Государство: понятие, признаки, сущность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство: понятие, признаки, сущность.



По написанию курсовых работ

по дисциплине «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Написание курсовых работ по указанной дисциплине способствует углублению и закреплению знаний по теории государства и права, подготовке к будущей практической деятельности. Вопрос, являющийся темой курсовой работы, естественно, должен быть изучен шире и обстоятельнее, нежели он совещается в учебниках и на занятиях. В этой связи студенту настоятельно рекомендуется тщательное изучение не только основной учебной, а также дополнительной литературы, нормативных актов, классических трудов, научной периодической печати по соответствующей тематике.

Курсовая работа по теории государства и права может стать основой для написания последующих исследований студентов, в том числе и для написания выпускной квалификационной работы.

Оценка курсовой работы зависит от полноты изложения темы, последовательности и аргументированности исследования, глубины понимания ключевых вопросов, корректности приводимых примеров, самостоятельности выводов и суждений автора, правильности освещения вопросов, степени использования литературы и законодательства по теме. Оценку «удовлетворительно» получают работы, в которых на основе первоисточников правильно и достаточно полно освещаются основные вопросы темы; оценку «хорошо» - работы, выполненные на высоком теоретическом уровне, полно и всесторонне освещающие работы темы, отличающиеся глубиной изложения материала; «отлично» - работы, в которых на основе глубоких знаний первоисточников дается самостоятельный анализ фактического материала, творческое исследование темы, делаются самостоятельные правильные выводы и интересные предложения. Кроме того, оценка выставляется с учетом грамотности и качества оформления работы, а также уровня устной защиты.

Курсовая работа по «Теории государства и права» выполняется студентами на 1 курсе во 2-м семестре. Предлагаемый студентам перечень тем курсовых работ охватывает основные темы курса «Теория государства и права». При выборе темы курсовой работы порядковый номер варианта должен соответствовать последней цифре зачетной книжки (студенческого билета): если последний оканчивается цифрой 3, то выбирается вариант №3, если номер «зачетки» завершается 0, то студенты выбирают вариант №10 и т.п. Определив номер варианта, студент может выбрать любую из предложенных в этом варианте тем, согласовав с преподавателем план будущей курсовой работы.

Если студент желает написать курсовую работу на другую тему, то он вправе после согласования с научным руководителем, выполнить курсовую работу на тему из дополнительного списка. Более того, возможно «конструирование» и так называемых эксклюзивных тем, учитывающих индивидуальные желания студента, его желание самостоятельно исследовать именно данную проблему государства и права. Хорошо, если подобные темы будут рассматривать те или иные малоразработанные в литературе вопросы юридической науки.

Примерная тематика курсовых работ по «Теории государства и права»

Вариант №1.

Государство: понятие, признаки, сущность.

Типология государства: различные подходы.

Государство как основной институт политической системы общества.

Происхождение государства.

Вариант №2.

Механизм государства: понятие, структура.

Государственный аппарат.

Государственный орган как основное звено механизма государства.

Вариант №3.

Функции государства: понятие и содержание.

Вариант №4.

Право как нормативный регулятор общественных отношений

Вариант №5.

Норма права: понятие, признаки, виды

Структура юридической нормы.

Вариант №6.

Формы (источники) права.

Нормативные правовые акты.

Вариант №7.

Правовые отношения: понятие, структура, содержание.

Виды правоотношений.

Субъекты правоотношений.

Методические рекомендации

Категория «правоотношения» — одна из ключевых в общей теории права. Решающая конститутивная черта правоотношения состоит в том, что оно выражает особую общественную связь между лицами, связь через их права и обязанности.

В реальной жизни нет субъективного права (как юридичес­кого явления), если оно не «право» по отношению к кому-либо, т. е. если оно так или иначе не связано с обязанностями. Нет и обязанности (как юридического явления), если ей не корреспондирует право требования. Право, не обеспеченное обязанностями, и обязанности, не подкрепленные правом тре­бования, превращаются в «юридический нуль». Следует также иметь в виду, что правоотношения опосредуют типичные, объективно необходимые взаимосвязи. Субъектами их высту­пают носители определенных социальных ролей: не гражданин Петров и гражданин Иванов, а кредитор и должник, следова­тель и подозреваемый. Учитывая это, говорить о правоотноше­нии как об индивидуализированной связи между лицами мож­но лишь с большой долей условности.

