Раздел 2. Основы политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Основы политологии



Уфа

Основы социологии и политологии: Методические указания и контрольные задания для заочников / Сост. Т.Г.Евдокимова – Уфа: БЭК, 2016.

 

 

Методические указания и контрольные задания составлены для студентов-заочников, обучающихся в Башкирском экономико-юридическом техникуме по всем специальностям, в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы социологии и политологии».

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» входит вобщий гуманитарный и социально-экономический цикл вариативной части основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), реализующихся в Башкирском экономико-юридическом техникуме.

Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» давно и прочно заняла свое место в учебных планах образовательных учреждений СПО. Нынешние студенты, какой бы социальный статус они ни занимали, должны быть не только профессионально подготовленными в избранной области, но и социально и политически компетентными людьми, они в скором времени пополнят ряды нашего электората и займут собственную позицию в будущем российском и мировом обществе. Понимание того, как влияют на нашу жизнь общественно-политические нормы, связи и отношения, по каким принципам строятся и функционируют общество, государство и власть, имеет для современного человека огромное значение.

Расширение социальной ориентированности профессиональных программ обучения, гуманитаризация образования, а через нее гуманизация взаимоотношений в обществе - это общемировая тенденция.

Целями и задачами курса «Основы социологии и политологии» являются - научить студентов умению самостоятельно анализировать сложные социально-экономические и политические процессы, протекающие в России и в современном мире, оценивать их с позиции научной методологии.

Методические указания и контрольные задания по «Основам социологии и политологии»составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- самостоятельно анализировать социально-экономические и политические процессы в стране и в мире и сознательно осуществлять свой выбор

- применять на практике механизмы ценностно-нормативной регуляции солидарных и конфликтных социальных отношений

- использовать социологические знания и приемы в профессиональной деятельности для работы в коллективе и в команде, для эффективного общения с коллегами, с руководством.

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать повышение социальной мобильности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- принципы взаимодействия личности и общества

- солидарные и конфликтные социальные отношения

- особенности процесса социализации личности, формы регуляции и саморегуляции социального поведения;

- механизм функционирования социальных институтов и организаций

- сущность, структуру и функции политической системы общества;

- уровни и формы политического сознания;

- современные социально- политические идеологии и доктрины.

По дисциплине «Основы социологии и политологии» согласно учебному плану предусмотрена аттестация в форме дифференцированного зачета и выполнения контрольной работы.

Цель данных методических указаний – помочь обучающимся в овладении теоретическим материалом, дать практические рекомендации для самостоятельной работы по изучению дисциплины, сдачи зачета и выполнения контрольной работы.

Для подготовки к зачету следует проработать теоретический материал. Для улучшения его освоения необходимо вести конспектирование и после изучения тем ответить на вопросы самоконтроля. Для закрепления знаний рекомендуется ответить на тестовые задания.

Тематический план

Раздел 1. Основы социологии

Тема 1.1. Социология и политология как научные дисциплины

Тема 1.2. История возникновения и развития социологии и политологии.

 

Тема 1.3. Общество как система.

Тема 1.4. Личность и общество

Тема 1.5. Социальная структура общества. Социальные группы и общности.

Тема 1.6. Социальная стратификация и социальная мобильность

Тема 1.7. Социальные институты и организации.

Тема 1.8. Семья как социальная группа и социальный институт.

Тема 1.9. Социальное взаимодействие и социальный конфликт.

Тема 1.10. Социальный контроль и девиантное поведение.

Тема 1.11. Социальные изменения.

Тема 1.12. Культура и общество.

 

Раздел 1. Основы социологии

Тема 1.1. Социология и политология как научные дисциплины

 

Социология и политология как научные дисциплины. Объект и предмет социологии и политологии. Место социологии и политологии в системе общественных наук. Уровни социологического знания.

Социологические исследования как инструмент познания общества.

Особенности социологических методов исследований. Анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент. Применение конкретно-социологических исследований в изучении социальных проблем на производстве. Задачи и функции социологической службы на предприятии.

Цели и задачи изучения основ социологии студентами средних специальных учебных заведений. Социологическая информация в профессиональной деятельности специалиста.

