Тема № 2. Этика Древнего мира (Китай). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2. Этика Древнего мира (Китай).



ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ

Учебным планом гуманитарной подготовки, в курсе «Этика и эстетика» предусматривается выполнение индивидуальных заданий:

- домашней контрольной работа для студентов заочной формы обучения;

- реферата для студентов очной формы обучения;

- эссе для студентов очной формы обучения.

Эти письменные работы выполняются в течение семестра и сдаются на проверку:

- в первом случае, в кабинет социально-гуманитарных дисциплин (3.239), но не позже, чем за две недели до начала зачетно-модульной недели;

- во втором случае, работа сдается преподавателю, ведущему занятия по курсу «Этика и эстетика» в указанные сроки. Право быть допущенным к зачёту имеют те студенты, которые получили положительную оценку за выполненную домашнюю контрольную работу.

Студенту необходимо знать, что вовремя сданная контрольная работа позволит преподавателю проверить текст выполненной работы и дать рецензию на него. В случае, если работа выполнена с нарушением требований или ошибками, студент обязан устранить их путем корректировки текста, либо подготовиться к ответу на высказанные замечания.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

1. Работа должна быть выполнена студентами самостоятельно, на основе изученной специальной учебной и научной литературы (желательно, или по крайней мере, вышедшей в последние пять – семь лет).

2. Объем контрольной работы составляет 20-25 страниц стандартной ученической тетради, или же 15-20 стр. текста, набранного в формате A-3.

3. Содержание работы должно строго соответствовать теме и плану. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что тематика работ, объединенных в задания вариант №1, имеют жесткий план (неизменяемый произвольно), в то время как вопросы к темам задания для варианта № 2, разрабатываются студентами самостоятельно.

4. Поскольку выносимые на рассмотрение темы выбранного курса «Эстетика» соотнесены с самым социально-историческим бытием, духовными и ценностными проблемами жизни современного человека, то теоретическая их проработка не должна быть абстрактной, а обязана коррелироваться с актуальными социокультурными процессами, в частности, теми, что характерны для современного украинского общества.

5. Выполненная работа должна удовлетворять следующим условиям: быть логичной (предполагать последовательность в изложении материала), иметь аргументированную позицию, композиционную цельность, отвечать условию грамотности, иметь (по возможности) литературную форму.

 

 

ВЫБОР КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Студенты заочной формы обучения выбирают номер темы контрольной работы в соответствии с последней цифрой своей зачетной книжки. Например: если номер зачётной книжки заканчивается на цифру «2», соответственно номер темы контрольной работы – «2», или «12», или «22».

 

СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа должна иметь титульный лист, лист под названием «содержание» (где отражены вопросы плана), затем «Введение», основную часть – развернутые ответы на поставленные в плане вопросы, «заключение» и список использованной литературы.

Контрольная работа выполняется в ученической тетради, соответствующей указанному объему. Обложка тетради должна быть оформлена в виде титульного листа:

 

Образец

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

Донецкий национальный технический университет

Кафедра философии

 

Контрольная работа по

курсу «Этика и эстетика»

Вариант № 1

Тема № 35

Специфика искусства

Выполнил:

Кононенко Алексей Сергеевич

студент второго курса

заочно факультета

гр. ТП-003, шифр 012301

Домашний адрес: 30000 ДОНЕЦК,

ул. Университетская 15, кв.46

 

Все страницы тетради, или набранного текста, обязательно должны быть пронумерованы. На первой странице студент фиксирует тему работы и вопросы плана. Со второй страницы начинается собственно изложение содержания работы в строгом соответствии с пунктами плана.

Во Введении необходимо обосновать актуальность темы, указать наеё значение в развитии эстетических представлений,на проблемы эстетики, связанные с темой вашей контрольной работы, сформулировать цель или задачи работы.

В основной части в соответствии с вопросами плана даются корректные, последовательные и логически аргументированные ответы на них. Контрольный вопрос плана следует выделить в тексте отдельным пунктом, причём, именно, в той последовательности, в какой он прописан в структуре плана. В заключении, исходя из намеченной цели (и задач), а также раскрытого студентом содержания, делаются полновесные выводы, согласующиеся с современными теоретическими и практическими знаниями.