Думается, что проблема правоотношения сопрягается с бо­лее общей проблемой соотношения юридической нормы и пра­воотношения, а еще шире — права и закона. Для позитивист­ского правоотношения такой вопрос вообще не возникает. Право здесь сводится к закону, правоотношение к законоотношению. Просто решается проблема и взаимосвязи норм и отношений. Норма права регулирует поведение людей, и ре­зультатом этого регулирования является возникновение пра­воотношений.

Однако, и на это следует обратить особое внимание, нормы (законы) сами по себе не способны ни создать общественное от­ношение, ни придать ему новое качество. Иначе управлять со­циальными процессами было бы слишком просто. Генетически и логически правоотношения предшествуют закону, а не служат его реализацией. Закон (государство через закон) посредством адекватного, ясного и определенного формулирования уже объективно сложившихся правовых норм и отношений может лишь придать им необходимое для реализации официальное, общеобязательное и конкретизированное выражение. Если законодательство пытается привнести правовое регулирование в чуждые ему сферы, в лучшем случае оно останется лишь иллюзорным, в худшем - будет препятствовать нормальному развитию общественных отношений.

При изложении вопроса о структуре правоотношения нужно также раскрыть понятия субъективного права и юридической обязанности, а затем на примере конкретных правоотношений показать их необходимые элементы. Затем возможно кратко рассмотреть вопросы о субъектах, объектах правоотношений и юридических фактах (как необходимых предпосылках возникновения правоотношений).

Содержание вопроса о субъектах права должно включать форму­лировку понятия субъектов права и их классификацию. В част­ности, в современной литературе наиболее широко распростране­но подразделение субъектов на индивидуальных и коллективных (комплексных). Точнее, однако, говорить о физических лицах и организациях, ибо организация рассматривается не как опреде­ленный коллектив физических лиц, а именно, как организация, как особое, качественно иное образование, несводимое к просто­му суммированию входящих в нее людей.

Специально следует рассмотреть вопрос о правоспособности и дееспособности субъектов права: определить понятия право­способности и дееспособности и показать их соотношение, а так­же его особенности при характеристике правового положения организаций. Для иллюстрации соответствующих теоретичес­ких положений необходимы конкретные примеры.

Вариант №8.

Вариант №9.

Вариант №10.

Виды правосознания.

Правосознание как фактор демократизации общества и
укрепления законности.

Методические рекомендации

Приступая к анализу темы курсового сочинения, студент должен иметь в виду, что формирование гражданского обще­ства и правового государства, необходимость радикального по­вышения роли права в жизни общества нуждаются в соответ­ствующих духовных предпосылках, важнейшей из которых является уровень правосознания субъектов общественных отношений.

Сегодня значение и роль правового сознания заметно возрос­ли, оно становится одной из основных движущих сил обнов­ления нашего общества. В то же время характерным для него является переосмысление прошлого, отказ от догм и стерео­типов. Формирование правового сознания — необходимое ус­ловие дальнейшего совершенствования общественных отно­шений в политической, социально-экономической и духов­ной сферах.

Освещение вопроса о правосознании предполагает необходи­мость выяснения понятия, структуры и функций правосо­знания. В этой связи в работе следует проследить эволюцию взглядов ученых-юристов на понимание правосознания, его тесную связь с правом, так как право выступает своеобразной основой формирования правосознания. На базе действующего права, законодательства, в основном, вырабатываются идеи, те­ории, представления о его соответствии либо несоответствии уровню развития общественных отношений.

