Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционная (репродуктивная) технология
Бурмистрова М.Н. Б 65 Дидактика:материалы к курсу лекций по педагогике.Учебное пособие.– Саратов: Изд-во «Наука», 20167. ISBN 5-986-00964-5
В учебном пособии кратко изложен материал раздела по теории обучения курса «Педагогика» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», уровень бакалавриата. Предлагаемое пособие поможет студентам в короткие сроки повторить и систематизировать материал учебной дисциплины. В пособие также включены тестовые материалы для самопроверки, вопросы к зачету, список дополнительной литературы. Данное пособие адресовано студентам, аспирантам, учителям школ, а также всем интересующимся проблемами обучения.
УДК 37.026 (072.8) ББК 74.202я73
ISBN 5-986-00964-5 © М.Н. Бурмистрова, 2016
Лекция 1. Общее понятие о дидактике
Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения. По своему происхождению термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktiko s» – поучающий и «didasko» – изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот для обозначения искусства обучения немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635) в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Великий чешский педагог Ян Амос Коменский в труде «Великая дидактика» назвал эту науку «всеобщим искусством всех учить всему», включив в ее структуру, однако, и воспитание. Немецкий педагог И.Ф. Гербарт в начале XX в. придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения. В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад как зарубежные – А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, так В настоящее время дидактика концентрирует свое внимание Ученые и практики различают общую и частные дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Как наука дидактика занимается разработкой таких проблем, как: § для чего учить (цели образования, обучения); § кого учить (субъекты обучения); § какие стратегии обучения наиболее эффективны (принципы обучения); § чему учить (содержание образования, обучения); § как учить (методы обучения); § как организовать обучение (формы организации обучения); § с помощью чего учить (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.); § как выявить и оценить результаты обучения (методы контроля Частные дидактики или методики преподавания конкретного учебного предмета (математики, физики, литературы, истории и др.) изучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.
Лекция 2. Сущность процесса обучения
Процесс обучения – сложный процесс объективной действительности. Он включает в себя большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Поэтому единого определения данной категории в дидактике нет. В Российской педагогической энциклопедии под процессом обучения понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, «Обучение – это целенаправленный, управляемый процесс, при котором учитель излагает знания, дает задания, учит методам и приемам сознательного приобретения, закрепления и применения знаний, проверяет качество ЗУНов. При этом он постоянно заботится о развитии познавательных способностей школьников» (Б.П. Есипов). Ю.К. Бабанский считает: «Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников». Более емкое определение данному понятию дает И.П. Подласый: «Процесс обучения – это специально организованный, целеполагаемый Г.И. Щукина дает следующее определение: «Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели – вооружению обучающихся ЗУНами, Л.П. Крившенко под обучением понимает активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся осваивает систему научных знаний, умений и навыков, Различное понимание процесса обучения свидетельствует, что это достаточно сложное явление. Из всего сказанного можно сделать вывод, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными ЗУНами, развитию творческих способностей, мировоззрения Процесс обучения выполняет ряд функций: § образовательную (направлена, прежде всего, на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности); § развивающую (развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области); § воспитательную (формирование взглядов, научного мировоззрение, понимания законов природы, общества и мышления, нравственных § побудительную (стимулирование активной познавательной деятельности, побуждение к расширению и углублению знаний через самообучение); § организационную. В процессе обучения решаются следующие задачи: ü организация познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками; ü формирование научного мировоззрения; ü развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; ü формирование учебных умений и навыков самообразования; ü стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; ü формирование опыта общения и взаимодействия между учащимися; ü формирование нравственно-ценностных ориентиров; ü воспитание нравственных качеств личности и эстетической культуры. Процесс обучения носит двусторонний характер.
Он включает в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание – обучающая деятельность педагога по организации усвоения учебного материала и учение – деятельность учащихся по усвоению знаний. Процесс обучения имеет собственную структуру, состоящую целевой ↔ мотивационный ↔ содержательный ↔ операционно-деятельностный ↔ оценочно-результативный.