Поскольку, работы выполняются с привлечением не менее пяти источников (учебники, учебные пособия, словари, справочники, статьи периодических изданий, монографии), то задействованная литература должна быть правильно описана в соответствии с действующими стандартами и размещена в конце работы в виде списка использованной литературы. Кроме того, в тексте делаются ссылки (данные требования касаются, как цитирования, так и пересказа собственными словами использованного фрагмента). Как правило, ссылка выносится в конец страницы под черту, которая отделяет её от основного текста. Сноска в самом тексте также оформляется по стандарту (например: В самом вашем списке использованной литературы имеется источник под № 1. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке.-СПб.: Алетейя, 2000. - С. 83 -157). В тексте контрольной работы вы ссылаетесь на него и фиксируете таким образом: [1, с. 83]. Если имеется в списке многотомное издание, вторая цифра есть ссылка на номер тома цитируемого издания, а затем номер страницы.

Кроме того, контрольная работа должна быть снабжена списком использованных источников, расположенных либо:

а) в алфавитном порядке;

б) в порядке цитирования;

в) в хронологическом порядке выхода литературы.

 

Пример оформления списка литературы, который должен быть расположен в конце контрольной работы:

1. Ермоленко А.Н. Этика ответственности и социальное бытие человека (современная немецкая практическая философия)./ А.Н. Ермоленко. – К.: Наукова думка, 1994.- 200 с.

2. Ответственность //Словарь по этике /Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона.- 6-е изд. - М. Политиздат, 1989. - С. 232-233.

3. Йонас Г. Принцип відповідальності. У пошуках етики для технологічної цивілізації. / Г. Йонас. – К.: Лібра, 2001.- 400с.

4. Малахов В.А. Етика. Курс лекцій: Навч. посібник. 3-те вид./ В.А. Малахов. – К.: Либідь, 2001. – 384 с.

5. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: процесс или регресс? // Вопросы философии. - 1992.- № 3. - С.82 - 94.

Работа подписывается студентом с обязательным указанием даты её фактического выполнения. В конктрольную работу должен быть вложен лист «рецензии», заполненный аналогично титульному листу работы и необходимый для написания преподавателем соответствующего текста рецензии.

Студент заочной формы обучения получает зачёт по домашней контрольной работе в том случае, если им будут выполнены все требования, предъявляемые к написанию работы в высшей школе.

Получив рецензию на свою работу, студент должен ознакомиться с содержанием рецензии, и в случае высказанных замечаний быть готовым ответить на них во время зачета.

В случае если контрольная работа не зачтена (по содержательным и формальным признакам), студенту необходимо выполнить новую работу (по предложению преподавателя либо на ту же тему, либо избрав другую тему).

Если контрольная работа студента была выполнена не в установленные учебным процессом сроки, то такой студент не допускается к экзамену.

 

 

ТЕМЫ

домашних контрольных работ:

Тема № 1. Этика как философская дисциплина.

1. Этика, мораль и нравственность.

2. Природа этического знания. Место этики в системе гуманитарных наук.

3. Специфика, структура и функции морали.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. – М., Мысль, 1974. – С. 15-63.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Эстетика. Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Гардарики. 2002. – С. 9-28.

Гуревич П.С. Этика: Учебник /П.С. Гуревич– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 14-54.

Зеленкова И.Д., Беляева Е.В. Этика. Учебн. пос. для вузов. Мн. Тетра-Системе, 2001. – С. 6-12.

Муза Д.Е. Этика и эстетика: Учебное пособие (для студентов вузов всех специальностей очной и заоной формы обучения). Изд. 2-е, испр.. и доп. – Донецк: Изд-во «Ноулидж» (донецкое отделение), 2011. – С. 5-16.

Некрасов А.И. Этика. Учебное пособие. – Х.: «Одиссей», 2003. – С. 163-210.

Кондрашов В. А. Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Учебн. пособ. для вузов. –

Ростов-на-Дону; Феникс, 1999. – С. 1519, 220-241.

Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. /М.Н. Росенко. Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Лань, 1999. – С. 3-24.

 

Тема № 3.

Тема № 10.

