Основные задачи и принципы авторского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные задачи и принципы авторского права



Объекты авторского права

.В юридической литературе, в том числе учебной, объект авторского права (произведение) определяют как нематериальный продукт духовного творчества человека, имеющий объективную форму. В определение объекта авторского права, которое давалось в ст.475 ГК РФ, не содержалось прямого указания на творческий характер труда авторов произведений, что давало некоторым авторам основания утверждать, что "новые, творчески самостоятельные произведения – это лишь часть охраняемых авторским правом произведений"4.

Отнесение произведения к категории исключительно научных, литературных или произведений искусства для признания его объектом авторского права не имеет значения. Важен лишь творческий характер труда, в результате которого создано произведение. Если нет творчества, нет и объекта авторского права. Например, не может быть объектом авторского права простой список телефонов, простая компиляция и т.д.

Продукт творческой деятельности автора может быть объектом авторского права, если он выражен в какой-либо объективной форме, так как авторским правом защищаются именно те структурные элементы произведения, которые определяют его форму. Наличие элементов новизны в произведении не является обязательным для предоставления ему авторско-правовой охраны.

Произведение считается имеющим объективную форму, если оно выражено в одной из следующих форм:

письменной,устной звуко- или видеозаписи,изображения объемно-пространственной,и в других формах.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, но выраженные в какой-либо объективной форме.

К объектам авторского права также относятся:

производные произведения, составные произведения.

Охрана предоставляется производным и составным произведениям независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (ст.1259 ГК РФ).

Не являются объектами авторского права, а значит и не подлежат охране произведения, которые не обладают какими-либо признаками произведения, например, объекты, не выраженные в материальной форме, или не являющиеся результатом творческой деятельности.

К числу неохраняемых относятся и такие объекты, которые хотя и удовлетворяют понятию произведения, однако в силу прямого указания закона охране не подлежат. К ним относятся произведения, срок охраны которых истек, а также:

официальные документы,государственные символы и знаки,произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Субъекты авторского права

Субъектом авторского права, как правило, является гражданин, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Им может быть и гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста и душевнобольной. Так, авторские права детей, представленные на смотры или выставки детской или юношеской самодеятельности и т.д. защищаются авторским правом.

Но недееспособные, став субъектами авторского права, не имеют права самостоятельно совершать какие-либо сделки, связанные с использованием авторского права. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять авторские права на свои произведения. (Ст.26 Гражданского кодекса РФ).

Авторское право может принадлежать нескольким лицам – соавторам. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство всегда является результатом соглашения о совместной работе. По крайней мере, между соавторами должно быть хотя бы устное или подразумеваемое соглашение о создании коллективного произведения.

Недействительным является соавторство, навязанное автору лицам, от которого так или иначе зависит использование произведения.

Оказание автору технической помощи соавтора не порождает. При соавторстве должно быть творческое участие лиц в создании произведения.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию

 

5. Понятие произведения и формы существования произведений

Произведением признается результат творческой деятельности автора, однако признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением - объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество

Объективная форма выражения произведения.

Это способ фиксации творческого замысла автора, при котором произведение доступно для восприятия человеческими чувствами.
письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).
При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.
В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.
Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
И естественно, "передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте". Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования.,
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.

6. Личные неимущественные права автора

Личные неимущественные права – права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.

Различают:

1) личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;

2) личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

Личные неимущественные права авторов относятся к правам, тесно связанным с имущественными. По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 15) автору принадлежат следующие личные неимущественные права автора:

1) право признаваться автором произведения (право авторства);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);

3) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

7. Право авторства

– право создателя произведения быть признанным обществом в качестве автора этого произведения на основе факта его создания. На основе данного права автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другими лицами. Право авторства возникает в связи с фактом создания произведения и не требует специальной регистрации в какомлибо органе власти.

Признаки права авторства:

а) право авторства осуществляется только автором и неотчуждаемо от личности автора;

б) право авторства не переходит в порядке универсального правопреемства.

Право на имя – возможность автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним), с выбором способа и полноты указания своего имени.

Право на обнародование – право самостоятельно или при помощи иной формы на осуществление доступности произведения для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на отзыв – право отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения с возмещением причиненных таким отказом пользователю убытков, в том числе упущенной выгоды.

Право на защиту репутации автора – право автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения.

Имущественные права автора

Имущественные авторские права – права автора или иного правообладателя использовать произведение указанными в законе или договоре способами за вознаграждение.

