Диагностика и анализ внутренней и внешней среды предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика и анализ внутренней и внешней среды предприятия



 

Говоря о внутренней среде организации, прежде всего, стоит описать процедуру принятия решения на уровне топ-менеджеров данной фирмы.

· Способ разработки решения – коллегиальный.

· Еженедельные кратковременные планёрки.

· Обязательные ежемесячные встречи для разработки стратегических планов фирмы.

В результате работы по выработке решений мы получаем следующие виды управленческих решений: приказы и рекомендации.

Содержание:

· Приказов:Чётко сформулированное решение, рассчитанное на конкретное подразделение, подлежащее безукоснительному, обязательному исполнению.

· Рекомендаций:Некое управленческое решение, направленное на конкретное подразделение, рекомендательного характера, несущее в себе информацию к размышлению и выработанное для улучшения работы учреждения.

Документирование деятельности ООО «Продукт плюс».При всем их многообразии можно выделить следующие основные группы документов, которые возникают в процессе работы предприятия и отражают различные виды его деятельности:

· организационные документы предприятия (устав, учредительный

договор, структура и штатная численность, штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка);

· распорядительные документы предприятия (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения);

· документы по личному составу предприятия (приказы по л/с, трудовые контракты (договоры), личные дела, личные карточки ф. Т-2, лицевые счета по зарплате, трудовые книжки);

· финансово-бухгалтерские документы предприятия (главная книга, годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков, планы, отчеты, сметы, счета, кассовые книги и др.);

· информационно-справочные документы предприятия (акты, письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные записки, протоколы и др.).

От государственных и муниципальных организаций могут поступать на предприятие документы, регулирующие различные вопросы его деятельности (налоги, охрана окружающей среды и т. п.). Эти документы составляют отдельную группу – нормативные документы государственных органов.

В самостоятельную группу можно выделить коммерческие контракты (договоры), которые являются основными документами предпринимательской деятельности.

Все перечисленные документы относятся к организационно-распорядительным документам (ОРД). Исключением являются финансово-бухгалтерские документы, имеющие специфические особенности составления и обработки, регламентируемые специальными инструкциями.

Разделение труда в организации происходит по двум направлениям:

· Постадийное разделение работ в организации (горизонтальные связи);

Разделение работ по уровням иерархии в организации как в целом, так и в её отдельных частях (вертикальные связи).

На рисунке 2.2.1. разделение труда можно представить следующим образом:

 
 

 


Рис. 2.2.1. Разделение труда

§ Вертикальные связи, реализующиеся через приказы, распоряжения, распределение полномочий. Тем самым данный тип связей обеспечивает стабильность организации.

§ Горизонтальные связи,главное предназначение которых – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укрепить вертикальные связи и делают организацию более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях.

 

Таблица 2.1.Основные проблемы организации в современных условиях

Категория субъектов организации в современных условиях Проблемы
Субъекты организации, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, трудности с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг
Субъекты организации, производящие продукцию для средних и крупных предприятий Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
Субъекты организации, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги Снижение спроса на услуги, риск неплатежей
Субъекты организации, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Снижение спроса на продукцию и услуги, стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины года
Субъекты организации, действующие в оптовой и розничной торговле Повышение стоимости импортной продукции, трудности с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе - снижение спроса на продукцию
Субъекты организации, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты организации, оказывающие услуги в сфере транспорта Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты организации, работающие по государственному и муниципальному заказу Снижение объемов заказов в 2009 г., неоплата работ, произведенных в 2008 г., повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказы
Субъекты организации, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития
Все субъекты организации Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников

Говоря о внутренней среде организации, следует так же проанализировать её внутренние переменные элементы. Итак,

Переменные элементы:

· Миссия компании состоит в повышении качества производимых продуктов питания на рынке и дальнейшем обеспечении населения высококачественной продукцией, формировании у населения хорошего вкуса. Организация в силу своего структурного построения является одним из социальных институтов. Организация осуществляет одну из главных функций в обществе – обеспечение населения продуктами питания, что само по себе немаловажно.

Таблица 2.2. Основные финансово-экономические показатели предприятия за 2009г.-2010г.

Показатели Ед. изм. 2007 г. 2008 г. Изменение, в % и п.п.
         
