Тема 13. Учет производственных запасов




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Учет производственных запасов



Тема 13. Учет производственных запасов

Производственные запасы и их классификация

13.2 Документальное оформление и учет поступления и выбытия производственных запасов

Учет транспортно-заготовительных расходов

Организация учета материалов на складе и в бухгалтерии

Инвентаризация производственных запасов, отражение ее результатов в учете

1. Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. Постановлением Мин. фин. № 133 от 12.11.2010г.

2. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. Постановлением Мин. фин. № 180 от 30.11.2007 в ред. № 50 от 22.04.2010).

3. Инструкция о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утв. Пост. Мин. фин. 24.01.2008 № 4

 

Производственные запасы и их классификация

Производственные запасы – это краткосрочные материальные активы, предназначенные для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Для правильной организации бухгалтерского учета материалов должны быть созданы соответствующие условия, а именно:

Ø Наличие складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями;

Ø Закрепление ценностей за конкретными материально-ответственными лицами и документальное оформлений материальной ответственности;

Ø Нормы расхода материалов и другие факторы, обеспечивающие их сохранность и экономное использование.

Для правильной организации учета материалов, как на складе, так и в бухгалтерии необходимо:

- установить четкую систему документации и документооборота;

- разработать перечень номенклатуры материалов и при использовании специальных методов учета – номенклатуру–ценник;

- проводить в установленном порядке инвентаризацию и контрольные выборочные проверки остатков материалов;

- своевременно отражать в учете их результаты;

- разработать элементы учетной политики организации, связанные с движением материально-производственных запасов.

Учет транспортно-заготовительных расходов

 

В фактическую стоимость материалов включаются транспортно-заготовительные расходы.

К ТЗР относятся:

- затраты по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов;

- вознаграждения за оказанные услуги, причитающиеся посредническим организациям;

- затраты на хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах;

- другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и доставкой материалов в организацию.

Эти расходы в зависимости от учетной политики, принятой в организации, могут учитываться непосредственно на счет 10 «Материалы» и обособленно вначале на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» и затем на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов».

При первом варианте, когда счета 15 16 не используются, в учете при поступлении материалов составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т счета 10 К-т счета 60на стоимость материалов, поступивших от поставщиков

Д-т счета 18 К-т счета 60 на сумму НДС, указанную в документах поставщика

Д-т счета 10 К-т счета 60 начислено посреднической организации за доставку

Д-т счета 18 К-т счета 60 учтен НДС по документам подрядчика

Д-т счета 10 К-т счета 76 учтены расходы по страхованию груза при доставке

Д-т счета 10 К-т счета 68 начислены таможенные сборы и пошлины

Д-т счета 10 К-т счета 71 учтены командировочные расходы по доставке материалов

и другие в зависимости от источника поступления и характера расходов по заготовке и доставке материалов.

При использовании данного варианта учета, на счете 10 собираются все расходы по доставке материалов, и формируется их фактическая себестоимость.

При списании их на производство определяется их средневзвешенная цена или материалы списываются по методу ФИФО:

Д-т счета 20 К-т счета 10

При втором варианте, когда используются счета 15 16, в учете при поступлении материалов составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т счета 15 К-т счета 60на стоимость материалов, поступивших от поставщиков

Д-т счета 18 К-т счета 60 на сумму НДС, указанную в документах поставщика

Д-т счета 15 К-т счета 60 начислено посреднической организации за доставку

Д-т счета 18 К-т счета 60 учтен НДС по документам подрядчика

Д-т счета 15 К-т счета 76 учтены расходы по страхованию груза при доставке

Д-т счета 15 К-т счета 68 начислены таможенные сборы и пошлины

Д-т счета 15 К-т счета 71 учтены командировочные расходы по доставке материалов

и другие в зависимости от источника поступления и характера расходов по заготовке и доставке материалов

Оприходование поступивших материалов по учетным ценам отражается в момент их поступления: Д-т счета 10 К-т счета 15

Сумма отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам в полном объеме списывается по окончании месяца следующей записью

Д-т счета 16 К-т счета 15 положительное со знаком

Т.о. на счете 16 будет учтена сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по покупной цене и его учетной ценой

При списании материалов на производство:

стоимость материалов по учетным ценам на протяжении месяца списываются записью:

Д-т счета 20 К-т счета 10 по учетным ценам

Отклонения в стоимости материальных ценностей, относящиеся на израсходованные материалы списываются по окончании месяца бух. записью:

Д-т счета 20 К-т счета 16 отклонения (стоимость материалов по учетным ценам,

списанная на счет 20, умножается на процент отклонений)

Списание отклонений производится ежемесячно пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. Для этого в конце месяца составляется расчет суммы отклонений. Определяется отношение суммы остатка величины отклонение на начало месяца (остаток по счету 16) и текущих отклонений за месяц (оборот по дебету счета 16) к сумме остатка материалов на начало месяца (остаток счета 10) и поступивших материалов в течение месяца по учетной стоимости (оборот по дебету счета 10). Полученный результат деления суммы отклонений на стоимость материалов по учетным ценам умножается на 100. Это и будет процент, который занимают отклонения в стоимости материалов по учетным ценам.

А также

- по решению руководителя организации;

- по решению контролирующих органов;

- и в иных случаях, установленных законодательством.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:

- основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации - не ранее 1 ноября;

- незавершенного производства и полуфабрикатов - не ранее 1 ноября;

- животных на выращивании и откорме - не ранее 1 ноября;

- денежных средств - не ранее 1 декабря;

- обязательств и других активов - не ранее 1 декабря.

Периодичность проведения инвентаризаций:

1. основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства) - не менее одного раза в год;

2. незавершенного производства и полуфабрикатов - не менее двух раз в год;

3. животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) - не менее одного раза в год;

По решению руководителя организации число инвентаризаций может быть увеличено.

Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ, которым создается инвентаризационная комиссия.

В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии. Центральные инвентаризационные комиссии создаются в составе: руководителя организации или его заместителя, главного бухгалтера или его заместителя, начальников структурных подразделений.

Рабочие инвентаризационные комиссии создаются в составе: представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию, специалистов: товароведа, инженера, технолога, механика, производителя работ, экономиста, работника бухгалтерской службы и других.

МОЛ не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей.

До начала проверки фактического наличия активов приходные и расходные документы должны быть сданы в бухгалтерию (бухгалтеру).

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "______" (дата)", что является основанием для определения остатков активов к началу инвентаризации по учетным данным.

МОЛ дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на активы сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все активы, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

На активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация активов проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся эти активы, при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются.

На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров активов и общий итог фактического количества в натуральных показателях, записанных на данной странице.

Исправление ошибок (описок) производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

В описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией активов в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

По окончании инвентаризации все материалы по ней передаются на рассмотрение постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссии или руководителю организации.

При выявлении отклонений фактических данных от учетных составляются сличительные ведомости. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия активов и данных бухгалтерского учета оформляются протоколом заседания инвентаризационной комиссии и представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает соответствующее решение.

Сумма излишков активов, выявленных при инвентаризации, отражается в бухгалтерском учете:

Д-т счета 10 «Материалы»

Тема 13. Учет производственных запасов





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.008 с.)