Тема № 11.

Тема № 12.

Тема № 16.

Моральное сознание.

1. Понятие морального сознания.

2. Структура морального сознания: моральные нормы и принципы, моральные мотивы и нравственно-ценностные ориентации.

3. Моральное самосознание: категории «совесть», «честь», «нравственная самооценка», «стыд», «раскаяние».

Список рекомендуемой литературы:

 

Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. – М., Мысль, 1974. – С. 15-63.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Эстетика. Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Гардарики. 2002. – С. 9-28.

Гуревич П.С. Этика: Учебник /П.С. Гуревич– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 14-54.

Зеленкова И.Д., Беляева Е.В. Этика. Учебн. пос. для вузов. Мн. Тетра-Системе, 2001. – С. 6-12.

Муза Д.Е. Этика и эстетика: Учебное пособие (для студентов вузов всех специальностей очной и заоной формы обучения). Изд. 2-е, испр.. и доп. – Донецк: Изд-во «Ноулидж» (донецкое отделение), 2011. – С. 5-16.

Некрасов А.И. Этика. Учебное пособие. – Х.: «Одиссей», 2003. – С. 163-210.

Кондрашов В. А. Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Учебн. пособ. для вузов. –

Ростов-на-Дону; Феникс, 1999. – С. 1519, 220-241.

Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. /М.Н. Росенко. Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Лань, 1999. – С. 3-24.

 

Тема № 17.

Тема № 19.

Этика общения.

1. Общение как среда актуализации нравственной активности человека.

2. Нравственные принципы и нормы общения.

3. Воспитание и самовоспитание нравственной культуры общения.

4. Понятие этикета. Этикетные формы поведения людей.

Список рекомендуемой литературы:

 

Основы этических знаний. 2-е изд., испр. и доп. Отв. ред. М.Н. Росенко. –

СПб.: Изд-во «Лань», 2002. – С. 161-168, 172-177.

Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового

Общения: учебное пособие. – /И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИД

«ФОРУМ»: ИНФРА-М,2009. – С.110-180.

Каменская Е.Н. Психология и этика делового общения. / Е.Н. Каменская. –

Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С.

Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. /М.С. Каган, М.: Политиздат. – 1988. – 319 с.

Паламарь А.О. Мудрость общения. – / А.О. Паламарь. – М.: Молодая гвардия, 1980 – 334 с.

Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. /Л.Б. Волченко – М.: МГУ, 1992. – 172 с.

Зусин В.Я. Этика и этикет делового общения. Учебное пособие для студ. вузов и техникумов. – /В.Я. Зусин. – Мариуполь: Рената, 2000 – 199 с.

Фром Э. Искусство любить // Э. Фром. Душа человека. – М.: Республика, 1992 – С. 109-178.

 

Тема № 20.

Тема № 21.

Тема № 22.

 

Тема 23.

Проблема метода в эстетике

1. Понятие метода в науке о прекрасном.

2. Основные методы художественной практики (классицизма,

сентиментализма, романтизма, критического реализма, социали-

стического реализма).

3. Понятие «стиля» в искусстве.

 

Список рекомендуемой литературы:

Борев Ю.В. Эстетика. - М.: Русь-Олимп; АСТ Астрель, 2005. – С. 174 – 198, 558 – 633.

Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М.: Проект, 2003. – С. 255 – 262.

Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 352-375.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 327-330.

Мартынов В.Ф. Естетика. Учеб. Пособие – М.: Тетра Системс, 2004. – С. 282 – 310.

Муза Д.Е. Этика и естетика: Учебное пособие для студ. всех специальностей очгной и заочной форм обучения). – Изд. 2-е, испр. и доп. /Д.Е. Муза – Донецк: Изд-во «Ноулидж» (донецкое отделенеие) 2011. – С. 171 – 175.

Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов / Л.А. Никитич – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 257-318.

Естетика: Підручник/ Л.Т.Левчук, В.І.Панчнеко, О.І.Оніщенко, Д.Ю.Кучерюк; За заг. ред. Л.Т.Левчук. – 2-е вид., допов. і переробл. – К.: Вища шк., 2005 – С. 136 – 141.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4 т.т. Т 1. – М.: Искусство, 1968. – С. 7-28; Т 3. – С. 7-29.