Объем реализации продукции в текущих ценах Тыс. руб. 870 938,00 958 444,00 110,05
Среднегодовая стоимость основных средств Тыс. руб. 983 538,50 1 327 539,50 134,98
Фондоотдача Руб./руб. 88,55 72,20 81,53
Коэффициент износа основных средств % 18,96 16,63 87,75
Коэффициент обновления основных средств % 7,37 46,56 39,20
Коэффициент выбытия основных средств % 0,03 10,88 10,85
Среднесписочная численность работающих Чел. 1 576,00 1 622,00 102,92
Производительность труда одного работающего Тыс. руб./чел. 552,63 590,90 106,93
Фонд оплаты труда Тыс.руб. 110 485,00 120 984,98 109,50
Средняя зарплата одного работающего в год Руб./чел. 70,10 74,59 106,40
Себестоимость реализованной продукции Тыс.руб. 654 728,00 727 921,00 111,18
3атраты на рубль реализованной продукции Руб./руб. 0,75 0,76 101,03
Балансовая прибыль Тыс.руб. 5 037,00 134 204,00 2 664,36
Чистая прибыль Ты сруб. -95 159,00 100 265,00  
Среднегодовая величина оборотных средств Ты сруб. 1 056 405,50 1 087 475,00 102,94
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Оборотов 0,82 0,88 106,90
Продолжительность одного оборота Дни 442,73 414,14 -28,59
Рентабельность продукции % 24,82 24,05 -0,77
Рентабельность производства % 0,25 5,56 5,31
Фондовооруженность Ты с. руб./чел 624,07 818,46 131,15

По данным таблицы 2.2 видно, что объем реализации увеличился на 10,05%. Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 11,18%. Видно, что увеличение себестоимости больше увеличения объема реализации. Что является отрицательным фактором, это подтверждает увеличение показателя затраты на рубль реализованной продукции, который увеличился на 1,03%. Рост себестоимости объясняется тем, что в 2008 г. происходило большее списание оборудования, которое морально устарело, но срок службы его не истек. Среднегодовая стоимость основных средств возросла на 34,98%, так как, были приобретены новые основные средства. За счет этого резко увеличился коэффициент обновления на 39,2%. За счет списания устаревшего морально и физически оборудования коэффициент выбытия основных средств увеличился на 10,85%. То есть на Предприятии происходит интенсивное обновление основных средств. Это является залогом дальнейшего успешного развития производства и неотъемлемым условием конкурентоспособности продукции па рынке. Среднесписочная численность работающих увеличилась на 2,94%, также увеличились производительность труда на 6,93% и фонд оплаты труда на 9,5%. Не смотря на увеличение затратности производства, деловая активность Предприятия возросла, о чем свидетельствует изменения показателей: о коэффициент оборачиваемости увеличился на 6,9% и составил на конец анализируемого периода 0,88 оборотов в год; о соответственно, снизилась продолжительность одного оборота на 28,59 дня. Рентабельность продукции снизилась на 0,77 п.п. за счет увеличения затратности, о чем говорилось выше. А рентабельность производства увеличилась на 5,31 п.п. за счет увеличения балансовой прибыли, что было обеспечено увеличением внереализационных доходов и снижением внереализационных расходов.

Главной задачей компании является удовлетворение желаний и нужд потребителей, поэтому компания производит высококачественные продукты по приемлемой цене. Всем партнёрам, покупающим производимую продукцию, компания предлагает выгодные условия сотрудничества, помощь продвижения на местах и обслуживание на самом высоком уровне. Компания создаёт в городах и районах республики рабочие места, способствует их экономическому подъёму и развитию. Компания предоставляет своим сотрудникам возможность профессионального роста и раскрытия творческого потенциала. Кроме всего прочего компания заботится об окружающей среде и бережно относится к природе.

· Тип организационной культуры(по С. Ханди) – культура задачи. Этот тип организационной культуры характеризуется высоким профессионализмом сотрудников, следовательно, скорость выполнения работы такими сотрудниками достаточно высока. Большое внимание уделяется прежде всего групповому эффекту, а не индивидуальным потребностям руководителя, следовательно, каждый сотрудник имеет право на собственное мнение, что способствует благоприятной рабочей атмосфере в коллективе и даёт стимул к труду.

