Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что значит «начинать с мыслью о конце»?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Если вы со всей серьезностью подошли к только что описанному эксперименту, тем самым вы прикоснулись к самой интимной стороне вашей сущности, ядру вашей личности; затронули сокровеннейшие жизненные ценности; установили кратковременный контакт с СИСТЕМОЙ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВ, или ВНУТРЕННИМ РУКОВОДСТВОМ, в самом центре вашего круга влияния. Вот что писал Джозеф Аддисон: «Когда я смотрю на могилы великих, во мне умирает зависть; когда читаю эпитафии прекрасным, вожделение сходит на нет; когда сталкиваюсь с горем родителей над могилой сына, мое сердце полнится сочувствием; когда вижу могилы самих родителей, я сознаю бесплодность сожалений о тех, за кем нам рано или поздно придется последовать; когда вижу захоронения королей рядом с могилами тех, кто лишил их трона, соперников, упокоившихся по соседству, или праведников, которые своими раздорами раскалывали мир, я с грустью и удивлением вспоминаю о мелких дрязгах, интригах и столкновениях, которыми кишит история человечества. Рассматривая даты на надгробиях тех, кто умерли вчера или шестьсот лет назад, я думаю о великом Дне, когда всем нам суждено снова стать современниками». Хотя Навык 2 можно применять в разных ситуациях и на разных стадиях жизни, его суть — в том, чтобы, начиная сегодня, брать за точку отсчета образ конца жизни. Каждый ее этап: то, что мы делаем сегодня, завтра, будем делать на будущей неделе, в будущем месяце, — должен рассматриваться в контексте жизни в целом. Это поможет вам убедиться: то, что вы делаете в каждый конкретный момент, не противоречит смыслу всей жизни и каждый прожитый день добавляет к общей картине нечто существенное. Начинать с мыслью о конце — значит отправляться в путь с четким представлением о месте назначения. Зная, куда он идет, человеку легче представить, где он находится сейчас, и сделать следующие шаги в правильном направлении. Нет ничего проще, чем угодить в ловушку суеты и псевдоактивности: вы с энтузиазмом карабкаетесь вверх по лестнице успеха - и внезапно обнаруживаете, что она приставлена «не к той стене». Можно быть сверхзанятым — и неэффективным. Людям свойственно одерживать пустые победы, добиваться успеха — и вдруг убеждаться, что при этом они принесли в жертву нечто ценное. Представители разных слоев общества и профессий — врачи, академики, артисты, политики, асы бизнеса, спортсмены и водопроводчики — лезут из кожи вон, лишь бы увеличить свои доходы, добиться большей славы или ученой степени - только затем, чтобы в конце концов убедиться: ложная цель ослепила их и затмила вещи, которые на самом деле значат для них несоизмеримо больше и которые они безвозвратно утратили. Зато насколько же отличается от этой схемы наша жизнь, если мы действительно знаем, чего хотим, что имеет для нас первостепенную важность, — и, держа это в уме, делаем то, что имеет непреходящую ценность. Если лестница приставлена «не к той стене», каждая ступенька вверх приближает нас к жизненной неудаче. Можно вертеться белкой в колесе, повышать производительность труда — но по большому счету наша деятельность эффективна лишь тогда, когда мы начинаем с мыслью о конце. Представить, что бы вы хотели услышать о себе в надгробной речи, — значит найти свое определение успеха. Оно будет существенно отличаться от определения, которое раньше казалось вам правильным. Возможно, слава, высокие достижения, богатство и прочие вещи, которых мы так упорно домогаемся, — «не та стена»? Начиная с мыслью о конце, вы обретаете совсем другую перспективу. На похоронах одного человека его знакомый спросил другого знакомого: «Много ли он оставил?» «Все»,— был ответ. Все имеет два творения Принцип «Начинайте с мыслью о конце» базируется на допущении о том, что ВСЕ НА СВЕТЕ СОЗДАЕТСЯ ДВАЖДЫ. Существует первое (мысленное) и второе (физическое) творение. Приведем в пример строительство дома. Прежде чем взяться за молоток и гвозди, вы «строите» его в уме. Пытаетесь представить себе, какой именно дом вам нужен. Если семейный коттедж, вы планируете большую гостиную, где будет собираться вся семья; скользящие двери и маленький дворик для детских игр на свежем воздухе. Вы работаете умом, работаете с идеями — пока в голове не сложится четкий образ того, что вы собираетесь построить. Потом вы делаете чертеж. И, пока он не готов, не прикасаетесь к лопате, чтобы вырыть котлован под фундамент: иначе потом вас ждут переделки, вдвое превышающие стоимость дома. Существует правило: семь раз отмерь, один отрежь. Необходимо удостовериться, что первое творение — чертеж, или план — соответствует вашему замыслу, что вы все хорошо продумали. И только после этого — браться за кирпич и известку. Каждый день, придя на стройку, вы достаете чертеж и формулируете задание на день. То есть, начинаете с мыслью о конце. Второй пример — из области бизнеса. Если вы хотите иметь процветающее предприятие, вам предстоит тщательно продумать, каков рыночный спрос на вашу продукцию или услуги, обеспечить все составляющие бизнеса: финансовую сторону, новые технологии, развитие производства, маркетинг и тому подобное. От этого зависит успех вашего предприятия. Большая часть неудач в бизнесе начинается на стадии первого творения и связана с такими проблемами, как недостаточные капитальные вложения, незнание конъюнктуры или отсутствие плана развития. Это относится и к воспитанию детей. Хотите вырастить их ответственными, целеустремленными — нужно постоянно, даже общаясь на бытовом уровне, держать это в уме. Ни в коем случае не подрывать их самоуважение и самодисциплину. В той или иной степени, люди используют этот принцип в различных областях жизни. Перед тем, как отправиться в путешествие, определяют место назначения и намечают маршрут. Прежде чем разбить сад, планируют его в уме (а возможно, и на бумаге). Составляют конспект лекций. Чертят выкройку, а уж потом берутся за ножницы и за иголку. Признавая принцип двух творений и беря на себя ответственность и за то, и за другое, мы идем «от внутреннего к внешнему» и расширяем свой круг влияния. И наоборот — действуя вопреки этому принципу, отказываясь отвечать за первое творение, сужаем его. ПО ПЛАНУ ИЛИ НА АВОСЬ Все создается дважды, но не всегда первое творение совершается в соответствии с осознанным планом. В частной жизни, не развив в себе способность к самоанализу и не взяв на себя ответственность за первое творение, мы отдаем свою судьбу в чужие руки, ставим ее в зависимость от людей и обстоятельств вне нашего круга влияния, разыгрываем сценарии, навязанные нам членами семьи или сослуживцами в соответствии с их интересами. Эти сценарии держатся на наших недостатках, слабости характера и потребности в любви. Принадлежность к числу «своих» дарит нам иллюзорное чувство собственной значительности: нас ценят, с нами считаются. Независимо от того, осознаем мы это или нет, каждая стадия нашей жизни имеет первое творение. И МЫ сами СТАНОВИМСЯ ВТОРЫМ ВОПЛОЩЕНИЕМ ЛИБО СВОЕГО проактивного ПЛАНА, ЛИБО ПЛАНОВ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, обстоятельств, устоявшихся привычек. Уникальные человеческие свойства: способность к самоанализу, воображение и совесть — дают нам возможность как следует обдумать и взять на себя ответственность за наше первое творение: ПУСТЬ ОНО ВЕРШИТСЯ ПО НАШЕМУ собственному СЦЕНАРИЮ. Иначе говоря, Навык 1 гласит: «Вы — творец». Навык 2 — первое творение. РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ Навык 2 опирается на принцип внутреннего руководства, а это значит, что оно и есть — первое творение. Руководство — не менеджмент (управление): это совершенно разные вещи. Менеджмент — второе творение, о чем будет идти речь в разделе, посвященном Навыку 3. Первое место принадлежит руководству.
