Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика ситуации ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Кризис, который назрел в СССР к середине 80-х гг., являлся в своей основе кризисом так называемой административно-командной модели социализма, построенной в сравнительно отсталой стране, оказавшейся в период Первой мировой войны в условиях острейшего социально-экономического кризиса. Эта модель позволила решить важнейшие задачи, объективно стоявшие перед Россией ХХ века: проведения форсированной индустриализации и культурной революции, которые обеспечили экономическую независимость и достаточную обороноспособность страны, динамичное развитие во всех сферах жизни. Но в 1970-е г. прежняя модель стала превращаться в тормоз для дальнейшего развития. В сфере экономики характерными чертами административно-команд-ного социализма являлись: монополия государства на основные средства производства, при которой государственный сектор охватывал 90 % основных производственных фондов; управление экономикой из единого центра преимущественно планово-административными, а не рыночно-экономическими методами. Такая система собственности и модель управления позволяли быстро концентрировать все ресурсы страны для форсированного создания тяжелой промышленности, организации обороны страны в критических условиях, быстрого послевоенного восстановления и т. п. Однако они были менее эффективны для обеспечения повседневных и быстро меняющихся потребностей людей в мирной жизни, зачастую лишали работников материальной заинтересованности в напряженном труде, тормозили хозяйственную инициативу снизу, не обеспечивали быстрого развития научно-технического прогресса в отраслях, не связанных с оборонной техникой. Уже в 1970-е гг. назрела необходимость существенной реформы старого хозяйственного механизма. Однако реформы не проводились. И объяснение этому надо искать в особенностях политической системы, сложившейся в рамках административной модели социализма. Эта система строилась на основе централизации управления и характеризовалась монополией одной партии на политическую власть. В силу особенностей российской истории, не знавшей реального опыта демократического развития, Советское государство сложилось как государство с однопартийной системой. В стране не было политической оппозиции, способной критически оценивать деятельность КПСС, заставить ее искать оптимальные решения всех проблем перед лицом соперника. Ситуация усугублялась отсутствием реальной демократии в рамках самой КПСС: состав партийных комитетов формировался не по воле партийных масс, а по воле вышестоящего комитета; рядовые коммунисты практически не оказывали влияния на формирование политического курса партии.
Степень стабильности такого режима власти и управления зависела главным образом от двух факторов: – уровня компетентности правящей элиты, ее способности решать назревшие общественные проблемы и тем самым оправдывать свое существование и привилегированное положение в глазах широких масс; – уровня политической культуры общества: чем ниже уровень культуры, тем легче поддерживать недемократическую систему власти, и наоборот. Как было показано в предыдущей главе, отсутствие эффективных механизмов обновления руководящих кадров в рамках правящей партии и при формировании органов государственной власти и управления имели своим следствием падение уровня их компетентности. Л. И. Брежнев и его окружение демонстрировали явную неспособность вовремя осознать и провести необходимые реформы. Более того, стиль и методы политического управления, присущие команде Брежнева, с каждым днем вызывали все большее чувство неудовлетворенности в обществе, поскольку уровень образования новых поколений становился все более и более высоким. Долгое время развитие кризиса протекало в скрытой форме. Его острота обнаружилась только тогда, когда верхи начали, наконец, осуществлять реформы сверху.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.003 с.) |