Зись А.Л. Эстетика: идеология и методология / А.Л. Зись – М.: Искусство, 1984. – 237 с.

Гилберт К., Кун Г. История эстетики. – М.: Иностранная литература, 1960. – С. 211 - 239, 390 - 448, 576 - 616.

Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С. 25 - 48, 447 - 459.

Борев Ю.В. Стиль // Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003. – С. 429 – 433.

 

Тема 24.

Тема 25.

Категории эстетики (1)

1.Категория «прекрасное» как центральная категория эстетики. Понимание «прекрасного» и «безобразного» в современной эстетике.

2. Соотношение категорий «возвышенное» и «низменное».

3. Проявление «возвышенного» и «низменного» в природе, в искусстве и жизни.

 


Список рекомендуемой литературы:

Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обуающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 153-192.

Борев Ю.В. Эстетика. - М.: Русь-Олимп; АСТ Астрель, 2005. – С. 48 -145.

Буткевич О. Красота. / Олег Буткевич.. – М.: Искусство, 1984. – С. 568.

Киященко И.Н. Эстетика – философская наука. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. – С. 227 – 245.

Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – С. 6-131.

Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – С. 154- 169, 181- 243.

Естетика: Навч. посібн./ За ред. В.О.Лозового. – К. Юрінком Інтер, 2003. – С. 70 - 84.

Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного// Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 2. /И. Кант. – М.: Мысль, 1964. – С. 125 – 224.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х т.т. Т 1. / Г.В.Ф. Гегель. – М.: Искусство, 1968. – С. 75 - 96, 114 - 186.

Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. /А.Ф. Лосев, В.П. Шестаков. – М.: Искусство, 1965. – 374 с.

Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. /В.П. Крутоус. – М.: Мысль, 1985. – 168 с.

Любимова Т. Б. Трагическое как эстетическая категория. /Т.Б. Любимова. – М.: МГУ, 1989. – 128 с.

Борев Ю.В. Возвышенное, низменное. прекрасное// Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003.

 

Тема 26.

Категории эстетики (2)

 

1. Категории «трагическое» и «комическое» в истории эстетической мысли.

2. Категории «низменного» и «комического».

3. Проблема взаимосвязи и взаимодействия основных эстетических категорий.

Список рекомендуемой литературы:

Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обуающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 172-187.

Борев Ю.В. Эстетика. – М.: Русь-Олимп; АСТ Астрель, 2005. – С. 48 - 145.

Киященко И.Н. Эстетика – философская наука. /И.Н. Киященко. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. – С. 241 – 260.

Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. /Е.Г. Яковлев. – М.: Гардарики, 2003. – С. 68-131.

Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – С. 181-243.

Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов / Л.А. Никитич – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 235-256.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х т.т. Т 1. / Г.В.Ф. Гегель. – М.: Искусство, 1968. – С. 114-186.

Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. / А. Ф., Лосев, В. П. Шестаков. – М.: Искусство, 1965. – 374 с.

Любимова Т. Б. Трагическое как эстетическая категория. – М.: МГУ, 1989. – 128 с.

Борев Ю.В. Комическое, низменное, трагическое// Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003

Тема 27.

Специфика искусства.

1. Понятие и смысл искусства.

2. Проблема художественного образа.

3. Художественное призведение – способ бытия искусства.

4. Понятие «формы» и «содержания» художественного произведения.

 

Список рекомендуемой литературы:

Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обуающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 213-224.

Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов / Л.А. Никитич – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 319-323, 335-338.

Овчинникова Ю.А., Рожковский В.Б. Эстетика для студентов вузов. –Ростов-на-Дону, 2005. – С. 37 – 53.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика: история и теория. Естетика: особенности художественных направлений и эпох. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 516 – 529.

Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М.: Проект, 2003. – С. 232 – 251, 262 - 270.

Естетика: Навч. посібн./ За ред. В.О.Лозового. – К. Юрінком Інтер, 2003. – С. 122 – 135.

Эстетика: Учеб. Пособие для вузов/ Научный редактор А.А.Радугин. – М.: Центр, 2002. – С. 198 – 211.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т.т. Т 1. – М.: Искусство, 1968. – С. 29 - 69.

