Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная система социальной демократии.

Поиск

Социал-демократия — социальная политика и идейно-политич. течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы[1].

До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии вне анархизма — как марксистов, так и последователей Ф. Лассаля и других разновидностей реформистского социализма. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — В. И. Ленина и Р. Люксембург, и умеренных эволюционистов типа Э. Бернштейна, и ортодоксальный «центр» типа К. Каутского.

Идеология современной социал-демократии находится несколько левее социал-либерализма и несколько правее демократич. социализма. В отличие от демосоциалистов, социал-демократы не настаивают на необходимости в принудительной национализации средств производства. В отличие от социал-либералов — считают, что в основе общественного устройства, всё-таки должна превалировать социалистическая, а не капиталистическая ориентация.

14. Маркси́зм-ленини́зм — идеология, социально-политическое и философское учение о законах борьбы за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. С точки зрения его последователей разрабатывалось В. И. Лениным, развившим учение Маркса и применившим его на практике[1][2]. В КПСС явление марксизма-ленинизма рассматривалось как ленинский вклад в марксизм.

В социалистических странах марксизм-ленинизм являлся официальной «идеологией рабочего класса»[3]. Учение не было статичным, а видоизменялось, подстраиваясь под нужды элиты, а также включая в себя учения региональных коммунистических лидеров, имеющие значения преимущественно для руководимых им государств социализма[4].

В советской парадигме марксизм-ленинизм — единственная истинно верная[3] научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, интегрирующая концептуальные воззрения, относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества[5].

Крупнейшая по численности партия в мире — Коммунистическая партия Китая — руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, как отмечается в её уставе: «Марксизм-ленинизм открыл законы исторического развития человеческого общества, его основные положения остаются верными и обладают могучей жизненной силой»[6].

Основная статья: Ленинизм

В Советском Союзе термин «марксизм-ленинизм» вошёл в оборот как название обощенного учения Ленина, с одной стороны, сохраняющего преемственность по отношению к теории классиков марксизма, а с другой стороны — развивающей таковую в силу революционной практики большевиков и опыта построения социалистического государства и его последующего экономического развития.

Социали́зм (франц. socialisme, от лат. socialis — общественный) — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы[1] следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества (коммунизм), завершающего предысторию человечества и являющегося началом его подлинной истории, мобилизуя для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы[2]. Согласно определению энциклопедии Британника социализм — это социально-экономическая доктрина, которая призывает к общественной собственности или общественному контролю над собственностью и природными ресурсами[3]; обобществление собственности вообще рассматривается как один из самых существенных, «конституирующих» признаков социализма[4].

Термин «социализм» впервые был использован в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм»

Коммуни́зм (коммуна от лат. commūnis — «общий») — предполагаемый общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства[1]. На практике такой строй никогда не существовал, однако термин «первобытный коммунизм» используется для описания устройства доклассового племенного общества (в советской исторической терминологии «первобытно-общинный строй»).

Согласно работам основоположников марксизма, коммунизм предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления общества на социальные классы, государства и денег; всё это базируется на отмене частной собственности[2]. Господствует принцип: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»[3]. Также «коммунизмом» называется идеология, провозглашающая своей целью построение коммунистического общества и основанная на ленинской интерпретации марксизма.

16. Беларусь с достижении суверинитета прошла сложный путь:

1э.-9-12 вв.-бел.земди в составе в Руси. На тер-рии более 40 княжеств(Полоцкое, Туровское, Минское и др);

2э.- 12-16 вв.- период ВКЛ. (Статусы ВКЛ)1569г. –Люблинская уния; в этот период тяга бел.народа; 3 э.- с к.18 в. В составе Царской России. Период войск, росс.армия.(1.01.1919-БССР, 30.12.1922-СССР,25.03.1918-БНР, 27.07.1990- декларации о суверинетете.

Политич. мысль Беларуси

Если в основу периодизации истории политической мысли Беларуси положить основные этапы социально-экономического и политического развития белорусского общества, то можно выделить 7 периодов.

1. Средневековье (XI—XV вв.). Складывание белорусской народности, возникновение раннефеодальных государств (Киевской Руси, Великого княжества Литовского), период противоречивых религиозных процессов. Первые памятники социально-политической мысли Беларуси относятся к XII в. и связаны с деятельностью Ефросиньи Полоцкой (ок. 1120—1173), Кирилла Туровского (1130—1182), Климента Смолятича (? — после 1164).

2. Возрождение и Реформация (XV—XVI вв.). Происходит переход к сословно-представительной монархии. Активизируется экономическое, политическое и культурное развитие белорусско-литовского общества. Устанавливаются многосторонние связи со странами Западной Европы.. В этот период Представителями этого периода выступают Франциск Скорина (1490—1551), Николай Гусовский (1470-1533), Василий Тяпинский (1530-е или нач. 1540-X-1603), Сымон Будный (1530-1593), Лев Сапега (1557-1633), Астафий Валович (1520-1587), Андрей Волан (1530-1610) и др.