Анализируя функции правосознания, студенту следует об­ратить внимание на то, что в современных условиях они напол­няются новым содержанием в соответствии с потребностями со­вершенствования политических и социально-экономических институтов. В частности, следует рассмотреть следующие фун­кции правосознания: правообразующую, правоприменитель­ную, правового воспитания, формирования общественного со­знания. Полагаем, что в курсовом сочинении следует обратить внимание на анализ такой функции правосознания, как преодо­ление правового нигилизма. Правовой нигилизм — это состоя­ние общественного сознания, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.

Рассматривая вопрос о видах правосознания, студенту сле­дует иметь в виду, что правосознание является сложным соци­альным образованием. С точки зрения субъектов (носителей) правосознание подразделяется на общественное (массовое, об­щесоциальное), групповое и индивидуальное. С позиций соци­ального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

Студенту следует об­ратить внимание на то, что правосознание представляет собой важную духовную предпосылку совершенствования демокра­тических институтов, так как без необходимых правовых зна­ний, ориентации, убеждений невозможно говорить о компетен­тном участии в преобразованиях, проводимых в стране. В этой связи студенту следует обратить внимание на роль правового сознания в развитии демократии и укреплении законности. Дело в том, что режим законности может существовать лишь в условиях реальной демократии, свободного выражения воли личности и различных социальных групп, их активного учас­тия в процессе правотворчества и применения права. Заверша­ется курсовое сочинение анализом системы мер правового вос­питания для повышения уровня правовой культуры и правово­го сознания.

По написанию курсовых работ

по дисциплине «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Написание курсовых работ по указанной дисциплине способствует углублению и закреплению знаний по теории государства и права, подготовке к будущей практической деятельности. Вопрос, являющийся темой курсовой работы, естественно, должен быть изучен шире и обстоятельнее, нежели он совещается в учебниках и на занятиях. В этой связи студенту настоятельно рекомендуется тщательное изучение не только основной учебной, а также дополнительной литературы, нормативных актов, классических трудов, научной периодической печати по соответствующей тематике.

Курсовая работа по теории государства и права может стать основой для написания последующих исследований студентов, в том числе и для написания выпускной квалификационной работы.

Оценка курсовой работы зависит от полноты изложения темы, последовательности и аргументированности исследования, глубины понимания ключевых вопросов, корректности приводимых примеров, самостоятельности выводов и суждений автора, правильности освещения вопросов, степени использования литературы и законодательства по теме. Оценку «удовлетворительно» получают работы, в которых на основе первоисточников правильно и достаточно полно освещаются основные вопросы темы; оценку «хорошо» - работы, выполненные на высоком теоретическом уровне, полно и всесторонне освещающие работы темы, отличающиеся глубиной изложения материала; «отлично» - работы, в которых на основе глубоких знаний первоисточников дается самостоятельный анализ фактического материала, творческое исследование темы, делаются самостоятельные правильные выводы и интересные предложения. Кроме того, оценка выставляется с учетом грамотности и качества оформления работы, а также уровня устной защиты.

Курсовая работа по «Теории государства и права» выполняется студентами на 1 курсе во 2-м семестре. Предлагаемый студентам перечень тем курсовых работ охватывает основные темы курса «Теория государства и права». При выборе темы курсовой работы порядковый номер варианта должен соответствовать последней цифре зачетной книжки (студенческого билета): если последний оканчивается цифрой 3, то выбирается вариант №3, если номер «зачетки» завершается 0, то студенты выбирают вариант №10 и т.п. Определив номер варианта, студент может выбрать любую из предложенных в этом варианте тем, согласовав с преподавателем план будущей курсовой работы.

Если студент желает написать курсовую работу на другую тему, то он вправе после согласования с научным руководителем, выполнить курсовую работу на тему из дополнительного списка. Более того, возможно «конструирование» и так называемых эксклюзивных тем, учитывающих индивидуальные желания студента, его желание самостоятельно исследовать именно данную проблему государства и права. Хорошо, если подобные темы будут рассматривать те или иные малоразработанные в литературе вопросы юридической науки.

Примерная тематика курсовых работ по «Теории государства и права»

Вариант №1.

Государство: понятие, признаки, сущность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.022 с.)