Татаркевич В. Історія шести понять. – К.: „Юніверс”, 2001. – С. 17 – 48, 205 – 230.

Образ художественный// Эстетика. Словарь/ Под общ. ред. А.А.Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – С. 239 – 240.

Борев Ю.В. Искусство, символ, содержание, форма, художественный образ// Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003.

Бачинин В.А. Образ художественный// Бачинин В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – С. 173 – 174.

Тема 28.

Виды искусства

1. Проблема выделения видов искусства.

2. Генезис, развитие и синтез видов искусств.

3. Основне тенденции взаимодействия видов искусства в ХХ в.

 

Список рекомендуемой литературы:

Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обуающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 283-318.

Борев Ю.В. Эстетика. - М.: Русь-Олимп; АСТ Астрель, 2005. – С. 239 – 300.

Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – 2-е изд., переаб. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 282 – 294.

Эстетика: Учебное пособие для вузов/ Научный редактор А.А.Радугин. – М.: Центр, 2002. – С. 184 – 197.

Зись А. Я. Виды искусства. – М.: Знание, 1979. – 128 с.

Каган М.С. Эстетика как философия наука. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С. 319 - 376.

Аристотель. Поэтика// Аристотель. Сочинения в 4-х т.т. Т 4. - М.: Мысль, 1984. – С. 645 - 680.

Эстетика Ренессанса: Антология. В 2 т. Т 2. - М.: Искусство, 1980. – С. 171-216, 319 - 340, 355 - 372.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т.т. Т 1. – М.: Искусство, 1968. – С. 30 - 65.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 288 с.

Борев Ю.В. Виды искусства// Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003. - С. 75 – 76.

Тема 29.

Художественный стиль

1. Понятие стиля в искусстве.

2. Структура художественного стиля.

3. Стилевые особенности в истории искусства (романский, готический, стили эпохи барокко, классицизма, рококо, романтизма, реализма).

 

Список рекомендуемой литературы:

Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обуающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 283- 318.

Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов / Л.А. Никитич – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 359-432.

Борев Ю.В. Эстетика. - М.: Русь-Олимп; АСТ Астрель, 2005. – С. 187 – 198.

Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: история и теория. Эстетика: особенности художественных эпох и направлений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 401 – 412, 427 – 452, 460 – 478, 490 – 492.

Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М.: Проект, 2003. – С. 255 – 262.

Каган М. С. Эстетика как философия наука. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С. 433 - 446.

Гегель Г. В. Философия. Эстетика. В 4 т.т. Т 1. – М.: Искусство, 1968. – С. 7 - 28.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХV-XVII в. – М.: Искусство, 1966. – 365 с.

Гилберт К., Кун Г. История эстетики. – М.: Иностранная литература, 1960. – С. 211-339, 390 - 448, 576 – 616.

Хиллер Б. Стиль ХХ века. – М.: Слово/ Slovo, 2004. – 240 с., ил.

Стиль в искусстве// Эстетика: словарь/ Под общ. ред. А.А.Беляева. – М.: Политиздат, 1989. - С. 333 – 334.

Соколов М.Н. Стиль// Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 231 – 233.

Борев Ю.В. Стиль// Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003. - С. 429 – 433.

Бачинин В.А. Стиль// Бачинин В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – С. 239 – 240.

 

 

Тема 30.

Тема 31.

Художественное творчество.

 

1. Творчество как проблема эстетической теории.

Художественное творчество как специфическая деятельность.

Проблема автора.

3. Психологические механизмы и аксиологические координаты художественного творчества.

Список рекомендуемой литературы:

Борев Ю.В. Эстетика. - М.: Русь-Олимп; АСТ Астрель, 2005. – С. 146 – 160.

Сморж Л.О. Естетика: Навчальний посібник. – К.: Кондор, 2005. – С. 154 – 183.

Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Научный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – С. 172 -183.

Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обуающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 213-219.

Киященко И.Н. Эстетика – философская наука. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. – С. 325 – 351.

Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 334 с.

Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – С. 325 - 459.