 

Вопросы и задания для самопроверки

 

1. Что является объектом и предметом социологии и политологии?

2. Дайте определение понятия «социальное».

3. Каковы основные понятия, раскрывающие предмет политологии?

4. Какова структура социологических знаний?

5. Какая взаимосвязь между макро- и микросоциологией?

6. Каково соотношение и взаимодействие социологии и политологии с другими науками?

7. Каковы методы и основные функции социологии и политологии?

 

Тема 1.2. История возникновения и развития социологии и политологии.

История возникновения и развития социологии и политологии. Предыстория возникновения наук. Платон и Аристотель. Развитие социологических и политологических знаний в средние века. Аврелий Августин и Фома Аквинский. Развитие знаний об обществе в Новое время. Николло Макиавелли. Томас Гоббс. Ш. Л. Монтескье. О.Конт основатель социололгии. Г. Спесер. Э. Дюркгейм. К. Маркс. М. Вебер. Современные социологические и политологические теории. Международная ассоциация политических наук. Развитие социологии и политологии в России.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы предпосылки возникновения социологии и политологии как автономной науки?

2. Почему О. Конт называл социологию социальной физикой и выделял социальную динамику и социальную статику?

3. Расскажите о великих политических идеях французских просветителей.

4. Назовите известных социологов и политологов XIX в. Охарактеризуйте их основные идеи.

5. Какие этапы прошло развитие социологии в нашей стране?

6. Назовите основные направления современной социологии.

7. Знаете ли Вы современных ученых, внесших существенный вклад в развитие политологии как науки?

8. Исследованиями каких проблем занимаются социологи нашей республики?

 

Тема 1.3. Общество как система.

 

Общество как система. Признаки системы: целостность, структурность, инвариантность. Определение общества. Основные признаки общества. Социальные отношения. Общество как система общественных подсистем.

Типология общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Традиционное и современное общества, их принципиальные отличия. Д. Белл, У.Ростоу о стадиях развития общества. Общественно-экономические формации в типологии К.Маркса. Теория мировой системы И. Валлерштайна.

Многообразие обществ в современном мире, их взаимосвязь и взаимозависимость. Социокультурные особенности и проблемы развития российского общества.Формационный и цивилизационный подходы.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что следует понимать под обществом в широком и узком смысле слова?

2. Что такое общество? Дайте определение понятия «общество».

3. Докажите, что общество является социальной системой.

4. По каким основаниям производится типологизация общества? Какие типы обществ вам известны?

5. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ?

6. Охарактеризуйте подробно цивилизационный подход к типологии общества. Приведите конкретные примеры, характеризующие типы обществ.

7. В чем различие между цивилизационным и формационным подходами?

8. Каковы характеристики постиндустриального общества?

 

Тема 1.4. Личность и общество

Личность как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности. Социологическое понятие личности. Социализация личности: этапы, институты и агенты. Профессиональная социализация молодых специалистов. Социальный статус. Статусный набор и главный статус. Статусная дистанция, ее значение для формирования социальных отношений. Отношение личности к своему статусу: идентификация и дистанцирование. Ресоциализация и десоциализация.

Социальная роль. Роль как социальные ожидания и модель поведения. Социальные роли личности. Межролевые и личностно-ролевые конфликты. Методы их регулирования.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1.1. В чем различия между такими понятиями, как «личность», «человек», «индивид»?

1.2. На протяжении какого периода осуществляется процесс социализации?

2. Перечислите социализирующие факторы дотрудового, трудового и послетрудового периодов социализации личности.

3. Дайте определение понятий «социальный статус» и «социальная роль». Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей, у 2–3 ваших знакомых.

4. Проведите социологический анализ сказки Г.Х. Андерсена «Огниво». Можно ли найти примеры социальной мобильности? Перечислите все статусы, которые даны в этой сказке. Попробуйте классифицировать их по знакомым вам признакам.

 

Тема 1.5. Социальная структура общества. Социальные группы и общности.