3. Контрреформация и феодально-католическая реакция (нач. XVII — сер. XVIII вв.) характеризуется преобладанием религиозно-полемической литературы, отражающей доминирование клерикальной идеологии при появлении идей вольнодумства, атеизма, материализма. В этот период сложилась и система среднего образования, а в 1579 г. появился первый в Восточной Европе университет.. Защитники католицизма и унии — Петр Скарга (1536—1612), православные полемисты — Мелетий Смотрицкий (ок. 1572-1630), Афанасий Филиппович (1597 (?) -1648), ранние просветители — Симеон Полоцкий (1629—1680), Григорий Конисский (1717—1795), Казимир Лыщинский (ок. 1634-1689), Станислав Щука (1654-1710), Илья Копиевич (ок. 1651-1714).

4. Просвещение (2-я пол. XVIII в.). На белорусских землях распространяются идеи естественного права и договорного происхождения государства. Возникают различные проекты улучшения общественно-политического строя Речи Посполитой на основе опыта европейских стран. С просветительскими идеями выступают К. Нарбуг (1738-1807), И. Стройновский (1752-1816), И. Хрепгович (1729-1812), Т. Костюшко (1746-1817), Я. Ясиньский (1761-1794), М. Карпович (1744-1803), И. Елен- ский (ок. 1756—1813) и др. Принимается одна из первых в мире конституций — Конституция 3 мая 1791 г., но Речь Посполитая утрачивает суверенитет и территориальную целостность.

5. Отражение процессов, происходящих в Российской империи (1795—1918 гг.). Развитие под воздействием польской и российской политической мысли. Главной проблемой собственно белорусской общественно-политической мысли, возникшей в этот период, становится обоснование права белорусского народа на национально-культурную автономию и политическое самоопределение. В этот период формируются важнейшие идейные направления общественно-политической мысли. Либеральное направление представлено М.К. Бобровским (1784 или 1785-1848), И.Н. Даниловичем (1787-1843), филоматами, в число которых входили писатели-романтики Я. Чечот (1796-1847), Я. Барщевский (1796-1851), А. Рыпин- ский (1811- ок. 1900), А. Мицкевич (1798-1855), а также В. И. Дуниным-Мартинкевичем (1808-1884), В.Д. Спасовичем (1829—1906) и др. Консервативное направление представляют К. Гаворский (ок. 1811-1871), М. Коялович (1828-1891), Л. Солоневич (1868-1938) и др. Представителями революционного направления политической мысли стали М. К. Волович (1806-1833), Ф. А. Савич (1815-1845).

6. Советская Белоруссия (1919—1991 гг.). Первый этап этого периода (1919—1929 гг.) характеризуется продолжением развития идеи национальной государственности. Деятели этого этапа -А. И. Лункевич (1884-1946), В. Ю. Ластовский (1883-1938), Г. Е. Паречин (1894-1939), А.Г. Червяков (1892-1937), И. Кончевский (1896-1923), Б. Тарашкевич (1892-1938) и др. Появляются белорусские вузы и научные учреждения, первыми из которых стали Белорусский государственный университет (1921) и Институт белорусской культуры (1928), преобразованный в Академию наук БССР. С выходом в свет «Краткого курса истории ВКП(б)» в 1938 г. политическая мысль в БССР развивалась в рамках официальной идеологии. Послевоенную правовую мысль в Беларуси развивали И. И. Мартинович, В.А. Круталевич, А.А. Головко, В.А. Кучинский, С. Ф. Сокол и др.

7. Современный период (90-е годы XX — нач. XXI вв.). Важнейшие обсуждаемые в этот период проблемы — государственная независимость и государственное строительство в Беларуси, проблемы постсоветских трансформаций, политическое лидерство, политические элиты, общественное мнение и формирование идеологических предпочтений граждан, проблемы формирования гражданского общества и построения правового государства и др. Развитие политологии в этот период связано с такими именами как Н. А. Антанович, В. А. Божанов, В.В. Бущик, В.Н. Ватыль, С.В. Решетников, В.В. Ровдо, В. Ф. Шалькевич и др.

19.Лев Ива́нович Сапе́га (4 апреля 1557, Островно, ныне Бешенковичский район, Белоруссия — 7 июля 1633, Вильна) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, дипломат и политический мыслитель.

Происходил из магнатского рода Сапег герба «Лис». Старший сын старосты дорогичинского и подстаросты оршанскогоИвана Ивановича Сапеги (ум. 1580) и Богданы Друцкой-Соколинской. Воспитывался в несвижском имении Николая Радзивилла Чёрного, который затем послал его учиться в Лейпцигский университет.