Гартман Н. Эстетика. – Киев: Ника-Центр, 2004. – С. 358 – 426.

Камю А. Творчество и свобода. Критические эссе // Камю А. Творчество и свобода. Сборник. – М.: Радуга, 1990. – С. 119 -147.

Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. – Львов: ЛГУ, 1986. – 286с.

Роменець В. Психологія творчості: Навч. посібник. 2-е вид. – К.: Либідь, 2001. – 288 с.

Творчество искусства – искусство творчества/ Ред. П.Дорфман и др. – М.: Наука; Смысл, 2000. – 584 с.

Борев Ю.В. Творческий процесс// Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003. - С. 449 – 450.

 

Тема 32.

Эстетика античности

 

1. Понятие и общая характеристика античной (греко-римской) эстетики.

2. Космологическая, антропологическая и эйдологическая версии эстетического предмета.

3. Основные категории античной эстетики: «космос», «хаос», «прекрасное» («красота»), «гармония», «судьба», «трагическое», «тело», «искусство».

Список рекомендуемой литературы:

Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обуающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 19-29,

Борев Ю.В. Эстетика. - М.: Русь-Олимп; АСТ Астрель, 2005. – С. 321 – 330.

Овчинникова Ю.А., Рожковский В.Б. Эстетика для студентов вузов. –Ростов-на-Дону, 2005. – С. 106 - 116.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика: история и теория. Естетика: особенности художественных направлений и эпох. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 351- 371.

Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – С. 14 – 17, 181 – 188, 245 – 249.

Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. – М.: Высшая школа, 1975. – 126 с.

Татаркевич В. Античная эстетика. – М.: Искусство, 1977. – С. 27 - 34, 40 - 160, 311 - 326.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2-х кн. Кн. 1 и 2. – М.: Искусство, 1994.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высш. шк., 1990. – С. 80- 86, 109 -121, 136 -141, 164-173, 258- 264, 288-294, 328- 330.

Ривкин Б.И. Античное искусство// Малая история искусств. – М.: Искусство; Dresden: Veb Verlag der Kunst, 1972. – 356 с.

Ст.: «гармония», «искусство», «хаос» // Словарь античности. – М: Прогресс, 1989.

Борев Ю.В. Античная эстетика// Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003. - С. 35-37.

 

Тема 33.

Эстетика средних веков

1. Понятие средневековой эстетики.

2. Категориальное пространство эстетики средних веков: «божественная красота», «образ», «символ», «свет», «личность», «форма».

3. Общая характеристика эстетики Византии, государств Западной Европы, Киевской и Московской Руси.

Список рекомендуемой литературы:

 

Борев Ю.В. Эстетика. - М.: Русь-Олимп; АСТ Астрель, 2005. – С. 330 – 349.

Овчинникова Ю.А., Рожковский В.Б. Эстетика для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 117-133, 139 – 147.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика: история и теория. Естетика: особенности художественных направлений и эпох. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 372 – 413.

Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2002. – С. 406 – 451.

Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – С. 17 – 26, 26 – 37, 53 – 59.

Черный В.Н. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. – М.: Владос, 1997. – 432 с.: ил.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1972. – С. 5 – 138.

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев: «Путь к Истине», 1991. – 408 с.

Естетика: Підручник/ Л.Т.Левчук, В.І.Панчнеко, О.І.Оніщенко, Д.Ю.Кучерюк; За заг. ред. Л.Т.Левчук. – 2-е вид., допов. і переробл. – К.: Вища шк., 2005 – С. 278 - 284.

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство средних веков: Византия, Армения и Грузия, Болгария и Сербия, Древняя Русь, Украина и Белоруссия// Малая история искусств. – М.: Искусство; Dresden: Veb Verlag der Kunst, 1975. – С. 31

– 118, 191 – 254.

Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе// Малая история искусств. – М.: Искусство; Dresden: Veb Verlag der Kunst, 1981. – 384 с.

Средневековая эстетика// Эстетика: Словарь/ Под ред. А.А.Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – С. 329 – 331.

Борев Ю.В. Средневековая эстетика// Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003. - С. 428 – 429.

 

Тема 34.

Эстетика Возрождения.

Тема 35.