Имущественные права включают в себя право:

а) воспроизводить произведение (право на воспроизведение) – повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей;

б) распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение) – право отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения;

в) импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт), – распространение экземпляров произведения на территории зарубежных государств;

г) публично показывать произведение (право на публичный показ) – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного помещения, или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц;

д) публично исполнять произведение (право на публичное исполнение) – такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения, а восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей);

е) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир). Передача в эфир подразумевает сообщение произведения с помощью передачи сигналов;

ж) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

з) переводить произведение (право на перевод) – право самостоятельно переводить произведение на другой язык или разрешать осуществлять перевод другому лицу;

и) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

к) сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Объекты смежных прав

 

Объектами смежных прав являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Фонограмма - это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов (деревьев, трав, ветра или морского прибоя).

Несколько сложнее определение понятия исполнение, под которым понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, "в живом виде", "живьем") или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

 

Субъекты смежных прав

 

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. В качестве исполнителей прежде всего выступают артисты: актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы или искусства, в том числе эстрадные, цирковые или кукольные номера. В число исполнителей входят также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры.

Производителями фонограмм называются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В свою очередь, под записью понимается фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, например в форме кассеты или компакт-диска, позволяющих осуществлять неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение данных звуков.

Производителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме и (или) содержащем ее футляре обычным способом.

Институт патентного права

Патентное право в объективном смысле - это гражданско-правовой институт, регулирующий исключительные и иные имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, установлением режима их использования, материальным и моральным стимулированием и зашитой прав их авторов и патентообладателей.

Патентное право в субъективном смысле — это исключительное и иное имущественное или личное неимущественное право конкретного субъекта, связанное с определенным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом.

Потребность в патентном праве обусловлена невозможностью прямой охраны результатов технического или художественно-конструкторского творчества средствами авторского права. В отличие от объектов авторского права изобретения, полезные модели и промышленные образцы как решения определенных практических задач в принципе повторимы. Они могут быть созданы независимо друг от друга разными лицами. Так, радио практически одновременно было изобретено Поповым в России и Маркони в США, причем последний первым запатентовал свое изобретение.

В связи с этим охрана технических решений предполагает формализацию в законе их признаков, соблюдение специального порядка определения приоритета, проверку новизны и установление особого режима их использования. Такую охрану призвано обеспечить патентное право.

Источники патентного права

Отношения в сфере патентного права регулируются на международном и национальном уровнях. Основными международными источниками патентного права являются:

§ Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.;

§ Вашингтонский договор о патентной кооперации от 19 июля 1970 г.;

§ Евразийская патентная конвенция 1994 г.

До 1 января 2008 г. основным внутрироссийским нормативным актом был Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. В настоящее время патентные отношения регулируются положениями гл. 72 ГК РФ.

Весьма существенное значение среди источников патентного права занимают ведомственные нормативно-правовые акты, изданные Минобрнауки и Роспатентом по вопросам, отнесенным к их компетенции: приказ Минобрнауки РФ от 29 октября 2008 г. № 326 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на полезную модель и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на полезную модель»; приказ Минобрнауки РФ от 29 октября 2008 г. № 325 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец» и др.

 

Правовая охрана изобретения

Господство патента естественно и закономерно в условиях частной собственности, поскольку гарантируемый патентом монополизм является мощным инструментом в конкурентной борьбе.

Перестройка экономики сделала неизбежным восстановление роли патента как необходимого элемента системы рыночных отношений.

Патентный закон Российской Федерации (ГПЗРФ) вступил в силу с 14 октября 1992 г.

В отличие от авторско-правовой формы охраны ИС патентно-правовая охрана не наступает автоматически. Для получения патента необходимо в установленном порядке зарегистрировать в Российском Патентном ведомстве (Роспатенте) необходимые материалы, а затем подвергнуть их экспертизе.

В соответствии со статьей 4 Патентного закона РФ изобретению предоставляется правовая охрана, если оно отвечает следующим критериям патентоспособности:

  • является новым;
  • промышленно применимо;
  • имеет изобретательский уровень.

Следует иметь ввиду, что новизну изобретения могут порочить все поданные в Роспатент заявки (исключение составляют отозванные заявки) при условии их более раннего приоритета, несмотря на то, что эти документы не могут быть отнесены к категории общедоступных. С другой стороны, не признается обстоятельством, препятствующим выдаче патента, раскрытие сути изобретения в общедоступном источнике автором, заявителем или третьим лицом, получившим от них соответствующую информацию прямо или косвенно, если это раскрытие произошло не более, чем за шесть месяцев до даты подачи заявки в Роспатент.

Наиболее однозначным из перечисленных критериев патентоспособности является промышленная применимость, т.е. возможность использования изобретения в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других областях деятельности.

Наиболее сложным для понимания является третий критерий патентоспособности- изобретательский уровень. В огромном большинстве случаев изобретения содержат как новые, так и известные элементы,, а нередко - только известные элементы, но используемые для иной цели.