 

Понятие социальной структуры. Многообразие общностей и групп. Группы первичные и вторичные, реальные и номинальные, ин- и аутгруппы, референтные группы. Трудовой коллектив как социальная группа: признаки, функции, внутренняя организация, критерии зрелости. Малая группа. Динамические характеристики и функции социальных групп. Изучение сплоченности малой группы. Определение и функции лидера в группах.

Влияние социальных групп на развитие современного российского общества.

Социально-этнические общности и их формы. Племя. Народность. Нация. Межнациональные отношения в современном мире.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Дайте определение социальной структуры общества.

2. Что такое социальная группа? Какие виды социальных групп выделяют в обществе?

3. Чем отличается социальная общность от социальной группы?

4. Чем отличается толпа от социальной группы? Какие типы толпы вам известны?

5. Охарактеризуйте основные формы социально-этнических общностей.

6. В каких странах мира в настоящее время остро стоит вопрос межнациональных отношений?

 

Тема 1.6. Социальная стратификация и социальная мобильность

 

Сущность социальной стратификации. Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы, страты. Критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж. Характеристика основных социальных слоев общества. Роль среднего класса в развитии общества. Бедность и неравенство, их типология. Роль среднего класса в совреоменном обществе. Изменения стратификации и эволюция классов в России.

Понятие социальной мобильности, ее причины Групповая и индивидуальная социальная мобильность Горизонтальная и вертикальная мобильность. Восходящая и нисходящая социальная мобильность. Механизм инфильтрации индивидов в слой с более высоким статусом. Маргинальная личность. Каналы социальной мобильности. Миграционные процессы как разновидность социальной мобильности. Виды миграции и ее социальные последствия.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1.1. Что такое социальная стратификация? Каковы ее исторические типы?

1.2. Составьте стратификационную систему общества, имея в основании выделения страты уровень образования.

1.3. Назовите основные и неосновные классы современного российского общества.

4. Приведите примеры горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.

5. Определите разницу в понятиях «страты» и «классы».

6. Какова роль среднего класса в обществе?

7. Назовите особенности социальной структуры современного российского общества.

 

Тема 1.7. Социальные институты и организации.

 

Содержание понятий «социальный институт» и «социальная организация». Институционализация общественной жизни. Предсказуемость общества - важнейшее социальное последствие институционализации. Фундаментальные (главные) и неглавные социальные институты, их многообразие. Политические, экономические, культурно-образовательные институты - базовые институты общества, сферы их влияния. Виды и признаки социальных институтов и элементы социальных организаций. Функции и дисфункции социальных институтов. Проблемы устойчивости и изменчивости социальных институтов. Основные направления институциональных изменений.

Образование как социальный институт. Проблема модернизации образования в России. Типология социальных организаций. Формальные и неформальные организации. Управление в организации. Бюрократия. НОУ Башкирский экономико-юридический техникум (БЭК) как социальная организация.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое социальный институт?

2. Через какие этапы проходит процесс образования социального института?

3. Назовите главные социальные институты общества и их функции.

4. Определите общие признаки социальных институтов.

5. Могут ли сейчас возникнуть новые социальные институты?

6. Приведите примеры дисфункций социальных институтов.

7. Существует ли взаимосвязь социальных институтов? Приведите примеры.

8. Какие проблемы на сегодняшний день существуют в системе российского образования? Какие из них затрагивают среднее и высшее профессиональное образование?

9. Охарактеризуйте структуру управления вашей организации (в которой учитесь, работаете и т. д.)

10. Какой позиции вы придерживаетесь относительно роли бюрократии?

 

Тема 1.8. Семья как социальная группа и социальный институт.

 

Семья как социальная группа и социальный институт. Родство, брак и семья. Основные функции семьи. Исторические формы семьи: моногамия, полигамия. Генезис семьи: изменение ее внутренней структуры и функций, причины этих изменений. Семейные традиции. Семейные роли.

Гражданский брак. Факторы социального воздействия на семью и брак. Проблемы жизнедеятельности социально однородных и гетерогенных семей. Нуклеарные и расширенные семьи. Многодетные, малодетные и бездетные семьи.