Искусство Авангарда

1. Понятие авангардного искусства.

2. Философско-мировоззренческие предпосылки возникновения

феномена авангарда.

3. Основные направления авангарда: кубизм, абстрактное искусство,

дадаизм, супрематизм, сюрреализм, футуризм.

 

Список рекомендуемой литературы:

Борев Ю.В. Эстетика. - М.: Русь-Олимп; АСТ Астрель, 2005. – С. 435 – 518, 549 – 587.

Бычков В.В. Естетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – С. 359 – 429.

Мартынов В.Ф. Эстетика: Учебное пособие. – Изд. 2-е, стереотип. – Мн.: Тетра Системс, 2004. – С. 292 – 299.

Муза Д.Е. Этика и естетика: Учебное пособие. – Донецк: ДонНТУ, 2006. – С. 160 – 163.

Левчук Л.Т. Західноєвропейська естетика ХХ століття: Навчальний посібник. – К.: Либідь, 1997. – С. 161 – 186.

Ст.: «Абстрактное искусство», «авангард», «кубизм», «дада, дадаизм», «супрематизм», «сюрреализм», «футуризм» // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Тома 1 и 2-й. – СПб.: Университетская книга, 1998.

Борев Ю.В. Авангардизм// Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003. - С. 9 – 10.

Естетика: Підручник/ Л.Т.Левчук, В.І.Панчнеко, О.І.Оніщенко, Д.Ю.Кучерюк; За заг. ред. Л.Т.Левчук. – 2-е вид., допов. і переробл. – К.: Вища шк., 2005 – С. 308 - 337.

 

Ст.: «Авангардизм, авангардное искусство», «абстракция, абстрактное искусство», «дада, дадаизм», «кубизм», «супрематизм, супремус», «экспрессионизм», «футуризм»// Власов В.Г., Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. Терминологический словарь. – СПб.: Азбука - классика, 2005.

Тема 36.

Искусство модернизма

1. Понятие модерна как эстетического и художественного феномена.

2. Социокультурные и мировоззренческие параметры модернистского художественного опыта.

3. Основные течения в искусстве модернизма: поп-арт, минимализм, концептуальное искусство, конкретное искусство.

Список рекомендуемой литературы:

Овчинникова Ю.А., Рожковский В.Б. Эстетика для студентов вузов. –Ростов-на-Дону, 2005. – С. 37 – 53.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика: история и теория. Естетика: особенности художественных направлений и эпох. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 516 – 529.

Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – С. 431 – 451.

Естетика: Підручник/ Л.Т.Левчук, В.І.Панчнеко, О.І.Оніщенко, Д.Ю.Кучерюк; За заг. ред. Л.Т.Левчук. – 2-е вид., допов. і переробл. – К.: Вища шк., 2005 – С. 120 – 136, 141 – 158.

Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – 2-е изд., переаб. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 410 – 419.

Каган М. С. Эстетика как философия наука. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С. 501 - 512.

Бычков В.В. Модернизм // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 61.

Бычкова Л.С., Бычков В.В. Концептуализм, концептуальное искусство// Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1. – СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 325 – 327.

Маньковская Н.Б. Минимализм// Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 52.

Маньковская Н.Б. Поп-арт// Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 128.

Борев Ю.В. Модернизм; минимализм; поп-арт// Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003.

 

Тема 37.

Эстетика постмодернизма

1. Понятие постмодернистской эстетики.

2. Основные художественные практики в рамках постмодернизма: «энвайронмент», «хэппенинг», «перформанс», «алеаторика».

3. Категориальное пространство постмодернизма: «ризома», «лабиринт», «гипер- и интертекст», «абсурд», «симулякр», «телесность».

Список рекомендуемой литературы:

Борев Ю.В. Эстетика. - М.: Русь-Олимп; АСТ Астрель, 2005. – С. 605 – 634.

Овчинникова Ю.А., Рожковский В.Б. Эстетика для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 164 – 170.

Мартынов В.Ф. Эстетика: учебное пособие. – Мн.: Тетра Системс, 2004. – С. 299 – 310.

Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – 2-е изд., переаб. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 419 – 423.

Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – С. 452 – 534.