Государственные посты

Начав службу с самых нижних ступенек в государственной иерархии Лев Сапега в возрасте 70 лет достиг наивысшего поста в Великом княжестве Литовском — великого гетмана, то есть военного министра и главнокомандующего войсками. Эта должность позволяла принимать решения, не согласовывая их с королём польским и великом князем литовским. На должности городского писаря прослужил достаточно долго, затем мощным толчком в его карьере послужило личное знакомство с королём и великим князем Стефаном Баторием. В 1581 году стал писарем Великого княжества Литовского. Совместно с тогдашними канцлером и подканцлером он участвовал в создании Главного Трибунала ВКЛ. С 1581 года был королевским писарем при Стефане Батории, затем подканцлером (c 1585 по 1589 годы) и великим канцлером Великого княжества Литовского (с 1589 по 1623 годы). Добровольно отказался от этой должности, чтобы усилить своё влияние и влияние клана Сапег(ов) в Великом княжестве Литовском и всей Речи Посполитой.

С 1621 года — виленский воевода, с 1625 года — великий гетман Великого княжества Литовского. Проявил себя на заключительном этапе Ливонской войны (1558—1583). Сформированный им еще в молодости на собственные средства гусарский полк успешно действовал в битве при Великих Луках и осаде Пскова.

Позднее возглавлял посольства Великого княжества Литовского, в продление Ям-Запольского мира (1582) заключавшие мирные договоры с Фёдором Иоанновичем и Борисом Годуновым (1600). В Смутное время участвовал в подготовке интервенции войск Речи Посполитой в Московское царство, поддерживал Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. В его слонимском имении воспитывался ЛжеИвашка I — Ян Фаустин Луба, который якобы был сыном Марины Мнишек от Лжедмитрия II.

Двоюродный брат Л. И. Сапеги, Ян Петр Сапега, в 1608—1611 годах командовал войсками Лжедмитрия II, затем перешел на сторону короля Сигизмунда III.

Уния

Родился в православной семье, перешёл в кальвинизм, в 1588 году принял католичество. Был сторонником воссоединения христианской церкви, поэтому деятельно участвовал в подготовке церковной унии (Брест, 1596), поддерживал её саму, но не жёсткие меры её претворения в жизнь.

Трибунал и Статут

Некоторые историки приписывают Льву Сапеге инициативу создания выдающегося памятника правовой и политической мысли Европы — Статута Великого княжества Литовского 1588 года, добавляя при этом, что он был основным разработчиком кодификации[ источник не указан 2429 дней ].

Статут Великого княжества Литовского 1588 году не собрание законов, а кодификационный акт, который определял государственное устройство Великого княжества Литовского.

На коронационном сейме в январе 1588 года выступил с речью, убеждающей короля и великого князя Сигизмунда III Вазу и сейм Речи Посполитой утвердить новую редакцию статута. Стараниями Льва Сапеги Третий Литовский статут был издан, вследствие широкого употребления неоднократно переиздавался, был переведён на польский язык, затем на русский, поскольку в качестве кодекса законов действовал на территории Литвы и Белоруссии до 1840 года, когда на территорию бывшего Великого княжества Литовского было распространено российское имперское законодательство.

Поздние годы

Последние годы жизни Лев Сапега занимался упорядочиванием архивов Литовской метрики. Был основателем ряда костёлов, в том числе и костёла Святого Михаила в Вильне, где и захоронен его прах.

В храме справа от алтаря сохранился надгробный памятник из мрамора разных цветов Льва Сапеги и двух его жён — Елизаветы, урождённой Радзивилл, и Дороты, урождённой Фирлей.

20. Выборы — это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством голосования. Порядок участия избирателей в формировании органов государственной власти определяется правовыми нормами. Избирательное право - это:

1) совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов, установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями (в объективном смысле),

2) право граждан участвовать в конституционно-правовых отношениях, возникающих при проведении выборов (в субъективном смысле).

Различают активное избирательное право (право гражданина избирать) и пассивное избирательное право (право гражданина выдвигать свою кандидатуру для избрания в выборные органы). Совокупность всех граждан государства, обладающих активным избирательным правом и внесенных в избирательные списки, составляет избирательный корпус. Условия (возрастные, национальные, имущественные и т. д.) допущения граждан к пользованию избирательным правом — это избирательный ценз.

Выборы дают возможность:

1) обеспечить политическое представительство граждан;
2) выразить их интересы;
3) разрешить назревшие в обществе конфликты;
4) обновить состав политической элиты;
5) подтвердить или пересмотреть принципы распределения общественных благ;

Функции выборов:

• Легитимация власти.
• Определение содержания политики, выбор политического курса на период до следующих выборов.
• Функция контроля: в день голосования граждане дают оценку деятельности должностных лиц, избранных на прошлых выборах.
• Функция показателя состояния политической жизни в стране.

В ходе избирательного процесса реализуются нормы законодательства о выборах, испытывается эффективность различного рода политических структур, выявляются ценности политической культуры общества, идеологические предпочтения различных социальных групп, обсуждаются самые насущные проблемы общества и государства. В определенных исторических условиях при значительном расширении прав и свобод в короткие сроки происходит рост активности избирателей, и результаты выборов способны радикально изменить направление общественного развития.

21.Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.01 с.)