· Стратегия фирмы.Чтобы определить стратегию фирмы, надо определить слабые и сильные её стороны.

Сильные стороны:

ü Полный комплекс товаров и услуг, предоставляемых клиенту;

ü Высокий творческий потенциал;

ü Профессионализм;

ü Способность быстро реагировать на появление новых технологий в сфере производства продуктов питания и умение творчески использовать новинки, появляющиеся в результате НТП на благо клиентов.

Слабые стороны:

На данном этапе развития фирмы существует проблема невозможности доставки производимой продукции в отдалённые города и районы республики из-за периодической нехватки транспорта.

· Главные задачи предприятия:

1.Дальнейшее производство и реализация высококачественных продуктов питания;

2.Повышение квалификации сотрудников;

3.Разработка новых торговых марок;

4.Создание большего числа филиалов;

5.Наиболее эффективная работа в условиях сложившейся конкуренции.

Попытка проанализировать внешние факторы воздействия на организацию выглядит таким образом:

На рисунке 2.2.2. Факторы прямого воздействия.

· Законы · Информация · Поставщики · Покупатели · Конкуренты · Гос. органы · Местная власть
       
 
  ООО «Продукт плюс»
   
 

 


Рис.2.2.2.Факторы прямого воздействия

Рассмотрим влияние некоторых из этих факторов подробнее:

· Законыустанавливают некоторые правовые рамки и нормы взаимоотношений, дают организации возможность определить для себя допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

· Покупатели.Анализ покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

q Географическое месторасположение покупателя – Республика Коми;

q Демографические характеристики: покупатели продукции данной организации – люди совершенно разного возраста, но основную часть покупателей оставляют домохозяйки в возрасте от 30 до 60 лет;

q Социально-психологические характеристики покупателя: производимая продукция в основном рассчитана на население так называемого «среднего класса»;

q Отношение покупателя к продукту: по данным маркетинговых исследований наибольшим спросом среди покупателей пользуется майонез «Столичный», а наименьшим спросом – котлеты «Домашние». Это побуждает организацию повышать качество продукции, пользующейся наименьшим спросом, и увеличивать производимое количество продукции, пользующейся наибольшим спросом;

q Чувствительность покупателя к цене: значительное повышение цен поведёт к снижению спроса на некоторые виды производимой продукции, и, следовательно, к потере некоторого числа покупателей, поэтому при повышении цен на один из видов продуктов организация по мере возможности старается снизить цену на какой-либо другой производимый ею продукт;

q Наличие замещающих продуктов: так как организация занимается производством большого числа торговых марок, то практически каждая единица производимой продукции имеет товар-заменитель, что даёт покупателю некоторую альтернативу при выборе продукта потребления.

Поставщики.Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:

q Уровень специализированности поставщика. Данная организация работает только с высококвалифицированными поставщиками, что даёт компании определённые преимущества и обеспечивает высокое качество поставляемой продукции;

q Стоимость поставляемого товара. Стоимость поставляемых товаров полностью окупается в процессе торговли;

q Гарантия качества поставляемого товара. Каждый поставщик обязательно должен давать гарантию на поставляемый им товар, поставщик несёт ответственность за поставленный им товар, поэтому предприятие практически всегда гарантированно обеспечено высококачественным товаром, что также даёт ему ряд преимуществ перед другими компаниями.

Конкуренты. Рассматривая влияние конкурентов на данную организацию, следует прежде всего сказать о сильных и слабых сторонах этого влияния.

Сильные стороны:

Поставщики.Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:

q Уровень специализированности поставщика. Данная организация работает только с высококвалифицированными поставщиками, что даёт компании определённые преимущества и обеспечивает высокое качество поставляемой продукции;

q Стоимость поставляемого товара. Стоимость поставляемых товаров полностью окупается в процессе торговли;

q Гарантия качества поставляемого товара. Каждый поставщик обязательно должен давать гарантию на поставляемый им товар, поставщик несёт ответственность за поставленный им товар, поэтому предприятие практически всегда гарантированно обеспечено высококачественным товаром, что также даёт ему ряд преимуществ перед другими компаниями.

Конкуренты. Рассматривая влияние конкурентов на данную организацию, следует прежде всего сказать о сильных и слабых сторонах этого влияния.