Маньковская Н.Б. Эстетика Постмодернизма. – СПб.: Алетейя, 2000. – 271 с.

Каган М. С. Эстетика как философия наука. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С. 512 – 534.

Маньковская Н.Б. Постмодернизм// Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 130 – 132.

Естетика: Підручник/ Л.Т.Левчук, В.І.Панчнеко, О.І.Оніщенко, Д.Ю.Кучерюк; За заг. ред. Л.Т.Левчук. – 2-е вид., допов. і переробл. – К.: Вища шк., 2005 – С. 360 – 367.

Борев Ю.В. Постмодернизм// Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: «Астрель»; АСТ, 2003. – С. 311.

Ст.: „ризома”, „постмодерність”// Енциклопедія постмодернізму/ За ред. Ч.Вінквіста та В.Тейлора. – К.: Вид-во Соломії Павличко “Основи”, 2003.

Ст.: «абсурд», «гипертекст», «постмодерна искусство, постмодернизм», «симулякр»// Власов В.Г., Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. Терминологический словарь. – СПб.: Азбука - классика, 2005.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ

Учебным планом гуманитарной подготовки, в курсе «Этика и эстетика» предусматривается выполнение индивидуальных заданий:

- домашней контрольной работа для студентов заочной формы обучения;

- реферата для студентов очной формы обучения;

- эссе для студентов очной формы обучения.

Эти письменные работы выполняются в течение семестра и сдаются на проверку:

- в первом случае, в кабинет социально-гуманитарных дисциплин (3.239), но не позже, чем за две недели до начала зачетно-модульной недели;

- во втором случае, работа сдается преподавателю, ведущему занятия по курсу «Этика и эстетика» в указанные сроки. Право быть допущенным к зачёту имеют те студенты, которые получили положительную оценку за выполненную домашнюю контрольную работу.

Студенту необходимо знать, что вовремя сданная контрольная работа позволит преподавателю проверить текст выполненной работы и дать рецензию на него. В случае, если работа выполнена с нарушением требований или ошибками, студент обязан устранить их путем корректировки текста, либо подготовиться к ответу на высказанные замечания.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

1. Работа должна быть выполнена студентами самостоятельно, на основе изученной специальной учебной и научной литературы (желательно, или по крайней мере, вышедшей в последние пять – семь лет).

2. Объем контрольной работы составляет 20-25 страниц стандартной ученической тетради, или же 15-20 стр. текста, набранного в формате A-3.

3. Содержание работы должно строго соответствовать теме и плану. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что тематика работ, объединенных в задания вариант №1, имеют жесткий план (неизменяемый произвольно), в то время как вопросы к темам задания для варианта № 2, разрабатываются студентами самостоятельно.

4. Поскольку выносимые на рассмотрение темы выбранного курса «Эстетика» соотнесены с самым социально-историческим бытием, духовными и ценностными проблемами жизни современного человека, то теоретическая их проработка не должна быть абстрактной, а обязана коррелироваться с актуальными социокультурными процессами, в частности, теми, что характерны для современного украинского общества.

5. Выполненная работа должна удовлетворять следующим условиям: быть логичной (предполагать последовательность в изложении материала), иметь аргументированную позицию, композиционную цельность, отвечать условию грамотности, иметь (по возможности) литературную форму.

 

 

ВЫБОР КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Студенты заочной формы обучения выбирают номер темы контрольной работы в соответствии с последней цифрой своей зачетной книжки. Например: если номер зачётной книжки заканчивается на цифру «2», соответственно номер темы контрольной работы – «2», или «12», или «22».

 

СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа должна иметь титульный лист, лист под названием «содержание» (где отражены вопросы плана), затем «Введение», основную часть – развернутые ответы на поставленные в плане вопросы, «заключение» и список использованной литературы.

Контрольная работа выполняется в ученической тетради, соответствующей указанному объему. Обложка тетради должна быть оформлена в виде титульного листа:

 

Образец

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

Донецкий национальный технический университет

Кафедра философии

 

Контрольная работа по

курсу «Этика и эстетика»

Вариант № 1

Тема № 35

Специфика искусства

Выполнил:

Кононенко Алексей Сергеевич

студент второго курса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.318 с.)