Жизненный цикл семьи. Развод. Причины роста разводов в совре­менном обществе. Развод и дети. Семья с одним родителем. Повторный брак. Одиночество. Перспективы семьи.

Семья и демографическая политика в современной России и других государствах мира.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1.3.1.1. Раскройте содержание основных функций семьи. Какие из них вам представляются основными?

2. Существует ли разница между семьей и браком.

3. Перечислите этапы жизненного цикла семьи на примере известной вам семьи.

4. Согласны ли вы с утверждением, что современная семья переживает кризис? Приведите примеры.

 

Тема 1.9. Социальное взаимодействие и социальный конфликт.

 

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Социальное действие как важнейшая категория социологии, сущность социального действия, его отличие от мнимого. Мотивация действия как его смысл. М.Вебер о влиянии различных типов мотивации на формирование социальной реальности. Социальная связь как зависимость, реализованная через социальное действие. Контакт и взаимодействие как виды социальной связи. Теория Дж. Хоманса о взаимодействии как обмене ценностями. Интеракционизм Дж.Мида.

Типы социального взаимодействия. Сотрудничество и соперничество - исторически сложившиеся формы социального взаимодействия. Конкуренция и конфликт, их последствия в социальном взаимодействии. Причины и условия развития социальных конфликтов. Социальные конфликты в России.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое социальное действие? При каких условиях действие может быть названо социальным?

2. Каков механизм социального действия?

3. Что такое социальное взаимодействие? Что лежит в основе социального взаимодействия?

4. Какие типы социальных взаимодействий вам известны?

5. Что такое социальный конфликт? Какие функции он выполняет в обществе?

6. Назовите типы, причины и последствия социальных конфликтов.

7. На примере известного вам социального конфликта охарактеризуйте стадии его развития и способы разрешения.

8. В чем заключаются особенности конфликтов в современной России? Какие конфликты из истории современной России вам известны?

 

Тема 1.10. Социальный контроль и девиантное поведение.

 

Понятие социального контроля.

Смысл и назначение социального контроля в обществе. Виды социального контроля: внутренний и внешний, формальный и неформальный. Агенты социального контроля.

Социальные нормы и социальные санкции в механизме социальной регуляции, их взаимосвязь. Виды социальных норм и социальных санкций.

Понятие и типы девиантного поведения. Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые. Специфика социальных отклонений в трудовом коллективе. Теории девиантного поведения. Аномия. Типология способов социальной адаптации Р.Мертона (конформист, новатор, ритуалист, ретритист, мятежник). Проблема преодоления социальных девиаций в современной России.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. Что такое социальный контроль и какова его суть?

2. Какое поведение называется девиантным? Назовите основные типы девиантного поведения.

3. Как можно отличить девиантное поведение от нормативного?

4. Какие теоретические объяснения девиантного поведения существуют в науке? Обратите внимание на социологические теории.

5. Раскройте содержание типологии девиантного поведения по Р. Мертону.

6. В чем специфика девиаций в современном российском обществе? Каковы их причины? Подготовьте информацию о некоторых видах девиации в современной России.

 

Тема 1.11. Социальные изменения.

 

Социальные изменения. Понятия «социальное изменение» и «социальное развитие». Классификация социальных изменений. Развитие общества, основные формы развития. Революция и реформы. Прогресс и регресс. Критерии прогресса. Модернизация и глобализация. Концепция глобализации И. Валлерстайна. Глобальные проблемы современности.

Особенности развития стабильного общества и общества в условиях системной дезорганизации. Проблемы развития современного российского общества. Условия саморазрушения общества.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что подразумевается под категорией «изменение»? Чем развитие отличается от других видов изменений? Какие виды социальных изменений вы можете назвать?

2. Чем различаются эволюция и революция?

3. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. Какими критериями определяется прогресс?

4. Что такое модернизация? Назовите виды модернизации, приведите примеры.

5. Что такое глобализация? Как она проявляется в современном мире?

6. Охарактеризуйте концепцию глобализации И. Валлерстайна. Соответствует ли она развитию современного мира?

7. В чем проявляются глобальные проблемы современности?