Сильные стороны:

Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции, поэтому для того, чтобы достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, предприятие имеет в себе достаточный потенциал для применения новых комплексных подходов в управлении организацией в целях перехода к созданию продукта нового типа.

q Некоторые организации проигрывают в борьбе фирмам-«пришельцам», только что или вновь пришедшим на рынок, поэтому данная организация заранее создала некоторые барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев». Это:

ü Углублённая специализация на производстве торговой марки «Слобода»;

ü Контроль за каналами распределения продукции;

ü Низкие издержки за счёт экономии от большого объёма производства и т.д.

Слабые стороны:

Создание организацией барьеров на пути вхождения конкурентов и производство продукта нового типа значительно снижают конкуренцию и могут в некоторой степени приостановить дальнейшее развитие предприятия.

Факторы косвенного воздействия.

· Состояние экономики

· Политическая среда

· Международные события

· Экологические факторы

· НТП

· Социокультурные факторы

· Климатические

Рассмотрим некоторые из этих факторов подробнее:

▪ Политическая средапрежде всего влияет на отношение потребителей к производимой продукции. Лицензия данной организации на производимую продукцию, выданная правительством, формирует позитивное отношение к покупаемой ими продукции.

▪ Климатические факторы. Так как организация занимается производством продуктов питания и реализует их по всей республике, то различные климатические условия играют огромную роль. Во-первых, спрос на одну и ту же продукцию в разных регионах республики различен. Во-вторых, спрос на одну и ту же продукцию в разное время года также различен. Всё это обуславливает низкий спрос на быстро портящиеся продукты питания летом и значительное повышение спроса на них же осенью и весной.

▪Социокультурные факторы это:

q Отношение людей к работе и качеству жизни;

q Существующие в обществе обычаи и верования;

q Разделяемые людьми ценности;

q Демографическая структура общества;

q Рост населения;

q Уровень образования;

q Мобильность людей и т.д.

Все эти изменения происходят достаточно медленно, но они приводят ко многим существенным изменениям в окружении организации, таким, как:

q Готовность или неготовность людей купить ту или иную единицу производимой продукции;

q Рост или упадок числа потребителей;

q Вынужденное строительство большего числа филиалов и т.д.

Поэтому организация серьёзно отслеживает всевозможные социальные изменения.

▪Состояние экономикипозволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ:

q Темпа инфляции;

q ВНП;

q Нормы налогообложения;

q Уровня безработицы и т. д.

При растущем уровне цен и высоком уровне безработицы растёт и инфляция, что влёчёт за собой стагфляцию (рост цен и инфляции), но т.к. данная компания повышает цены на производимую продукцию только в крайнем случае и имеет большое количество товаров-заменителей продаваемых по сравнительно невысокой цене, то возможность стагфляции на продукцию данной компании крайне невысока.

Таблица 2.3.Схема показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности

Направление анализа Ед.изм. 2007н.г. 2008г. Относительное изменение, в %
            н.г. к. г. 2007 г. 2008 г.
             
1. Оценка имущественного положения            
1.1. Общая сумма хозяйственных средств тыс. руб. 3 141 593,00 3 827 492,00 3 947 721,00 121,83 103,14
1.2. Величина основных средств (ОС) -«- 978 308,00 988 769,00 1 666 310,00 101,07 168,52
1.3. Доля ОС в общей сумме активов   31,14 25,83 42.21 -5,31 16,38
1 4. Коэффициент износа ОС -«- 0,12 0,19 0,17 0,07 -0,02
2 Оценка ликвидности            
2.1. Величина собственных оборотных средств (СОС) (функционирующий капитал, чистые оборотные средства) тыс. руб. -3 560 143,00 -4 066 823,00 -4 291 125,00 114,23 105,52
2.2. Коэффициент текущей ликвидности -«- 0,21 0,23 0,19 109,99 82,45
2.3. Доля СОС в общей сумме ТА: Dcoc - «- -385,85 -341,71 -435,73 44,14 -94,02
2.4. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств -«- -0,09 -0,08 -0,09 93,83 100,00
2.5. Коэффициент покрытия запасов -«- 0,96 -8,94 -9,39 -930,80 105,01
3 Наличие "больных" статей в отчетности            
3.1. Убытки тыс. руб. 1 463 572,00 1 563 764,00 1 563 764,00 106,48 106,48
3.2. Ссуды и займы, не погашенные в срок -«- 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
3.3. Просроченная дебиторская задолженность - «- 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
3.4. Просроченная кредиторская задолженность - «- 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
3 5.Векселя выданные просроченные - «- 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
4. Оценка результативности финансово -хозяйственной деятельности            
             