Управление (или менеджмент) относится к нижнему уровню и решает вопрос: КАК лучше выполнить те или иные задачи? В то время как руководство имеет дело с верхним уровнем — определяет, ЧТО именно нужно сделать. Повторим вслед за Питером Дракером и Уорреном Беннисом: «Менеджмент — искусство карабкаться по лестнице успеха; руководство — умение определить, к той ли стене приставлена лестница».
Коренное различие между этими двумя видами деятельности можно понять, если представить себе группу рабочих, прорубающих просеку в джунглях с помощью мачете. Они — исполнители, они решают проблему. Прокладывают дорогу сквозь заросли. У них за спиной — организаторы работ (менеджеры): затачивают мачете, составляют планы и пособия, внедряют усовершенствованные технологии и разрабатывают программы восстановления мускульной силы. Руководитель (лидер) — тот, кто, вскарабкавшись на самое высокое дерево, обозревает местность и кричит: «НЕ ТЕ ДЖУНГЛИ!» И как, чаще всего, реагируют сверхзанятые, сверхстарательные исполнители и менеджеры? — «Заткнись! Мы взяли замечательный темп и успешно продвигаемся вперед!» Мы — отдельные личности, группы и целые отрасли — так заняты рубкой, что даже не замечаем, что находимся не в тех джунглях. А сверхдинамичный мир вокруг делает эффективное руководство более необходимым, чем когда бы то ни было — во всех сферах независимой и взаимозависимой жизни. Мы все больше нуждаемся в правильном представлении о месте назначения и компасе (наборе принципов, выборе направлений), и все меньше — в дорожной карте. Зачастую мы даже не знаем, что за территория ожидает нас там, за лесом, и что понадобится для нового перехода: многое решится на месте. Но ВНУТРЕННИЙ КОМПАС всегда укажет верное направление. Успешная деятельность — пусть даже она сводится к элементарному выживанию — зависит не только от затраченных усилий, а и от того, на те ли «джунгли» они потрачены. Грандиозные перемены, происходящие в наши дни практически в каждой отрасли и профессии, ставят руководство на первое место, а менеджмент — на второе. В бизнесе рынок так быстро меняется, что многие виды продукции и услуг, на которые всего лишь несколько лет назад был огромный спрос, сегодня безнадежно устарели. Сильное проактивное руководство обязано постоянно учитывать изменившиеся привычки и мотивы потребителей — и переориентировать ресурсы в правильном направлении. Такие явления, как забастовки авиадиспетчеров, космический взлет стоимости медицинских услуг, рост количества и качества импортных автомобилей, в значительной мере влияют на экономическую ситуацию. Если какая-нибудь отрасль или какое-нибудь предприятие не учитывает сложившуюся обстановку — в том числе процессы, происходящие в производственном коллективе — и не стимулирует руководство проявлять творческий подход, никакой, самый искусный менеджмент не спасет эту отрасль или предприятие от банкротства. Кто-то назвал эффективный менеджмент без эффективного руководства «попытками симметрично расставить стулья на палубе 'Титаника'«. Никакие тактические успехи в организации производства не компенсируют провала в стратегии. Но руководить – непростое занятие, потому что на нашем пути — ловушки, расставленные установкой на менеджмент. * * * Многие родители часто попадаются в ловушку менеджмента: чрезмерно увлекаются контролем, отметками, соблюдением всевозможных правил — вместо того, чтобы указывать направление, ставить задачи и дарить своим детям чувство семьи. В частной жизни нам особенно недостает умения осуществлять разумное руководство. Мы склонны ставить задачи и пытаться их решать еще до осознания своих ценностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.187 (0.009 с.) |