 

Тема 1.12. Культура и общество.

 

Социологическое понятие культуры. Основные социальные функции культуры. Культурные универсалии. Основные элементы культуры. Язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции, обычаи, обряды. Формы и разновидности культуры. Народная культура, элитарная культура, массовая культура. Доминирующая культура, субкультура, контркультура. Особенности молодежной культуры субкультуры. Развитие культуры и глобализация. Этноцентризм и культурный релятивизм

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем заключаются особенности социологического понятия культуры?

2. Какие основные социальные функции выполняет культура?

3. Перечислите основные элементы культуры.

4. Какие формы культуры вы знаете?

5. Какие традиции разных народов и культур вам известны? Есть ли между ними что-то общее?

6. В чем сходство и в чем различие между понятиями «субкультура» и «контркультура»?

7. Что такое этноцентризм и культурный релятивизм?

8. Назовите известные вам из повседневной жизни проявления феномена глобализации культуры. Каково ваше отношение к ней?

Раздел 2.

Основы политологии

Тема 2.1. Политика и политическая власть.

 

Понятие и сущность политики. Виды политики. Политическая власть: понятие, критерии, оценки. Сущность и соотношение политической, государственной и экономической власти. Формы проявления политической власти: господство, руководство, управление и организация, контроль. Политическая власть: традиционная, харизматическая и легально-рациональная. Отрицание власти в анархистских и анархо-синдикалистских теориях. Механизмы осуществления политической власти.

Политическая система общества: понятие, элементы структуры. Общая характеристика политических институтов. Политические институты и организации. Политические отношения. Моральные, правовые и политические нормы общественной жизни. Политическая культура (Политические взгляды, идеи, теории, традиции).

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Раскройте содержание понятия «политика», расскажите, как влияет политика на жизнь общества и личности, приведите примеры.

2. Раскройте содержание понятий «власть», «политическая власть». Объясните, почему властные отношения с необходимостью существуют в человеческом обществе.

3. Что такое политическая система общества. Каковы основные элементы политической системы общества? Каково предназначение каждого элемента?

 

Тема 2.2. Государство.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Основные функции социологии, методы социологического исследования.

2. Этапы развития социологии. Основные идеи.

3. Общество и его типы.

4. Марксистская система общественно – экономических формаций.

5. Теория «трех стадий».

6. Модернизация: первичная и вторичная. Особенности модернизации российского общества.

7. Направления развития общества. Основные черты мирового социального прогресса.

8. Социальная структура общества. Социальные группы их основные виды.

9. Социальная стратификация. Основные страты современных обществ.

10. Социальная мобильность людей. Виды. Каналы.

11. Этнические общности и их формы. Краткая характеристика.

12. Национализм и основные формы его проявления.

13. Социальные институты. Сущность, виды и функции социальных институтов.

14. Культура как социальное явление. (Понятие культуры общества; основные функции культуры в обществе; элементы культуры)

15. Формы культуры: элитарная, народная и массовая.

16. Человек, индивид, личность. Социализация индивида в обществе.

17. Социальные статусы и социальные роли личности.

18. Социальные взаимодействия. Типы и формы.

19. Девиантное поведение: сущность, виды. Проявления аномии в сегодняшней России.

20. Понятие и функции политики. Субъекты политики.

21. Политическая система общества, ее основные элементы.

22. Государство как главный элемент политической системы. Признаки государства.

23. Государство и гражданское общество.

24. Правовое государство и его признаки.

25. Формы правления. Монархия и её основные формы.

26. Республика и её основные формы.

27. Формы государственно-территориального устройства.

28. Политический режим. Тоталитаризм.

29. Политический режим. Авторитаризм.

30. Демократия и ее основные признаки. Формы демократии.

31. Принципы демократических выборов. Типы избирательных систем.

32. Политическая партия и её основные функции. Основные типы политических партий.

33. Партийная идеология. Правые и левые. Сходства и различия.

34. Сравнительная характеристика либеральных и консервативных партий, коммунистов и социал-демократов.

35. Партийные системы и их основные типы. Особенности многопартийности в современной России.

