Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познавательная сфера личности.
Процесс познания человеком окружающего мира тесно связан с его практической деятельностью и начинается с получения непосредственных впечатлений от предметов внешнего мира, получаемых с помощью органов чувств. Первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия. Характерная особенность ощущений – их сиюминутность, непосредственность. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Благодаря ощущениям мы познаём отдельные качества и свойства предметов и явлений. Но в реальной жизни трудно выделить ощущения в “чистом виде”. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления. Ощущение входит в структуру более сложного психологического процесса – восприятия. Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Продуктом восприятия является образ воспринимаемого явления. Ощущение и восприятие неразрывно связаны друг с другом. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, но не исчерпывающей. Систематическая классификация ощущений, предложенная английским физиологом Ч. Шеррингтоном, разделяет группы ощущений на три основных типа: 1. Интероцептивные, объединяющие сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма (благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренним органам). 2. Проприоцептивные, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивающие регуляцию наших движений (эта группа включает ощущения равновесия или статическое ощущение, а также двигательное или кинестетическое ощущение). 3. Экстероцептивные, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира и создающие основу для нашего сознательного поведения; всю группу принято разделять на две подгруппы: контактные (вызывающиеся непосредственным воздействием объекта на органы чувств) и дистантные (отражающие качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств).
Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определённого физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или модальности. Существуют ощущения, которые не связаны с какой-либо определённой модальностью (интермодальные ощущения). К ним относится вибрационная чувствительность (чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом). Особое практическое значение приобретает при поражениях зрения и слуха. Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам относятся: качество (модальность ощущений – свойство, характеризующее основную информацию);· интенсивность (количественная характеристика, зависящая от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора – если у вас насморк, то интенсивность запахов может быть искажена);· длительность ощущения – его временная характеристика, определяемая длительностью воздействия раздражителя и функциональным состоянием анализатора;· пространственная локализация – характеристика, позволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя; дистантные ощущения содержат информацию о расположении источника раздражения в пространстве, а контактное ощущение соотносится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздействует раздражитель.· К основным закономерностям ощущений принято относить следующие: 1) существование порогов чувствительности (минимальная величина раздражителя, необходимая для возникновения ощущения – нижний порог абсолютной чувствительности; наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данной модальности – верхний порог абсолютной чувствительности); наряду с абсолютным выделяется порог различения – дифференциальный порог, который характеризует минимальное различение между двумя раздражителями или минимальное изменение свойств одного раздражителя, вызывающее изменение ощущения;
2) сенсорная адаптация – изменение чувствительности анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей; 3) взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора при раздражении других органов чувств (общая закономерность в том, что слабые раздражители в одной анализаторной системе способствуют повышению чувствительности другой системы, а сильные – снижают её (сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый повышает); сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора в результате взаимодействия нескольких анализаторов или длительных упражнений; синестезия – возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модальности [2]. Восприятие позволяет получить целостный образ предмета во всей совокупности его инвариантных свойств. Восприятие – психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие всегда встроено в структуру определённой деятельности или общения и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Процесс восприятия представляет собой систему так называемых перцептивных (воспринимающих) действий, направленных на выделение информативных признаков объекта и построение на этой основе его образа. Восприятие характеризуется через специфические свойства, принципиально отличающие его от процессов ощущения. К таким свойствам принято относить следующие: · Целостность. Восприятие – это целостный образ предмета; всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые элементы этого целого в данный момент невозможно наблюдать (например, тыльная сторона вещи). · Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине независимо от меняющихся условий восприятия. · Структурность. В акте восприятия мы фактически выделяем абстрагированную от непосредственных ощущений обобщённую структуру (слушая музыку, воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаём её тогда, когда воспроизводит один инструмент, человеческий голос или оркестр). · Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (или их частей) по сравнению с другими. Выделяемый и в силу этого более отчётливо отражаемый объект восприятия выступает в качестве “фигуры”, тогда как остальные образуют “фон”. · Активность. Восприятие всегда встроено в структуру определённой деятельности и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Без такой активности субъекта образ не формируется. · Предметность. Свойство образабыть отнесённым к воспринимаемому предмету называется предметность восприятия. Все впечатления и сведения, получаемые из внешнего мира, связываются с конкретными объектами (даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как нечто предметно оформленное – лицо, собака, облако и т. д.).
· Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Неадекватное восприятие называется иллюзорным (иллюзия движущегося поезда). · Категориальность (осмысленность) выражается в том, что восприятие носит обобщённый характер, каждый воспринимаемый предмет обозначается словом – понятием и относится к определённому классу. Это достигается с помощью мыслительной деятельности в процессе восприятия. · Апперцепция – зависимость восприятия от личности воспринимающего и его опыта. Основная классификация видов восприятия построена в зависимости от того, какой из органов чувств является ведущим в формировании субъективного образа. В соответствии с этим выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Но выделенные виды не всегда встречаются в чистом виде. В каждом из образов наряду с основными встречаются и другие по модальности ощущения. В зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности (формы существования материи) выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Восприятие пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в окружающей среде, включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, восприятие глубины и удалённости. Восприятие времени есть отражение объективной длительности явлений, процессов и событий. Чувство времени не врождённое, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие движения представляет собой субъективное отражение физического перемещения объектов в пространстве. В зависимости от способа актуализации, восприятие может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно и стихийно. Оно актуализируется либо некоторыми особенностями самих объектов (новизной, яркостью, необычностью, контрастностью), либо соответствием их потребностям и интересам субъекта. Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели – что-то воспринять, заметить. Оно формируется у человека в период младшего школьного возраста.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.011 с.) |