4.1. Прибыль от реализации тыс. руб. 211 677,00 232 483,00 109,83 - -
4.2. Прибыль чистая - «- -95 159,00 100 265,00   - -
4.3. Прибыль балансовая -«- 5 037,00 134 204,00 2 664,36 - -
4.4. Рентабельность общая % 0,25 5,56 5,31 - -
4.5. Рентабельность продукции % 24,30 24,26 -0,05 - -
4.6. Рентабельность основной деятельности % 32,33 31,94 -0,39 - -
5. Оценка динамичности развития         - -
5.1. Темпы роста выручки от реализации Урп % 870 938,00 958 444,00 110,05    
5.2. Темпы роста балансовой прибыли Уп % 5 037,00 134 204,00 2 664,36 - -
5.3. Темпы роста авансированного (совокупного) капитала °/о 3 141 598,00 3 887 606.50 125,66    
5.4. Оборачиваемость активов оборотов 27,72 24,28 87,58 - -
6. Рентабельность совокупного капитала         - -
6.1. Рентабельность совокупного капитала % -2,73 2,58 5,31 - -
6.2. Рентабельность собственного капитала % 6,32 -6,68 -13,00 - -

Большинство из приведенных в таблице 2.3 показателей, также как и тенденции, их изменения, имеют достаточно очевидную экономическую интерпретацию, поэтому ограничимся лишь некоторыми комментариями. 1. Коэффициент износа, превышающий 50%, остается нежелательным. 2. Финансовое состояние предприятия сточки зрения краткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспособности. Условное нормативное значение коэффициента текущей ликвидности составляет от 1,5 до 2,0, а разумный рост в динамике рассматривается как благоприятная тенденция (по другим данным > 2). В начале 2008г. величина основных средств увеличилась незначительно на 1,07%, а в конце 2008г. по сравнению с началом 2008г. величина возросла на 68,52%, это произошло за счет приобретения нового дорогостоящего оборудования. Также увеличилась доля основных средств в общей сумме активов на 16,38п.п. Коэффициент износа основных средств не превышает 50% и составляет на конец 2002г. 0,17%. Коэффициент текущей ликвидности за рассматриваемый период возрастал, но из-за привлечения краткосрочных кредитов крупных акционеров Предприятия повлекло снижение показателя текущей ликвидности ниже норматива 1,5 и на конец 2008г. составил 0,19%. За рассматриваемый период прибыль от реализации, чистая прибыль и балансовая увеличились, что в свою очередь привело к увеличению общей рентабельности до 5,56п.п. А рентабельность продукции и основной деятельности снизились с 24,30% до 24,26% и 32,33% до 31,94% за счет увеличения себестоимости продукции.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а так же уровень изменчивости каждого фактора. На мой взгляд, сложность внешней среды высокая, потому что число факторов внешней среды относительно небольшое, но их вариативность нельзя прогнозировать.

Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Я считаю, что, подвижность внешней среды фирмы высокая. Одни из наиболее динамичных факторов, которые мы рассматриваем, есть НТП и конкуренты.

· Конкуренты – этот фактор один из наиболее динамично меняющихся, но скорость его изменения (подвижность) не настолько высока, что бы оказывать на организацию глобальное воздействие.

· НТП – Скорость изменения НТП заставляет большинство структур организации следить и адекватно реагировать на новинки, появляющиеся в результате прогресса.

Неопределенность внешней среды – низкая, потому что мы имеем всего лишь три фактора, неопределенность которых относительно высока и перечисляется в порядке увеличения неопределенности. Это:

· Поставщики.

· Покупатели.

· Конкуренты.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другой фактор. Взаимосвязанность факторов внешней среды данной организации, низкая потому, что лишь два фактора внешней среды могут оказать серьезное влияние на все другие факторы и соответственно на деятельность фирмы. Это:

§ Группа экономических факторов

§ Группа политических факторов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.055 с.)