36. Политический лидер и его функции.

37. Основные типы политических лидеров.

38. Современные международные отношения. Место России в мировом сообществе.

Для выполнения зачетной работы студенту нужно письменно ответить на один из десяти вариантов тестовых заданий. Номера вариантов соответствуют последней цифре номера Вашей зачетной книжки. (Например, если ваша зачетная книжка заканчивается на цифру 2, значит нужно выбрать вариант 2; если номер зачетной книжки заканчивается на 0 – выбираете 10 вариант).

1 вариант

1. Самый распространенный метод в социологии

 

1 интервью

2 наблюдение

3 анкетирование

4 анализ документов

 

2. Содержанием «закона трёх состояний» является

 

1 отождествление социальных процессов с природными явлениями

2 зависимость экономических отношений от политических процессов

3 соответствие стадий развития общества стадиям развития человеческого ума

4 роль географической среды как определяющий фактор в развитии государства и общества

 

3. Первой социальной революцией была

 

1 промышленная

2 социалистическая

3 аграрная (неолитическая)

4 научно-техническая

 

4. Индустриальное общество возникло

1 в XVII

2 в XIV

3 в XX

4 в XVIII

 

5. Социальным статусом называется

 

1 степень уважения к человеку со стороны окружающих

2 позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей

3 достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице

4 характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников

 

6. Под социальной группой понимается

 

1 любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей

2 группа, представляющая собой определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других

3 любой коллектив – реальный или воображаемый, оцениваемый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее

4 несколько лиц, находящихся на небольшом друг от друга расстоянии

 

7. Социальная мобильность – это

 

1 изменение человеком места своего постоянного проживания

2 смена ценностных ориентаций личности

3 изменение социального статуса индивида или группы

4 расширение профессионального и общекультурного кругозора

 

8. Основной функцией экономического социального института является …

1 разработка и принятие законов

2 решение духовных проблем

3 производство и распределение материальных благ

4 приобщение к социальным базисным ценностям

 

9. Под семьей как социальным институтом понимается …

 

1 объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанное общностью быта и взаимной ответственностью

2 собирательное название для больших по численности кровно-родственных групп людей, образующих племя, народность или нацию

3 форма организации, охватывающая большое число родов и кланов

4 организация, которая ведет хозяйственную деятельность, являясь юридическим лицом

 

10. Положительной ролью конфликта является

 

1 порождение стрессовой ситуации

2 дезорганизация жизни людей

3 обнажение проблемы

4 нет правильного ответа

 

11. Наказания, не предусмотренные правовой системой, называются

 

1 неформальные негативные санкции (НФ –)

2 неформальные позитивные санкции (НФ +)

3 формальные негативные санкции (Ф –)

4 формальные позитивные санкции (Ф +)

12. Социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм угрожающее устоям

 

1 стратификацией

2 ролью

3 мобильностью

4 аномией

13. В политическую систему входят

 

1 спортивные общества

2 транспортная система

3 политические партии

4 нации

14. Разработка и принятие законов в Российской Федерации является функцией

 

1 Федерального Собрания РФ

2 Правительства РФ

3 Президента РФ

4 Конституционного Суда РФ

15. Какое из перечисленных ниже государств не может быть названо правовым

 

1 США

2 Куба

3 Япония

4 Франция

16. Импичмент-это

 

1 продление сроков полномочий президента

2 процедура отрешения президента от должности

3 процедура отставки правительства

4 досрочные выборы президента

17. Власть-это

 

1 организованная сила, обеспечивающая устойчивый порядок в обществе

2 надстройка общества

3 общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством

4 политическая, структурная и территориальная организация общества

18. Политической партии присуще

 

1 организация торговли товарами массового потребления

2 объединение людей по профессии

3 определение задач и мотивов борьбы за интересы определенной социальной группы

4 осуществление обрядов, связанных с бракосочетанием, рождением и смертью людей

19. Высшим непосредственным выражением власти народа являются

 

1 законы, принятые парламентом

2 указы главы государства

3 свободные выборы

4 постановления правительства страны

20. Методом (-ами) терроризма являются…

 

