковременно и, как правило, в условиях неравенства моментов М и М с. При этом, если М > М с, двигатель увеличивает скорость (уменьшает S) и переходит на устойчивый участок (таков процесс пуска АД), если же М < M с, скорость АД уменьшается до полной остановки. В установившемся режиме вращающий момент М (Н×м), механическая мощность на валу Р (Вт) и частота вращения n (мин–1) связаны соотношением
.
Момент и мощность на валу, которые двигатель может длительно развивать, не перегреваясь сверх допустимой температуры, называют номинальными (М ном, Р ном). Номинальный режим характеризуют также номинальная частота вращения n ном, номинальный КПД , номинальный коэффициент мощности , номинальное линейное напряжение сети U ном, номинальный линейный ток:
.
При кратковременных перегрузках (М с > М ном)АД работает устойчиво при условии, что наибольший момент сопротивления рабочей машины М с.max не превышает М max АД. Отношение называют перегрузочной способностью АД. K мприводится в каталогах (K = 1,8...2,5) и используется для вычисления М max:
.
Пусковые свойства АД характеризуют пусковой момент М пи пус-ковой ток I пв начальный момент пуcка (при n = 0, S = 1). Для короткозамкнутых АД М п = (1…1,5) М ном, I п = (5…7) I ном. Пусковой момент должен быть достаточным, чтобы преодолеть М срабочей машины и обеспечить быстрый (в течение нескольких секунд) разгон до рабочей скорости. Начальный пусковой ток по мере разгона АД быстро уменьшается и поэтому не опасен для двигателя. Зависимость M (S)приближенно выражается упрощенной формулой Клосса:
,
где критическое скольжение
.
Рабочие характеристики отражают эксплуатационные свойства АД и представляют зависимости величин n, М, I 1, h, cosj от мощности на валу Р. Выразив эти величины в относительных единицах (n * = n / n 1, М * = М / М ном, I 1* = I 1/ I 1ном, Р * = Р/Р ном), можно построить рабочие характеристики в общей системе координат (рис. 2.2).
Рис. 2.2
В данной работе в качестве короткозамкнутого используется АД с фазным ротором, обмотка которого замыкается накоротко. Нагрузку на валу АД создает генератор постоянного тока, работающий на регулируемый нагрузочный резистор.
Предварительное задание к эксперименту
Для трехфазного асинхронного двигателя заданы следующие номи-нальные величины: мощность на валу P ном = 750 Вт; частота вращения ротора n ном = 900 мин–1; коэффициент мощности cosjном = 0,7; КПД hном = 0,7; а также перегрузочная способность, K м = М max/ М ном = Необходимо определить: 1. Синхронную частоту вращения n 1 (при частоте питающего тока f 1 = 50 Гц) и число пар полюсов р вращающегося магнитного поля. 2. Номинальную мощность Р 1ном, потребляемую двигателем, и номинальный ток I 1ном (линейное напряжение сети U л = 220 В). 3. Номинальный М ном и максимальный М max моменты на валу, номинальное S ном и критическое S К скольжение. 4. Для режима со скольжением S,заданным по вариантам из табл. 2.1, определить частоту вращения ротора n, момент М (по формуле Клосса), мощность на валу Р, потребляемую мощность
Т а б л и ц а 2.1
Результаты расчета занести в табл. 2.2.
Т а б л и ц а 2.2
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с оборудованием, приборами, электрической схемой лабораторной установки. 2.Собрать электрическую цепь по схеме рис. 2.3. Пригласить преподавателя для проверки правильности сборки.
Рис. 2.3
3. Подготовить установку к работе: а) вывести реостат R p (кроме последней ступени, оставляемой для небольшого ограничения пускового тока); б) ввести реостат возбуждения генератора постоянного тока (ГПТ) R в (ручку R вповернуть в крайнее левое положение); в) переключатель обмотки ОВС ГПТ установить в положение «Вкл. согл.» (по шкале G); г) переключатель нагрузки ГПТ R н2 установить в положение «0»; д) подать напряжение на лабораторный стенд, включив трехфазный автомат на питающем щитке; е) включить источник питания ИП1и контактор К3, регулятором ИП1 установить ток, подаваемый в ротор при его синхронизации с вращающимся полем, I р = 10 А (по амперметру A2); ж) контактором К2 подключить к цепи ротора реостат R p. 4. Запустить АД включением контактора К1, проследить за броском пускового тока I 1 (по амперметру А 1). Вывести последнюю ступень реостата R р. Перевести ротор в синхронное вращение с полем, включив контактор К3, подающий в ротор постоянный ток. Сравнить измеренную синхронную частоту вращения n 1 с вычисленной. Вернуть двигатель в асинхронный режим (включить контактор К2). 5. Снять рабочие характеристики АД. Для этого возбудить рео-статом R вГПТ до наибольшего напряжения и, увеличивая нагрузку от нуля до максимальной (переключателем R н2), записать показания приборов в табл. 2.3. В числе устанавливаемых режимов должны быть номинальный (установить n ном) и заданный в п. 4 предварительного задания (установить требуемую n). Плавная регулировка нагрузки в небольших пределах осуществляется реостатом R в.