Перед экспертом возникает вопрос, каков вес творческого начала в предложенном решении, насколько оно отличается от других технических решений, характеризующих современный уровень техники? Происходит ли при этом переход на новый технологический уровень?

В соответствии с Законом объектами изобретения признаются:

  • Устройство - деталь, узел или совокупность взаимосвязанных деталей и узлов.
  • Способ - операция или совокупность взаимосвязанных операций (действий) над материальными объектами и с помощью материальных объектов.
  • Вещество - искусственно созданная совокупность взаимосвязанных ингредиентов.
  • Штамм - наследственно однородные культуры микроорганизмов, продуцирующие полезные вещества или используемые непосредственно.
  • Применение перечисленных объектов по новому назначению означает, что устройство, способ, вещество или штамм предложено использовать с такой целью, для которой они ранее не использовались..

14. Правовая охрана полезной модели

Принципы патентного права

Принципы патентного права: • признание за патентообладателем исключительного пра­ва на использование запатентованного объекта; • соблюдение баланса интересов патентообладателя и об­щества; • предоставление охраны лишь разработкам, признанным патентоспособными изобретениями, полезными моделями и про­мышленными образцами; • законом охраняются интересы как создателей изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, так и патентооб­ладателей, не являющихся создателями последних. Патентное право в субъективном смысле — права и обя­занности лиц, создавших изобретения, полезные модели и про­мышленные образцы.

Виды лицензионных платежей


Передача прав интеллектуальной собственности осуществляется на основе лицензионного договора. При составлении лицензионного договора одним из существенных условий является цена лицензии. Общеизвестно, что в мире до настоящего времени не выработано единой методологии определения цены лицензии. Несмотря на это существуют некоторые концептуальные подходы, которые следует учитывать при определении формы платежа и размера лицензионного вознаграждения.
В лицензионных операциях приняты следующие основные виды платежей:

- паушальный;
- фиксированный;
- роялти;
- комбинированный.
Паушальный платеж представляет собой определенную, четко зафиксированную в тексте лицензионного договора сумму (не зависящую от фактического объема производства и реализации продукции по лицензии), выплачиваемую в один или несколько приемов на ранней стадии действия лицензионного договора (обычно до начала коммерческого производства).
Фиксированный платеж представляет собой определенную, четко зафиксированную в тексте лицензионного договора сумму (не зависящую от фактического объема производства и реализации продукции по лицензии), выплачиваемую в несколько приемов в течении всего срока действия лицензионного договора.
Платеж типа роялти представляет собой платеж, непосредственно зависящий от фактических результатов коммерческого использования лицензии, выплачиваемый лицензиатом лицензиару в течении всего срока действия лицензионного договора по окончании каждого отчетного периода, начиная с даты вступления соглашения в силу.
Комбинированный платеж представляет собой комбинацию из авансового платежа и последующих роялти, выплачиваемых лицензиатом лицензиару в течении всего срока действия лицензионного договора. То есть расчитываются роялти, а какая-то оговоренная их часть (как правило, не более 30 процентов) выплачивается в виде паушального платежа после заключения лицензионного договора. Комбинированная форма платежа за лицензию как правило позволяет наиболее полно учесть интересы сторон.
Говоря о лицензионных платежах, следует иметь ввиду, что эти платежи могут принимать разнообразные формы. Например, денежную или товарную, когда оплата лицензии производится продукцией, произведенной по лицензии. Формы могут быть смешанными. Даже с некоторой предоплатой до заключения лицензионного договора. Возможна также оплата акциями лицензиата. В этом случае лицензиар становится совладельцем компании лицензиата и т.д.
30. Международная торговля лицензиями

Международная торговля лицензиямиявляется основным экономическим механизмом международного технологического обмена и в настоящее время приобрела широкое и быстрое распространение.

Рост международной торговли лицензиями обусловлен рядом факторов, стимулирующих фирмы продавать и покупать лицензии на мировом рынке:

· коммерческая заинтересованность в осуществлении технологического трансферта, как со стороны лицензиара (продавая лицензию он в короткие сроки окупает расходы на НИОКР, получает дополнительную прибыль за счет быстрого освоения изобретения и выпуска на его основе новых видов продукции), так и со стороны лицензиата (покупая лицензию он экономит на НИОКР, имеет доступ к передовым научно-техническим достижениям, получает доходы от использования новейших технологий);

· усиление конкурентной борьбы на мировом рынке;

· ускорение выпуска на рынок новой продукции;

· получения доступа к дополнительным ресурсам;

· проникновение и завоевание труднодоступных рынков в странах, где широко используются тарифные и нетарифные барьеры;

· получение прибыли от продажи лицензий на продукцию, не соответствующую новым стратегическим приоритетам;

· страны с ограниченными ресурсами научно-технического развития, участвуя в международном технологическом обмене, имеют возможность занять твердую позицию на мировом рынке без дополнительных затрат;

· с помощью лицензий создается реклама отечественной продукции и благодаря этому возрастает спрос на нее в других странах, а также изучаются зарубежные рынки;

· политические и правовые мотивы.