Лекция 3. Понятие и сущность содержания образования Для успешного обучения необходимо понять – чему надо учить, Содержание образования имеет исторический характер. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Содержание образования в разных социальных системах неодинаково. Оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. В теории и практике образования существуют разные подходы Основные теории формирования содержания образования Основные теории формирования содержания образования сложились еще в конце XVIII – начале XIX в. Они получили название теорий материального и формального содержания образования. Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли многие известные педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Г. Спенсер и др.). Своих сторонников данная теория имеет и в настоящее время (возможно, это одна из причин перегрузки учеников излишней информацией). Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Источником знаний, считали они, является разум. Поэтому необходимо, прежде всего, развивать ум и способности человека. Обе эти теории в чистом виде критиковал К.Д. Ушинский. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человека, обогащать его знаниями, приучать пользоваться ими. К.Д. Ушинский заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма, поддерживаемую современными педагогами. На рубеже XIX и XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма) как ответ на неудовлетворенность теориями материального Сторонники этой теории считали, что источник содержания образования заключен не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования должно быть представлено Теория дидактического прагматизма оказала существенное влияние Практическая реализация данной теории привела к значительному снижению уровня образования в США, за что была подвергнута резкой критике уже в первой половине XX столетия. Несмотря на то, что дидактический материализм, дидактический формализм и дидактический утилитаризм не выдержали проверки временем, они оказали существенное влияние на современные подходы к формированию содержания образования. Известный польский ученый В. Оконь разработал теорию содержания образования под названием функциональный материализм, По его мнению, необходима такая теория, которая бы обеспечивала как получение знаний учащимися, так и приобретение ими умения пользоваться этими знаниями В. Оконь также считает, что в содержании отдельных предметов должна отражаться их ведущая идея (в биологии – идея эволюции, в математике – идея функциональных зависимостей, в истории – историческая обусловленность В процессе обучения следует создавать такие условия, при которых учащиеся смогут использовать приобретенные знания для решения задач практического характера, направленных на доступные преобразования природной, технической, культурной и общественной действительности. Эта теория объединяет в себе требования, предъявляемые обществом В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуризации содержания образования. Ее появление связано с внедрением в учебный процесс программированного обучения. Данная теория не столько пытается ответить на вопрос, каким должно быть содержание образования, сколько – каким образом его передать ученикам, как правильно его структурировать, разделить на части, связанные содержательно и логически. В современной России содержание образования определяется целевой установкой, заложенной в Законе РФ «Об образовании» (ст.14). Согласно этому закону, содержание образования является одним Содержание образования призвано обеспечивать уровень общей Содержание образования должно содействовать взаимопониманию В педагогической науке разработана система критериев отбора содержания образования, в соответствии с которым изучаемое в школе должно: · обеспечивать целостное отражение задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры; · иметь научную и практическую значимость включаемого в учебные предметы и общественную практику образовательного материала; · соответствовать реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста; · обеспечивать соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение; · учитывать международный опыт построения содержания общего среднего образования; · соответствовать имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. В настоящее время содержание школьного образования определяется рядом нормативных документов – образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности Введение государственного стандарта не означает подчинения учебного процесса жесткому шаблону, а, напротив, открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра содержания (чем является стандарт) вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий. Государственные образовательные стандарты разрабатываются В образовательном стандарте общеобразовательных учреждений выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и пр.). Школьный компонент содержания образования отражает специфику Федеральный компонент стандарта – неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и школьный компоненты – вариативные составляющие, которые систематически обновляются. В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируются обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Определение содержания образования сверх обязательного минимума в пределах установленной учебной нагрузки находится в компетенции учебных заведений. В состав стандарта входят: типовой (базисный) учебный план общеобразовательных учебных заведений, общая характеристика инвариантной и вариативных составляющих содержания, государственные требования к уровню общей подготовки учащихся. Учебный план – документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на каждый предмет в год, неделю; продолжительность учебного года и каникул. Выделяют базисный учебный план как типовой и учебный план, разработанный конкретным учебным заведением. В базисном учебном плане представлен перечень всех учебных дисциплин по годам обучения в школе (вузе). Изучаемые предметы в учебном плане подразделяются на три группы: обязательные (базовый – федеральный компонент), по выбору учащихся (региональный компонент) и предметы, изучение которых определяется советом школы (школьный компонент). В базисном учебном плане устанавливается распределение часов на различные образовательные области, факультативы, курсы по выбору. На основе базисного плана разрабатываются учебные планы школ На основе учебных планов составляются учебные программы. Учебная программа содержит пояснительную записку о целях изучения данного предмета, об основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, тематическое планирование изучаемого материала по предмету Различают типовые, рабочие и авторские учебные программы. Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер. Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы. Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения. Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. В основном используются на курсах по выбору и на факультативах. Исторически сложились два способа построения учебных программ: концентрический и линейный. При концентрическом способе построения материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Концентризм обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся. Линейный способ построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. Этот способ более экономичен. Конкретное содержание образовательного материала раскрывается Учебник является источником учебной информации и выступает средством обучения, отражает цели и содержание обучения. В учебнике главной формой предъявления информации является текст. Он делится на: · основной (теоретический и фактический материал, раскрывающий основные факты, явления, процессы, события, а также включающий базовые термины, их определения, описание законов, теорий, ведущих идей и т.д.); · дополнительный (справочный материал, включающий документы, биографические данные, статистические сведения и др.); · пояснительный (введения, примечания, разъяснения, словари, указатели и т.д.). Большую образовательную ценность несут внетекстовые компоненты – иллюстрации, графики, таблицы, а также методический аппарат учебника – вопросы и задания для учеников. Дополнением к учебнику являются учебные пособия, которые углубляют некоторые материалы, дополняют его содержание. К учебным пособиям относят хрестоматии, сборники задач, атласы, сборники упражнений и др.