Т а б л и ц а 2.3
Примечание. Мощность Р навалу АД вычислить приближенно по формуле, исходящей из равенства потерь в АД и ГПТ:
Р = 0,5(Р 1 + Р 2),
где Р 2 = U 2× I 2 – мощность, отдаваемая ГПТ нагрузке. 6. Построить в общей системе координат графики рабочих характеристикАД n *(P *), M *(P *), h(P *), cosj(P *).
Содержание отчета
1. Цель работы. 2. Расчет предварительного задания к эксперименту. 3. Схема лабораторной установки. 4. Таблицы результатов измерений и вычислений. 5. Графики рабочих характеристик двигателя.
Контрольные вопросы
1. Как устроен АД с короткозамкнутым ротором? 2. Изложите принцип действия АД. 3. Что такое синхронная частота вращения и скольжение? Напишите формулы для этих величин. 4. Как изменяются скольжение и частота вращения АД при росте момента нагрузки? 5. Как изменить направление вращения ротора АД? 6. Как выражается момент двигателя через мощность и частоту вращения? 7. Запишите формулу Клосса и охарактеризуйте входящие в нее величины. 8. Почему ток холостого хода АД относительно велик? 9. Как изменятся КПД и коэффициент мощности с увеличением нагрузки АД? 10. Какие достоинства и недостатки имеют АД с короткозамкнутым ротором? Где эти двигатели используются?
С ФАЗНЫМ РОТОРОМ
Цель работы: изучение конструктивных особенностей, способов пуска и регулирования частоты вращения двигателя с фазным ротором; построение естественной и реостатной механических характеристик двигателя по его паспортным данным; снятие естественной и реостатной механических характеристик.
Общие сведения
Асинхронные двигатели с фазным ротором имеют лучшие пусковые свойства (больший пусковой момент, меньший пусковой ток), чем короткозамкнутые АД, позволяют сравнительно просто (изменением сопротивления реостата в цепи ротора) регулировать частоту вращения. Вместе с тем, эти двигатели конструктивно сложнее и дороже короткозамкнутых, менее надежны и более трудоемки в эксплуатации. Поэтому двигатели с фазным ротором применяют лишь в случаях, оправданных необходимостью: для привода оборудования с большим начальным моментом сопротивления и большим моментом инерции (молоты и прессы, снабженные маховиками), при частых пусках, грозящих перегреть двигатель пусковыми токами, при необходимости регулирования скорости (электрические краны). Устройство статора двигателя с фазным ротором не отличается от устройства статора АД с короткозамкнутым ротором: полый цилиндрический сердечник набранный из изолированных друг от друга, листов электротехнической стали, имеет на внутренней поверхности пазы, в которых размещена трехфазная обмотка, включаемая непосредственно в сеть. Роторы у них различны. В пазах фазного ротора, называемого также ротором с контактными кольцами, находится трехфазная обмотка, выполненная изолированным проводом и размещенная в пазах ротора с пространственным смещением фаз на 120°, подобно обмотке статора. Фазы обмотки ротора соединяют звездой, а три свободных ее конца подключают к трем контактным кольцам, укрепленным на валу машины, но изолированным от вала. На кольца наложены медно-графитовые щетки, установленные в неподвижных щеткодержателях. Через кольца и щетки, образующие при вращении скользящий контакт, в цепь ротора включается трехфазный реостат R p (рис. 3.1, а), чем обеспечивается улучшение пусковых и регулировочных свойств машины. Щетки также позволяют замкнуть обмотку накоротко. Условное обозначение АД с фазным ротором приведено на рис. 3.1, в.
а
б в
Рис. 3.1
Введение реостата в цепь ротора изменяет зависим
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.013 с.) |