1 стачки

2 захват заложников

3 демонстрации протеста

4 митинги

2 вариант

 

1. Наблюдение делится на

 

1 включенное и невключенное

2 контролируемое и неконтролируемое

3 закрытое и открытое

4 тайное и всеобщее

 

3. Считал, что главное в общественном развитии - это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым

 

1 Э.Дюркгейм

2 К. Маркс

3 М. Вебер

4 Г. Спенсер

 

3. Установите соответствие между типами общества и характеризующими их ключевыми социальными ценностями

 

1. Традиционное общество власть и традиция
2. Промышленное общество деньги и капитал
3. Информационное общество информация и знания
  судьба и родина

 

4. Предписанным статусом является

 

1 мужчина

2 инженер

3 врач

4 депутат

 

5. Совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других - это

 

1 социальная община

2 социальная группа

3 социальная организация

4 малая группа

 

6. Социальной общностью не является…

 

1 номинальная (условная) группа

2 территориальная группа

3 ситуационно возникшее образование

4 реальная социальная группа

 

7. Крестьянское восстание является примером

 

1 внутрипоколенной мобильности.

2 межпоколенной мобильности.

3 индивидуальной мобильности.

4 групповой мобильности.

 

8. Символической чертой политического института является (-ются) …

 

1 деньги

2 диплом

3 брачный контракт

4 гимн

 

9. Образование семьи происходит с момента …

 

1 начала половых отношений

2 рождения ребенка

3 знакомства мужчины и женщины

4 вступления в брак

 

10. Социальным конфликтом называется …

 

1 состояние противоборства разных интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, столкновение социальных сил

2 изменение индивидуумом или группой своего статуса

3 деление социальных слоев по уровню доходов

4 процесс установления социального порядка

 

11. Система социального регулирования поведения людей и поддерживания общественного порядка

 

1 социальная культура

2 социальный контроль

3 социальная стратификация

4 социальная мобильность

 

12. Отклонением от общепринятых социальных норм не является…

 

1 аномия

2 девиантное поведение

3 субкультура

4 делинквентное поведение

 

 

13. Слой людей, профессионально занимающихся управлением, называют

 

1 военными

2 политиками

3 бюрократией

4 верно все перечисленное выше

 

14. Высшим исполнительным органом Российской Федерации является

 

1 Верховный Суд РФ

2 Государственная Дума РФ

3 Правительство РФ

4 Совет Федераций РФ

 

15. Кто в правовом государстве является источником власти

 

1 президент

2 правительство

3 государство

4 народ

 

16. Федеративным государством является

 

1 Германия

2 Италия

3 Япония;

4 Франция.

 

17. Политический плюрализм предполагает

 

1 наличие оппозиции, различные идеологии и партии

2 наличие конституции

3 существование судебных и других правоохранительных органов

4 опыт участия граждан в политической жизни

 

18. Политической партии присуще

 

1 обоснование целей политической борьбы

2 создание касс взаимопомощи

3 объединение людей по культурным интересам

4 организация спортивных клубов

19. Уклонение от участия в политической жизни называется …

 

1 мобилизационным участием

2 терроризмом

3 абсентеизмом

4 политическим протестом

20. Признание свободы личности в качестве важнейшей социальной ценности – это ядро идеологии

 

1 консерватизма

2 либерализма

3 коммунизма

4 социал-демократии

3 вариант

1. Какой термин переводится как «наука об обществе»

1 экономика

J философия

J политология

R социология

 

2. Центральным понятием «понимающей социологии» Макса Вебера является

 

1 социальный факт

2 закон интеллектуальной эволюции

3 социальное действие

4 способ производства

 

3. Для современного общества характерным признаком является …

 

1 отсутствие социального неравенства

2 жесткое регулирование поведения индивидов религиозными традициями

3 преобладание городского населения над сельским

4 отсутствие социальной мобильности

 

4. К профессиональным статусам относятся

 

1 православный

2 шофер

3 предприниматель

4 верующий

 

5. Любая социальная группа характеризуется

 

1 малочисленностью состава



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.405 с.)