Лекция 4. Законы, закономерности и принципы обучения
Первые попытки определения правил и обоснования принципов обучения были предприняты еще Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и мн. др. Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Т.А. Ильина, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.). Это объясняется тем, что еще до конца В классической теории обучения общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, воспитывающего обучения, личностного подхода, связи теории с практикой. Рассмотрим их и отметим некоторые правила, обеспечивающие реализацию этих принципов. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человекознания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. ▲ Правила реализации требований принципа научности требуют использования: § логики и языка изучаемой науки; § основных понятий и теорий в максимальном приближении § методов конкретной науки; § научных методов познания природных и общественных явлений. Принцип доступности требует, чтобы учебный материал, его объем, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности не означает, что обучение должно быть предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития работоспособности. В связи с этим Л.В. Занков среди принципов развивающего обучения выдвинул принцип обучения на высоком уровне трудности – «доступность это не легкость, а посильная трудность в обучении!!!». Т.е. обучение, оставаясь доступным, в то же время должно требовать определенных усилий Для этого содержание учебных заданий должно не просто соответствовать реальным возможностям обучаемых, а находиться в зоне их понимания, то есть требовать от них размышлений, раздумий, но таких, которые они реально могут осуществить под руководством обучающего. ▲ Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил: § в обучении идти от легкого к трудному, от известного § объяснять простым, доступным языком; § использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы. Принцип сознательности и активности требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность
Активность в обучении – это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. ▲ Для реализации на практике принципа сознательности и активности следует соблюдать правила: § добиваться четкого понимания учениками целей и задач предстоящей работы; § использовать активные и интенсивные методы обучения; § логически увязывать неизвестное с уже изученным, известным; § учить учащихся находить причинно-следственные связи. Принцип наглядности был выдвинут одним из первых в истории педагогики. Было замечено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Средствами наглядности в обучении могут служить: - натуральные объекты: растения, животные, природные - объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии - изобразительные средства: картины, фотографии, диафильмы, рисунки; - условно-графические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и пр.; - аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; - самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др. ▲ Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Необходимо использовать наглядность: § как отражение сущности изучаемых предметов и явлений, яркий § не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний; § по мере взросления человека более в символическом виде, чем § в различных видах и в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного; § для эстетического воспитания. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. В основе этого принципа лежат определенные закономерности: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний. ▲ Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил: § формирования системы знаний на основе понимания их взаимосвязи; § осуществления межпредметных и внутрипредметных связей; § координации деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности. Принцип связи обучения с жизнью и практикой предполагает, В этом случае у учащихся выраба-тывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение. В основе этого принципа лежат такие закономерности, как: практика – критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания связаны с жизнью, применяются на практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. ▲ Правила реализации данного принципа: § опора в обучении на имеющийся практический/ жизненный опыт учащихся; § показ области применения теоретических знаний; § изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; § решение задач и упражнений на основе производственных достижений; § ориентация учащихся на выработку собственных взглядов, собственного опыта. Принцип прочности усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению; память действует избирательно, поэтому лучше закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный учебный материал. Прочность знаний может быть достигнута, если обучение основывается на учете психических закономерностей развития и работы памяти. Этот принцип требует, чтобы в обучении гармонично сочеталась работа произвольной и непроизвольной памяти. Непроизвольно запоминается то, При этом повторение не должно рассматриваться только как копирование изученного ранее материала. Повторять – значит воспроизводить изученное ▲ Прочность усвоения знаний достигается при такой организации обучения, когда: § обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность; § используются разнообразные подходы, формы, методы обучения, поскольку однообразие гасит интерес к учению, снижает эффективность усвоения; § активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей. Принцип положительного эмоционально фона обучения предполагает создание «ситуации успеха» для учеников. Великий философ и врач Авиценна провел интересный эксперимент. Он взял двух овечек, посадил их в одинаковые клетки и создал равные условия развития. Разница была только в одном: перед клеткой первой овцы была картина, на которой расстилался залитый солнцем луг, по нему гуляли такие же овечки, а перед второй была изображена клетка с волком, который терзал свои жертвы. О результатах легко догадаться: первое животное росло здоровым и веселым, второе – чахлым, слабым и вскоре погибло. Результатом принуждения является или полное отторжение навязываемых действий или безразличное отношение к ним. Ученику отводится в такой системе обучения роль «объекта для дрессировки», что приводит к следующим последствиям: § тормозится развитие творческих способностей; § блокируется активность и самостоятельность при решении познавательных задач; § возникает комплекс переживаний, неверие в собственные силы, боязнь допустить ошибку ® перегрузка, перенапряжение, неврозы; § принуждение провоцирует агрессивно-репрессивную среду в школе, которая не может пройти бесследно как для учителя, так и для ученика в плане их физического и нравственного здоровья. Перечисленные выше дидактические принципы являются общепринятыми, они составляют основу традиционной системы обучения. Некоторые теоретики и практики выделяют и другие принципы, выходящие за рамки дидактической традиции и соответствующие тенденциям развития современного образования. Например: · принцип природосообразности – учета возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития ребенка; · принцип культуросообразности – учет условий, в которых ребенок живет, национальной культуры и менталитета; · принцип самодеятельности – стремление развивать творческую активность учеников; · принцип воспитывающего обучения; · принцип личностного подхода – учета образовательных в
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.011 с.) |