Помимо преимуществ международное лицензирование имеет и недостатки, которые для лицензиара оборачиваются следующим:

· ограничение возможностей получения будущих прибылей, связанных с самостоятельным использованием нематериальных активов, вследствие передачи прав на достаточно длительный период;

· потеря контроля над качеством своей продукции и технологии, а также над сохранением репутации своей фирмы в случае передачи права другой фирме. Основными последствиями контроля являются: неадекватное использование лицензий, низкое качество продукции, превращение лицензиата в конкурента;

· снижение ценности технологий в тех случаях, когда они могут стать широко известными и доступными.

Объектами лицензий являются:

· запатентованное изобретение или технологический процесс;

· технологические знания и опыт, «ноу-хау»;

· промышленные образцы (новое художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид);

· товарный знак.

Лицензии бывают патентные, т.е. подтверждающие передачу права использования патента без соответствующего «ноу-хау», и беспатентные, т.е. подтверждающие право использовать «ноу-хау» без патентов на изобретение.

По объему передаваемых прав по использованию научно-технических знаний лицензиара различают три вида лицензий:

· простая (неисключительная), при продаже которой за лицензиаром остается право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять лицензии на данную технологию и другим лицензиатам на данной территории;

· исключительная, предусматривающая монопольное право лицензиата использовать технологию и отказ лицензиара от самостоятельного использования запатентованных изобретений или «ноу-хау» и их продажи на оговоренной территории;

· полная, предоставляющая лицензиату исключительное право на использование патента или «ноу-хау» в течении срока действия соглашения и отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течении этого срока.

Лицензия может быть открытой, если патентом имеет право воспользоваться любое заинтересованное лицо. Открытая лицензия оформляется в соответствующем патентном ведомстве, при этом патентная пошлина взимается в половинном размере.

Лицензия бывает принудительной в случае, если компетентные органы принуждают патентовладельца передать другим лицам право на использование патента.

Административные функции

Первоначальная и важнейшая функция ВОИС — администрирование многосторонних международных договоров, включающее в себя хранение их текстов и официальных переводов, дополнительных договоров, заявлений государств о вступлении, разрешение конфликтов, обеспечение процедуры пересмотра договоров, выполнение регистрационных функций для договоров, предусматривающих международную регистрацию объектов интеллектуальной собственности.

Динамика проблемы пиратства

ля того чтобы отследить изменения, произошедшие в этой области за год, следует обратиться к ответам на вопрос: «Как вы оцениваете динамику пиратства за последний год?», которые были даны членами НП ППП в августе этого года (табл. 2). Из ответов следует, что розничная торговля носителями снижается, но распространение ПО через Интернет отследить сложнее. По-видимому, этот вид пиратства растет, как и черные внедрения.

По прогнозам НП ППП, компьютерное пиратство будет принимать более скрытые формы, переходить от открытой уличной торговли к распространению контрафактной программной продукции посредством неафишируемых сделок через сеть Интернет или под прикрытием других услуг (например, установки нелицензионного ПО различными выездными «специалистами по компьютерам» и т.п.). Следовательно, доступность нелицензионного ПО для массового пользователя будет постепенно снижаться.

Оценить изменения в проблеме пиратства в нынешнем году на рынке экономического и домашнего софта помогают исследования компании «1С». Результаты опроса, проведенного в сентябре (табл. 3), свидетельствуют о том, что примерно 70% считают уровень пиратства неизменным. Впрочем, подобная стабильность никак не может радовать, поскольку уровень пиратства в России — один из самых высоких в мире.

Практика показывает, что производители, которые отстаивают свои авторские права, находятся в лучшем положении, чем те, кто этого не делает, — проще подделывать продукты компаний, не отслеживающих нарушения прав собственности. Таким образом, опыт некоторых отечественных компаний показывает, что борьба с пиратством приносит свои плоды и что привлечение нарушителей к ответственности авторских прав реально 2.

Основные задачи и принципы авторского права

В качестве основных задач авторского права чаще всего в юридической литературе называются две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом; обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование создание ими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.

Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его принципами. Принципы авторского права – это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве.

К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.

Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст.44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержан Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участи в культурной жизни и пользование достижениями культуры. (п.2 ст.44 Конституции РФ).

В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право на авторство, право на имя и пр) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие (ст.1228 ГК РФ). Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого "свободного" использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.084 с.)